Гюстав Курбе: литература
«Мастерская художника». 1855 г.Холст, масло. 361х598 см.Музей д’Орсе, Париж.
Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего «Павильона реализма», устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года. Второе название этой картины: «Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни». Таким образом, ее можно отчасти считать саморекламой художника.
В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал в письме к Шамфлери: «Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни». Среди них — Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева «достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры». Несмотря на подробные автообъяснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе что-то недоговаривал, делая это сознательно. «Да будет счастлив тот, — воскликнул он в том же письме, — кто сумеет разгадать эту загадку!»
Воссоздаем работу Курбе
Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга. Мотивировка этого дана во втором названии произведения — не «реальная сцена», а «аллегория реальности». Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Они представлены в виде «живого табло» — популярной в то время игры. В нее играли так — участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах, изображая «живую картину», значение которой должны были угадать зрители.
Оживляя эту статичную композицию, Курбе искусно манипулирует светом и тенью. Поскольку атмосфера картины достаточно мрачна и печальна, художник заставляет основной свет падать сквозь отверстие сзади, а дополнительный источник света устанавливает справа. Разрозненные портреты Курбе объединяет в группы, ритмично чередуя свет и тень и размещая головы стоящих вдоль одной линии.
Если женщина, обнимающая мужчину, ярко освещена, то его фигура представляет собой темный силуэт. Волосы женщины ярко выделяются на светлом фоне, а ее лицо залито светом, падающим спереди. В промежутке между этой парой и читающим книгу Бодлером первоначально была изображена любовница поэта, но впоследствии Курбе убрал ее с полотна.
1. Богатство фактуры
Для воспроизведения наш художник выбрал фигуры «светской дамы и ее мужа» — с ее бывшим любовником, поэтом Бодлером, и женщиной в белом по краям. Этот участок полотна обнаруживает талант Курбе в изображении различных фактур ткани (это касается, например, шали женщины). Первым делом наш художник сделал предварительный рисунок, а затем закрасил все пространство — за исключением голов и рук. На стенах, образующих задний план, он подчеркнул темные участки так, чтобы они уцелели при дальнейшем окрашивании. Их тон легко можно осветлить в процессе работы. Шаль женщины написана винзорской красной краской, затемненной ализариновым краплаком, для воссоздания других деталей использовались жженая сиена, жженая умбра, желтая охра, титановые белила и черная краска.
2. Черты лица
Затем наш художник занялся чертами лиц персонажей, начав с темных участков — губ, носов, глаз и ушей. Как и на предыдущем этапе, он наносил несколько слоев размытой краски таким образом, чтобы сохранить первоначальный рисунок. Самые темные детали написаны чистой черной краской или черной краской, смешанной с жженой умброй; кружево на шее женщины — смесью охры и белил; край кружева — черной краской. Телесные тона смешаны из желтой охры с добавлением жженой сиены и белил.
3. Из глубины к переднему плану
Курбе удалось удивительно реалистично написать стены на заднем плане. Стремясь воспроизвести этот эффект, наш художник использовал технику штриха, нанося краску тонкими мазками, а затем растирая ее так, чтобы добиться той же крапчатой фактуры, что и у Курбе
Работая над лицами, наш художник прежде всего сосредоточил свое внимание на темных участках, а затем на бликах. В целях достижения правильного цветового баланса ему потребовалось сначала создать задний план, затем написать лица и одежду и, наконец, отделить фигуры от заднего плана, сделав их рельефными.
Символы
1
ПейзажСамого себя Курбе написал сидящим боком к мольберту
Осуществивший мечты о славе и признании
Необходимо было выставлять свои произведения на художественных выставках, а работы для них отбирало специальное жюри. Показать обществу свои картины на них означало славу и признание для творца, и с 1841 года Курбе Гюстав ежегодно отсылает в приемную комиссию полотна, но удача улыбнется ему лишь через несколько лет, а работу «Курбе с черной собакой» наконец-то отмечают критики. Остальные произведения отборочная комиссия отвергает, и художник тяжело переживает неудачи.
После революции Франция становится республикой, а перемены политического строя влекут за собой изменения в обществе. Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили, и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе.
История и описание
Орнан — город, где родился Курбе. Коммуна Орнан находится на востоке Франции, в провинции Франш-Конте, недалеко от границы со Швейцарией. На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо (Oudot
), либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста (Claude Etienne Teste ).
Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной — например, критик К. Виньон писал:
Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации
Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…
Скандальная работа, выполненная в 1866 году
«Происхождение мира» – картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.
Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота – указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия «порочность» и «плодородие», показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.
Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.
Примечания
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=924 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAOyfFb Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/un-enterrement-a-ornans-130.html?no_cache=1 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans / A Burial at Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAQ2xfd Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- Michael Fried. [books.google.com/books?id=kBdybhvrd4kC&pg=PA111 Courbet’s Realism]. — University of Chicago Press, 1992. — С. 378. — 111—121 с. — ISBN 9780226262154.
- [www.pbs.org/wgbh/cultureshock/flashpoints/visualarts/courbet_a.html Gustave Courbet’s «A Burial at Ornans»] (HTML). Public Broadcasting Service, www.pbs.org. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHARNpox Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»] (HTML). impressionnisme.narod.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAS1x7O Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%22%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B5%22/ «Похороны в Орнане»] (HTML). Словарь изобразительного искусства на slovari.yandex.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHASryX1 Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
Написание первой картины
Самой первой, принятой публикой, картиной стал «Автопортрет с собачкой». Именно ее выставили в Парижском салоне. Все остальные произведения были отвергнуты.
Данная работа стала «опорной» на ближайшие 10 лет. Художник понял, что его главная задача, как творца, показать мир таким, какой он есть. Гюстав Курбе сильно ударился в реализм в написании своих работ.
Гоняясь за детальностью, он практически полностью пренебрегал всеми приемами. До конца 1840-х художник представлял только автопортреты, которые, не имели особого успеха.
Автопортрет с чёрной собакой (1842) Холст, масло. 46,3 × 55,5 см
Мне нравитсяНе нравится
Интерпретации
- Смысл оксюморон «настоящая аллегория» в подзаголовке картины, а также намерение Курбе, вызвавшего эту фразу, являются предметом споров.
- Курбе решил нарисовать долину реки Луэ на своем холсте в холсте как акт вызывающего провинциализма . Он стремился принести символ своего дома в Doubs отделении Франш-Конте региона Франции прямо в сердце Парижа и глазах Парижа Socialite зрителей искусства и коллекционеров.
- Череп, покоящийся на экземпляре Journal des débats, является символом смерти искусства Академии .
- Группа предметов у ног охотника (слева), включая гитару, кинжал, шляпу с пером и обувь с пряжкой, является символом смерти движения . Это может быть символ смерти из-за растущей популярности реализма или символ смерти романтизма в творчестве самого Курбе.
- Линда Нохлин считает картину демонстрацией того, что Курбе вкладывает средства в фурьеризм , коммунитарную модель социальной реорганизации.
Описание [ править ]
Картина была написана во время работы Курбе с реализмом в искусстве в середине 1800-х годов. Из-за того, что Курбе не хватало времени на ее рисование, от многих первоначальных планов работы пришлось отказаться. Самый заметный пример этого — на заднем плане картины. На задней стене студии на картине Курбе планировал нарисовать репликации других своих работ. У него не хватило времени, чтобы нарисовать их полностью, поэтому он затем покрыл их красновато-коричневым подготовительным цветом, оставив частично законченные картины еще относительно видимыми.
Левая сторона
В левой части картины изображены люди повседневной жизни Франции. Еврей и ирландка были замечены во время поездки Курбе в Лондон в 1848 году, согласно письму, которое Курбе написал Шампфлери, в котором подробно описывалось, как будет выглядеть картина. Слева от мольберта Курбе есть также « непрофессиональная фигура » / «распятая фигура». Эта фигура выглядит искаженной и потенциально искалеченной. Историки искусства Бенедикт Николсон и Жорж Риат интерпретируют эту фигуру как символ «смерти» искусства Королевской академии художеств во Франции.
Центр
В центре картины изображен Курбе, изображающий пейзаж, обнаженную женскую фигуру, мальчика и белого кота. На своем холсте Курбе рисует долину реки Лу . Эта долина во французском регионе Франш-Конте — дань уважения родине Курбе — Орнану , Франция. Женская фигура основана на фотографии Ж. В. де Вильнева 1854 года и интерпретируется как представление искусства Академии или как муза реализма Курбе.
Правая сторона
На правой стороне картины изображено большое количество парижской элиты , в том числе друзья художника. Это фигуры, которые сыграли роль в развитии карьеры Курбе как художника или каким-то образом вдохновили его. На этой стороне картины изображены Альфред Бруяс (покровитель Курбе), Шампфлери , Пьер-Жозеф Прудон , Шарль Бодлер и пара богатых коллекционеров произведений искусства, а также другие известные светские деятели. Большинство этих портретов были скопированы с предыдущих портретов или с фотографий, поскольку картина была полностью сделана в Орнансе.но субъекты на этой стороне картины проживали в Париже. Например, портрет Шарля Бодлера был напрямую скопирован с портрета писателя Курбе 1847 года. Курбе был в письменной переписке с Шампфлери по поводу этой картины (из которой произошла большая часть интерпретации «Мастерской художника» ) и просил сфотографировать Прудона, философа и анархиста, чтобы его можно было включить в картину. . Это фотография, полученная Курбе от Шампфлери, на которой основан портрет Прудона.
Историческое положение произведения
В карьере художника
«Ателье» считается одним из главных и характерных произведений Курбе. Картина выполнена в Орнансе в ноябре иДекабрь 1854 г.и в первые четыре месяца 1855 года, когда ему не хватало времени, чтобы реализовать свои тридцать персонажей, Курбе был вдохновлен уже существующими портретами (Бодлер, его друг детства, скрипач Альфонс Промайе в красном, рядом со своим покровителем Альфредом Бруясом ).
1855 год и, в частности, эта картина ознаменовали его личную оценку. Это было время, когда Курбе пытался дистанцироваться от живописи. Следует добавить, что его картина «Встреча» , в свою очередь, была принята на Всемирной выставке того же года.
Таким образом, Ателье де Курбе имеет сильную символическую ценность, это современное и революционное произведение в том смысле, что оно поднимает свою историю в ранг исторической живописи, а также ее идеи и знания.
Эта картина, весьма осуждаемая в 1855 году, сегодня считается великой художественной моделью, представляющей не только работы Курбе, но и собственное художественное направление — реализм. Есть также желание и сила защищать форму и цвет вещей от гниения, что привело к тому, что Курбе был классифицирован как реалист. Существует множество интерпретаций этой картины: мы можем насчитать три уровня чтения: жанровая картина с групповым портретом, пейзаж и обнаженная натура; персонификации и аллегории. Поскольку Курбе также использовал свою собственную студию в качестве сцены для своих медиа и перформативных постановок самого себя, его студия на улице Отфёй в 32 года была одной из самых посещаемых в то время.
В 1977 году историк искусства Элен Туссен выдвинула гипотезу о том, что художника вдохновила работа Анри Валентин , автора L’Atelier de Clesinger (1849): это полотно размером 54 x 61 см поступило в продажу в 2016 году, во многом схожего с картиной. большая картина Курбе, который в своей подготовительной работе использовал гравюры, фотографии и рисунки. Холст Валентина также был переведен на гравюру в Le Magasin Pittoresque deНоябрь 1849 г..
В истории искусства
Критики того времени назвали произведение «пошлым». С другой стороны, мы знаем положительное мнение Эжена Делакруа по этому поводу : «Я собираюсь увидеть выставку Курбе, которую он уменьшил до 10 центов. Я пробыл там один почти час и обнаружил шедевр в его отказавшейся картине; Я не мог оторваться от этого зрелища. Здесь отвергнута одна из самых необычных работ того времени, но это не тот парень, которого можно расстраивать из-за такой малости. «. Жан-Жак Хеннер сказал: «Вот фон, который Веласкес не написал бы лучше. А эта обнаженная фигура, с каким талантом, с каким вкусом сделана. «
Шампфлери сказал, что перед Курбе «женщина появляется с большей откровенностью, чем она соглашается с собой перед зеркалом». В отличие от «Апре-ужина в Орнане» , « Возвращение крестьян на ярмарку Флажи» или « Каменные бури» , которые представляют собой жанровые сцены и картины небольшого формата, «Ателье» представляет собой большой формат, сочетающий все жанры, которые Курбе умел рисовать. Это не картина, которая имеет отношение к его региону и, точнее, к Орнансу.
Картина является одним из «105 решающих произведений западной живописи », составляющих воображаемый «Музей» Мишеля Бутора.
Примечания и ссылки
- ↑ и (фр) , на сайте www.cineclubdecaen.com (по состоянию на 8 ноября 2010 г. )
- ↑ и Жорж Риат , Гюстав Курбе , Parkstone International,2012 г., стр. 94
- Рене Юйге, Жермен Базен, Элен Жан Адемар, Мастерская художника: настоящая аллегория, 1855 , Издания национальных музеев,1944 г., стр. 26
- Курбе и муниципалитет , Собрание национальных музеев,2000 г., стр. 85
- На земле лежит долман с золотой отделкой.
- ↑ и Элен Туссен, «Досье L’Atelier de Courbet», Выставка Гюстава Курбе, Париж, Réunion des Musées Nationaux, 1977, стр. 241-277 .
- Доминик Фуркад , Курбе во французских частных коллекциях , Galerie C. Aubry Impr. Союз (,1966 г., стр. 38
- Мартин Шидер «Не делай того, что я делаю». В студии Гюстава Курбе, в: Франция Нерлих и Ален Бонне (ред.): Учимся рисовать. Частные мастерские в Париже 1780–1863 гг., Tours 2013, стр. 333–352 .
- (en) на hal.archives-ouvertes.fr (по состоянию на 8 ноября 2010 г. )
- (fr) , на m155bullingdon.typepad.com (по состоянию на 8 ноября 2010 г. )
Вильям Адольф Бугро: жизнь и творчество художника
Адольф Вильям Бугро(30 ноября 1825 года, Ла-Рошель — 19 августа 1905 года, там же) — французский живописец, крупнейший представитель салонного академизма, автор картин на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты.
Вильям Бугро был одним из восьми детей Теодора Бугро и его супруги Марии Маргариты Аделины Бонин. Глава семейства занимался торговлей вином и оливковым маслом.
Вильям мог продолжить его дело, однако благодаря своему дяде Эжену, викарию, он пошёл учиться в среднюю школу, где обнаружился его художественный талант. Клиенты отца убедили его послать сына в Школу изящных искусств Бордо. Во время учёбы Бугро удостоился первой премии за работу, изображающую святого Роха.
Чтобы заработать денег, он создавал дизайн этикеток для джемов и варений.
Благодаря своему дяде он получил несколько заказов на портреты, и когда собрал достаточную сумму, переехал в Париж, где кроме занятий в Школе изящных искусств также посещал курсы по истории костюма, археологии и анатомии. Навыки академической живописи Бугро получал в студии Франсуа Пико.
В 1875 году Бугро начал преподавать в Академии Жюлиана. Среди тех, кто приходил на занятия в его мастерскую, были Анри Матисс, Отон Фриз, Эдмунд Тулль, Гюстав Жаке, Поль Шабас, Эмили Дежё, Пьер Огюст Кот, Альберт Линч, Петер Мёнстед.
В 1876 году художник был избран пожизненным членом Академии изящных искусств, в 1883 году — президентом ассоциации барона Тейлора, поддерживающей нуждающихся художников и членов их семей.
В 1885 году он стал командором ордена Почётного легиона.
Творчество Бугро
Бугро был плодотворный художник: им создано множество картин на аллегорические и мифологические сюжеты, а также на библейские темы.
Он писал портреты (чаще всего женские и детские), работал над заказами по декорированию церквей, публичных зданий и частных особняков.
Всего за свою жизнь Бугро написал 826 картин. Его работы отличают идеализирование красоты человеческого тела, сентиментальность и стремление к почти фотографической точности.
- Согласно легенде, в 1900 году Эдгар Дега и Клод Моне говорили, что в 2000 году Бугро назовут величайшим французским художником XIX века, однако, уже в начале XX века, с утверждением новой эстетики и иных взглядов на искусство, популярность художника быстро пошла на убыль.
- В 1970-е годы цены на работы Бугро вновь начали подниматься, к концу XX века достигнув шестизначных значений.
- Так, в мае 1997 года картина «Пробуждение сердца» (1892) была продана с аукциона за сумму в один миллион четыреста десять тысяч долларов, в то время как «Жертвенная любовь» (1878) три года спустя была куплена более чем за три с половиной миллиона.
Работы художника
- 1848 — «Перед смертью все равны», Музей Орсе (Париж)
1850 — «Данте и Вергилий в аду»
1856 — «Танец» («День и ночь»), Музей Орсе
1873 — «Нимфы и сатир», Институт изящных искусств Стерлинга и Франсин Кларк (Уильямстаун, Массачусетс), «Первый поцелуй»
1876 — «Секрет», коллекция Нью-Йоркского исторического общества, «Пьета»
1877 — «Юность и Амур», Музей Орсе
1878 — «Жертвенная любовь» (Caritas) - 1879 — «Рождение Венеры», Музей Орсе
Рождение Венеры
Данте и Вергилий в аду
Нимфы и сатир
-
1880 — «Девушка, защищающаяся от Эрота», Музей Пола Гетти (уменьшенная копия картины, выставленной в парижском Салоне 1880 года); «Искушение», Институт изящных искусств Миннеаполиса
1888 — «Мадонна с младенцем», Художественная галерея Южной Австралии (Аделаида); «Амур и бабочка», коллекция Фреда и Шерри Росс (Нью-Джерси)
1889 — «Пастушка», музей Филбрук (Талса, Оклахома); «Песни весны»
1890 — «Амур и Психея в детстве»
1891 — «Мокрый Купидон», «Прерванная работа»
1892 — «Пробуждение сердца»
1895 — «Похищение Психеи»
1896 — «Волна»
1897 — «Восхищение», Музей изящных искусств Сан-Антонио (Техас) - 1902 — «Ореады», Музей Орсе
Библиография
А. А. Шестимиров Бугро. — М.: Белый город. — (Мастера живописи. Зарубежные художники).
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Вильям Адольф Бугро: картины художника
Вильям Адольф Бугро — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Вильям Адольф Бугро: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Смерть
В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».
Вандомская колонна
В декрете о сносе памятника сказано, что
18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.
Могила Гюстава Курбе
Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.
Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.
Отрывок, характеризующий Похороны в Орнане
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня… Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу. – А Болконский? – сказала она. – Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь… – Но, Наташа, неужели то всё кончено? Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса. – Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня. – Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа. – Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так… – Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее. – Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом. – Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала. – Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю! – Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня. – Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили… Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу. – Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом? Наташа не отвечала на ее вопрос. – Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла… – Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины ? Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него. – Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины! Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой. – Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее. – Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она. – Любит ли он тебя? – Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его? – Но если он неблагородный человек? – Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа. – Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня. – Да я жить не могу без него! – закричала Наташа. – Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas. – Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Мрачный реалист Гюстав Курбе
Картина «Дробильщики камней», созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Ее автор поднимает в своем творчестве социальный вопрос, волновавший его на протяжении всей жизни. Художник рассматривает проблему крайней нищеты: старик дробит камень, а его юный помощник ссыпает щебень в одну кучу. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Уставших от монотонного труда людей разных возрастов Гюстав изобразил на мрачном фоне, ничем не оживленном. Темные краски так же унылы, как и среда, в которой живут мужчина и юноша, понимающие, что будущее не сулит им ничего хорошего.
Рождение бунтаря
Гюстав Курбе
Тот, кто задался вопросом о родоначальнике реализма в живописи, в итоге исканий непременно придет к имени Жана Дезире Гюстава Курбе. Бунтарь и революционер, как в искусстве, так и в жизни, на протяжении которой его постоянно сопровождали скандалы, этот человек был масштабен и столь же значителен для своего времени, как, например, Рембрандт для своей эпохи. Что же такого совершил Гюстав Курбе, чтобы заслужить честь стать в один ряд с великими мастерами?
Он родился в 1819 году во Франции, в Орнане, неподалеку от границы со Швейцарией. Отец Курбе был зажиточный крестьянин, владелец плодоносных виноградников. Своего сына Режис Курбе хотел видеть юристом, а потому мальчик посещал семинарию в Орнане, а затем поступил в юридический колледж в Безансоне.
Но самого Гюстава карьера адвоката не привлекала вовсе. Он, конечно, посещал колледж, но куда больше времени уделял занятиям в Академии, где брал уроки у Шарля Антуана Флажуло, ученика самого Жака Луи Давида. Не скрывая от отца, что мольберт, краски и кисти увлекают его куда больше, чем толстые своды законов и учебники латыни, он объявил, что собирается стать художником. Старший Курбе дал ему денег и благословил на поездку в Париж.
Впрочем, вряд ли стоит этому удивляться. Дед будущего живописца, оказавший на внука огромное влияние, был якобинцем и участвовал в Великой французской революции. Отец, как либерал, поддерживал революцию 1830 года. О матери сам Курбе впоследствии писал, что она была «рационалисткой и католической республиканкой». Кем же мог вырасти их сын, как не бунтарем!
Итак, Густав Курбе прибыл в Париж. Первое, что он сделал, — начал регулярно посещать Лувр, досконально изучая картины старых мастеров. Французский академизм того времени жестоко его разочаровал, и Курбе старался выстроить для себя четкую последовательность в развитии живописи. Молодой человек был уверен, что истинное искусство не должно быть символичным: художник должен писать только то, что видит.
Сначала он пытался заниматься в художественных мастерских Шарля де Штейбена, но довольно скоро отказался от получения академического образования. Час за часом, проводя в галереях, делая зарисовки и копии, упорно работая с натуры, Курбе сумел восстановить утраченную, было технику письма Европы XVII века, взяв себе за образец творчество титанов — Рембрандта и Веласкеса. «Неистовый провинциал», как его назовут позднее, обрел оружие и был готов к бою.