Петров-водкин: смертельная живопись с надеждой воскресение

Сон. 1910

Петров-Водкин К.С.Холст, масло161 х 187

Русский музей

Пост.: 1921 из Общества поощрения художников, Петроград

Аннотация

Появление картины на выставке Союза русских художников вызвало оглушительную полемику в прессе. Илья Репин назвал художника «неучем», подражающим «недоучкам» Матиссу и Гогену. Александр Бенуа, Леон Бакст оценили в картине целостность форм и строгость рисунка. Петров-Водкин не мог понять столь неожиданно обрушившейся на него скандальной славы; он отмечал, что верит «в нарождение самого себя, в опрощение языка – аксессуаров и цвета». Художник говорил о зашифрованной в картине идее приближающегося пробуждения, о скорой готовности стряхнуть сонное оцепенение, о возрождении к жизни, символом чего служит изображенный вдали оживший извергающийся вулкан.

Биография автора

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Пражская весна: продолжение холодной войны

В прессе продолжалось формирование образа врага, а вся информация о международной ситуации подавалась с позиции того, что США готовятся развязать ядерный конфликт.

Во Вьетнаме продолжалась война, и Советский Союз регулярно поставлял туда вооружение. Это сотрудничество обходилось очень дорого СССР. Авторитет Советского Союза среди граждан стран Восточного блока сильно упал после Пражской весны. В 1968 году первый секретарь ЦК КПЧ Александр Дубчек решил провести реформы либерального характера, однако их не одобрил Советский Союз, распространивший своё влияние на некоторые государства Восточной Европы после Великой Отечественной войны. Митинги и протесты, направленные в поддержку реформ Дубчека, Брежнев приказал разогнать силой. В Чехословакию были введены танки, и это действие привело к массовому осуждению Советского Союза.

Со второй половины 1970-х наступил глубокий экономический кризис. Большой процент бюджета страны уходил на содержание и улучшение военной техники. Брежнев считал, что благодаря сильной армии Советский Союз сможет вести политику сверхдержавы, способной диктовать свою волю внешнему миру. Экономическая ситуация осложнялась ещё и из-за отставания СССР в остальных сферах: промышленность и технологии устарели, а развивать их из-за милитаризации было невозможно. Это привело к массовому дефициту товаров.

Шанс проверить силу армии и технологий выпал в 1979 году, когда руководство Советского Союза приняло решение ввести войска в Афганистан. Война, которая могла помочь укрепить мировые позиции СССР, по мнению многих историков, ускорила гибель советского государства. Через 10 лет армия Советского Союза была выведена из Афганистана.

Из-за войны в Афганистане некоторые страны бойкотировали Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве. США, ФРГ, Канада и другие страны не пустили своих спортсменов на Игры. Холодная война, обострившаяся ещё сильнее в эпоху застоя, проявилась даже в столь мирном событии.

Во второй половине 1980-х началась перестройка. Именно тогда застой впервые назвали застоем. Перестройка была нужна для реформирования Советского Союза, для того, чтобы наверстать упущенное за время правления Брежнева время. Тем не менее избежать распада СССР не удалось.

Сюжет

Почти весь передний план занимает конь. Даже кажется, что он не на картине, а стоит рядом с вами, почти слышно его дыхание. Вода и пейзаж даны в холодных тонах, из-за чего цвет шкуры кажется еще ярче.

Всадник напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символ победы добра над злом. В литературе неукротимый конь — это ещё и образ могучей стихии родной земли, русского духа. В иконописи красный является символом величия жизни.

«Купание красного коня». (Wikimedia Commons)

По всей видимости, Петров-Водкин не до конца осознавал, какой символ выходит из-под его пера. Красный конь и есть сама Россия, её судьба. Полотно появилось как предчувствие грядущих событий.

Фигуры купальщиков, лишённые и намёка на индивидуальность, застыли в ритуальной неподвижности. Это почти Святая Троица.

Художник использует приём сферической перспективы. Он любил его за возможность почувствовать себя причастным к чему-то вселенскому и неохватному. Суть заключалась в том, что, подобно иконописцам, он изображал предметы одновременно сверху и сбоку. Линия горизонта приобретала закруглённые очертания, вовлекая в орбиту удалённые планы картины. Подразумевает этот приём и использование трёхцветки, классической в иконописи — красный, синий и жёлтый.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Годы пребывания в МУЖВЗ (окончил в 1904) отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.

На протяжении 1910-х амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации («Девушки на Волге», 1915), возникают психологизированные образы в «оболочке» почти натуралистической формы («На линии огня», 1916). Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина («Мать», 1913; «Мать», 1915; «Утро. Купальщицы», 1917).

Девушки на Волге. 1915

Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914-1915

Понимание пространства как «одного из главных рассказчиков картины» вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922).

Петроград 1918 год. Тревога. 1934

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, не могла быть принята идеологией сталинского времени. После смерти его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х Петрова-Водкина открывали вновь, уясняя масштаб его дарования и ценность творческого наследия.

Черёмуха в стакане, 1932

Новоселье (Рабочий Петроград). 1937

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин картины с описанием.

24 октября 1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15 февраля 1939, Ленинград

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — советский живописец, теоретик искусства, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-08). Член объединений «Мир искусства» (с 1911), «Четыре искусства» (с 1924). Преподавал в ленинградском ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине-АХ (1918-33). Испытал в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и модерна.

Биография: Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

ПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербруг. Частное собрание

33,2 x 23,8 смБумага, уголь, акварельПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Санкт-Петербругский государственный театральный музей

Холст, масло; 78 x 46 см. Постимпрессионизм. Россия. Волгоград. Волгоградский музей изобразительных искусств.

67,5 x 58 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияМосква. Государственная Третьяковская галерея

80 x 64 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияПермь. Пермская государственная художественная галерея

30,5 x 21,3 смБумага, акварельПостимпрессионизмРоссияИркутск. Иркутский художественный музей

ПостимпрессионизмРоссияОдесса. Государственная картинная галерея

80 х 125,8 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

ПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербруг. Государственный Русский музей

ПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербруг. Государственный Русский музей

ПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербруг. Государственный Русский музей

ПостимпрессионизмРоссияМосква. Государственная Третьяковская галерея

75,5 х 68 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

61 х 50 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

44,5 х 60 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

80,5 x 65 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

169 x 138 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссия

186 х 159 смХолст, маслоПостимпрессионизмРоссияСанкт-Петербург. Государственный Русский музей

Холст, масло; 160 х 186 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Россия.

26,8 х 35,3 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия.

Бумага, акварель; 36,8 x 63,5 см. Россия.

Бумага, тушь; 30,8 x 63,5 см. Россия.

Холст, масло; 95,5 х 10 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия.

Холст, масло; 47,5 х 37 см. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки. Курск. Россия.

Характеристики эпохи застоя

Следует выделить следующие черты эпохи застоя:

  • Консервация режима;
  • Рост значения военной сферы;
  • Упадок аграрного сектора и прекращение развития экономики;
  • Улучшение социальной жизни.

Политический режим консервировался. За 20 лет брежневского правления административно-управленческий аппарат почти не изменился. Уставшие от постоянных реорганизаций и перестановок, члены партии с воодушевлением восприняли лозунг «Обеспечить стабильность», что привело к отсутствию изменений в структуре правящего аппарата и фактически ее заморозило.

По принципу «доверия кадрам» многие руководители ведомств и регионов занимали свои должности более 10, а иногда и 20 лет. За всю эпоху в партии не было проведено перестановок, а должности стали пожизненными. Средний возраст членов государственного управления составлял от 60 до 70 лет. Подобная ситуация привела к усилению партийного контроля – партия контролировала деятельность даже мелких государственных учреждений.

Увеличивалось значение военной сферы. СССР находился в состоянии холодной войны, поэтому основной задачей было повышение военной мощи. В этот период в больших количествах начали производить оружие, в том числе ракетное и ядерное, активно велась разработка новых боевых систем.

Как и в период Великой Отечественной войны, промышленность работала на военную сферу. Снова выросла роль КГБ как во внутренней, так и во внешней политике.

Прекратилось развитие экономики, а аграрная промышленность пришла в упадок. Страна в целом успешно двигалась вперед, благосостояние росло, но экономика резко снизила темпы развития и погрузилась в застой. Основные средства правительство получало от продаж нефти, постепенно большая часть предприятий перебиралась в крупные города, а сельское хозяйство загнивало.

Определение 2

Стагнация — это состояние экономики, которое характеризуется продолжительным застоем производства и торговли.

Совхозы и колхозы все чаще были убыточны, поскольку работы выполняли студенты, а не профессионалы. В некоторых областях потери урожая возросли до 30%.

Подобная ситуация привела к тому, что граждане стали переселяться в города, падала урожайность, и к концу эпохи застоя назревал продовольственный кризис. В этот период особенно тяжело пришлось Казахстану, Украине и другим регионам, в которых основной деятельностью были добывающая промышленность и сельское хозяйство.

Развитие экономики внушало опасения, однако повседневная жизнь граждан улучшалась, росло благосостояние. Многие граждане улучшали жилищные условия, становились обладателями автомобилей и прочих дорогих вещей.

Определение 3

Товарный дефицит — это характерное явление советской плановой экономики, заключающееся в постоянном недостатке отдельных товаров и услуг, которые потребители не могли приобрести, даже имея денежные средства.

Однако с ростом обеспеченного населения одновременно увеличивалось и количество малоимущих, хотя пока этот процесс не достиг катастрофичных масштабов, поскольку продукты питания стоили дешево. Обычный советский гражданин с среднем стал жить лучше по сравнению с предыдущими периодами.

Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет 5 ноября 1878 года в семье сапожника, в провинциальном городке Хвалынске.

В 1890-м году мальчик познакомился с местными иконописцами, у которых постигал мастерство создания икон. Окончив в 1893 четырехклассное городское училище, он отправился в Самару учиться на железнодорожника, но провалил вступительные экзамены.

Более полутора лет Кузьма перебивался случайными заработками, а также брал уроки рисования у самарского художника Федора Емельяновича Бурова. В апреле 1895 года юноша вернулся на малую родину, где ему помог случай.

Летом 1895 года в Хвалынск заехал знаменитый архитектор Роберт-Фридрих Мельцер и остановился у своей приятельницы — купчихи Юлии Ивановны Казариной. Мать Кузьмы, служившая горничной у сестры Юлии Ивановны, показала гостю картины сына, и они произвели на архитектора глубокое впечатление. Тогда Юлия Ивановна Казарина назначила молодому человеку стипендию, и осенью 1895 года он начал обучение в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.

Своего преподавателя черчения новый ученик доводил до белого каления, демонстрируя полное отсутствие технических способностей при очевидном таланте живописца.

В 1897 году, получив согласие Юлии Ивановны, Кузьма Сергеевич переехал в Москву и поступил в МУЖВЗ. Там его наставником стал Валентин Серов. К этому периоду относится первый автопортрет будущего гения.

В апреле 1901 года живописец отправился на велосипеде в Мюнхен. Отдав в Варшаве свое транспортное средство попутчику, он добирался до места назначения на поезде и пешком. Голодным, обросшим бродягой появился Кузьма на пороге частной школы Антона Ашбе (Anton Ažbe), в которой прозанимался около месяца.

Стремясь познать мир, в 1905-1906 гг. молодой человек сначала исколесил всю Италию. Работы Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione), Рафаэля Санти (Raffaello Santi) произвели на художника неизгладимое впечатление. Потом он направился в Париж, где Пабло Пикассо (Pablo Picasso) трудился над «Авиньонскими девицами». Кузьма Сергеевич посещал авангардные выставки и делал наброски городских пейзажей. К 28 годам он уже мастерски владел живописными приемами и техникой рисунка.

Посетив Алжир и Тунис, в 1909 году мастер возвратился на родину с разочарованностью в импрессионизме, восхищением Полем Сезанном (Paul Cézanne) и Анри Матиссом (Henri Émile Benoît Matisse).

В России Кузьма Петров-Водкин сразу занял особое положение. Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера.

Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране живописец воспринял как долгожданное обновление. Переломный момент истории ознаменовался работами «Петроградская Мадонна», «После боя», «Фантазия».

В 1918 до 1932 года Кузьма Сергеевич преподавал в Высшем художественном училище в Петрограде.

С конца 1928 года он тяжело болел. Врачи запретили ему работать маслом, но художник упрямо продолжал писать в одном из своих любимых жанров — натюрморте.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался от туберкулеза 15 февраля 1939 года. Он остался в истории искусства как великий мастер, нашедший точку пересечения новаторства и академизма.

«Купание красного коня» (1912)

Картина «Купание красного коня» стала вехой как в истории русской живописи, так и в истории России. «Купание красного коня» являлась символом предстоящих перемен в стране. Автор удивлялся ее новому звучанию вначале Первой мировой войны:

Тогда в 1912 году можно было только предчувствовать то, что ждет Россию. Предчувствия владели устроителями выставки «Мира искусства», повесившими картину над входом, как алый стяг.

В этой загадочной картине соединены традиции иконописи (образ св. Георгия Победоносца) и модернизма.

Огненный конь, сошедший со старинных икон, вдохновлен иконописной традицией: в иконописи конь Георгия Победоносца символизировал светлую силу, побеждающую зло.

Первые наброски к «Купанию красного коня» относятся к лету 1912 года. Зарисовки Петров-Водкин делал с коня, которого звали Мальчик. Этого коня художник увидел на хуторе Мишкина Пристань недалеко от села Гусевка Царицынского уезда, где гостил с женой в семье своей учительницы Натальи Грековой (дочери генерала Петра Грекова). Конь очень понравился жене Петрова-Водкина, Марии Федоровне, совершавшей на нем длительные прогулки. Осенью, когда Мария Федоровна уехала готовить квартиру к зиме в Петербург, Петров-Водкин писал ей о Мальчике:

Из воспоминаний художника:

По возвращению в Петербург художник заехал к родителям в Хвалынск, где написал отрока, сидящего верхом на коне. Моделью для юноши послужил двоюродный брат Шура.

Существует версия, что художник запечатлел на картине своего ученика Сергея Ивановича Калмыкова, который очень походил на представителя петербургской богемы. Загадкой остается контраст между могучим, романтически-прекрасным конем и утонченным, словно пришедшим из другого мира юным всадником.

Уже в Петербурге Петрова-Водкина поразили колорит и композиция расчищенных от позднейших записей новгородских икон ХV века. Благодаря встрече с новгородскими иконами «Красный конь» стал красным, и картина приобрела символическое звучание.

В то время художник не предполагал, что его полотну будет суждено стать символом эпохи. Долгое время полотно находилось за границей. С весны 1914 года оно экспонировалось на Международной Балтийской выставке, проходившей в Швеции и в связи с началом Первой мировой войны там и осталось. По требованию жены художника в 1950 году картина вернулась в Россию.

В этом главном произведении представлена вся водкинская колористическая (трехцветная) система, определившая будущее творчество художника. Известно, что Петров-Водкин наделял каждую национальную культуру «своим» цветом. По его мнению, красный цвет является главным цветом России, дополняющим зелень полей. О культуре он судил по степени ее красочности.

В этой работе присутствует сферическая перспектива. Здесь не виден горизонт. Река, вздымаясь, образует «вертикальный» фон, не устремляется вдаль. Ее вода взвихряется, словно грозовые облака, готовые разверзнуться молниями. От ног удаляющегося коня расходятся труднопреодолимые волны, словно разрезанные складки тяжелого полотна.

Символом предстоящих перемен являются и натянутые поводья в худой руке юноши.

В советское время картину трактовали как предзнаменование грядущих революционных пожаров. Некоторые исследователи предполагают более сложный щемяще-трагический подтекст: наступление власти мощной народной стихии на рафинированный, оторванный от реальной жизни мир интеллигенции.

Коллекция Государственного Русского музея

Пост.: 1921 из Общества поощрения художников, Петроград

Появление картины на выставке Союза русских художников вызвало оглушительную полемику в прессе. Илья Репин назвал художника «неучем», подражающим «недоучкам» Матиссу и Гогену. Александр Бенуа, Леон Бакст оценили в картине целостность форм и строгость рисунка. Петров-Водкин не мог понять столь неожиданно обрушившейся на него скандальной славы; он отмечал, что верит «в нарождение самого себя, в опрощение языка – аксессуаров и цвета». Художник говорил о зашифрованной в картине идее приближающегося пробуждения, о скорой готовности стряхнуть сонное оцепенение, о возрождении к жизни, символом чего служит изображенный вдали оживший извергающийся вулкан.

Известно, что прототипом картины послужила аллегория раннего Рафаэля «Сон рыцаря», которую Петров-Водкин перевел на язык символизма. Пустынность, фантастичность пейзажа, загадочность сюжета наталкивают на мысль, что художник создает образ самого сна, таинственного и необъяснимого. Тема, близкая символистам-голуборозовцам, но в отличие от их зыбких видений, сон в этой картине обретает реальную плоть.

Четкая выверенность, статичность композиции, мастерская передача пластики обнаженных тел свидетельствует об интересе живописца к неоклассицизму.

Картина «Сон» характерна для раннего творчества Петрова-Водкина, периода исканий своего особого места в искусстве XX века.

Теория светского застоя

Термин «светский застой» был первоначально введен Элвином Хансеном в 1938 году, чтобы «описать то, что, как он опасался, было судьбой американской экономики после Великой депрессии начала 1930-х годов: сдерживание экономического прогресса, поскольку инвестиционные возможности были ограничены закрытием граница и крах иммиграции «.

Предупреждения, подобные теории вековой стагнации, были выпущены после всех глубоких рецессий, но обычно они оказывались ошибочными, поскольку недооценивали потенциал существующих технологий.

Под вековой стагнацией понимается «состояние незначительного экономического роста или его отсутствия в рыночной экономике». В этом контексте термин « секулярный» используется в отличие от циклического или краткосрочного и предполагает изменение фундаментальной динамики, которое проявится только в свое время. Алан Суизи описал разницу:

По словам Алана Суизи, «идея светского застоя проходит через большую часть общей теории Кейнса ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: