Жизнь в Париже
В 1911 году благодаря протекции депутата Государственной думы художник отправляется в Париж. Знакомится с художниками и поэтами, новый круг общения упрощает творческие поиски. По слова Александр Таирова — именно атмосфера города вдохновила на написание «Вид Парижа из окна», «Невесты с веером», «Автопортрета с семью пальцами».
Через год переезжает в «Улей», дом в котором жили и работали иностранные художники. Стипендии хватало только на аренду и питание, Шагалу приходилось продавать картины оптом, чтобы покупать краски и холсты. В 1914 году пришлось вернуться в Витебск, женился на своей музе — Белле Розенфельд.
Весной 1923 года Марк Шагал отправляется в Париж, его друг издатель предложил создать иллюстрации посредством литографии к «Мертвым душам» Гоголя. Популярность и востребованность художника обеспечивает возможность путешествовать по Франции, с Беллой они отправляются в Палестину. Земля предков вдохновляет на создание иллюстраций к Библии.
В родном Витебске, Москве, Петербурге художнику приходилось браться за любую работу — создавать плакаты, учить детей рисованию. Только в Париже Шагал чувствовал свободу, его работы высоко оценивались публикой и искусствоведами, эмиграция принесла и коммерческий успех. Приход к власти Гитлера заставил Шагала с семьей переехать в США.
Над городом (1918)
Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.
Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.
Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.
8
ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Судьба художника
Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х гг. в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.
А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может. Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни. Он учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».
На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провёл в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Художнику нравилось наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.
«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (Wikimedia Commons)
В начале 1920-х гг. он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жён после смерти незабвенной Беллы.
Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был её гражданином 62 года (из 97-ми прожитых). Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. Сюжет большинства его картин — переведённый на язык живописи еврейский фольклор.
В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».
Я и моя деревня (1911)
Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.
В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой. Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.
2
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Картины Шагала
Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.
Белла с белым воротником
Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.
Посвящение Аполлинеру
В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.
Скрипач
Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).
Прогулка
Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.
Автопортрет с семью пальцами
Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами. Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска. В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.
Цирковая лошадь
Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.
Париж через окно
Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.
Невеста
Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст
Белое распятие
Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.
Я и деревня
На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.
Загрузка …
Любимые темы Шагала: летающие люди, люфтменч и бродячие артисты
Обратимся к самому узнаваемому образу Шагала: летающим людям. В этой части узнаем, зачем художник отправлял людей в полет и как использовал в своих работах еврейский фольклор.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Марк Шагал
1. Автопортрет с семью пальцами, 1913
2. Поэт, или половина четвертого, 1911–1912
Исследователь творчества Шагала Джонатан Уилсон говорил, что Шагал «писал свои картины на идише». В детстве художник учил идиш в школе, хорошо знал и понимал еврейский фольклор. Шагал легко превращает живую речь в визуальный язык картин.
Вот пара примеров
«Автопортрет с семью пальцами». На идише есть выражение «работать семью пальцами» — оно означает трудиться вдохновенно, быстро, с удовольствием. У Шагала на автопортрете действительно семь пальцев. Все вокруг показывает, что художник доволен и успешен: на нем пиджак, бабочка, цветок на лацкане, за окном Париж, в мечтах Витебск.
️ «Поэт, или половина четвертого». У героя картины голова в прямом смысле слова идет кругом. На идише говорят «мир переворачивается на голову и встает вверх ногами», когда вокруг царят хаос и суета. Так бывает от вдохновения, которое часто посещает поэтов по ночам.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Марк Шагал
1. Прогулка, 1918
2. Над городом, 1918
3. России, ослам и другим, 1912
Самый узнаваемый образ картин Шагала — летающие люди. Сам по себе полет символизирует счастье, стремление к чему-то возвышенному.
Кто летает у Шагала
️ Влюбленные. Рядом с любимым человеком не чувствуешь земли под ногами и поднимаешься на седьмое небо от счастья. В картинах «Прогулка» и «Над городом» возлюбленная героя тянет его за руку: она та сила, благодаря которой он парит в небе. Лиловый и голубой цвета у платьев на языке символизма означают счастье.
Мечтатели. На картине «России, ослам и другим» доярка рядом с коровой засмотрелась на небо — и земля ушла у нее из-под ног. Она висит в воздухе, витает в облаках, да еще и в прямом смысле слова потеряла голову. Но у Шагала этот образ не страшный, а поэтичный.
О деталях картины «Над городом»
Марк Шагал. Над городом, фрагмент, 1918
Марк Шагал. Над Витебском, 1914
На картинах Шагала часто можно увидеть странного бородатого человека в картузе, с клюкой и мешком за плечами. В картине «Над Витебском» он будто парит в воздухе.
Кто это
Перед нами люфтменч. В переводе с идиша люфтменч — человек воздуха. Это неприкаянный странник, у которого свои отношения с материальным миром. «Человек воздуха» не ходит по земле, а парит над ней.
Шагала привлекают такие образы. Ему близка тема внутренней свободы, оторванности от всего мирского. Изображая люфтменчей, он развивает ту же тему, что и с музыкантами и бродячими артистами. Возможно, и самого себя Шагал ощущал таким же «человеком воздуха» без дома.
Урок по Шагалу в самом разгаре. Мы уже достаточно узнали о темах и манере художника, чтобы проверить себя тренажером.
Предлагаем потренироваться отличать картины Марка Шагала от авангардных работ его современницы — Натальи Гончаровой.
Кажется, что работы Шагала очень узнаваемы, но получится ли у вас сразу пройти тренажер без единой ошибки?
Сочинение по картине «Прогулка. Дама с зонтиком»
Франция, Париж, вторая половина 19 столетия — место и время зарождения нового направления в искусстве под громким, но заслуженным названием «импрессионизм», что в буквальном переводе означает «впечатление». Так и называлась картина знаменитого французского художника Клода Моне — «Впечатление. Восход солнца». Она открывала первую выставку молодых художников-импрессионистов, и с неё началось восхождение звезды Клода Моне — вождя и вдохновителя яркого и необычного течения в живописи.
Лучший период творчества художника — 70-е годы позапрошлого столетия. Он воспевает красоты французской природы, простой, но привлекательной. Вводит в искусство изображение города, состоящего не только из бездушных серых зданий и дворцов, но оживленного постоянно мелькающими экипажами и всё куда-то спешащей толпой. Для точной передачи всех этих мотивов Моне применяет новые живописные приемы — раздельные мазки и чистый цвет. Всё это можно увидеть в одной из удивительных его работ «Прогулка. Дама с зонтиком», которая была создана в 1875 году.
На полотне изображена молодая женщина с маленьким мальчиком. Данный выбор не случаен, ведь моделями для написания портретов служили любимая жена Камилла и старший сын художника Жан. И это уже не первый раз, когда верная спутница жизни Клода Моне становится его музой. Он писал ее много, и каждый раз она представала его идеалом совершенства и нежности.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Главные герои картины стоят на пригорке. На первом плане женщина с летним зонтиком в руках, а её сын — чуть дальше
Из-за такого местоположения, её фигура, невольные движения, выражение лица сосредотачивают на себе основное внимание зрителя. Она одета в лёгкое платье небесно-голубого цвета
Однако, нельзя с уверенностью сказать, что оно именно такого тона. Возможно оно белое, и только лишь кажется иным, сливающимся воедино с голубым небом, из-за яркого полуденного солнца. В целом слово «кажется» можно применить ко всему полотну. Куда не глянь, всюду солнце. Яркий солнечный свет заливает всё вокруг, и оттого женщина, ребёнок и природа будто растворяются и вот-вот станут единым целым.
Дует лёгкий ветер. От того на небе ряд белоснежных облаков, и платье, и волосы Камиллы не перестают развиваться в разные стороны. От его дуновения и само пространство перестает быть реальным. В каждом мазке ощущается лёгкость, воздушность, эфирность. Кажется, что художник запечатлел тот самый момент, когда и женщина, и мальчик, и пригорок, и сочная зелень на нём — всё собирается воспарить к небу и улететь в неведомые дали. Их останавливает только одно — сам художник
Его пристальное внимание к ним застигло их врасплох, и они решают остаться
Картина французского художника-импрессиониста Клода Моне «Прогулка. Дама с зонтиком» очень лёгкая и лучистая. Невозможно до конца описать те ощущения, которые возникают при взгляде на неё. Однозначно, они светлые. А ещё какие-то неземные, предлагающие воспринимать мир иными чувствами, как беспрерывный поток, в котором сливаются воедино свет, движение, воздух, люди.
Сочинение-описание по картине Марка Шагала «Прогулка»
Марк Шагал — художник крайне неординарный и любопытный, во многом черпавший вдохновение для своих картин из реальной жизни, основываясь на интересных воспоминаниях и собственных впечатлениях. Это относится и к знаменитому полотну Прогулка, входящего в состав триптиха, посвящённого любимой жене живописца.
Белла была главной музой Шагала, являлась героиней многих его работ и постоянно поддерживала мастера кисти на его творческом пути. Марк питал к ней искреннюю и невероятно сильную любовь, что сразу прослеживается в произведении.
В центре холста находится сам художник, так что это можно считать автопортретом. Он одет в парадный чёрный костюм, состоящий из приталенного пиджака, хорошо подшитых брюк и лакированных ботинок с закруглённым носиком. Также на нём белая накрахмаленная рубаха. В руках заметен блестящий шёлковый платок.
Сам наряд слегка потрёпан и небрежен активной прогулкой, он не подразумевает какого-то строгого консервативного образа или идеального внешнего вида. Одежда лёгкая, сшита из неплотной, но качественной ткани, отлично подходящей для тёплых времён года.
Лицо у живописца говорит само за себя — он невероятно счастлив и радостен проводить время с женой, он широко улыбается, а глаза излучают самую настоящую любовь и привязанность. Внешность у него довольно резкая — угловатый подбородок, острый нос, густые и низко сдвинутые брови, беглые серые зрачки, тонкие губы и бледная ровная кожа. Волосы волнистые, сероватого оттенка.
Свою ненаглядную жену Шагал держит за руку. Белла оторвалась ногами от земли и словно бы взлетает в небеса, так и норовя повлечь следом за собой крепко схватившего её мужа. Она одета в длинное замысловатое платье сиреневого цвета с в меру пышным подолом и длинными утянутыми рукавами, обута в миловидные туфельки того же цвета на небольшом каблуке.
Внешность у девушки необычная, а оттого ещё более привлекательная. Такой же острый нос и подбородок, но более закруглённый и мягкий овал лица, нежели у супруга. Глаза большие и красивые, полные любви и искреннего восхищения. Губки маленькие, накрашенные яркой алой помадой. Волосы короткие, тёмные и кудрявые. Белла явно наслаждается своим полётом, раскинув руки и широко улыбаясь.
А по бокам, у нижних краёв полотна раскинулись пёстрые красные покрывала, очевидно, символизирующие широкую цветочную поляну. Там же можно заметить стеклянный сосуд с вином — видимо, влюблённые решили устроить небольшой пикник на природе. Откуда-то высовывается тоненькая и хрупкая веточка дерева с круглыми плоскими листочками, другой, подобной ей растительности тут нет.
Трава на картине представлена в виде словно кем-то нарезанных переливающихся квадратиков, раскрашенных разными глубокими оттенками зелёного цвета. Благодаря этому приёму создаётся иллюзия неоднородной холмистой долины. А на заднем плане — лишь чистое голубое небо и провинциальный городок.
Марк Захарович Шагал — Над городом: Описание произведения
«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала
На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись
Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.
Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.
В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.
Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.
Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.
Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.
Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.
Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.
Алена Эсаулова
Марк Шагал, секреты картины «Прогулка»
Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.
В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.
Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух». Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.
2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.
4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.
6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.
7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.
8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.
Популярные сочинения
- Сочинение Алиса в стране чудес «Алиса в стране чудес» — фантастический роман, написанный Льюисом Кэрроллом в 1865 году. Он рассказывает о девочке по имени Алиса, которая проваливается в кроличью нору в фантастический мир, населенный особыми антропоморфными существами.
- Проблемы поднятые в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева «Конь с розовой гривой» — прекрасный рассказ В.Астафьева — русского писателя, эссеиста и драматурга. Это рассказ про честного, доброго, совестливого мальчишку-сироту, повествующего о себе.
- Сочинение про Санкт-Петербург (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс) Санкт-Петербург — крупный город, который находится на северо-западе России, в устье реки Невы, на побережье финского залива. Основан в 1703 году императором Петром 1. С 18 до начала 20 века являлся столицей страны
Контекст
Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.
Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)
Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего её до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».
«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (Wikimedia Commons)