Старик. невеста. мертвая жена. «неравный брак» василия пукирева

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда — стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего — его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота — и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача — в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал — только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением — и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением — и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Месторасположение и история создания:

Знаменитая фреска находится в церкви
Санта-Мария-делле-Грацие
, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее — на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога
Людовико Сфорца
в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены
Беатриче д’Эсте
, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что
Людовико Сфорца
искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал
Леонардо да Винчи
фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего
«Тайную вечерю»
можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что
Леонардо да Винчи
писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

LicensingEdit

This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 100 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

При Петре I[ | ]

Вопреки распространенному с лёгкой руки амстердамского историка заблуждению, он не сопровождал царя в первом путешествии его в чужие края и не работал вместе с ним на верфях в Саардаме. Он вообще не покидал Москвы — сохранились его письма царю того времени. Путаница произошла потому, что Головкина, названого по имени в одном из сохранившихся писем на голландском языке приняли за Г. Меншикова. После смерти Фёдора Головина в 1706 году назначен ведать посольскими делами. Особой инициативы не проявлял, стараясь строго следовать указаниям царя. На протяжении многих лет состоял в конфликте с другими виднейшими дипломатами — П. Шафировым и П. Толстым.

В 1707 году Головкин пытался добиться избрания дружественного России монарха Речи Посполитой, в 1708 году занимался украинскими делами. В частности, он поддержал преследование Кочубея, донёсшего на неверность Мазепы. В 1709 году на полтавском поле царь поздравил Головкина с присвоением нового для России чина канцлера. Убедившись в бесперспективности Прутского похода, Гаврила Иванович склонил царя перейти от военных действий к мирным переговорам.

Грамотой римского императора Иосифа I, от 1707 года, президент посольских дел Гавриил Иванович Головкин возведён, с нисходящим его потомством, в графское Римской империи достоинство. Указом, от 15 (26) июля 1709 года, государственный канцлер, Римской империи граф Гавриил Иванович Головкин возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российского царства достоинство.

Головкин до самой смерти Петра продолжал курировать русскую дипломатию, хотя дела велись коллегиально вместе с Шафировым под общим руководством монарха. В переписке «великий канцлер» сохранял с царём былой наставнический тон. В общей сложности за канцлерство Головкина было заключено 55 международных договоров, причём Амстердамский трактат (1717) он подписал лично. После Ништадтского мира от имени Правительствующего сената просил Петра принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского».

В 1713 г. царь поручил Головкину заняться искоренением казнокрадства при распределении подрядов (государственного заказа). Как показало разбирательство, подряды на поставку провианта заключались по завышенным ценам и оформлялись на подставных лиц. Это приводило к незаконному обогащению и ряда других петровских сподвижников, среди которых фигурировал и сам Головкин.

Семья и личные качества

Основная статья: Головкины

Голштинский посланник Берхгольц оставил следующее свидетельство: «Головкин — высокий, очень худой человек, одевающийся как можно хуже, почти как лицо низшего сословия; он чаще всего носит старый костюм серого цвета». Главным украшением его дворца, по словам Берхгольца, был висевший на стене «огромный светло-русый парик», который канцлер из скупости надевал только по праздникам, рассказывая, что сын привёз его из-за границы вопреки отцовской воле. «Можно бы ещё много рассказать про его скаредность и, если он не превосходит „Скупца“ из французской комедии, то во всяком случае может с ним сравниться. У него старуха жена, которая ещё скупее его!»

От брака с Домной Андреевной, урождённой Дивовой, канцлер Головкин имел детей, которые сильно пострадали по Лопухинскому делу:

  • Иван — посланник в Голландии;
  • Наталья (1689—1726), замужем за князем И. Ф. Барятинским.
  • Александр (ум. в 1760 году), дипломат, жил за границей;
  • Михаил, вице-канцлер империи, умер в 1754 г. в сибирской ссылке.
  • Анна — в замужестве Ягужинская, после второго брака Бестужева; по делу Натальи Лопухиной сослана в Якутск, где и умерла в 1751 г.
  • Анастасия, первая жена фельдмаршала кн. Н. Ю. Трубецкого, у них сын Пётр.

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину — одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске — склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» — брак
. Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» — инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on ar.wikipedia.org
  • Usage on av.wikipedia.org
  • Usage on be.wikipedia.org
  • Usage on bg.wikipedia.org
  • Usage on ce.wikipedia.org
  • Usage on cs.wikipedia.org
  • Usage on cs.wikiquote.org
  • Usage on de.wikipedia.org
    • Gabriel Iwanowitsch Golowkin
    • Liste von Diplomaten im Großen Nordischen Krieg
  • Usage on el.wikipedia.org
  • Usage on en.wikipedia.org
    • Russian nobility
    • Tretyakov Gallery
    • Minister of Foreign Affairs (Russia)
    • Gavriil Golovkin
    • Ivan Nikitin (painter)
    • List of heads of government of Russia
  • Usage on et.wikipedia.org
    • Ülemsalanõukogu
    • Golovkin
    • Venemaa keisririigi kantsler
    • Venemaa keisririigi senaatorite loend
  • Usage on fa.wikipedia.org
  • Usage on fi.wikipedia.org
  • Usage on fr.wikipedia.org
    • Haut conseil secret
    • Liste des membres du Bureau des Ambassadeurs
    • Utilisateur:Daniel AC Mathieu/Brouillon29
  • Usage on hr.wikipedia.org
  • Usage on hy.wikipedia.org
  • Usage on id.wikipedia.org
  • Usage on it.wikipedia.org
    • Gavriil Ivanovič Golovkin
    • Cancelliere dell’Impero russo
  • Usage on ja.wikipedia.org
    • 外務大臣 (ロシア)
    • ガヴリール・ゴロフキン
  • Usage on kk.wikipedia.org
    • Ресей Үкіметінің басшылары
    • Гавриил Иванович Головкин
  • Usage on ml.wikipedia.org
  • Usage on nl.wikipedia.org
  • Usage on pl.wikipedia.org
    • Wikipedysta:TomasoAlbinoni
    • Ministrowie spraw zagranicznych Rosji i ZSRR
    • Gawriił Gołowkin
    • Najwyższa Tajna Rada
    • Sztuki plastyczne w Rosji
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Главы правительств России
    • Посольский приказ
    • Головкин, Гавриил Иванович
    • Министры иностранных дел России
    • Канцлер Российской империи
    • Никитин, Иван Никитич
    • Липицы (Московская область)
    • Головкино (Ульяновская область)
    • Коллегия иностранных дел

View more global usage of this file.

Примечания

  1. Граф Римской империи с 1707, граф Российского царства с 1709, граф Российской империи с 1721.
  2. Валишевский характеризует Головкина как «ещё одно декоративное ничтожество», назначенное Петром в правительство по той причине, что он с ранних лет был якобы «самый обычный товарищ его удовольствий и дебошей».
  3. Н. А. Кудрявцев. Государево око: тайная дипломатия и разведка на службе России. Москва, 2002. Стр. 403-404.
  4. Одно из них Головчино на территории Ахтырского полка.
  5. В. Федорченко. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Том 2. ISBN 9785786700481. Стр. 328.
  6. Президенты Коллегии иностранных дел Головкин · А. Остерман · Черкасский · Бестужев-Рюмин · Воронцов · Панин · И. Остерман · Безбородко · Ростопчин · Панин · Кочубей
    Министры иностранных дел до 1917 года Воронцов · Чарторыйский · Будберг · Румянцев · Нессельроде · Горчаков · Гирс · Лобанов-Ростовский · Шишкин · Муравьёв · Ламсдорф · Извольский · Сазонов · Штюрмер · Покровский · Милюков · Терещенко
    Белое движение 1918—1920 Сукин · Третьяков
    Наркомы и министры иностранных дел РСФСР 1917 — 1991 Троцкий · Чичерин · Лаврентьев · Яковлев · Лапин · Меньшиков · Родионов · Титов · Виноградов · Козырев
    Наркомы и министры иностранных дел СССР 1923 — 1991 Чичерин · Литвинов · Молотов · Вышинский · Молотов · Шепилов · Громыко · Шеварднадзе · Бессмертных · Панкин · Шеварднадзе
    Министры иностранных дел после 1991 года Козырев · Примаков · Иванов · Лавров

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя — герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие.
Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу — смесь пигмента и яичного белка — что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок.
Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо — Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность — ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются — чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом
, который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали — лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

При преемниках Петра[ | ]

После смерти Петра канцлер Головкин, состоя членом Верховного тайного совета, искусно лавировал в хитросплетениях придворных партий и в отличие от большинства других петровских сподвижников смог не только сохранить прежнее значение, но и приумножить огромное состояние, включавшее подмосковный дворец в селе Коньково и целый Каменный остров в Петербурге, помимо многих других имений.

В правление Екатерины I канцлер сумел сломить сопротивление других «верховников» и настоял на заключении русско-австрийского союза. Именно Головкину как человеку наиболее надёжному и беспристрастному императрица доверила своё духовное завещание, назначив его одним из опекунов малолетнего Петра II. По кончине отрока Головкин (1730 год) предал огню этот государственный акт, которым на случай бездетной кончины юного императора престол обеспечивался за дальнейшими потомками Петра I, и высказался в пользу Анны Иоанновны. Подписав «Кондиции», из-за вражды с князьями Долгорукими сам же просил императрицу о восприятии самодержавия.

Анна Иоанновна не забыла содействия, оказанного ей Головкиным при занятии престола. В это царствование он занял первенствующее положение в Кабинете министров. «Родившись сыном бедного дворянина, владевшего в Алексинском уезде всего пятью семействами крепостных, Головкин достиг графского достоинства двух империй и сделался владельцем 25 000 крестьян», — резюмирует головокружительную карьеру петровского канцлера П. В. Долгоруков.

Похоронен в Николаевской церкви Высоцкого монастыря в Серпухове

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: