Самые известные картины петрова-водкина

Петров-водкин к.с. смерть комиссара. 1928

Death of a Commissar

Oil on canvas.

“The Death of a Commissar” was painted by Petrov-Vodkin in 1928. It was commissioned from the Revvoyensoviet (Revolutionary Military Council) for the exhibition “10 years of the RKKA” (The Workers’ and Peasants’ Red Army). The painting occupies a central place in the Soviet period of Petrov-Vodkin’s creative work. The theme of life, sacrifice and death, which is one of the basic themes for the artist, was illustrated there for the first time in the images of the revolutionary heroes. The plot of the painting is based on an event from the Russian Civil War.

Two figures – the mortally wounded commissar and a soldier supporting him are placed in the foreground. Driven by the whirlwind of battle, the Red Army soldiers slope down the hill. In the composition of the two main characters depicted in the foreground one can see the iconography of the Pieta – the scene of the Lamentation of Christ. The death, though for the sake of other ideals, gains the high sense of sacrificial service to humanity. Petrov-Vodkin expressed his unique artistic system in this work. He gave up the traditional linear perspective and developed the new “spherical” perspective, which presented in poetical form the artist’s world view. Thanks to this perspective the depicted overgrows the framework of the single fact and gains a planetary, universal meaning.

Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich

Смерть комиссара. 1928

Петров-Водкин К.С.Холст, масло196 х 248

Русский музей

Пост.: 1962 из ЦМВС СССР

Аннотация

Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Эта, одна из основных для художника тема жизни, жертвенности и смерти, была решена здесь впервые в образах героев революции. В основе сюжета – эпизод Гражданской войны. Во время жестокого боя смертельно ранен комиссар, но отряд продолжает неудержимое движение вперед. Художник представил мир глазами умирающего комиссара, который огромный, как планета, и в то же время близкий и осязаемый. В этом произведении нашла свое выражение оригинальная художественная система автора, его понимание живописного пространства и колористического строя

Сосредотачивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической», которая играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме мировосприятие автора

Здесь ключ к пониманию замысла – в последнем мгновении раскрывается смысл жизни комиссара, его героической жертвы, утверждающей революцию. Изображенное событие перерастает рамки единичного факта, приобретает поистине планетарное, общечеловеческое звучание. Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям К. С. Петрова-Водкина.

Биография автора

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Death of a Commissar

Oil on canvas.

“The Death of a Commissar” was painted by Petrov-Vodkin in 1928. It was commissioned from the Revvoyensoviet (Revolutionary Military Council) for the exhibition “10 years of the RKKA” (The Workers’ and Peasants’ Red Army). The painting occupies a central place in the Soviet period of Petrov-Vodkin’s creative work. The theme of life, sacrifice and death, which is one of the basic themes for the artist, was illustrated there for the first time in the images of the revolutionary heroes. The plot of the painting is based on an event from the Russian Civil War.

Two figures – the mortally wounded commissar and a soldier supporting him are placed in the foreground. Driven by the whirlwind of battle, the Red Army soldiers slope down the hill. In the composition of the two main characters depicted in the foreground one can see the iconography of the Pieta – the scene of the Lamentation of Christ. The death, though for the sake of other ideals, gains the high sense of sacrificial service to humanity. Petrov-Vodkin expressed his unique artistic system in this work. He gave up the traditional linear perspective and developed the new “spherical” perspective, which presented in poetical form the artist’s world view. Thanks to this perspective the depicted overgrows the framework of the single fact and gains a planetary, universal meaning.

Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: