Описание иконы дионисия распятие кратко

Старинная икона седмица или икона спас на троне. русский север 1740-1760 год

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Происхождение

Икона была создана для иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году недалеко от Вологды преподобным Павлом Обнорским. Это одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия. Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — «Спас в Силах» (из иконостаса, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), «Уверение Фомы» (из праздничного ряда, Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» (из , в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). «Распятие», как и весь иконостас, датируется 1500 годом на основании надписи на обороте «Спаса в Силах», которая выполнена буквами, вырезанными на доске:

Надписи на обороте иконы «Распятие»

Судя по надписи, Дионисий в 1500 году создал для иконостаса собора деисусные, праздничные и пророческие иконы. Надпись была обнаружена в 1949 году при реставрации «Спаса в Силах». По палеографическим признакам Марфа Щепкина определила, что надпись на обороте «Спаса в Силах» выполнена в 1530-х годах. На обороте самого «Распятия» под верхней шпонкой чёрной краской (рефтью) полууставом была нанесена надпись «Распятие» (сейчас можно прочитать первые четыре буквы). Ниже процарапана буква θ, обозначающая цифру 9, которая показывает положение иконы в иконостасе.

Иконы праздничного ряда работ Дионисия стали заменяться другими в первой половине XVII века. В 1866 году, с устройством нового иконостаса, старые иконы, пришедшие в негодность, собирались использовать в качестве основы для новых икон или сжечь, сохранившиеся же планировалось установить в храме в разных местах или отдать в какой-либо другой сельский храм. После революции 1917 года монастырь был закрыт, в 1924 году Троицкий собор разрушен, иконы переданы в различные музеи. «Распятие» поступило первоначально в Грязовецкий музей, а в 1924 году — в Вологодский.

Описание и значение икон «Воскресение Христово

Воскресение Господне изображается очень по-разному. Например, наиболее древние православные иконы этой тематики отсылают нас к сюжету сошествия Иисуса Христа в ад. Считается, что Господь побывал в преисподней на второй день пребывания в гробу (то есть, в субботу) и вывел оттуда души праведников, в том числе, и Адама и Еву. Попутно Иисус сокрушил и низвергнул сатану и забрал у него ключи от рая. 

Этот эпизод описывается в сборнике «Страстей Христовых», не каноническом Евангелии от Никодима и прочей апокрифической религиозной литературе. Официальная православная церковь не отрицает того, что Иисус действительно спускался в ад, так как это квинтэссенция религиозного постулата о спасении душ человеческих. 

Итак, первые Воскресенские иконы сосредоточены именно на сюжете сошествии Спасителя в преисподнюю. Они всегда очень сложны по исполнению: помимо центральной фигуры Христа, на иконе изображаются Адам и Ева, множество праведников (часто с подписями на нимбах), иногда – повергнутые бесы и сатана. 

Существует несколько основных изводов этого эпизода: 

  • Иисус держит за руки Адама и Еву и устремляется вверх. 
  • Спаситель спускается за грешниками (прослеживается движение вниз). 
  • Фронтальное изображение Христа, стоящего между Адамом и Евой и держащего их за руки. 

В канонических Евангелиях эпизод сошествия Христа в ад упоминается лишь косвенно, поэтому в современной Воскресенской иконографии отсылка к нему символична. 

Как правило, преисподняя изображается лишь как черный зев, разверзшийся у стоп Спасителя. Иногда присутствуют скрещенные грубые доски с гвоздями, лежащие у его ног – это остатки адских дверей, которые разрушил Иисус. Существуют и разночтения в отношении персонажей, изображенных на иконах, точнее, отсутствует прямая отсылка к образам Адама и Евы, как известно, совершившим первородный грех и давшим начало роду людскому. 

Перед современными иконописцами, желающими изобразить воскресение Христа, стоит сверхсложная задача. Дело в том, что собственно этот момент никто не видел, да и непосильно подобное зрелище для ока людского. Поэтому на современных образах, как правило, визуализируют события, произошедшие после воскресения Господня. 

Очень часто воскресший Иисус Христос изображается таким, каким его узрела Мария Магдалина, но, опять же, с допущениями. Если она его восприняла сначала как обычного садовника, то на Воскресенских иконах Иисус предстает перед нами во всем сиянии славы. Перепутать его с обычным человеком очень сложно. 

Подобные изводы часто дополняются другими персонажами. Почти на всех иконах присутствует два ангела, почтенно склонившихся у стоп Христовых. Иногда мы можем увидеть стражников, лежащих в великом страхе, а также фигуру Марии Магдалины и двоих апостолов. 

Такие изображения хоть и встречаются в православной иконографии Пасхи, но более характерны для католицизма и протестантизма. В православии более распространены иконы, описывающие события, произошедшие позднее. Как правило, это встреча Христа с женами-мироносицами и Апостолами. 

Огромной популярностью на Руси пользовались иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками. По сути, они служили визуализацией Евангелия, повествующей о соборе великих православных праздников: в центре располагалось собственно Воскресение, его окружали двенадцать клейм с соответствующими сюжетами. Этакий церковно-художественный календарь! 

Воскресенские иконы, описывающие сошествие Иисуса Христа в ад, глубоко символичны. Начнем с того, что Бог, воплотившийся в человека, способен презреть смерть и сойти в саму преисподнюю за каждым из нас. 

Образы Адама и Евы – это символы всего человечества, ведь по христианским канонам именно они были нашими общими предками. Они ослушались самого Бога, за что были изгнаны на землю и стали смертными. То есть, на них лежит вина за первородный грех, давший начало всем остальным. 

Господь отстрадал на кресте за все человечество, начиная с перволюдей. Несмотря на это, он милостиво прощает каждого из нас, берет за руку и ведет в Царствие Небесное. Он способен извлечь человека из самой пучины грехопадения и повести за собой к Свету. Во время Второго Пришествия Бог снова снизойдет за праведниками, а грешников ожидает Страшный Суд. 

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.


Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.

Роспись храмов.

Одним из направлений деятельности Дионисия были росписи храмов — фрески. Он проявил себя талантливым художником, тонко чувствующим колорит, цветовую гамму. Не всё сохранилось, дошло до нас. Но даже небольшая часть созданного Дионисием — свидетельство его индивидуальной, неповторимой манеры. Образы его произведений отражают духовную гармонию, представления о  Царствии Небесном.

Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год,  когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.Распятие. 1500Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)«Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).Николай Чудотворец.. Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.Успенский собор в Москве.1475-79.Автор проекта Аристотель Фиораванти.Фрески Дионисия в Успенском соборе.Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

Приложение 1.

Может ничего и незначащие языковедческие аналогии. Но тем не менее.

Считается, что происхождение имени  «Ферапонт»: от «слуга», «спутник» (греч.). Тогда, может быть, этого легендарного монаха мы даже и не знаем по имени, и он просто — «спутник преподобного Кирилла Белозерского».

Но с другой стороны известно:  «Фера» — это один из островов разбитого, ввергнутого в пучину моря  о. Санторини (то есть о. Святой Ирины). А «Понт»: 1. (греч. Pontos — «глубина, пучина моря») — сын богини земли Геи в «древнегреческой» мифологии, божество морской пучины или же: 2. «Понт» также – это северо-восточная область Малой Азии, на севере примыкавшая к Понту Эвксинскому- Чёрному морю. Исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию (а Каппадокия в Турции-Византии — святое место для миллионов христиан), как считается, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке — Месопотамия, на юге — Сирия и Киликия. «Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт»). Возможно, что имя легендарного православного монаха, может быть, связано с православными греческими местами, где он когда-то, возможно, служил. Хотя официально ничего не известно про это.

