Иконописец дионисий: биография и творчество. иконы дионисия

Кому и чем помогает чудотворная икона

Иконописцами изображено множество святых ликов, которые обладают чудотворной силой. К ним приходят со всевозможными прошениями, и только благодатный образ «О Тебе Радуется» создана для воздаяния благодарственных молитв.

Невозможно преуменьшить значение чудотворной иконы, перед которой постоянно льются благодарственные слова, наполненные признательностью. Перед святым ликом Богородицы:

  • очищаются христианские души;
  • сердца наполняются светом и добродетелью;
  • наступает покой;
  • возрастает вера.

Веруя в слова, произнесенные к Иоанну, люди с преклоненными коленями благодарят Богородицу за слышание молитв, покровительство и милосердие.

К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь.

Чтение молитвы перед ликом «О Тебе Радуется» открывает ворота Небес, где Божия Матерь всегда готова прийти на помощь в трудностях и препятствиях на жизненном пути.

Благодарность Пречистой Богородице — гарантия Ее небесного покровительства.

Иконография и значение иконы «О тебе радуется»

Икона – это изображение какого-либо события из священной Библии или святого, который прославился силой своей веры и своего деяния. Достаточно редкой является икона Богоматери «О тебе радуется». По свидетельствам многих прихожан и священников можно сделать вывод, что молитва «О тебе радуется», посвященная одноименному лику, имеет огромную силу.

Двусторонняя икона-таблетка

Изображения с более высоким разрешением:

  • 2369 x 2924 пикс. 
  • 1419 x 1770 пикс. 
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

  • Лазарев 1969: Конец XV в.
  • Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
  • Трифонова 2013: Конец XV в.

24 × 19.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 3110

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Спас Нерукотворный.

См. в «Галерее»:

О Тебе радуется

  Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982  

25б. «О тебе радуется».

В центре средней зоны — Богоматерь с младенцем, восседающая на престоле и окруженная зелено-голубым ореолом. Вокруг него ангелы. За ними белый многоглавый храм, занимающий верхнюю зону иконы и окруженный деревьями и травами. Вся эта часть композиции заключена в круг, символизирующий рай. Внизу «лики» праведников: слева, начиная от центра, — пророки и праотцы, святители, преподобные, а справа — апостолы, мученики, мученицы. Чуть выше, как бы во втором ряду, по обе стороны, — преподобные жены в монашеских облачениях, а у подножия престола Богоматери — Иоанн Дамаскин с развернутым свитком, на котором черными буквами написано начало кондака:

В верхних углах, по сторонам круга — «рая», киноварью написан текст:

Эта надпись поновлена.

Поля оливково-коричневые (а) и желтые (б) многократно поновлены.

Композиция «О тебе радуется» (таблетка 25б) написана на сюжет одного из гимнов, приписывающихся Иоанну Дамаскину82. Она отвечает общерусской традиции XV в. (ср. со псковской иконой ГТГ XV в.83) и похожа также на фреску Ферапонтова монастыря84.

82  М. И. Орлов. Литургия Василия Великого. СПб., 1909, с. XXXVIII.

83  В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, 1, № 148, илл. 108.

84

E. Georgievskij-Druzinin. Les fresques du monastère du Thérapon. Etude de deux thémes iconographiques. — «L’art byzantin chez les slaves». Deuxième recueil, dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij. Paris, 1932, p. 122–128.

Ср. также:

Г. Ф. Икона «О тебе радуется» — «Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее», 1874, № 4–5, отдел «Смесь», № 4–5, отдел «Смесь», с. 38–39 (консультация Е. В. Дувакиной).

Литература

  • Лазарев 1969.
    Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр. 42, № 76.
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
    Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (25б), стр. 301-320, илл. с. 521.
  • Лазарев 1983.
    Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XXV об.
  • Новгородская икона 1983.
    Новгородская икона XII–XVII веков / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. — Л.: Аврора, 1983. — № 158, стр. 313-314.
  • Русская икона 1992.
    Русская икона из собрания Новгородского музея = The russian icon of the Novgorod Museum collection. — СПб.: Мэдок, 1992. — Илл. 112.
  • Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 67.
  • Вздорнов 2007/1.
    Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.
  • Иконы Великого Новгорода 2008.
    Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 61, стр. 354-356, 359-360, 363, илл. с. 391.
  • Трифонова 2013.
    Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 110.

Приложение 1.

Может ничего и незначащие языковедческие аналогии. Но тем не менее.

Считается, что происхождение имени  «Ферапонт»: от «слуга», «спутник» (греч.). Тогда, может быть, этого легендарного монаха мы даже и не знаем по имени, и он просто — «спутник преподобного Кирилла Белозерского».

Но с другой стороны известно:  «Фера» — это один из островов разбитого, ввергнутого в пучину моря  о. Санторини (то есть о. Святой Ирины). А «Понт»: 1. (греч. Pontos — «глубина, пучина моря») — сын богини земли Геи в «древнегреческой» мифологии, божество морской пучины или же: 2. «Понт» также – это северо-восточная область Малой Азии, на севере примыкавшая к Понту Эвксинскому- Чёрному морю. Исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию (а Каппадокия в Турции-Византии — святое место для миллионов христиан), как считается, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке — Месопотамия, на юге — Сирия и Киликия. «Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт»). Возможно, что имя легендарного православного монаха, может быть, связано с православными греческими местами, где он когда-то, возможно, служил. Хотя официально ничего не известно про это.

«Спустя несколько лет, по настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел в Можайск и основал Лужецкий монастырь. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана (Латинское имя, означающее «рожденный в марте» или «воинственный»), духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря». Так ли — иначе, но «во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы». Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати: Андрея и Михаила Можайских, Василия III, Ивана IV и других. Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Тогда же сюда ссылали и крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон).  То есть: монастырь  был далеко не простой – не «один из многих», а очень даже авторитетный для государственной и церковной элит Руси, несмотря на нынешнюю (как и средневековую) обманчивую скромную внешность и небольшие размеры. «Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские (Интересно: в каком году упоминались владыки Сибирские: до похода Ермака или после? Интересная была бы информация для анализа. Автор.), Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские». В монастыре работали «книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий». О Дионисии и его фресках и пойдет речь далее.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода (Не особо, видно, ценили Романовы известные старинные доромановские православные приходы. Автор). В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но закрыт в 1924. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается «Музей фресок Дионисия», имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Об истории всё.

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель — это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель — считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами — «Спас на убрусе» и «Спас на черепии».

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

История появления иконы «О тебе радуется»

Священное воззвание «О Тебе Радуется, Благодатная» легла в основу написания одноименной иконы. Трудно поверить в реальность событий, предшествующих написанию благодарственного воззвания к Богородице.

В конце восьмого века императором Львом Третьим было дано строжайшее указание запретить поклонение христианским ликам, имеющиеся фрески и иконы подлежали уничтожению. Против иконоборчества выступил Иоанн Мансур, известный в православии, как Иоанн Дамаскин, начавший рассылать послания о защите иконопочитания.

Подлый император не мог сам в открытую уничтожить жителя чужой страны, поэтому он решил пойти на лукавство. От имени Иоанна он приказал изготовить фальшивую грамоту, в которой священнослужитель якобы готовит заговор по свержению халифа и предлагает императору поддержать его. В палац халифа фальшивка и была послана.

Разгневанный халиф не желал ничего слышать, он приказал отрубить Иоанну руку, хотя до этого у властелина не было малейшего повода заподозрить иконописца в измене. Иоанну Мансуру, незаслуженно обвиненному в предательстве, на плахе отрубили руку.

Опечаленный архиепископ Дамаска не отходил от Иоанна после казни, по просьбе казненного он выпросил у халифа отрубленную руку и принес иконописцу. После ухода архиерея Иоанн сорвал все повязки, приложил отрубленную руку к ране и крепко все скрутил полотенцем, которое быстро стало набухать от крови.

Находясь в лихорадочном состоянии, Иоанн упал на колени, и, протягивая руку к имеющейся у него иконе, возопил к Богородице: «Пречистая Богородица, Ты родила Спасителя моего, взгляни на правую руку мою, которую отсекли за написание Божественных ликов Твоих. В твоем ведении все свершившееся, прошу Тебя, не медли с помощью и даруй исцеление и восстановление руке моей».

Икона Божьей Матери «О тебе радуется»

Целую ночь кричал и плакал иконописец, обливаясь слезами и держа поднятой к Иконе Божьей Матери руку, пока сон и боль не сморили его. В полудреме Иоанн почувствовал взгляд, открыв глаза, он увидел сияние, которое лилось от святого лика. Глазами, наполненными любовью и милосердием, Пречистая Матерь смотрела на пострадавшего за веру Христову.

От иконы Богородицы шел голос, Божья Матерь сказала, что Она слышит все молитвы и воззвания к Ней, которую приносятся с верой в Спасителя, утешила художника чудесной новостью об исцелении руки.

В состоянии необъяснимого блаженства Иоанн стал снимать набухшую от крови повязку, соскабливать засохшую кровь с раны, и наконец, увидел красный рубец, соединяющий руку воедино. Попробовав пошевелить пальцами, защитник иконопочитания вскричал от боли, но при этом понял, что рука работает.

Счастливый иконописец выразил свою благодарность в молитве.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Исцеленный Иоанн пообещал всей своей жизнью служить Богу, писать стихи, песни и рисовать иконы.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Чудодейственная икона Божией Матери «О Тебе радуется».

Святой образ Девы Марии «О Тебе радуется» послан людям не для поддержки в тяжкое время и не для исцеления. Обратитесь к Богородице и Вы будете услышаны!

Икона Богородицы «О Тебе радуется» — известнейший образ Пресвятой Девы, который своим названием напоминает о помощи Божией Матери. Данный лик явил себя миру в XV веке, поразив верующих людей своей чудодейственной силой.

Чудотворная икона Божией Матери «О Тебе радуется» обладает популярностью в каждом уголке земли. Как известно, иконы с образом Богородицы «О Тебе радуется» начали появляться несколько столетий назад. Свое название святой образ берет из первых строк молебна, написанного святым Иоанном Дамаскиным, который начинается со слов: «О Тебе радуется, Благодатная…».

История иконы Божией Матери

Эта икона является одним из немногих чудотворных образов Богородицы, которые были написаны и посланы верующим людям не для помощи и покровительства Божией Матери, а для вознесения слов благодарности Небесной Царице.

Верующие люди склоняются пред сим ликом, стоя на коленях, они воспевают благодарственные молитвы за добрые и чистые деяния Богородицы, которые свершает Она и по сей день. Благодаря данному образу Пресвятой Девы православный народ может в полной мере выразить признательность и почтение Богоматери за то, что Она всегда рядом и в трудные минуты жизни выступает в качестве поддержки и опоры для каждого верующего.

Где находится икона Богородицы сейчас

С давних пор чудодейственная икона Богородицы «О Тебе радуется» очень полюбилась православным верующим. Данный образ стал быстро обретать известность, и был в почтении у христиан со всего света. Именно поэтому иконописцы писали множество икон, копируя святой лик Девы Марии. Наиболее известный и почитаемый образ Богородицы «О Тебе радуется» хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

Описание и значение иконы

На заднем фоне известной иконы написан храм. Впереди него, величественно занимая царский престол, находится Пресвятая Богородица. Багрового цвета одеяние покрывает Ее голову. Обеими руками Пресвятая Дева держит Младенца, который сидит у нее на коленях. Возле трона располагается сам преподобный Иоанн, автор священной молитвы, из строк которой берет свое название икона «О Тебе радуется». У подножия престола изображены святые мученики, окружающие сидящую на троне Богородицу. Сама Пречистая Дева находится в очертании светящейся сферы, что спустилась с небес вместе с ангелами. Все, кто находится рядом с Девой Марией, восхваляют и прославляют Ее.

«О Тебе радуется» — икона Святой Богоматери, которая играет огромную роль и имеет большое значение для людей, исповедующих православную веру

Ведь каждый истинно верующий знает и понимает, насколько важно не только просить о помощи, но и выражать слова благодарности Господу и святым за постоянную поддержку

Больше полезных статей, интересных видеороликов и тестов вы всегда сможете найти на нашем сайте.

В чем помогает чудотворный образ «О Тебе радуется»

Как уже было сказано, святой образ Девы Марии «О Тебе радуется» послан людям не для поддержки в тяжкое время и не для исцеления. Данная икона несет в себе особенный характер и предназначена для того, чтобы верующие могли воздать слова благодарности Божией Матери.

Православные люди ходят в церковь, чтобы прочесть благодарственные молитвы перед великим чудодейственным образом Богородицы. Произнося слова благодарения и признательности Божией Матери, верующие тем самым очищают души свои, впуская внутрь себя свет и добродетель.

Богоматерь видит, как люди преклоняют колени перед Ее чудотворным образом. И Она слышит, как искренне благодарят Ее за помощь и благие деяния те, кто некогда просил у Нее поддержки и покровительства. Их Богородица оберегает еще сильнее, исцеляя душевные и телесные раны, помогая преодолеть все трудности и препятствия. Вот почему икона Божией Матери «О Тебе радуется» так важна для христианского народа. Ведь с помощью данной святыни люди могут поблагодарить Богоматерь, тем самым располагая к себе Ее светлое небесное покровительство.

Советуем изучить Псалом 128

Продолжение на следующей странице:

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера

Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника

Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен — энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания — XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI — началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы — это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания

Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

Самые известные иконы Дионисия

Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.

О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.

Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.

Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.

Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах

Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались

Работы иконописца

Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия — это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.

В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были «поп Тимофей, Коня и Ярец».

После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.

Общий вывод.

Просмотрев замечательные фрески Дионисия, насладившись их красотой и мастерством иконописца, мы можем заметить, что ряд фресок выражают «как бы собственный» взгляд мастера на религиозные сюжеты, в частности — на Библейские, и на внешний вид Святых и праведников. Хотелось отметить несколько обстоятельств. Ферапонтов монастырь в Средние века  часто посещался и ценился российской элитой от Рюриков до первых Романовых, и  был расписан замечательным мастером и его артелью. Но даже такому мастеру вряд ли было бы позволено в своей работе сильно отходить в иконописании  от общепринятых канонов, тем более это могли бы заметить высокие особы. Хотя Дионисий и ОЧЕНЬ сильно ценился и  Православными иерархами, но и ими ему вряд ли было  бы дозволено сильно отклоняться от общепринятых религиозных канонов изображения Святых при росписи храма. Поэтому я не думаю, что Дионисий, как писал В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ, мог себе позволить писать так часто, как он (Дионисий) это делал, одежды и лица с современной ему улицы («с натуры»). Либо это соответствовало православным канонам того времени по большей части, о чем уже к началу ХХ века подзабыли. Либо Дионисий точно знал, как именно, на самом деле, внешне выглядели Библейские Цари и Святые. И это его знание особенно ценно, поскольку не так уж много сохранилось такого рода свидетельств, а фрески самого Дионисия представлены широко, по сути, только в Ферапонтово. Остальные произведения Дионисия почти не сохранились. Либо —  то и другое.

Выглядели Библейские Святые,  цари и знать у Дионисия, как средневековые (по современным понятиям) цари и  правители. Русский тип лица очень часто присутствовал в лицах библейских Святых и героев. Интересен и свой взгляд Дионисия на облик популярного на Руси  великого Святого —  Николая Чудотворца.

Когда говорят, что русская иконопись примитивна по сравнению с западной, то эти люди: либо расписываются в собственном невежестве и незнании, либо умышленно наговаривают и лгут. Не буду распространяться о том, что, вполне возможно,  часть западной живописи эпохи Возрождения, согласно многим новым фактам, вполне могла быть по ошибке, из-за политики ли или по злому умыслу датирована более ранним возрастом. Ряд западных шедевров мог быть  написан не так давно, как русские и греческие иконы. Когда техника написания была более совершенна, был накоплен опыт (в том числе и за счет русских и греческих  иконописцев).

Я о другом.  Иконы тоже могут быть очень разные: не с точки зрения религиозной и духовной ценности (это нематериальные понятия, а духовность «сравнивальщикам» и не доступна порой), а с точки зрения мастерства написания. Но если взять работы Рублёва и Дионисия…Всмотреться поближе и объективно посмотреть на образы Святых, ангелов и царей. На улыбку Богоматери… Или задержаться хоть раз  и внимательно посмотреть Владимирскую икону Богоматери от 12 века…Все мифы о западном превосходстве рассыпаются в прах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: