БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.
Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.
В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.
Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.
Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.
В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.
Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)
«Чтение письма» 1921«Купальщицы» 1918«Любовники» 1923«Мать и дитя» 1921«Ольга Хохлова в мантилье» 1917«Ольга Пикассо» 1923«Первое причастие» 1919«Пьеро» 1918«Портрет Ольги в кресле» 1917«Портрет Паула» сына художника 1923«Спящие крестьяне» 1919«Три купальщицы» 1920«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921«Женщина в мантилье» 1917«Женщины, бегущие по берегу» 1922
В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.
Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.
«1919 год. Тревога» (1934)
О времени действия картины говорится уже в самом названии, но зритель сразу же угадывает в этой работе «чемодан с двойным дном». В год написания картины страна жила в той же самой тревоге, страхе за будущее детей и жизнь близких.
Перед нами семья бухгалтера или мелкого клерка. В центре комнаты неподвижно стоит женщина, прислушивающаяся к ночному шуму во дворе дома. Женщина обнимает за плечи дочь, укрывая ее от тревожной темноты. Уложит ли она сегодня дочь спать? Маленькая девочка стала жертвой страха. Предчувствуя неминуемую беду, она опустила ручки от безвыходности и безысходности.
Отец, отодвинувший шторку и прильнувший лбом к окну, понимает, что над его семейным гнездом нависла угроза. И только крошечный сын сладко спит в своей кроватке.
Со стула свисает смятая газета, в которой отчетливо читается слово «враг». Это слово настигало неожиданно, как удар молнии. Оно проходило красной строкой в каждой газете в 1919 и в 1934 годах.
В ожидании непрошенных гостей время как в семье, так и в стране как бы остановилось. Тревогу вызывала даже тишина. Тревога стала состоянием всей страны.
Кубизм
Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.
Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.
В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов
В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.
Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.
Биография и сюжет
Биография кукольного мальчика, влюбленного в синеволосую девочку, в сказке представлена нескрупулезно. Этот герой, хоть и полюбился публике, все-таки является второстепенным персонажем. Сюжет произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино» рассказывает о деревянной марионетке с длинным носом, которую выстругал папа Карло, а Пьеро фигурирует далеко не в первой главе произведения.
Буратино и Папа Карло
Начало повествования мало чем отличается от «Пиноккио». Старый столяр Джузеппе по прозвищу «Сизый Нос» решил соорудить ножку для столика, но, когда он коснулся топором полена, то слабо взвизгнуло человеческим голосом.
Изумленный старик решил больше не связываться с этим колдовским предметом и отдал деревяшку своему приятелю-шарманщику. Карло сделал из полена куклу, которая чудесным образом ожила. Первоначально отношения папы Карло и его «сына» не заладились, но в конечном итоге, помня совет Сверчка, мальчик согласился выучить азбуку и пойти в школу. Буратино хотел выполнить свое обещание, но его очаровала музыка, которая слышалась из кукольного театра.
Пьеро, Буратино и Арлекино
Таким образом, Буратино попал в переделку и оказался подвешенным на дереве, а неподалеку стоял домик, где жила девочка с голубыми волосами Мальвина, в которую влюблен Пьеро. Эта девочка сбежала из кукольного театра, потому что Карабас-Барабас грубо обращался со своими подчиненными.
Пьеро и Мальвина
Буратино встретил грустного мальчика, когда убежал из Страны Дураков. Оказывается, меланхоличный герой тоже втайне покинул убежище кукольного узурпатора. Пьеро случайным образом подслушал беседу хозяина театра и его приятеля Дуремара, торговца пиявками. Друзья разговаривали о золотом ключике, но, когда узнали, что белоснежная кукла с нарисованными бровями подслушивает, натравили на него двух бульдогов. Пьеро чудом удалось спастись и ускакать верхом на зайце.
Пьеро на сцене
После того, как герой произведения избавился от оков Карабаса-Барабаса, он возжелал найти свою возлюбленную Мальвину и попросил Буратино помочь ему. Сын папы Карло привел приятеля к деревянному домику, где жила девочка с голубыми волосами. Не успел Пьеро обрадоваться долгожданной встрече, как ребята тут же узнали, что за ними продолжается погоня.
Куклы не раз еще сталкивались со злодеями: Карабасом-Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио. Но, к счастью, когда театральные актеры были окружены антагонистами, на помощь поспел папа Карло и забрал всех кукол к себе в каморку.
Значение для развития живописи
Направление в творчестве, лишенное реализма и логики, оказало противоречивое влияние на развитие живописи. Положительные влияния: новое восприятие и передача реальности, возможность показать личное виденье мира, живость и эмоциональность полотен, индивидуализм. Натюрморт, портрет и другие жанры стали тяготеть к иррациональному.
Негативные влияния: отказ от реалистичности, примитивизация искусства. Кубизм оказал существенное влияние на живопись XX века. Соединяясь с другими направлениями в искусстве, зародились самобытные, необычные стили.
Период развитого кубизма завершился после Первой мировой войны, но влияния этого стиля заметны в работах известных американских художников. В начале 30-х годов течение стало толчком для развития творчества Л.Фейнингера, Дж. Марина, М.Русселя и других.
Наибольшими достижениями кубизма можно считать работы Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» и «Гитара». Используя простые геометрические формы, художники передавали суть изображения, показывали, что можно продемонстрировать взаимосвязи отдельных фигур без необходимости передачи облика реального объекта. Чтобы передать значение кубизма в искусстве, стоит изучить творчество Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Брака, Андре Лота, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Жака Липшица.
Поль Сезанн картины
Натюрморты
Яблоки | Яблоки и салфетка | Яблоки, груши и виноград | Букет цветов |
Ваза, стакан и яблоки | Натюрморт тёмно-синей вазой | Натюрморт Блюдо с яблоками | Цветы и фрукты |
Цветы в голубой вазе | Цветы в оливковой вазе | Цветы в вазе | Четыре яблока |
Горшок с цветами 1876г | Кувшин, чашка и яблоки | Натюрморт | Яблоки и стакан |
Чаша и молочник 1877г | Хлеб и нога ягнёнка 1866г | Фаянсовая ваза с цветами 1874г | Чаша, бокал и фрукты 1871г |
Натюрморт с яблоками 1879г | Натюрморт Яблоки и бисквит 1877г | Яблоки, молочник и скатерть 1880г | Натюрморт с фруктами 1880г |
Натюрморт с зелёным горшком и оловянным кувшином 1870г | Натюрморт с итальянской вазой 1874г | Натюрморт с открытым ящиком 1879г | Натюрморт с семью яблоками 1878г |
Череп, свеча и книга 1866г | Часы из чёрного мрамора 1870г | Буфет 1877г | Три груши 1879г |
Цветы в вазе. 1882г | Натюрморт с яблоками и чашей с фруктами. 1882г | Натюрморт с супницей. 1884г | Ваза с фруктами, кувшин и фрукты. 1894г |
Натюрморт Яблоки и груши. 1887г | Натюрморт цветы в вазе. 1888г | Натюрморт блюдо и фрукты. 1887г | Натюрморт с комодом. 1887г |
Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами. 1894г | Натюрморт Блюдо персиков. 1894г | Натюрморт Фрукты и кувшин на столе. 1894г | Натюрморт Чаша с фруктами, кувшин и фрукты. 1894г |
Натюрморт с бытылкой рома. 1890г | Натюрморт с кувшином и фруктами на столе. 1894г | Натюрморт с кувшином и фруктами. 1894г | Натюрморт Тюльпаны и яблоки. 1894г |
Натюрморт Имбирь, кувшин и баклажаны. 1894г | Натюрморт с яблоками. 1890г | Натюрморт с яблоками и чашкой. 1894г | Натюрморт с яблоками и сахарницей. 1894г |
Натюрморт с корзиной. 1890г | Натюрморт с цветами и фруктами. 1890г | Натюрморт с кустом герани и фруктами. 1894г | Натюрморт с гранатом и грушами. 1890г |
Натюрморт с гранатом и грушами. 1893г | Натюрморт с сахарницей. 1890г | Натюрморт с кувшином для воды. 1893г | Натюрморт Сахарница, груши и скатерть. 1894г |
Натюрморт с бутылкой и корзиной яблок. 1894г | Натюрморт с драпировкой. 1895г | Натюрморт с фруктами и банкой имбиря. 1894г | Натюрморт с фигуркой Купидона. 1895г |
Натюрморт с гипсовым Купидоном. 1895г | Натюрморт с красным луком. 1898г | Натюрморт с черепом. 1898г | Тюльпаны в вазе. 1892г |
Хризантемы. 1898г | Горшок для имбиря. 1895г | Пирамида из черепов. 1900г | Бутылка мятного ликёра. 1895г |
Натюрморт с яблоками, бутылкой и креслом позади. 1902г | Натюрморт Ваза с цветами. 1903г | Натюрморт Яблоки, бутылка и молочник. 1904г | Натюрморт с голубым горшком. 1900г |
Натюрморт с вазой для цветов. 1905г | Натюрморт с апельсинами. 1900г | Натюрморт Скатерть и фрукты. 1900г | Натюрморт с тремя черепами. 1903г |
Две вазы с цветами 1877г | Натюрморт с тремя черепами. 1900г | Натюрморт Три черепа на ковре с рисунком. 1900г | Натюрморт Ваза с цветами. |
Натюрморт с чашей фруктов и яблоками. | Натюрморт с бутылками и яблоками. | Натюрморт с графином, сахарницей,бутылкой, гранатами и арбузом. | Натюрморт с зелёной дыней. 1906г |
Натюрморт Георгины в вазе из делфтского фарфора . | Натюрморт Горшок с цветами на столе. | Натюрморт с грушами и персиками. | Натюрморт с персиками, сахарницей и банкой имбиря перед комодом. |
Творчество
Для ранних работ художника характерна темная палитра цвета, густые, плотные мазки. Это довольно мрачные картины с жутковатыми сюжетами. В них заметны отсутствие профессиональной школы и увлечение живописца полотнами Эжена Делакруа.
Поль Сезанн часто пишет не кистью, а мастихином – специальным инструментом для нанесения на холст густой краски. Работы далеки от гениальных и совсем не похожи на его поздние полотна. Тем не менее Камиль Писсарро видит в Сезанне настоящий талант, который совершит переворот в живописи.
С подачи мастера пейзажей в 1863 году Поль с несколькими своими картинами принимает участие в «Выставке отверженных» – организованной по приказу императора выставке полотен, не принятых жюри официального Салона. Однако его работы не привлекают внимания ни публики, ни критиков.
1860-е гг. для Сезанна время упорного труда. Он много пишет, часто посещает Лувр, учась у великих мастеров. Художник осознает нехватку знаний и опыта, потому ругает себя: «Волосы и борода у меня длинные, да вот талант короткий».
Писсарро вводит Сезанна в круг молодых художников, которые вскоре станут известны как импрессионисты. Излюбленное место их встреч – парижское кафе «Гербуа». Полю нравится там бывать, но в силу своего характера он обычно не участвует в общих беседах, держась особняком.
Идеи импрессионизма вдохновляют Сезанна, особенно он восхищается работами Эдуарда Мане. Но у него свой взгляд на живопись. В отличие от импрессионистов, стремящихся запечатлеть на картине мимолетное мгновенье, Полю интереснее изображать длительные состояния окружающего мира, саму суть вещей.
В 1870 г., не желая участвовать во Франко-прусской войне, Поль Сезанн переезжает в небольшой приморский городок Эстак. Это новый этап в творчестве художника. Здесь он открывает для себя пейзаж. Его палитра становится светлее, в работах просматривается заинтересованность формами.
В 1872 г. Сезанн переезжает в Понтуаз, где на протяжении двух лет работает с Камилем Писсарро. Уроки пейзажиста оказали существенное влияние на манеру живописи художника – от своих прежних густых мазков он перешел к импрессионистской технике легких направленных мазков. Палитра осветляется, уходит излишняя структурность.
У Писсарро молодой живописец учится конструированию картин. Поль называет его великим художником, своим учителем и «добрым Богом». Много лет спустя на одной из выставок он подпишет свои работы: «ученик Писсарро».
В 1874 году Париж стал местом художественной революции – состоялась первая выставка импрессионистов. В ней принял участие и Поль Сезанн. Критики осудили художников. Но ни на кого не вылили столько сарказма, как на Сезанна. Его работы «Дом повешенного» и «Современная Олимпия» назвали живописью сумасшедшего.
От участия во второй выставке импрессионистов расстроенный художник отказался.
В 1875 году Сезанн встречает первого почитателя своего таланта. Это таможенный инспектор Виктор Шоке, с удовольствием приобретающий картины непризнанного творца. К третьей выставке импрессионистов в 1877 г. Поль Сезанн пишет портрет Шоке, но снова сталкивается с жестокой критикой и издевательствами.
Все больше художник отходит от импрессионизма. 1880-е гг. – начало периода его зрелого творчества. Сезанн путем долгих исканий приходит к убеждению, что задача художника не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости. В интересе вечного характера мира, его устойчивых, неизменных черт.
Живопись для художника не столько искусство, сколько средство познания мироздания. Его метод – построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной геометрической формы.
Картины Поля Сезанна в новом стиле:
- Купальщик (1885 г.);
- Гора Сент-Виктуар с большой сосной (1886 г.);
- Мадам Сезанн в красном платье (1888 г.);
- Игроки в карты (серия из 5 картин 1890-1895 гг.).
В 1895 г. торговец предметами искусства Амбруаз Воллар устраивает персональную выставку работ живописца и разом покупает больше сотни его работ. С этого времени картины Поля Сезанна становятся все более популярными, их начинают с удовольствием приобретать. Успешные выставки его картин сменяют друг друга, делая художника все известнее.
В это последнее десятилетие жизни Поль Сезанн пишет такие свои шедевры как:
- Большие купальщицы (1895-1906 гг.);
- Мужчина в синем халате (1896-1897 гг.);
- Озеро Анси (1896 г.);
- Натюрморт с черепами (1901 г.).
В 1904 г. в Салоне под картины Поля Сезанна выделен целый зал. Эта выставка стала настоящим триумфом художника.
10.
Писающий мальчик, авторство неизвестно
«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.
Париж. Вторая попытка
Гора Сент-Виктуар
К концу 1862 года ему удалось убедить отца в необходимости отъезда, и в ноябре он снова в столице. На этот раз он твёрдо уверен в своём призвании и намерен поступить в Школу изящных искусств. Но тем не менее он заранее противится академическому образованию – опять противоречие. Теперь картины Сезанна – живописное отражение сумрачного, глубоко сокровенного, внутреннего мира. Обостряется его болезненная чувственность, воспалённая фантазия создаёт мрачные образы. К тому же он боится женщин и шутит, что не знает, что с ними делать. Романтик по натуре, Сезанн картины пишет в приглушённых, тусклых тонах, но сквозь эту сдержанность местами прорываются яркие краски.
Теперь он более спокоен, много работает, ходит на этюды, восстанавливает связи по мастерской Сюиса. Особо сближается с уравновешенным и благородным Писсарро и жизнерадостным кутилой Гийеме, по-прежнему часто встречается с Золя. Палитра художника посветлела, мазки разделились, в произведениях стали преобладать пейзажи – Поль Сезанн к ним пришёл под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро. Осознанная благодарность другу была так велика, что Сезанн стал прибавлять к своей подписи на картинах «ученик Писсарро».
Экзамен в Школу изящных искусств Сезанн провалил. Молодой художник был в бешенстве, но друзья усмирили его, убедив в несостоятельности Школы с устаревшими методами преподавания. Живописец погрузился в работу, зачастил в Лувр, на выставки, в том числе отверженных (первая как раз прошла в 1863-м). До лета 1864 года, когда Сезанн намеревался отправиться в Экс, он планировал представить что-нибудь жюри Салона. Но работы Сезанна были жюри отвергнуты.
Смерть
Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.
Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.
Поль Сезанн в последние годы
Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.
Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.
Могила Поля Сезанна
Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.
Картина Поля Сезанна «Купальщицы»
22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.
Купальщицы
Большие купальщицы, 1905
«Купальщицы», а если быть более точным — «Большие Купальщицы», сейчас находятся в художественном музее в Филадельфии. В последние годы жизни Сезанн написал серию картин с обнаженными купающимися девушками. Некоторые критики считают эту картину лучшей работой художника, несмотря на то, что она кажется не совсем оконченной после семи лет работы над нею. «Купальщицы» отсылают к давней традиции изображения обнаженной натуры в пейзаже, которая начинается еще с Тициана и Пуссена, с их нимф и сатиров. Но Сезанн отбросил классическое мифологическое содержание ради более абстрактных фигур, создав шедевр, ставший прообразом знаменитых «Авиньонских девиц» Пикассо.
ДОСЬЕ «СВ»
Мойша Сегал (настоящее имя художника) родился 6 июля 1887 года. Но в Париже он переименовал себя в Марка и, веря в магию чисел, день рождения сдвинул на сутки позже, чтобы в нем было три семерки. Он был старшим из шести детей в семье. Получил домашнее образование, затем четыре класса училища и художественная школа живописца Юделя Пэна. Переехав в Петербург, учился у таких признанных мастеров, как Рерих и Бакст. Позже в Париже знакомится с художниками и поэтами-авангардистами. После революции вернулся в Витебск и открыл там народную художественную школу, музей и театр. Но уже через два года вновь уезжает сначала в Москву, а затем во Францию, передав управление школой Малевичу. Дожил Шагал до 97 лет. Был женат на Белле Розенфельд, с которой у них родилась дочь Ида. Белла умерла в 1944 году. Позже Шагал женился на Валентине Бродской, с которой прожил 33 года.
Общество
Пять выходцев из Беларуси, которых знает весь мир
Эти люди родились в Беларуси, были белорусами или были тесно связаны с ней душой в разные эпохи. Однако всех пятерых объединяет то, что они достигли небывалых успехов в своей деятельности, что принесло им всемирную известность
«Герника». Отношение к войне
Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.
Что делает ее такой значимой
Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.
Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.
Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.
Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».
️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.
Пабло Пикассо. Герника, 1937
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.
Вот яркий пример
«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.
Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939
Что почитать
John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.
Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.
Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.
За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.
Выбор жизненного пути
Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.
Берега Марны (вилла на берегу реки)
Поль Сезанн картины
Пейзаж
Поль Сезанн : «Видишь ли, — пишет он Золя 19 октября 1866 года, — никакие картины, созданные в помещении, в мастерской, никогда не смогут сравниться с теми, что написаны на пленэре. Когда пишешь картины на природе, то контраст между изображаемыми фигурами и фоном получается поразительным, да и сам пейзаж великолепен. Я вижу потрясающие вещи, мне нужно решиться на то, чтобы работать только на пленэре»
Пейзаж с мельницей | Морской пейзаж | Вид на гору Сен Виктуар с Лов | Сена в Берси |
Пейзаж в Иль-де-Франс | Вид Овер-сюр-Уаз | Дом доктора Гаше в Овере. 1874 г | Пейзаж 1866 |
Вид Боньер 1866г. | Поляна 1867г. | Дом в Провансе 1867г | Пейзаж 1867г |
Пейзаж 1867г | Пейзаж с источником | Mont Sainte-Victoire | Рядом Экс ан Прованс |
Улица Де Сюлей. Монмартр | Изгиб реки | Дорога в Провансе | Фабрики Рядом Мон-де-Cengle |
Пейзаж 1870г | Пейзаж в Провансе 1870г | L’Estaque под снегом1870г | Усадьба в Жас де Боффан |
Пейзаж с водяной мельницей | Аллея каштанов в Жас де Боффан | Дорога | Масляная мельница |
Винный двор, вид с улицы Жусси 1872г | Дома в Овере | Этюд. Пейзаж в Овере | Дом повешенного в Овере |
Бассейн в Жа де Буффан. | Море в Эстаке. 1878г | Долина Уазе. 1880г | Деревня за деревьями. 1879г |
Берег реки. 1905г | Дорога около горы Сент Виктория. 1902г | Скалы около пещеры ниже Шато Нуар. 1904г | Гора Сент Виктория. 1906г |
Пейзаж в Провансе. 1880г | Пейзаж с линией воды. 1879г | Вид на Эстак сквозь деревья. 1879г | Тающий снег в лесу Фонтенбло. 1880г |
Вид на Овер. 1873г | Над оврагом. 1879г | Мост и водопад в Понтуазе. 1881г | Коте де Галлет в Понтуазе. 1880г |
В долине Уазе 1874г | Пейзаж в Жа де Буффан. 1876г | Бассейн в Жа де Буффан. 1876г | Пейзаж в Провансе. 1875г |
Пейзаж. 1876г | Дорога. 1876г | Дорога в Понтуаз. 1875г | Фруктовый сад в Понтуаз. 1877г |
Дом и дерево. 1874г | Деревья в Жа де Буффан. 1876г | Поворот дороги в Овере. 1873г | Вид на Овер. 1873г |
Крестьянский двор в Овере. 1880г | Дома в Эстаке. 1880г | Пейзаж в Иль де Франс. 1880г | Иль де Франс, пейзаж. 1880г |
Залив Эстак с востока. 1882г | Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г | Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г | Вид на Эстак. 1883г |
Фруктовый сад. 1882г | Дорога, деревья и озеро. 1882г | Скалы в Эстак. 1882г | Море в Эстак. 1885г |
Пейзаж. 1882г | Пейзаж в Жа де Буффан. 1885г | Эстак, вид сквозь сосны. 1883г | Эстак с красными крышами. 1885г |
Дома в зелени. 1881г | В лесу Фонтенбло. 1882г | В лесу. 1885г | Пейзаж. 1885г |
Река у моста трёх ключей. 1906г | Гарданн. 1886г | Гарданн, горизонтальный вид. 1885г | Дома в Провансе недалеко от Гарданна. 1886г |
Поворот дороги. 1882г | Каштаны и ферма. 1885г | Ферма в Нормандии летом. 1882г | Дома вдоль дороги. 1881г |
Вид на Эстак и Шато д Иф. 1885г | Мулен де ля Кулёвр в Понтуазе. 1881г | Гора Сент Виктория, вид с Гарданн. 1886г | Аллея в Шантильи. 1888г |
Замок морского ведомства. 1890г | Каштаны в Жа де Буффан. 1887г | Лес. 1890г | Гарданн. 1890г |
Дом и ферма в Жа де Буффан. 1887г | Дом за деревьями по дороге в Толоне. 1887г | Дом с красоной крышей. 1890г | Жа де Буффан. 1887г |
Пейзаж в полдень. 1887г | Пейзаж с виадуком, гора Сент Виктория. 1887г | Большие деревья в Жа де Буффан. 1887г | Гора Сент Виктория. 1887г |
Гора Сент Виктория. 1887г | Гора Сент Виктория с большой сосной. 1887г | Высокие деревья в Жа де Буффан. 1887г | Аллея в Шантильи. 1888г |
Берег Марны (Вилла на берегу реки). 1888г | Большая сосна. 1889г | Деревья и дома. 1886г | Вид на Гарданн. 1886г |
Акведук. 1890г | Ферма в Бельвю. 1892г | Дом с треснувшей стеной. 1894г | Голубятня в Бельвю. 1890г |
Лес. 1894г | Дом и деревья. 1894г | Мельничный жернов и бак под деревьями. 1894г | Гора Сент Виктория. 1890г |
Гора Сент Виктория. 1890г | Гора Сент Виктория. 1890г | Горы в Провансе. 1890г | Отражения на воде. 1890г |
Дом Марии с видом на Шато Нуар. 1895г | Гора Сент Виктория. 1895г | Гора Сент Виктория. 1897г | Гора Сент Виктория. 1898г |
Деревья и жернова. 1894г | Каменоломни Бибемюс. 1898г | Каменоломни Бибемюс. 1898г | Каменоломни Бибемюс. 1900г |
Каменоломни Бибемюс. 1900г | Красная скала в Бибемюс. 1897г | Ферма в Монжеру. 1898г | В лесу. 1899г |
Угол карьера. 1902г | Лес у скальных пещер над Чёрным замком. 1904г | Дома на холме. 1903г | Хижина Журдена. 1906г |
Хижина Журдена. 1906г | Большая сосна. 1905г | Мельница на реке. 1906г | Гора Сент Виктория. 1905г |
Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г | Гора Сент Виктуар. 1906г | Гора Сент Виктуар. 1902г | Гора Сент Виктуар. 1902г |
В парке Шато Нуар. 1900г | В парке Шато Нуар. 1900г | В лесу. 1898г | Большая сосна и красная земля. 1895г |
Деревья и жернова. 1894г | Поворот дороги в лесу. 1906г | Голубой пейзаж. 1903г | Шато Нуар. 1904г |
Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1904г | Шато Нуар. 1905г |
Озеро в Аннеси. 1896г | Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1903г | Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г | Деревня в Провансе. |
Бассейн и умывальник в Жа де Буффан. | Завтрак на траве. | Мост над прудом. | Деревья конского каштана в Жа де Буффан. |
Гийомен в дороге. | Равнина перед горой Сент Виктория. | Река на равнине. | Скалы. |