«Спустя несколько лет, по настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел в Можайск и основал Лужецкий монастырь. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана (Латинское имя, означающее «рожденный в марте» или «воинственный»), духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря». Так ли — иначе, но «во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы». Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати: Андрея и Михаила Можайских, Василия III, Ивана IV и других. Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Тогда же сюда ссылали и крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон).  То есть: монастырь  был далеко не простой – не «один из многих», а очень даже авторитетный для государственной и церковной элит Руси, несмотря на нынешнюю (как и средневековую) обманчивую скромную внешность и небольшие размеры. «Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские (Интересно: в каком году упоминались владыки Сибирские: до похода Ермака или после? Интересная была бы информация для анализа. Автор.), Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские». В монастыре работали «книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий». О Дионисии и его фресках и пойдет речь далее.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода (Не особо, видно, ценили Романовы известные старинные доромановские православные приходы. Автор). В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но закрыт в 1924. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается «Музей фресок Дионисия», имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Об истории всё.

Постановление Синода?! Ну и что?…

— Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?

— Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.

— Неужели постановление Собора не имело обязательной силы?

— Да, видимо, не имело. Хотя и позволения официального на такие изображения тоже не было, его нет и по сей день. Но у нас, я предполагаю, иерархия почему-то опасается стеснить свободу художника. Не знаю почему. Искусствоведам на откуп отдается вся сфера обсуждения иконографии, а духовенство часто от этого отстраняется, считая себя не компетентными. Хотя бывает и обратная крайность: когда батюшки делают, как считают нужным, ни с кем не считаясь. Общего мнения Церкви, к сожалению, не формулируется.

Молитвы перед иконой

Православный человек должен понимать, что иконы обладают чудодейственной силой, если прочитаны с верой, любовью и надеждой. Подобное облагораживает душу верующего, и он обязательно получает поддержку высших сил.

Но бывают ситуации, когда посетить церковь не получается. Время, дела не отпускают. В этом случае, молитву можно читать келейно (дома). Для этого необходимо приобрести свечи и иметь под рукой образ «Распятие Христа». Даже маленький образ, поможет вам в сложной ситуации. Свечи создают необходимое настроение. Поделитесь с Всевышним всем, что вас беспокоит. Попросите у него защиты, поддержки, будьте честны с ним.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Господу благодарственная.

Помочь в этом смогут молитвы:

Из биографии.

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

О чем молиться

Жизнь всегда полна испытаний, которые посылает Господь в надежде проверить нас, сделать сильнее. Икона «Распятие Христа» преследует одну единственную цель – укрепить веру молящегося и наставить его на путь истинный.

Образ распятого Христа – это символ очищения рода человеческого. Господь, принявший кровь и плоть людскую, прожил жизнь, как человек, который забрал наши грехи с собой. Молитва, читаемая подле этой иконы, очищает сердце, проясняет разум. Если вас беспокоит что-то, чувство беспокойства тяготит вашу душу – помолитесь иконе «Распятие Христа» и покой вернется в вашу жизнь.

Кроме того, обращайтесь за помощью к Богу в следующих случаях:

  1. Когда необходима экстренная помощь.
  2. Защита в опасной ситуации.
  3. Излечение от страшного недуга.
  4. Борьба с тревогой, унынием и грустью.

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Канонические и живописные иконы

Рукописные иконы могут различаться по стилю письма. Они могут быть написаны в каноническом или живописном стиле.

Каноническим является стиль, в котором икона пишется по определенным правилам иконописи, разработанным в древности. Именно такому письму издревле учились иконописцы. Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. В этом стиле используется обратная перспектива, за счет которой создается ощущение, что пространство иконы расширяется, окружает зрителя и будто наплывает на него. Пишутся такие иконы традиционно темперой, изготовленной из натуральных пигментов.

В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.

Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.

Сейчас в России возрождаются иконописные традиции. На исторической базе воссоздаются центры иконописи в таких старинных ремесленных поселках, как Палех и Мстера, а наряду с ними появляются и новые иконописные мастерские.

Работают иконописные факультеты при духовных академиях, в Свято-Тихоновском богословском университете и других богословских учебных заведениях, известны школы в Дубне и Курске.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: