ДОСЬЕ «СВ»
Мойша Сегал (настоящее имя художника) родился 6 июля 1887 года. Но в Париже он переименовал себя в Марка и, веря в магию чисел, день рождения сдвинул на сутки позже, чтобы в нем было три семерки. Он был старшим из шести детей в семье. Получил домашнее образование, затем четыре класса училища и художественная школа живописца Юделя Пэна. Переехав в Петербург, учился у таких признанных мастеров, как Рерих и Бакст. Позже в Париже знакомится с художниками и поэтами-авангардистами. После революции вернулся в Витебск и открыл там народную художественную школу, музей и театр. Но уже через два года вновь уезжает сначала в Москву, а затем во Францию, передав управление школой Малевичу. Дожил Шагал до 97 лет. Был женат на Белле Розенфельд, с которой у них родилась дочь Ида. Белла умерла в 1944 году. Позже Шагал женился на Валентине Бродской, с которой прожил 33 года.
Общество
Пять выходцев из Беларуси, которых знает весь мир
Эти люди родились в Беларуси, были белорусами или были тесно связаны с ней душой в разные эпохи. Однако всех пятерых объединяет то, что они достигли небывалых успехов в своей деятельности, что принесло им всемирную известность
ПОДАРОК
Потерянный и возвращенный портретНациональный художественный музей в Минске получил к юбилею неожиданный презент. В столице Беларуси к юбилею художника тоже подготовились. Здесь устроили выставку «Марк Шагал: Цвет любви». В Национальном художественном музее собрали 24 уникальных литографии. Многие из них Шагал создавал в пятидесятые-шестидесятые годы для французских журналов Derrière le miroir и Verve.
— Тут есть виды Витебска и Парижа. Пейзажи прованского местечка Сен-Поль-де-Ванса, где Шагал жил до самой смерти, — поясняют сотрудники музея. — Мастер изобразил на них в его феноминальном стиле влюбленных, мать с детьми, фантастических существ, символических животных, музыкантов и самого себя.
Офорту с профилем великого земляка в витебском музее найдут достойное место. Фото: «Марк Шагал» Герман Штрук/ Репродукция
Но есть на выставке экспонат с невероятной историей. Знаменитый теперь черно-белый портрет художника, написанный немецким графикомГерманом Штруком , у которого наш земляк обучался в Берлине технике офорта и литографии.
— Штрук создавал портреты всех учеников, в том числе и Шагала, — говорит Ирина Воронова
. — Работу приобрел на аукционе коллекционер и собирался ее передать Витебску. Но из-за нарушений правил провоза через границу, его задержала белорусская таможня. Но в день юбилея сотрудники службы подарили нам картину прямо здесь, на выставке. После ее окон-чания офорт отправится в нашу коллекцию.
Кстати, это не единственный интересный портрет Шагала в витебском музее. Здесь хранится серия работ немца Эрнста Гюнтера Ханзинга
. Он запечатлел художника в любимом его кафе Сен-Поль-де-Ванса, когда тот по привычке делал наброски на салфетках, которые в качестве сувениров расхватывали официанты.
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
Суббота
Ворота еврейского кладбища
Я и деревня
Автопортрет с семью пальцами
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ШАГАЛА: ГЛАВНЫЕ РАБОТЫ
Молящийся еврей (Раввин Витебска), 1914 г. Музей современного искусства, Венеция, Италия
Эта картина написана еще в Витебске. Евреи для молитвы надевают накидку (таллит), привязывают филактерии – коробочки с текстами Священного Писания, и сидят, раскачиваясь, молятся. И так могут молиться часами. Шагала это завораживало. И в этой картине он не просто показывает красоту черного и белого, хотя это красиво сделано
Но здесь важно и внутреннее состояние: Бог и человек, жизнь и смерть, черное и белое. Шагал всегда идет дальше того, что он рисует, все время хочет показать глубину жизни
Дядюшек у меня тоже было полдюжины или чуть больше. Все – настоящие евреи. Кто с толстым брюхом и пустой головой, кто с черной бородой, кто – с каштановой. Картина, да и только.
По субботам дядя Нех надевал плохонький талес и читал вслух Писание. Он играл на скрипке. Играл как сапожник. Дед любил задумчиво слушать его.
Один Рембрандт мог постичь, о чем думал этот старец – мясник, торговец, кантор, – слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев.
Уличный скрипач, 1912-13 гг. Городской музей, Амстердам, Нидерланды
Скрипач на крыше – это вообще известный еврейский образ
И это всегда символ чего-то важного, так как скрипачей приглашали на самые торжественные моменты: свадьбу или похороны. Как у нас колокола звонят, так и скрипач выходит на крышу и оповещает всех о радости или печали
Как и ангел, он соединяет небо и землю: у Шагала он одной ногой стоит на крыше, а другой – на земле. На этой картине мы видим и церковь, и синагогу, как и было во многих местечках. Шагал вырос на этом и наряду с еврейской культурой воспринял и христианскую.
Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался. И смотрел на тебя столько, сколько хотел.
Одиночество, 1933 г. Художественный музей Тель-Авива, Израиль
Эта картина уже 30-х годов. Что мы здесь видим? Сидящий пророк с Торой или простой еврей. И тут же корова с совершенно человеческим лицом и скрипка рядом, а над ними ангел летит. Вот о чем эта картина? Она о человеке перед Богом. Еврей сидит и задумался о своем бытии.
И все одухотворяется. В теленке просматривается образ тельца – символ жертвы: белое животное, без пятна порока. Человек, ангел, животное, небо и земля, Тора и скрипка – это и есть вселенная, и человек постигает ее смысл и размышляет над ее судьбами. Хочется вспомнить слова из Псалма: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).
Картина Скрипка и виноград Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо известен как изобретатель новых форм живописи, автор новых стилей и методов, им создано более 20000 произведений искусства.
Свои первые картины он написал в возрасте 10 лет, в 15 лет уже поступил в Школу изящных искусств в Барселоне.
С 1904 года в 23 года обосновался в Париже. Сильное влияние на становление его личности как художника оказало творчество Дега и Тулуз-Лотрека.
В раннем творчестве в его работах доминировали оттенки голубого и синего цветов. Этот период назван «голубым». Он рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.
С 1905 года это же круг образов приобретает иную окраску. Как бы луч надежды проникает в души его героев с добавлением розового цвета. Последовал «розовый» период его творчества.
В 1907-1914 годах Пикассо уделяет внимание превращению форм в геометрические блоки. Кубические приемы Пикассо использовал вплоть до 1923 года
В 1925 году в его творчестве появляется мир галлюцинаций. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо могло создавать только монстров, существ, разорванных на части.
Жизненная сила Пикассо выразилась в 1930-34 годах в скульптуре. Им создано многочисленные фигуры в духе сюрреализма.Самым знаменитым произведением этого периода названа картина «Герника», написанная в страхе перед войной и фашизмом после разрушения немецкой авиацией небольшого городка басков. Эта картина ознаменовала начало его политической деятельности.
Пикассо оставался в Париже во время немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. В конце 1944 года Пикассо вступает в Коммунистическую партию. Действенное проявление политических убеждений художника воплотилось в изображенном голубе на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.
В послевоенном творчестве Пикассо привлекает внимание семейная тема. Он сблизился с Франсуазой Жило, она родила ему двух детей, они уезжают на юг Франции и живут до 1948 в Валлорисе, затем в Каннах
Радость жизни проявляется в литографиях, плакатах, ксилографиях, линогравюрах, керамике и скульптуре. В Валлорисе Пикассо работал на фабрике, увлекшись ремеслом и ручным трудом. Им собственноручно созданы декоративные тарелки, антропоморфные кувшины, статуэтки в виде животных. Некоторые из них выполнены из случайных материалов и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
В 1953 году Жило и Пикассо расходятся. Пикассо испытывает тяжелый моральный кризис. Но через год он встречается с Жаклин Рок, и в 1958 году она становится его женой и вдохновляет его на серию замечательных портретов. Пикассо покупает замок Вовенарг.
С 1961 года Пикассо уединяется в своей вилле в Нотр-Дам-де-ви в Мужене.
Произведения художника последних 15 лет его жизни очень разнообразны.
Умер Пикассо в 1973 году.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Пабло Пикассо не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Детство и юность
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
Художник Марк Шагал
С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.
Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.
Музей Марка Шагала в Витебске
Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.
Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.
Марк Шагал в молодости
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.
Марк Шагал за работой
Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.
Марк Шагал в старости
Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.
По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.
«Старый гитарист»
Голубая пора является наиболее трогательным временем творчества Пабло Пикассо. В этот период умирает друг художника, что повлияло на его внутреннее состояние и в следствии на его работы. Изменилась техника написания картин. Холодные тона, олицетворяющие тоску, стали доминировать. Все это можно увидеть в картине «Старый гитарист».
На данном полотне Пикассо стремится выразить свое уважение к Эль Греко (художнику-маньеристу), изображая человека, сидящего в рваной одежде, согнувшегося и подавленного от замкнутого пространства. Этой картине характерно чувства безысходности и одиночества.
В этой картине, как и в некоторых других работах Пабло Пикассо изображена человеческая слепота, которая олицетворяет беспомощность и опустошение. Также физическая слабость изображенного человека отчетливо видна в его тонких пальцах и общей худобе.
Интересным фактом является то, что при рентгеновском анализе данного полотна ученые выявили первоначальный рисунок, а именно: изображение женщины, которая кормит своей грудью младенца, причем вся картина также выполнена в голубых тонах. Ее силуэт был расположен за стариком. В том числе на картине виднелись образы молодой коровы и теленка.
Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо. |
Полёт двух душ
Именно это окрыляющее чувство любви Шагал запечатлит на многих своих картинах. Но, пожалуй, наиболее красноречиво он изобразил его в своём творении «Над городом». Даже если вы – человек, далёкий от искусства, наверняка поймёте главный замысел мастера.
Перед нами – двое людей, которые бесконечно любят друг друга. Вот оно – то чувство, которое превращает двух человек в единое целое, объединяет их мысли и устремления. Прекрасная взаимная любовь напоминает полёт, и именно это изобразил Шагал.
Как мне кажется, живописец попытался воссоздать полёт двух душ. Если сами человеческие тела не могут оторваться от земли, то для души нет преград. Двое влюблённых парят над городом
Вы можете заметить, что они не смотрят друг на друга, но разве душам необходим зрительный контакт? Обратите внимание, насколько тесно переплетены их руки. Здесь не нужно и взглядов – единство чувствуется в каждом элементе фигур
Марк Шагал «Над городом», 1918 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Интересными особенностями стали принципы изображения главных героев. Посмотрите, как написан мужчина. Он состоит из грубоватых мазков и воссоздан в кубическом стиле. А вот Белла, напротив, состоит из мягких линий и плавных переходов, в чём чувствуется истинная женственность. Кроме того, при взгляде на летящих людей нет впечатления, будто они удивлены полётом или это состояние является для них непривычным. Напротив, им явно комфортно находиться в воздухе.
Знаменитый «Скрипач» Шагала написан на скатерти
АМСТЕРДАМ (Reuters) – Марк Шагал, французско-русский художник 20-го века, который восхищал поклонников своими яркими, причудливыми работами, делал многие из своих картин с использованием одних и тех же девяти пигментов и почти никогда не использовал чёрный.
Он был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» – картина скрипача, танцующего на крыше – была написана на скатерти. В то время Шагал был еврейским иммигрантом в Париже.
Клетчатый рисунок ткани хорошо виден в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий.
“У него было так мало денег, что он покупал холсты на блошиных рынках, писал на любом холсте, который ему достался”, – рассказывает Мета Шаванн, работающая хранителем в амстердамском музее Стеделейк. “Также он использовал простыни, ночные рубашки, и даже скатерть”.
Открытия были сделаны исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в амстердамском музее и рассказали об этом как раз перед выставкой 38 работ Шагала вместе с другими работами парижских художников-иммигрантов, которые изменили современное искусство, включая Пикассо и Мондриана.
Одна из хранителей, Мадлен Бишофф, говорит, что для работы Шагала характерно то, что большая часть его внимания – контрастные цвета, которые придают его работам жизненность – была сосредоточена в одной или двух ключевых областях картины с интенсивными деталями, в то время как другие части часто пустые.
Инфракрасные сканы показали, что эти центральные части – такие как женщина и ребёнок в «Беременной женщине» 1913 года – обычно оставались неизменными, когда работал Шагал. Детали по краям, такие как коровы, дома и лица, претерпевали в процессе работы над картиной, множество изменений и доработок.
Шагал, родившийся в 1887 году в деревне в нынешней Беларуси, уехал в Париж в 1910 году, пережил первую мировую войну в России, снова вернулся в Париж, а затем бежал от Второй мировой войны в Нью-Йорк в 1940-х годах. После чего он всё-таки опять вернулся во Францию и работал там вплоть до своей смерти в 1985 году.
На протяжении всей своей долгой карьеры он шёл в ногу с импрессионистами, кубистами, супрематистами, сюрреалистами и многими другими школами, но сохранил свой собственный причудливый стиль. Его картины, часто описываемые как сказочные, содержали повторяющиеся темы. Например, он часто рисовал свою жену, воспоминания из его детства, такие как коровы, ослы и доярки, а также сцены еврейской жизни.
До сих пор его работы не подвергались столь детальным исследованиям, как работы более известных художников 20-го века.
МАРК ШАГАЛ — «Скрипач» — Логово Арт-снайпера
Картина «Скрипач» датирована 1912-13 гг. Образ скрипача, музицирующего на крыше, неоднократно появляется на полотнах Марка Шагала. Он присутствовал уже на одной из дебютных работ художника — «Покойник» («Смерть») (1908). В традиционном еврейском укладе скрипач всегда был заметной фигурой, без которой не мыслились ни рождение ребёнка, ни свадьба, ни похороны. По сути, этот образ символизировал жизненный цикл человека. Кроме того, скрипач на крыше вполне мог соотноситься с евреями в рассеянии и с проблемами, связанными с этим, — на картине скрипач настойчиво пытается удержаться на покатом скате крыши. Однажды А.В.Луначарский, посетивший поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала – почему он написал еврея на крыше домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».
На этой картине у скрипача зелёное лицо. Этот цвет ассоциируется с воскрешением через творчество. Известно, что именно зелёным цветом на фресках обычно писались головы древних египетских богов, умиравших и возрождавшихся вновь.
Биография Марка Шагала
ЖАННЕТТА – стихотворение «Скрипач на крыше» (у картины М.Шагала)
ОЛЬГА РУБИНЧИК – «Пленительный город загадок» и «Волшебный Витебск»: Анна Ахматова и Марк Шагал
Картины Марка Шагала
Коллаж 0lesja_0lgerd. Слева направо: МАРК ШАГАЛ 1) «Скрипач» (1911) 2) «Зелёный скрипач» (1923) 3) «Музыкант» (1925).
Сюжет
Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).
Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.
Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).
Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)
О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.
КАК ПОНИМАТЬ КАРТИНЫ МАРКА ШАГАЛА
Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее – теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.
Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.
И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.
Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.
Художник: на Луну, 1917 г. Частная коллекция
Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.
Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет – и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.
Такой трепет крыльев.
Ангел! – думаю я. И не могу открыть глаза – слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.
И снова темнота. Я просыпаюсь.
Это видение изображено на моей картине «Явление».
Явление, 1918 г. Частная коллекция
Шагал — основатель Витебского художественного училища
В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.
Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru
Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com
Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru
После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.
Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич, Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.
Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву. В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.