Рокотов фёдор степанович

Загадочная судьба портрета

О том, что в дальнейшем происходило с картиной, на которой был запечатлён известный всему миру поэт Александр Пушкин, существует целая история. Сам Соболевский рассказывал историю о мистической пропаже портрета. В 1828 году он собирался уехать за границу, поэтому и заказал уменьшенную копию портрета. Художница Елагина сделала такую, а Соболевский, уезжая, забрал с собой копию.

Оригинал тропининской работы остался у Киреевского, который тогда жил у Елагиных. Когда же Соболевский вернулся на родину, обнаружил, что рамке уже была «скверная копия с оного». Он его тут же выбросил в окно, но зато подлинное полотно пропало. После этого о судьбе холста ничего не было известно до 50-х годов 19 века. Пока остаётся загадкой, где портрет был в течение двадцати лет.

И лишь только в середине 19 века этот тропининский холст с изображением Александра Пушкина неожиданно был обнаружен в московской лавке какого-то менялы. Интересен тот факт, что эта самая лавка находилась на улице Волхонке, недалеко от того места, где Василий Андреевич и написал этот портрет. Стоила картине чуть больше ста рублей, поэтому её тут же приобрёл князь Оболенский, который в то время был директором архива Министерства иностранных дел в Москве.

То, что найденная картина подлинная, подтвердил сам художник, который смотрел после этого портрет Пушкина. Глядя на свою работу, он испытал сильнейшее волнение, так как всплыли в памяти часы, которые он провёл наедине с великим поэтом. Но Василию Андреевичу хотелось и плакать, так как полотно было испорчено: в нескольких местах были трещины.

Тропинин согласился подновить его, не трогая черты поэта, поэтому вскоре художник тут же приступил к работе. А вот Соболевский обиделся на князя Оболенского, что тот не вернул ему портрет. В настоящее время это полотно хранится в Третьяковской галерее. Все копии картин хранятся в разных пушкинских музеях.

Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765

Рокотов Ф.С.Холст, масло58,5 х 46,5

Русский музей

Пост.: в 1919 из собрания князя В.Н. Орлова

Аннотация

Иван Григорьевич Орлов (1733–1791) – старший из братьев Орловых, один из которых – Григорий – стал фаворитом Екатерины II. Возглавляя многие семейные действия, всегда преднамеренно оставался в тени. Участник убийства императора Петра III в Ропше в 1762, в том же году получил графский титул. В 1766 избран маршалом Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Оставив службу, управлял обширными неразделенными имениями своих братьев.
Художник изображает И. Г. Орлова умным, хитрым и энергичным человеком. Проявляя интерес к внутреннему миру своего героя, Рокотов следит за «движениями» его души. Портрет очень наряден: его отличает изысканная цветовая гамма. Орлов одет в синий бархатный кафтан, золотистый камзол и кружевное жабо.

Биография автора

Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.

Графоман и коллекционер

    Единственно доподлинно установлен факт, что портрет действительно принадлежал поэту-графоману Струйскому, в прекрасной коллекции которого имелись работы художников русской и иностранной школы. На обороте портрета до дублирования холста читается зашифрованная надпись: «Партрет т: Е(?). Б: Николай Струйскi». К сожалению, первая буква или слово не поддается прочтению. Вторая буква напоминает «Е», а третья определенно «Б». Даже при рентгеновской съёмке полностью прочесть надпись не удалось…

    Очевидцы рассказывают, что в имении Рузаевка, куда Струйский уехал после смерти жены, им был создан подлинный культ императрицы Екатерины II. Он заказал её портрет, на обороте холста оставив такую надпись: «Сию совершенную штуку писала рука знаменитого художника Ф. Рокотова с того самого оригинала, который он в Петербурге списывал с императрицы. Писано ко мне от него в Рузаевку 1786 году в декабре…».

    На потолке парадной залы особняка имелся великолепный плафон с изображением императрицы в образе богини Миневры, восседающей на облаке в окружении гениев и прочих атрибутов высокой поэзии….

    Кстати, Николай Еремеевич не в шутку претендовал на звание придворного барда наравне с бессмертным Гавриилом Романовичем Державиным. В итоге последний написал весьма ироническую эпитафию:

    «Средь мшистого сего и влажного толь грота,
Пожалуй, мне скажи, могила эта чья?
Поэт тут погребен по имени – струя,
А по стихам – болото».

Наталья ШвецРепродукция картины Фёдора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Портрет Льва Толстого художник Крамской написал по заказу Третьякова»

Загадка портрета неизвестного в треуголке волнует искусствоведов до сих пор

Загадка портрета неизвестного в треуголке, написанного Фёдором Рокотовым, давно волнует искусствоведов и простых любителей живописи. Модель наряжена в традиционный маскарадный костюм домино. На шее повязан белый мужской платок. Надо сказать, что в таких платках в XVIII столетии для портретов позировала добрая половина мужчин.

     На голове треуголка, к слову, это едва ли не единственный случай, когда Рокотов нарисовал головной убор, на всех его известных работах подобный аксессуар практически не встречается. Волосы собраны сзади в хвост. В принципе,  традиционная мужская причёска тех лет. Но при этом, рассматривая нежное лицо модели, невольно задаёшься вопросом: кого всё-таки изобразил мастер?

     Ответ на этот вопрос тщетно пытались найти около двухсот лет. Обычно обсуждалось две версии. По одной, которая существовала около двух веков, считалось, что на портрете изображён незаконный сын императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова граф Алексей Бобринский. Сразу после рождения ребёнка отдали на воспитание камердинеру императрицы Василию Григорьевичу Шкурину, у которого он воспитывался до 1774 года наравне с родными сыновьями.

    Хорошо известен его портрет в детстве, также кисти Рокотова. При сравнении можно признать, небольшое сходство имеется. Но в Эрмитаже хранится ещё один портрет графа Бобринского работы неизвестного мастера. Изображённый на нём юноша приветливо улыбается и он также облачён в маскарадный костюм и треуголку с аграфом. Однако и в этом случае утверждать с уверенностью, что это одно и тоже лицо никак нельзя.

   По крайней мере, если верить сохранившимся изображениям, у графа Алексея Бобринского глаза были голубые, что кстати, видно на детском портрете. А вот у неизвестного в треуголке  они карие. Естественно, опытный мастер не мог допустить подобного несоответствия.

Доказательств нет

    По информации тех, кто когда-либо бывал в доме Струйского, он хранил в своей галерее только портреты близких или весьма уважаемых им людей. Картина Рокотова находилась в этом собрании. Невольно возникает мысль: на загадочном портрете представлена первая жена Струйского — Олимпиада Сергеевна Балбекова, скончавшаяся в двадцатилетнем возрасте от родов.

     О своей первой жене он потом напишет:

     Не знающу любви я научал любить!
Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!

    Безутешный вдовец, который ко всему потерял и дочек близняшек, уехал в своё имение под Пензой Рузаевку. Вполне возможно, что перед вторым бракосочетанием с Александрой Петровной Озеровой, дабы не вызывать ревности новобрачной, вдовец попросил Рокотова, с которым был очень дружен, замаскировать портрет умершей жены под мужской образ. Но доказательств тому нет…

Сожжение на костре

Хотунская волость, большую часть которой императрица даровала графу Орлову-Чесменскому, принадлежала к подмосковному Серпуховскому уезду; село Хотунь (ныне Хатунь) расположено на реке Лопасне, в ста верстах к югу от Москвы. Братья Орловы жили в совершенном согласии; из пожалованных Екатериной владений граф Алексей Григорьевич, оставив Хотунь себе, выделил значительные имения братьям Владимиру и Федору. В своем поместье Семеновском граф Владимир Григорьевич построил великолепную усадьбу Отрада. В ней возвел он фамильную усыпальницу, в которой погребли и Алексея Орлова, скончавшегося в Москве 24 декабря 1807 года.

Увы, его останкам, как и праху Петра III, не суждено было обрести покой. Дочь графа Анна Орлова-Чесменская в январе 1832 года перевезла запаянные медные гробы отца и его братьев Григория и Федора в новгородский Юрьев монастырь. В феврале 1896 года прах Алексея, Григория и Федора Орловых был возвращен в отрадненскую усыпальницу. Но в 1924 году мавзолей был вскрыт, останки Орловых извлечены из склепа и сожжены на костре…

Портрет Александра Куракина

Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1752–1818), вице-канцлера (1796–1798), президента Коллегии иностранных дел (с 1801 года), посла в Париже (1809–1812). Написан в 1790 году, холст, масло. Художник: Жан Луи Вуаль (1744–1806). Собрание Государственного исторического музея.


Жан Луи Вуаль. Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1790. Государственный исторический музей, Москва

Александр Куракин был известным русским дипломатом и послом в Париже, принимал участие в заключении Тильзитского мира с Наполеоном. Считается, что именно князь Куракин ввел принцип сервировки стола a la russe — когда блюда подаются поочередно и уже разложенными порционно. Этот принцип к середине XIX века распространился по всей Европе. Куракина часто называли «брильянтовым князем» за любовь к пышности и роскоши.

В свете говорили, что каждое утро камердинер выносит ему специальный альбом с кусочками материи, и по ним князь выбирает, какой мундир наденет сегодня и какие аксессуары подберет. Сохранилась история и о том, как в 1810 году Куракина от неминуемой гибели в пожаре спас именно мундир: золото на костюме нагрелось, но не расплавилось и послужило князю защитой от огня. Куракин хоть и получил многочисленные ожоги и лишился бриллиантов на сумму 70 тысяч франков, все же сохранил себе жизнь.

Портрет Прасковьи Муравьевой

Портрет Прасковьи Михайловны Муравьевой, урожденной княжны Шаховской (1788–1835), жены декабриста А.Н. Муравьева (1792–1863). Написан в 1826 году, холст, масло. Художник: Федор Тулов (1792–1855). Собрание Государственного исторического музея.


Федор Тулов. Портрет Прасковьи Михайловны Муравьевой. 1826. Государственный исторический музей, Москва

Княжна Прасковья Шаховская была женой декабриста Александра Муравьева. После восстания и ареста супруга Шаховская отправилась за ним в Петербург. Ежедневно в условленный час она подходила под слуховое окошко его камеры, хотя они даже не могли видеть друг друга. Прасковья Муравьева была одной из первых жен декабристов, которые отправились за мужьями в Сибирь. Часть пути до места ссылки Муравьевы и их дочь Софья проделали пешком, несмотря на то, что к этому моменту Прасковья уже была больна туберкулезом.

В ссылке у пары родились вторая дочь и сын. Но уже в 1833 году пятилетняя девочка умерла, и ее смерть сильно подорвала здоровье княжны. Муравьев писал: «Любезная моя жена очень расстроена здоровьем. Она всякий день худеет более и более». Через два года горевавшая по дочери Прасковья скончалась, а перед смертью поручила детей и мужа своей сестре Марфе, которая затем стала второй женой Муравьева. Публицист Владимир Раевский так вспоминал Прасковью: «Нельзя было не уважать этой благородной, образованной и добродетельной женщины».

Рокотов Ф.С.

Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.

Портрет Ольги Строгановой

Портрет графини Ольги Александровны Строгановой (1857–1944), в замужестве княгини Щербатовой. Написан в начале 1860-х годов, холст, масло. Художник: Иван Макаров (1822–1897). Собрание Государственного исторического музея.


Иван Макаров. Портрет графини Ольги Александровны Строгановой. Начало 1860-х. Государственный исторический музей, Москва

Искусствоведы долгое время спорили, кто же изображен на этом портрете — мальчик или девочка. Определить это по костюму невозможно, так как раньше мальчиков в детстве также одевали в платья. Ольгу выдала ее большая шляпа с перьями и лентами.

В 1879 году Ольга Строганова вышла замуж за Александра Щербатова. Вместе супруги совершили множество путешествий, в которых суммарно провели около 17 лет: побывали на арабском Востоке, посетили Индию, Цейлон и Сингапур и даже пересекли на лошадях Сирийскую пустыню. На долю Ольги выпало множество опасных приключений: пленение дикими бедуинами, изучение индуистских храмов и обрядов зороастрийцев. Их княгиня описала в нескольких книгах: «По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890–1891 годов с двумя дополнительными главами о религии и архитектуре Индии», «В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893 года» и «Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900 году)».

Из поездки по Сирии и Северо-Аравийской пустыни супруги вместе с братом Ольги Сергеем привезли 15 породистых арабских лошадей, которых планировали разводить. Специально для теплолюбивой породы Строганов организовал Терский конезавод на Северном Кавказе, который существует до сих пор.

Портрет Ивана Григориевича Орлова

1762-1765г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Григориевич Орлов (1733-1791) один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.
В шестнадцать лет стал солдатом Преображенского полка.
После смерти отца в 1746 он стал главой семейства. Будучи старшим сыном, принял на себя все хозяйственные заботы по управлению неразделенными имениями своих четырех братьев.
На основании сохранившейся переписки можно сделать заключение, что Орловы жили очень дружно, любили и поддерживали друг друга. Авторитет Ивана Григорьевича, «старинушки», был неоспорим.
Семье повезло: один из братьев, Григорий, стал любовником великой княгини Екатерины Алексеевны. Иван, Григорий и Алексей Орловы участвовали в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, свергшем ее мужа, императора Петра III. Во многом именно благодаря стараниям братьев Орловых Екатерина Алексеевна стала русской императрицей Екатериной II.
После переворота ее помощники были возведены в графское достоинство и получили в награду баснословные богатства. В отличие от своих братьев, Иван Григорьевич, получив графский титул и чин капитана лейб-гвардии Преображенского полка, награжденный пенсией за участие в событиях 1762г оставил службу и вообще всякую общественную деятельность.
Правда, он участвовал в Комиссии по выработке нового Уложения в качестве депутата от дворян Вяземского уезда и был даже избран в 1766 году маршалом комиссии.
Он жил богатым барином в Москве и в «низовых деревнях» на Волге, изредка приезжая в Петербург повидаться с братьями и уладить в очередной раз дела своего склонного к расточительству брата Григория.
Ф. С. Рокотов дважды писал Ивана Григорьевича. Портрет, содержащийся в Третьяковской галерее, вероятно, более ранний. Видимо, он был создан вскоре после переворота, так как на портретируемом под верхней одеждой скрыта кираса — латы, защищающие грудь.
В отличие от красочного портрета Орлова, находящегося в Русском музее, третьяковский вариант почти монохромен: неяркое сочетание образуют серебристо-серые тона кафтана, пудреный парик и скромный черный шейный платок. В этом камерном портрете художник показывает умного и расчетливого человека, который не стремился занять высокое положение при дворе, однако, оставаясь в тени, оказывал влияние на государственные дела. Пелевин Ю.А.

Kартины Третьяковской галереи
Copyright 2007 nearyou.ru

Екатерина II и Григорий Орлов: цесаревна и ловелас

В возрасте пятнадцати лет (1749 год) Григорий с двумя другими братьями был привезён отцом в Петербург и отправлен на учёбу в сухопутный кадетский корпус, окончив который стал солдатом в элитном Семёновском полку

Уже в ту пору молодой Орлов привлекал внимание женщин своей красотой и силой. Григорий был выше сверстников на две головы и мог шутки ради состязаться с любым силачом

Став офицером, был отправлен на Семилетнюю войну в 1757 году, где получил 3 ранения при Цорндорфе, но поле брани не покинул, что почти мгновенно разнесло славу о храбреце среди солдат и сослуживцев.


Молодой граф Григорий Орлов

Через 2 года за отличную службу был переведён в петербуржский артиллерийский полк. Уже через год, в 1760 генерал-фельдцейхмейстер граф П. И. Шувалов взял к себе Орлова в качестве адъютанта, о чём довольно скоро пожалел – привлекательный, порывистый и страстный молодой офицер не преминул возможность закрутить роман с дамой сердца Шувалова – княгиней Куракиной. Скандальный роман добавил славы «Дон Жуану», а самого виновника немедля уволили с должности и перевели в фузилёрный гренадерский полк. Именно там будущая императрица Екатерина II и приметила рослого красавца, уже наслышанная о его любовных похождениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: