Рождение традиции
Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.
Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.
Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.
Презентация на тему: » Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ.» — Транскрипт:
1
Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
2
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ М осковское училище живописи и ваяния времён учения в нём Перова отличалось от Петербургской Академии большей свободой. Это, в частности, выражалось в том, что учащиеся сами могли выбирать темы для «программных» картин. Что и сделал Перов, готовясь участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Но сформулированный замысел вызвал недоумение в академическом совете и был отвергнут «за непристойное изображение духовных лиц».
3
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ П еров уступил совету, заменив этот сюжет сюжетом «Проповеди в селе», за которую и получил чаемую награду – она давала право на заграничную пенсионерскую поездку. Но прежнего своего замысла молодой живописец не оставил и ещё до отъезда за границу «Крестный ход» всё-таки написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект взорвавшейся бомбы.
4
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось. В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось.
5
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Для картины характерно «барельефное» расположение персонажей, что позволяет последовательно рассматривать их. Этот композиционный приём, к слову, сближает это полотно с ивановским «Явлением Христа народу».
6
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Большую часть холста занимает небо (оно несёт очевидную символическую нагрузку). Это стало возможным благодаря тому, что праздничая процессия выстроена в движении справа налево – как бы «срываясь» вниз.
7
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Эффектная деталь – перевёрнутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмотья. Она подчеркивает степень «ликования» празднующих Христово воскресенье.
8
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Ещё один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображён дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.
9
Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Симво л НебоНебо ИконаИкона «Барел ьеф»
Император во власянице
Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.
В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.
«Чаепитие в Мытищах» (1862)
Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.
К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника. Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.
А. Бенуа пишет:
«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:
Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.
Описание картины
Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку. Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.
Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.
Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.
На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.
Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.
Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.
За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.
Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.
«Чаепитие в Мытищах» (1862)
Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.
К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника. Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.
А. Бенуа пишет:
Какие требы составляли основу дохода духовенства
Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства. Людям разрешалось проводить их только в том приходе, к которому они были приписаны. Так что крестьянам волей-неволей приходилось раскошеливаться. Ведь только в церкви велись метрические книги, куда вносились все данные о рождении и смерти, а также о вступлении в брак. Кстати, венчание было самым дорогим удовольствием.
С учётом того, что в среднем в приходе было 400-500 хозяйств, что составляло 2-3 тыс. человек, вряд ли требы проводились часто. От силы 100-150 раз в году. Какой уж тут доход…
Конечно, имелись ещё и второстепенные требы, которые можно было заказать в любом другом приходе. Не сложно представить, что из-за конкуренции цены порой сильно сбивались.
Кроме того, крестьяне считали, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь батюшка должен совершать без всякого жалованья. В общем, священники и не мечтали получать денежное довольствие от прихода, впрочем, надежд, что его станет платить государство также не было.
Самая страшная
- «Утопленница» (1867)
- Холст, масло, 68х106 см
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выловленное из Невы безжизненное тело — как иллюстрация из криминальной хроники. Добиться достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал. Провожатый, взвалив труп на плечо, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил ношу на пол. И художник, вглядевшись, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни — он писал с нее богородицу. Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в разгар работы Фанни узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской.
В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж. Но судя по картине, складывается впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную до самоубийства.
Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год
«Сельский крестный ход на Пасху» — одна из самых неоднозначных работ Василия Перова. В своё время она вызывала бурю негодования не только среди служителей церкви, но и среди художников. Павлу Третьякову поначалу даже пришлось снять картину с экспозиции. Почему же Перов изобразил крестный ход таким сатирическим?
Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год
На картине мы видим эпизод одного из самых почитаемых церковных праздников — Пасхи. Как можно понять из названия работы, здесь изображён крестный ход, вот только выглядит он довольно странно. Его участники настолько пьяны, что часть их даже не в состоянии передвигаться.
Сам батюшка еле-еле стоит на ногах и не может спуститься с лестницы. Рядом с ним лежит дьячок с кадилом, пытаясь встать. Оборванный старик несёт икону ликом вниз, даже не замечая этого. В центре изображения идут зажиточные крестьяне: на них хорошая одежда и сапоги. Примечательно, что один из них кажется абсолютно трезвым и, хотя он повёрнут к нам спиной, хорошо заметно его отрицательное отношение к происходящему.
Мужчина, повёрнутый к нам спиной, скорее всего трезв. «Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент
Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что все эти люди выходят вовсе не из церкви, как это принято на крестный ход, а из жилого дома. Да и время на картине не ночное, а вечернее. Почему же так получилось? Дело в том, что Перов изобразил не тот крестный ход, который происходит в нашем обычном понимании.
Мы знаем, что крестный ход представляет собой шествие, которое обычное проводится вокруг церкви в полночь. Однако в то время обычаи отличались от современных. С целью подзаработать священнослужители придумали так называемое славление на Пасху, в ходе которого участники крестного хода заходили в каждый дом и исполняли церковные песнопения.
Считалось, что такой обряд должен хорошо восприниматься крестьянами, поскольку их благословляют и желают удачного года. Хозяева домов должны были благодарить поющих деньгами или другими полезными дарами. Однако во время Пасхи на дворе стояла весна — время, когда все запасы уже закончились, последние деньги истрачены, а нового урожая ещё ждать и ждать.
Поэтому крестьяне считали такие посещения обдираловкой и вовсе не радовались им. Иногда и вовсе прятались у соседей. Те же, кто принимал у себя участников крестного хода, старались дать какую-нибудь мелочь или просто налить стакан спиртного. Учитывая, что процессия обходила несколько селений и сотни домов, можно предположить, в каком состоянии находились её участники.
«Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент
Именно такой крестный ход и изобразил на своей картине Василий Перов. Он вовсе не хотел высмеять церковные обычаи, а лишь показал реалии, в которых вынуждены были существовать люди того времени. Да, батюшка пьян, но ведь он уже обошёл столько домов, где ему наливали. Хотя, конечно, он мог бы и не пить столько или не пить вообще.
Возможно, дом, который изобразил Перов — это деревенский кабак, который в то время ничем не отличался от простого жилища. Именно поэтому мы видим лежащих под ним людей. Кабатчик мог обильно угостить всех спиртным, что и привело к такому плачевному результату.
«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:
Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.
Описание картины
Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку. Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.
Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.
Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.
На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.
Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.
Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.
За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.
Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.
Творческий путь художника
Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.
Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.
Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.
К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.
К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.
Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).
Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).
Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.
Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.
М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:
Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?
Социальный конфликт
В начале 80-х годов XIX века появилась на свет картина Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», и это появление стало знаковым событием в истории русской живописи, показав направление духовных и творческих исканий автора. Это было время общественного кризиса и углубления социальных противоречий, что нашло отражение в настроении картины.
Репин воспитывался в благочестивой семье. Мать художника отличалась религиозностью. Не раз она с маленьким Ильей совершала путешествия в Кочетов за семь верст, где находилась явленная чудотворная икона, которую носили на колодец. Став взрослее, Репин работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание.
В 1863 году Репин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. Выпускной работой художника, за которую он получил большую золотую медаль, была картина «Воскрешение дочери Иаира».
Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. Советские искусствоведы, словно оправдывая художника, трактовали эту картину как антирелигиозную. Современники художника видели в картине совсем другой смысл. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. Художник трудился над ней несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове. Сделал сотни набросков и эскизов.
Художник использует прием противопоставления персонажей, характеров. Так, он противопоставляет горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, помещице, самодовольно несущей саму икону. Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, толпе. Фигура горбуна предельно одухотворена, лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.
В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и тех, которые едва видны
Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами
Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)
Родился: в 1833 году в Тобольске, окончил уездное училище в Арзамасе и художественную школу А. В. Ступина там же. В 1853 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. Скоти, А. Мокрицкий и С. Зарянко. В 1860 году был направлен в Академию художеств для работы над картиной на золотую медаль. В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова («Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», «Приезд станового на следствие»). Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича «Проповедь на селе», за которую он был удостоен большей золотой медали, «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. 1860-1870-е годы XIX века — период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы.
Перов Василий Григорьевич пишет картины «Монастырская трапеза», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. А. Некрасова произведения, среди которых картины: «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников (А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. Г. Рубинштейна и других). Талантливый художник Перов был замечательным педагогом. С 1871 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вос-пикал целую плеяду художников.
В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории («Плач Ярославны», «Никита Пустосвят. Спор о вере»), которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году.
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей).
Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца.
К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий.
В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич — крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
НатюрмортыТакже можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях
Автор книги: Екатерина Алленова
Заключение
Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.
В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.
Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».
Презентация на тему: » Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ.» — Транскрипт:
1
Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
2
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ М осковское училище живописи и ваяния времён учения в нём Перова отличалось от Петербургской Академии большей свободой. Это, в частности, выражалось в том, что учащиеся сами могли выбирать темы для «программных» картин. Что и сделал Перов, готовясь участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Но сформулированный замысел вызвал недоумение в академическом совете и был отвергнут «за непристойное изображение духовных лиц».
3
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ П еров уступил совету, заменив этот сюжет сюжетом «Проповеди в селе», за которую и получил чаемую награду – она давала право на заграничную пенсионерскую поездку. Но прежнего своего замысла молодой живописец не оставил и ещё до отъезда за границу «Крестный ход» всё-таки написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект взорвавшейся бомбы.
4
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось. В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось.
5
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Для картины характерно «барельефное» расположение персонажей, что позволяет последовательно рассматривать их. Этот композиционный приём, к слову, сближает это полотно с ивановским «Явлением Христа народу».
6
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Большую часть холста занимает небо (оно несёт очевидную символическую нагрузку). Это стало возможным благодаря тому, что праздничая процессия выстроена в движении справа налево – как бы «срываясь» вниз.
7
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Эффектная деталь – перевёрнутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмотья. Она подчеркивает степень «ликования» празднующих Христово воскресенье.
8
ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Ещё один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображён дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.
9
Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Симво л НебоНебо ИконаИкона «Барел ьеф»
Творческий путь художника
Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.
Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.
Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.
К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.
К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.
Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).
Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).
Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.
Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.
М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:
Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?
Воздушные крестные хода
Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.
Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.