Героическая защита пскова: как картина брюллова воплотила историю осады польским королем стефаном баторием

Превзойти себя не удалось

    Карл Брюллов был очень увлечён идеей и поначалу желал превзойти самого себя. Однако художник постепенно перегорал. К тому же, окружающие постоянно досаждали советами и указаниями.

    В результате, картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской. Она заменяла собой что-то вроде перегородки, символически ограждавшей относительную независимость его творчества. Свою «Осаду Пскова» сам Брюллов с грустью называл «Досадой Пскова» или «Досаду от Пскова». Картина, на которой изображены псковичи, стоящие на коленях перед Стефаном Баторием и передающие польскому королю, осадившему Псков, чуть ли не ключи от города оказалась никому не нужно….  Более того, его друг Солнцев, который так сильно помогал в сборе исторического материала, заметил, что у Карла получилась не осада, а какой-то крестный ход.

Осада Пскова: штурм — единственный выход

Несмотря на отличную организацию похода, Баторию недоставало припасов и особенно пороха для 20 осадных пушек, чем объясняется столь ограниченное применение артиллерии во время осады. Кроме того, внушительная армия Батория имела решающее численное превосходство над защитниками, однако для ведения длительной осады нужно было снабжать и кормить весь корпус наёмников и подданых короля, ещё и исправно платить жалование, иначе наёмники воевать отказывались. Решив использовать качественное и количественное превосходство в живой силе и учтя недостаток пороха, Стефан Баторий сделал ставку на генеральный штурм, надеясь взять город почти что «изгоном», то есть с наскока.

Схема осады. (pinterest.ru)

Характерным для польско-литовской армии явлением была разобщённость разных подразделений и отрядов: вот и во время штурма венгерская (точнее, венгро-немецкая) и польская колонны атаковали Покровскую и Свинорскую башню параллельно друг другу, а не совместно. Первоначально нападавшим сопутствовал успех, и им удалось занять как башни, так и бреши, пробитые артиллерией накануне. К неудовольствию осаждавших, за каменными стенами псковичи уже начали строить дерево-земляной вал — к началу штурма он, конечно, не был закончен, однако с его помощью удалось остановить натиск атакующих.

Бой кипел несколько часов, в какой-то момент защитники даже заколебались, некоторые из них бросились бежать, и только вмешательство Шуйского, лично подбадривавшего воинов, и псковского духовенства — некоторые из монахов даже встали на защиту с оружием в руках — позволило стабилизировать ситуацию. Меткий выстрел из осадной пищали Барс, расположенной на Романовской горке, снёс верхний ярус Свинорской башни, что позволило выбить поляков из укрепления, но венгры держались до конца. Только когда псковитянам удалось поджечь деревянные элементы конструкции башни, гайдуки ушли, забрав не только раненых, но и убитых.

Неудачный штурм тяжело ударил по моральному состоянию армии Батория — стало ясно, что взять город быстро не удастся, а недостаток пороха не давал надежды на достижение успеха путём массированных бомбардировок и разрушения стен хотя бы Окольного города. Король старался сохранить присутствие духа, однако среди польской шляхты и командиров наёмников быстро распространились упадочные настроения: немцы отказывались воевать без предоплаты, а с приходом холодов проблема фуражировки и снабжения армии элементарным минимум одежды и припасов обострилась.

Разумнее было бы отступить ещё после первой неудачи, тем более, что чем дольше продолжалась блокада, тем больше неудобств захватчикам доставляли псковичи, совершившие за время осады почти полсотни вылазок. Пользуясь превосходством в дальнобойной артиллерии, осаждённые использовали любой случай, чтобы нанести урон войскам Батория, нападая на зазевавшихся фуражиров, атакуя отдельные посты и траншеи. К борьбе с Баторием, кроме того, подключились гарнизоны окрестных крепостей, совершавшие смелые рейды и мешавшие организации подвоза провианта и припасов к главным силам неприятеля. Дело принимало скверный оборот, так чего же ждал король Стефан?

Стихи о книге и чтении.

Виктор Федорович Боков (1914), русский поэт
Книга — учитель,
Книга — наставница,
Книга — близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота — набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга — советчик.
Книга — разведчик,
Книга — активный борец и боец,
Книга — нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец…

Давид Самойлович Самойлов (1920-1990), русский поэт

Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
А папа поёт мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»

Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной,
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый. больной.

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

…Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу — света и тепла…

…И летних гроз, грибов и ягод,
Росистых троп в траве глухой,
Пастушьих радостей и тягот,
И слёз над книгой дорогой.

Всё сделал сам народ

     Замысел написания подобной картины у него возник под влиянием «Истории государства Российского» Николая Карамзина и «Истории княжества Псковского» Евгения Болховитинова. Карл Брюллов не скрывал — особенно его увлёк эпизод, где рассказывается о том, как была взорвана крепостная стена. На защиту бросилось не только войско под началом руководителя обороны Пскова, боярина Ивана Петровича Шуйского, но и простой народ, включая детей и женщин. На помощь даже пришли священники с иконами и хоругвями в руках.

     Карл Брюллов говорил о русской истории следующее: «Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых всё сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани».

О картине надолго забыли

     После смерти Карла Брюллова, в июне 1852 года целый ряд его произведений, среди которых была и «Осада Пскова» поступил в музей Академии художеств в Петербурге.

     В 1860 году на Академической выставке полотно представили широкой публике, затем передали в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей. Там картина долгие годы хранилась в запаснике.

   В 1931 году, когда Третьяковская галерея работала на так называемой опытной комплексной марксистской экспозиции. Вот организаторы и вспомнили о картине. В 1939 году, после долгого перерыва, «Осада Пскова» экспонировалась на большой выставке, посвящённой русской исторической живописи. Во время Великой Отечественной войны картину эвакуировали в Сибирь, а потом  вернулась в Москву и вновь была спрятана в запасник. Даже когда в 1949 году начали готовить монографическую выставку Брюллова, о ней не вспомнили.

«Москали» и «литвины»

Какими были последствия Ливонской войны для политической карты Европы помимо создания Речи Посполитой?

Во-первых, была уничтожена Ливония, чью территорию разделили Речь Посполитая, Дания и Швеция. Именно Швеция стала главным бенефициаром этой войны, превратившись в крупную военную державу. Во-вторых, Ливонская война заложила основу затяжного шведско-польского конфликта за Прибалтику, который в XVII веке приведет к знаменитому «Шведскому потопу» — вторжению Швеции в Польшу, нанесшему тяжелый удар по польскому государству.

А во внутренней жизни России?

Многие историки считают, что именно вызванное войной повсеместное разорение и бегство крестьян из центральных районов страны привело к установлению в России крепостного права. И конечно, социально-экономический кризис, обусловленный в том числе Ливонской войной, стал главной причиной последующего крупнейшего катаклизма русской истории — Смуты начала XVII века. Кстати, активное польское вмешательство в эти события во многом было вызвано головокружением от успехов, возникшим у польско-литовской шляхты после победы в Ливонской войне. В Речи Посполитой решили: Россия настолько слабый противник, что ее легко можно добить.

Какую роль война сыграла в формировании национальной идентичности участвующих в ней народов?

Ливонская война немало поспособствовала этнокультурному размежеванию жителей России и Великого княжества Литовского. Православное население обоих государств считало себя русскими (или русинами), при этом отказывая друг другу в этом наименовании. Например, литовские подданные своих восточных соседей называли не иначе как «москалями».

Белорусский историк Игорь Марзалюк не так давно нашел любопытные данные по работорговле в Могилеве во время Ливонской войны, в которых встречаются такие словосочетания, как «девка москальска», «купил москалика», «продал москалика». Русскими жители Могилева именовали себя, и не считали зазорным продавать в рабство «москаликов». По нашу сторону границы тоже не считали своих западных соседей русскими, у нас их называли «литвинами», «литвой дворовой» — в некоторых источниках так и сказано: «литвин дворовый Иван Петров».

Ливонская война показала, что православные русские люди могут не только успешно торговать друг другом, но и спокойно друг друга убивать. Она привела не только к взаимному ожесточению, но и к этнокультурному противостоянию разных частей прежде единой этноконфессиональной общности. Этот процесс продолжился и позднее — во времена Смуты, восстания Хмельницкого и многочисленных русско-польских войн XVII века. В войнах ковались различия и взаимное недоверие народов.

Ливонское наследие

Расскажите, с какой целью Иван Грозный начинал Ливонскую войну?

Было бы не совсем правильным говорить, что только Россия начала эту войну. Это была ожесточенная схватка за раздел Прибалтики между несколькими крупными державами. Ливония к середине XVI века была слабым и нежизнеспособным государством и представляла собой конфедерацию из Ливонского ордена, земель католической церкви и торговых городов. Поэтому в борьбу за обладание этой территорией включились Дания, Швеция, Великое княжество Литовское, Польша и Россия.

Но началом Ливонской войны считается вторжение русских войск в восточную Эстонию в январе 1558 года.

Борьба за раздел Прибалтики в середине XVI века началась с русско-шведской войны 1555-1557 годов. Если говорить о схватке за Ливонию, то все началось в 1556 году, с войны Ливонского ордена с рижским архиепископом Вильгельмом, в которую на стороне архиепископа активно вмешалась Польша, открыто угрожавшая ордену войной. В результате в 1557 году Ливонии пришлось подписать кабальный Позвольский договор, ставивший ее в зависимость от польской короны

В наших учебниках истории пишут, что Иван Грозный пытался завоевать Прибалтику с той же целью, что и Петр I полтора века спустя, — для выхода России к Балтийскому морю.

До начала Ливонской войны Россия уже имела выход к Балтийскому морю. Она владела примерно той же самой территорией, что и сейчас: от устья Наровы (Нарвы) до устья Невы. Правда, теперь нашей стране принадлежит еще и северное побережье Финского залива до Выборга включительно.

Другое дело, что в XVI веке это были совсем дикие места, и нет никаких данных о существовании в то время на балтийском берегу крупных русских поселений. Порты и вся налаженная и связанная с ними инфраструктура были в соседней Ливонии, поэтому Иван Грозный все это захотел себе подчинить.

Подчинить или завоевать?

Первоначально не было цели завоевать Ливонию. Он пытался обратить в свою пользу все прибыли от морской торговли ливонских городов, поэтому первоначально Ливонская война со стороны России носила скорее вымогательский характер.

Антикремлевская пропаганда Стефана Батория

В европейских источниках часто говорится о лютой жестокости русских в Прибалтике, о бесчинствах и насилии над местным населением. Насколько это соответствовало действительности?

В XVI веке все войны были очень жестокими, в Европе воюющие стороны тоже не отличались особым гуманизмом. Иван Грозный никого не щадил — ни своих подданных, ни чужих, — поэтому в ходе ливонских походов было всякое. С другой стороны, после взятия Стефаном Баторием Великих Лук в 1580 году его европейские наемники учинили в городе страшную резню, в которой погибло более семи тысяч мирных русских жителей. По воспоминаниям современников, копыта польской конницы на городских мостовых тонули в потоках человеческой крови.

Другой вопрос, что слухи о невообразимых зверствах, творимых русскими, стали частью умелой и эффективной польской пропагандистской кампании. Стефан Баторий быстро сообразил, что для мотивации своего войска на войну нужно максимально демонизировать образ противника, представив его исчадием ада.

«Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии». Георг Бреслейн, Нюрнберг, «Летучий листок», 1561 год

Изображение:

У польского короля в обозе была походная типография, которая после каждого крупного сражения печатала «летучие листки», повествующие об успехах польского оружия, а также о дикости и звериной лютости московитов. В дальнейшем эта печатная продукция огромными тиражами распространялась по всей Европе, формируя там антирусское общественное мнение. Ливонская война в этом смысле немало поспособствовала отчуждению Европы от России.

Россия могла этому что-нибудь противопоставить?

Нет, не могла, поскольку в России в силу ее технологической отсталости не было своего книгопечатания. Иван Федоров попытался открыть в Москве первую типографию, но и ему в результате интриг пришлось бежать во Львов.

Как тогдашняя Европа воспринимала Россию?

Американский историк Ларри Вульф писал, что «если бы России не было, то Западу следовало бы ее выдумать». Европе был необходим наглядный образ своего антипода — некоей «антиевропы», на роль которой сначала была выбрана османская Турция, а со времени Ливонской войны — и Россия. Европейцам сущность собственного мира удобнее всего было описывать через обличение отрицательных качеств своих соседей — иногда настоящих, но зачастую придуманных.

Увы, этот культурный механизм продолжает действовать до сих пор. Смотреть на Россию позитивно Европа будет только тогда, когда у нее появится по-настоящему страшный и опасный враг, который затмит все негативные стереотипные представления о нашей стране. Хотя неясно, что хуже — быть вечным пугалом для Европы или вместе с ней оказаться перед лицом такого врага.

Юрьев наш

И что вымогали?

В 1554 году Россия предъявила Ливонии требование об уплате так называемой «юрьевской дани», которую по договору 1463 года Дерптское архиепископство должно было регулярно выплачивать Пскову. Дань никогда не выплачивалась ― ливонцы, понятно, не стремились ее платить, а русские не настаивали.

Неожиданно спустя почти столетие Иван Грозный вспомнил о ней и потребовал не только возобновить платежи, но и покрыть все недоимки за предыдущие годы. Одни историки считают эти финансовые претензии лишь поводом к началу войны, другие полагают, что если бы ливонцы были посговорчивее, то конфликта удалось бы избежать.

Почему эта дань называлась юрьевской?

Дерпт (нынешний Тарту — прим. «Ленты.ру») в 1030 году основал Ярослав Мудрый и назвал его своим христианским именем — Юрьев. Происхождение дани туманно, но, видимо, она как-то связана с данью, которую в средние века платили Юрьеву латыши местности Толова.

Первые действия русских войск зимой-весной 1558 года были похожи скорее на рэкетирский набег, чем на завоевательный поход. Полки воевод Глинского, Захарьина-Юрьева и татарская конница казанского царевича Шигалея прошли рейдом по восточной Эстонии, жгли деревни и угрожали ливонским городам, требуя выплаты денег.

Иван Грозный. Немецкая гравюра, 1560-е годы

Все изменилось 11 мая 1558 года, когда русские неожиданно для самих себя взяли Нарву. После этого Иван Грозный, видимо, решил, что отныне можно не просто постоянно выколачивать деньги из богатых торговых городов Ливонии, а самому ими владеть. Именно тогда война приобрела завоевательный характер: русские войска один за другим брали ливонские города, а на занятых землях создавалась «русская Ливония» с центром в Дерпте, который снова переименовали в Юрьев.

Неужели Иван Грозный не понимал, что война против Ливонии, в корне меняющая весь баланс сил в регионе, объединит против России всех ее западных соседей?

Видимо, нет — и это была его первая ошибка. Русский царь явно не предполагал масштабов будущего конфликта — что против него сформируется такая мощная коалиция. Он думал, что война будет быстрой и локальной, а огромная русская армия без особого труда раздавит ливонских рыцарей. Оно, конечно, так и случилось (к 1560 году ливонская армия была уничтожена), но после этого Ливония обратилась за помощью к Польше и по Виленским соглашениям 1559 года и 1561 года перешла под опеку Польши и Литвы.

После этого оба государства вступили в войну с Россией, чего Иван Грозный явно не ожидал. Польско-литовские войска заняли южную Ливонию, а северная ее часть с городом Ревелем, чтобы не попасть под русскую власть, присягнула на верность шведскому королю. В Москве этим были обескуражены, поскольку предыдущая война России со Швецией закончилась совсем недавно — в 1557 году.

А как вмешалась в войну Дания?

Дания была единственной страной, признавшей русские завоевания в Ливонии.

Почему?

Это был своего рода размен. В 1559 году брат датского короля герцог Магнус завладел островом Эзель (современный Сааремаа — прим

«Ленты.ру»), и Дании было важно, чтобы Россия это тоже признала. Магнус почти двадцать лет будет единственным союзником России в той войне, и его даже в Москве провозгласят королем Ливонии, но и он в 1578 году перейдет на сторону Польши

После реставрации зрители увидели картину

    Лишь в 1986 году во время реконструкции Третьяковской галереи картину достали  и переместили в новое здание на Крымском валу. Однако полотну вновь не повезло. Во время протечки крыши холст и красочный слой картины пострадали. Так что реставраторам пришлось делать профилактические работы и вновь убрать картину в запасник, на этот раз Лаврушинского переулка.

    Лишь в связи с юбилейной выставкой Карла Брюллова, посвященной 200-летию со дня рождения художника, вновь вспомнили об «Осаде Пскова». Искусствоведы, и реставраторы в короткие сроки выполнили большой объём работ: устранили деформацию холста, укрепили красочный слой. Для того чтобы холст можно было без проблем натягивать и многократно снимать, был изготовлен подрамник специальной конструкции. Так картину зрители смогли наконец-то увидеть.

Поначалу художник был увлечён идеей

     Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов. Полотно, действительно, отличается сложнейшим композиционным построением. Автор огромного полотна изобразил эпизод Ливонской войны времен Ивана Грозного.

    Польский король Стефан Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков. Момент явно критический. Уже заняты две башни крепости. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом. За ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. На картине изображен как раз этот эпизод.

    Известно, что Брюллов на этапе подготовки проделал огромную работу – создал целый ряд натурных зарисовок близ Пскова, куда ездил со своим другом специалистом по археологии и художником Фёдором Солнцевым. Изучил все сохранившиеся артефакты древности в самом городе, перечитал исторические исследования и свидетельства.

Интересные факты

«Осада Пскова» не самая известная, но, несомненно, одна из самых ярких картин, которые Брюллов написал для Академии художеств. Напоследок – несколько любопытных фактов об этом полотне:

  1. «Осада Пскова» считается многими критиками самым неудачным произведением известного живописца XIX в.
  2. Существует версия, согласно которой Карл Брюллов получил идею и сюжет будущей картины от императора Николая I.
  3. Неудачу полотна историки связывают с неверно выстроенной композицией и близостью идеи холста «Осада Пскова» с правительственной доктриной «Об официальной народности».
  4. Главная претензия к композиции картины «Осада Пскова» – отказ автора от изображения полноценной битвы, решение оставить ее «за кадром».

Считается, что этим полотном Брюллов пытался повторить успех картины «Последний день Помпеи» — но результат получился гораздо менее масштабным и эпичным, что привело к разочарованию и отказу завершить картину «Осада Пскова».

Описание и особенности картины

Это историческое полотно рассказывает о событиях 1581 г – Карл Брюллов взял этот эпизод из исторического труда Карамзина. В это время происходило ключевое сражение Ливонской войны – осада Пскова королем Польши Стефаном Баторием. Композиция холста отражает переломный момент – когда взрывается стена и двое главных защитников крепости – игумен Тихон и боярин Шуйский – призывают свое войско дать отпор наступающему врагу.

Карл Брюллов выводит на первый план идею «божественного вмешательства» — присутствие высших сил подчеркивают православные стяги, знамена с изображением святых и льющийся сверху яркий свет. Оригинальные размеры холста «Осада Пскова» – 482×675 см. Стиль произведения – романтизм. Работа написана масляными красками на холсте.

Цветовая палитра

Композиция «Осада Пскова» выдержана преимущественно в теплых тонах – естественных и гармоничных. Краски на картине использованы яркие и насыщенные, цветовые акценты очень выразительны, но не имеют броских контрастов. Для создания этого произведения Брюллов использовал следующие оттенки:

  1. Кремовый.
  2. Коричневый.
  3. Золотистый.
  4. Темно-серый.
  5. Красный.
  6. Травянисто-зеленый.

Наиболее яркими акцентами на полотне являются красные рубахи и золотисто-зеленые стяги. Красочные детали Карл Брюллов слегка оттеняет грязно-серыми клубами дыма.

«Осада Пскова» слегка затемнена по краям, центр же, напротив, отлично освещен, словно залит солнечным светом. Детали прорисованы очень тщательно – особенно лица – в композиции нет размытых и нечетких объектов.

Сюжет картины

«Осада Пскова» отображает решающий момент битвы с войском Стефана Батория. Последние прорывают оборону города и проникают за крепостную стену. Защитники пытаются не допустить паники среди защитников города и не позволить врагу его захватить. Среди защищающих крепость – как воины, так и простые крестьяне, и даже женщины в национальных костюмах, а также немало представителей духовенства.

Как видно из композиции, в качестве главной мотивационной опоры Карл Брюллов видит православную веру – на переднем плане именно иконы и кресты. При этом польского войска на картине «Осада Пскова» практически не видно – только несколько поверженных и отступающих рыцарей. Драматизм произведения Брюллов сосредоточил именно на динамичных образах защитников.

Контекст картины

Полотно «Осада Пскова» несет в себе идею духовного противостояния иноземным захватчикам, в котором главным орудием и вдохновением является вера. Карл Брюллов рассматривает иллюстрируемую битву не только как схватку двух народов, но и как противостояние православной и католической церквей, одна из которых пытается подавить и уничтожить другую.

Именно поэтому в центре картины художник изобразил священнослужителей и иконами и акцентировал внимание на тех защитниках города, кто не принадлежал к военному сословию. Таким образом «Осада Пскова» указывает на всенародный характер этого сражения

Ослепляющий золотистый свет, льющийся на иконы и знамена откуда-то из центра композиции, рассеивающий клубы дыма и подчеркивающий сияние белых одежд священников, как нельзя лучше передает эту мысль, которую Карл Брюллов положил в основу идеи своего произведения.

Где находится картина сейчас

Незаконченное произведение «Осада Пскова», оставшись недооцененным современниками, долгое время хранилось в Санкт-Петербурге, в коллекции Академии художеств, несмотря на то, что Карл Брюллов к ней больше не возвращался. После Революции 1917 г. «Осада Пскова» была передана в Государственный Русский музей. Наконец, в 1931 г., картина перешла в дар Третьяковской галерее, где выставляется и в настоящее время.

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ ДЕТСТВА

1. Гайдар А.П. Тимур и его команда : рассказы и повести/ Аркадий Гайдар; предисл. Б.Камира; худож. Г.Мазурин, В.Фекляев .- М.: Астрель; АСТ, 2007.-317,с.:ил.
2. Сотник Ю. Как меня спасали : рассказы/ Юрий Сотник; худож. А.Халилова. — М.: махаон, 2009.- 202,с.: ил.

3. Чарская Л. Соперницы : /Лидия Чарская. — М.: Олимп; АСТ, 2002. — 204,с. — (Любимые книги девочек)

4. Барри Д.М. Питер Пэн : / Джеймс М.Барри;пересказ И.Токмаковой; худож. И.Бодрова. — М.: Махаон, 2009. — (Сказочные повести)

5. Голявкин В. Карусель в голове : рассказы и повесть/ Виктор Голявкин; худож. Н.Кучеренко. — М.: Махаон, 2009. — 219, с.: ил. — (Веселая компания)

6. Михалков С. Праздник непослушания : повести/ Сергей Михалков; худож. Е.Гладикова. — М.: Махаон, 2009. — 138, с.: ил. —

7. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц/ Антуан де Сент-Экзюпери;пер. с француз. Норы Галь; рис. автора. — М: махаон, 2004.- 92, с.: ил. — (Все-все-все самые любимые книжки)

БАЛЛАДА ПОЭТИЧЕСКОГО СОСТЯЗАНИЯ В БЛУА


Франсуа Вийон

От жажды умираю над ручьем
Смеюсь сквозь слезы и тружусь
играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне — страна родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я Всех
господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз — я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер — и дрожь меня
берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду.
Кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только
днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где
причуда?
А сколько истин? Потерял им
счет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее — час иль год
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

(Перевод И.Г.Эренбурга)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: