Память
Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде — великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.
Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.
Фильмы
- Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
- Франсуа Леви-Кюнц, документальный фильм «России, ослам и другим», Франция, 2003 год
- Мультфильм «Страсти по Шагалу» (реж. Андрей Мельников)
- В 2013 году вышел фильм Александра Митты «Шагал — Малевич», снятый в Витебске.
Композиция
Композиционная идея картины не так проста, как кажется на первый взгляд. Если внимательно изучить полотно, можно заметить, что на нем присутствует две силы: земля, по которой идет мужчина, и небо, в котором парит женщина. Художник хотел передать, что любовь может поднимать нас над мирскими заботами и препятствиями, независимо от расстояния и местоположения.
Лица персонажей на картине выражают радость и счастье, они видят вокруг себя только прекрасное и возвышенное, так как смогли преодолеть законы земного притяжения благодаря своей любви.
Витебск
Витебск, где Марк Шагал провел свое детство и юность, стал важным образом в его творчестве. Художник изображал город во всех своих работах, включая плафон парижской оперы. Он говорил: «Не было картины, в которую я бы не вдохнул бы твой дух, не было краски такой, которая не светилась бы твоим светом». Но Витебск для Шагала не был просто местом с узнаваемыми деталями. Этот город был как Иерусалим — ключевой символ библейской Вселенной.
Интересно! Исследователи, отмечая двойственность образов Шагала, определяют его живопись как «бытовой символизм». Таким образом, для Шагала Витебск стал не только реальным местом, но и символическим образом, который он использовал для выражения своих идей и чувств.
Храм
Вдалеке на картинах можно заметить Спасо-Преображенскую церковь, которую Марк Шагал видел из окна своего дома, когда был маленьким ребенком. Церковь является центром заднего плана картины и в то же время сердцем города. Нежный розовый цвет, который она излучает, делает ее настоящим символом Витебска, который всегда был в сердце художника.
Белла
Главная героиня картин Марка Шагала — его жена Белла. Она изображена в полете, оторванная от земли. Это является символом наивысшей точки счастья, которого достигают влюбленные. Они наслаждаются присутствием друг друга, будучи выше всего земного и незначительного. Любовь является ключевым фактором, который помогает преодолеть земное тяготение и достичь высшего счастья.
Интересно! Шагал был евреем, и в идише есть слово «люфтменч», что означает «человек воздуха» или «тот, кто витает в облаках». На картинах Шагала любовь настолько переполняет его жену Беллу, что она буквально взлетает в небеса, как человек воздуха.
Художник
Шагал часто изображал себя как субъекта, восприятие которого преображает реальность, и делал это в разных манерах и вариантах, включая изображение себя в виде животных, таких как кошка в «Париже из окна» или бык в «Автопортрете с часами перед распятием».
На картине «Прогулка» он изображает себя как счастливого влюбленного, который готов оторваться от земли за летящей возлюбленной. Но искусствовед Дмитрий Сарабьянов замечает, что в этой картине, созданной в годы войны и революции, под поверхностью улыбки Шагала скрывается настоящая тревога.
Земля
Интересно! Шагал считал, что земля является символом материнства, и часто использовал ее в своих работах. Он даже любил уткнуться лицом в землю и говорить ей свои мысли и молитвы.
На картинах художника земля часто изображалась зеленой. Это был любимый цвет художника, символизирующий радость и любовь к жизни. На данной картине зеленые земля и дома, которые на ней стоят, что подчеркивает пасторальный характер и создает атмосферу уюта и домашнего тепла.
Графин и бокал с вином
На картине присутствует графин и бокал с вином, стоящие на узорчатой скатерти, что дополняет праздничную атмосферу произведения.
Пасущееся животное
В то время окраины Витебска мало чем отличались от деревенской местности, где люди занимались скотоводством. Лошади и коровы часто встречаются в творчестве Шагала, и на данной картине они используются для усиления пасторальной атмосферы.
Картины Шагала
Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.
Белла с белым воротником
Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.
Посвящение Аполлинеру
В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.
Скрипач
Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).
Прогулка
Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.
Автопортрет с семью пальцами
Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами. Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска. В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.
Цирковая лошадь
Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.
Париж через окно
Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.
Невеста
Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст
Белое распятие
Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.
Я и деревня
На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.
Загрузка …
Дополнительные материалы
Книги о Шагале и альбомы художника
- «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
- «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
- «Шагал. Возвращение мастера» / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.
- Шагал М. З. «Ангел над крышами». Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4
- Шагал М. З. «Моя жизнь» — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3. Электронные версии: «Мой мир» — пер. Дмитрия Веденяпина, «Моя жизнь» — пер. Н. С. Мавлевич
- «Марк Шагал. Здравствуй, Родина!» / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9
- «Марк Шагал об искусстве и культуре» / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5
- Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
- Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
- Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
- Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
- Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
- Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
- Белла Шагал (текст), Марк Шагал (иллюстрации). «Горящие огни». М., Текст, 2001; 2006.
- Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
- Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
- Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
- Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
- Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
- Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. №26. С. 46 — 50..
- Яков Басин К вопросу о попытках дискредитации имени и творчества Марка Шагала в белорусских СМИ в 1987—2002 гг.. Заметки по еврейской истории (№8(155) август 2012 года). Проверено 15 августа 2012.
Источники и ссылки
В Викицитатнике есть страница по темеМарк Шагал
- Марк Шагал, биография, избранные работы
- Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии
- Шагал, Марк Захарович в библиотеке «Старатель»
- Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы
Рецензии
- Александра Смирнова, «В мерном пламени меноры»(Рецензия на книгу Беллы Шагал «Горящие огни»)
- Шварц Анна, «И прошли семь лет изобилия» (Рецензия на книгу второй жены М. Шагала Вирджинии Хаггард «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия.)
- Михаил Эдельштейн, Рецензия на книгу Давида Мак-Нила «По следам ангела»
Статьи и эссе
- Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
- Леонид Кацис, «Шагал сквозь призму идишкайта»
- Письмо Марка Шагала Лео Кенигу
- Эссе И. Шесткова «Скрипач»
- Евгения Гершкович, «Еврейская луна над Чёрным горизонтом»
- Мария Эндель Неизвестный Шагал. booknik.ru (22 августа 2013). Проверено 30/10/2013.
Музеи
- Витебский музей Марка Шагала
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918—1941)
- Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
- Музей Шагала в Ницце — «Библейское послание Марка Шагала»
- Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall(французский сайт)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАГАЛ Марк в ЭЕЭ
Марк Шагал, секреты картины «Прогулка»
Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.
В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.
Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух». Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.
2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.
4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.
6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.
7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.
8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.