Тинторетто: картины, биография, факты и видео

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Творчество Тинторетто

В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).

Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).

Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.

Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94)

Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто

Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.

Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.

Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов.

Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.

Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Творчество Тинторетто

Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.

«Чудо св. Марка», 1548. Галерея Академии в Венеции

Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.

Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность

«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549

Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.

В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.

В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.

«Страшный суд», фрагмент

Победитель конкурса

Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.

Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке

Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок. Там было закреплено готовое полотно «Св

Рох во славе».

«Св. Рох во славе»

Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.

Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.

«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Личная жизнь

В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.

Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детей. Трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.

Лучший живописец Венеции

Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.

После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.

«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция

В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.

В статье представлены картины художника. Посмотреть картины можно в этой подборке видео.

Видео

Дополнительная информация по теме «Тинторетто: картины и жизнь художника»

Примечания и ссылки

  1. Личность Тинторетто была раскрыта во время выставки «Тинторетто» в 2007 году в Прадо 2007. См. Каталог выставки под руководством Мишеля Фаломира: Тинторетто , Мадрид, Национальный музей Прадо, 472 стр., 2007, Мадрид.
  2. (in) Нарим Бендер, Якопо Тинторетто , Osmora Incorporated2015 г., стр.  7.
  3. Его дата рождения приблизительная, потому что свидетельство о крещении было потеряно в результате пожара, уничтожившего архивы Сан-Поло . Это выведено из документа из Сан-Марциале, в котором записана его смерть 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет и восьми месяцев («  31 maggio 1594: morto messer Jacopo Robusti detto Tintoretto de età de anni 75 e mesi 8  ») и портрет, выгравированный в 1588 году, указывает ему возраст 70 лет. Согласно (в) Анне Лаура Лепши, Тинторетто наблюдал: документальный обзор критических реакций с 16 по 20 век , Лонго1983 г., стр.  15.
  4. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  6
  5. Жан-Пьер Абер и Сильви Беген, Рай Тинторетто , 5 континентов,2006 г., стр.  137.
  6. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  50.
  7. Критика Эрве Луалье , профессора истории искусств Политехнической школы .
  8. ↑ и Биографическая справка о Лувре.
  9. Мари-Элен Лавалле , Коллекции гидов: Дворец изящных искусств в Лилле , Париж, Заседание национальных музеев,1997 г., 245  с. ( ISBN  2-7118-3516-2 ) , стр. 158.
  10. Латинская надпись гласит: «Проходя мимо, не забудь (остановиться перед) бывшим домом Жака Робусти», — говорит Тинторетто , из которого вышло множество картин, выполненных искусством, его кистью и острым умом. , которым можно любоваться публично и в частной жизни. В этом вам поможет забота нынешнего хозяина — 1842 год ». А ниже: «Переделано на городские финансы — 1881 год».
  11. Латинская эпитафия восхваляет художника так: «Прохожий, путешественник, гражданин, остановитесь и прочитайте эту надпись до конца. Под этим мрамором заперт прах венецианского Апеллеса ЖАКА Робусти, известного как ТИНТОРЕТ. Этот великий подражатель природы своим страстным гением заставил говорить о ней безмолвные стихи. И именно обитателям единственного неба он поистине божественной кистью вдохнул жизнь в свои картины. Эти, хотя и ненасытные, время, собирая их, по праву сохранит их. Слава поместит их в храм бессмертия, как вечное различие между живописью и вселенной. ЧИТАТЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ ЗА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, И ТОГДА ОН БУДЕТ СЧАСТЛИВЫМ СМЕРТЬЮ ».
  12. ↑ and Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Издания Place des Victoires,2008 г., 605  с. ( ISBN  978-2-8099-0019-4 ) , стр.278..
  13. Михаил Пиотровский , Эрмитаж , P-2 ART PUBLISHERS, т. 2001, с. 112.
  14. Якопо Соранцо , Милан.
  15. См. Жан-Луи Кретьен , Ги Лафон , Этьен Жоле, Марта и Мари , Париж, Desclée de Brouwer, 2002, ( ISBN  2-220-05060-2 ) .
  16. Анри-Клод Куссо , Нантский музей изящных искусств , Париж / Нант, Fondation Paribas,1991 г., 125  с. ( ISBN  2-907333-09-7 , уведомление BnF п о   ) , стр. 20.
  17. ↑ и Вольфганг Прохаска , Художественно-исторический музей в Вене: Живопись , CH Beck / Scala Books,2001 г., 128  с. , стр. 28-32.
  18. ↑ и Мина Грегори ( перевод  с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Éditions Place des Victoires,2000 г., 274  с. ( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр. 261–269.
  19. Женщина Путифара, Прадо.
  20. Эрика Ленгмюр , Национальная галерея: Путеводитель , Фламмарион ,1997 г., 335  с. ( ISBN  2-08-012451-X ) , стр. 157.
  21. Жан-Франсуа Гийу , Великие классики живописи , Париж, Solar Editions ,1995 г., 203  с. ( ISBN  2-263-02329-1 ) , стр. 45.
  22. Роберт Хуз , Музей изящных искусств Гента , Musea Nostra,1995 г., п. 35 год.
  23. (Это) в галерее Академии (доступ 27 января 2021 г. )
  24. Эмиль Мейер , Сокровища Государственного музея Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160  с. ( ISBN  2-86656-022-1 ) , стр. 49.
  25. Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216  с. ( ISBN  978-94-6230-154-2 )Книга опубликована по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г., уведомление Карло Фальчиани стр. 189
  26. Сильви Блин, «  в» Фурия «Тинторетто в Прадо  », Connaissance дез искусств , п о  647,Март 2007 г., стр.  42.
  27. (in) Джон Мердок , Галерея Курто: в Сомерсет-Хаус , Лондон, Институт искусств Курто,1998 г., 128  с. ( ISBN  0-500-95993-5 ) , стр. 42.
  28. Антонио Паолуччи (куратор выставки), Miroir du Temps: Шедевры из музеев Флоренции , Silvana Editoriale и Музея изящных искусств Руана,2006 г.( OCLC   ) , стр.  162.
  29. François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр.  15.

Тинторетто: биография

Тинторетто — будущий знаменитый художник Якопо Робусти родился в Венеции. В архивах не сохранилось документов о дате его рождения. Искусствоведы называют ее приблизительно, ориентируясь на дату смерти. В церковных архивах есть запись, что мастер Якопо скончался 31 мая 1594 г. ему было 75 лет. Значит год рождения — 1518-й.

Однако многие историки опровергают это утверждение, ссылаясь на сочинение Р. Боргини, опубликованное в 1584 г. Автор сообщает, что Тинторетто умер в 60 лет. Согласно Боргини, художник родился в 1524 г.

Третья версия аргументирована биографией Робусти, написанной Карло Ридольфи, биографом живописца, в которой сказано, родился в 1512 г. Официально в мире искусства принято считать датой появления на свет Якопо Робусти — 1518 год.

Якопо Робусти  (1518-1594). Автопортрет. 1588 , Париж. Лувр.

Свое прозвище Якопо получил еще в раннем детстве. Его отец занимался покраской шелковых тканей и его сынишку на улице стали называть Тинторетто («маленький красильщик»). Кроме этой, крайне скудной информации, о родителях и детстве самого художника, к сожалению, больше ничего не известно.

Историки живописи владеют лишь сведениями, почерпнутыми из книги Ридольфи. Но некоторые исследователи относятся к фактам из этой биографии Тинторетто с некоторым недоверием. Ридольфи не был лично знаком с Якопи, поскольку ему было около двух месяцев, когда живописец покинул этот бренный мир.

Многие сведения, используемые в книге, Ридольфи узнал, беседуя с сыном Якопо Доменико. Автор — горячий поклонник таланта художника, поэтому иногда подправлял его биографию. Понятно, что детские и юношеские годы он описать не мог.

Он пишет, что с малых лет Якопо увлекался рисованием и мог заниматься этим весь день. Еще он любил смотреть как ловко управляется с разноцветными красками отец.

В мастерской Тициана

Якопо поступил на обучение к Тициану, но тот ревниво отнесся к несомненному таланту молодого человека и изгнал его через 10 дней. Документов, свидетельствующих о данном факте обнаружить не удалось.

Если этот факт и имел место, то вероятнее всего, ссора между мастером и учеником произошла из-за полной несовместимости их характеров

Всегда молчаливый и уравновешенный Тициан и взрывной, импульсивный 13-летний подросток Якопо. Умудренный жизнью мастер и совсем молодой ученик. Вполне возможно, что на спокойное замечание Тициана, Тинторетто ответил какой-нибудь колкостью и был изгнан.

Якопо поступил в другую мастерскую, благо в это время в Венеции достойных мастеров было немало. В одном из архивных документов написано «мастер Якопо, живописец».

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Интересные факты из жизни художника

Художник Тинторетто нарисовал 22-метровую картину. «Рай» был создан для Дворца Дожей. Для того, чтобы написать картину, Тинторетто нанял нескольких помощников. Когда работа была закончена, она стала самой большой в мире картиной, написанной маслом. На «Рай» ушло 10 лет. Работа была закончена и принята в 1588 году. Предварительный эскиз картины, сделанный художником, находится в Лувре.

В церкви Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) в Венеции хранятся работы Тициана, Луки Джордано, Пьетро Либери, Тинторетто «Брак в Кане». В 2010 году во время пожара в церкви пострадала картина Тициана «Давид и Голиаф» — ее залило водой.

Венецианскую церковь Мадонна делл’Орто (Chiesa della Madonna dell’Orto) возвели в XIV веке. Изначально она носила имя Святого Христофора. Но в XV веке ее переименовали. В нескольких метрах от церкви была найдена статуя Мадонны с младенцем, которую позднее установили в храме. Считается, что статуя обладает чудодейственной силой. В церкви находится гробница Тинторетто.

Тинторетто Якопо, итальянский живописец

 Тинторетто Якопо (Tintoretto; собственно Робусти, Robusti) (1518-1594), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Представитель венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция). В 50-60-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен

Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94)

Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко. Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

Лит.: Б. Р. Виппер, Тинторетто, М., 1948; Newton E., Tintoretto, L.-N. Y., 1952; Swoboda К. М., Tintoretto: Ikonographische und stilistische Untersuchungen, W.-Mьnch., 1982.

Биография Тинторетто

Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка.

А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году.

Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.

О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней. Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров. Имена дальнейших учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, состоялось.

Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».

В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.

С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: