Violin
Oil on canvas. 65 x 80
Kuzma Petrov-Vodkin’s taste for philosophic generalisation and research in the field of the form characterised his artistic journey. The artist produced a whole series of masterpieces of still life painting. Among them, there is the painting of the violin, which he played with talent. Petrov-Vodkin created his unique world, his poetically changing reality by disturbing this static perception, and developed a “spherical perspective”, as if he was overlooking the objects from different points of view. According to the artist, the still life painting is “one of the sharpest conversations of a painter with nature”. By their artistic qualities, his still lifes belong to the highest achievements of painting.
Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
Происхождение и детство
Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.
Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.
Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.
Россия – дом родной
Поселившись с семьёй под Ленинградом, художник окунается в работу. Для этого периода характерны картины Петрова-Водкина с названиями, от которых уже веет теплотой: «За самоваром» (так и сквозит любовь к семье), «Ленушка в кровати» (обожание дочери).
Тем временем перемены в Академии 1926-го и последующих лет расстраивают Петрова-Водкина, там теперь много говорят и мало делают. Он пытается вернуть устоявшуюся систему обучения (были ликвидированы преподавательские мастерские, и студенты стали контролировать работу профессоров!), пламенно выступает с прямолинейными протестами. Но система сильнее человека, кроме того, на художника обрушивается критика, что мастер воспринимает болезненно.
Скрипка 1918
Петров-Водкин К.С.Холст, масло65 x 80
Русский музей
Аннотация
В жанре натюрморта художник особенно много работал в 1918–1920, когда создал целый ряд шедевров.
По определению автора, натюрморты – «одна из острых бесед живописца с натурой»; он уподоблял их скрипичным этюдам, которые должны предшествовать концерту, т.е. картине. Простые предметы, благодаря неповторимо своеобразному видению художника, создают особый мир, поэтично преображающий реальность. Чтобы разрушить статичность восприятия, художник стремился строить перспективу, как бы обозревая изображение с разных сторон.
По своим исключительно высоким эстетическим качествам они принадлежат к высшим достижениям европейской живописи в этом жанре.
Биография автора
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Творчество
Характер творчества
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
Эротизм в творчестве
Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм.
Одна из его наиболее известных ранних работ «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками: главным защитником картины выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком — Илья Репин.
Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённой натуры.
После революции
После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.
Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).
В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».
Живописные работы
- «Театр. Фарс», 1907
- «Театр. Драма», 1907
- «Купание красного коня», 1912, ГТГ
- Христос-Сеятель. Эскиз к мозаике в мавзолее Эрлангеров, 1914
- «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914—1915), ГРМ
- «Жаждущий воин», 1915, ГРМ
- «Утро. Купальщицы», 1917
- «Утренний натюрморт», 1918, ГРМ
- «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ
- «Портрет Анны Ахматовой», 1922, ГРМ
- «В детской», 1925
- «Материнство», 1925
- «Рабочий», 1926, ГРМ
- «Смерть комиссара», 1928
- «Весна в деревне», 1929
- «Черёмуха в стакане», 1932, ГРМ
- «1919 год. Тревога», 1934
- «Портрет В. И. Ленина», 1934
- «Дочь рыбака», 1936
- «Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937
- «Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937
- «Берег», 1908, ГРМ;
- «Купание красного коня», 1912, ГТГ;
- «Автопортрет», 1918;
- «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ;
- «После боя», 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва;
- портрет А. А. Ахматовой, 1922;
- «Девушка в сарафане», 1928;
- «Мать», 1915
- «Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937
- «Девочка с куклой (Портрет Татули)», 1937
- «Колхозницы», эскиз, 1937-39 гг. Картина, написанная поверх портрета А. С. Пушкина, созданного в 1930-е гг. и не понравившегося художнику. Кто именно был изображен под верхним слоем, выяснили учёные Русского музея.
- «Скрипка». 1916. В собрании Одесского художественного музея.
Годы учёбы профессии
Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.
Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.
Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.
Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.
С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.
Сочинение на тему кузьмы сергеевича петрова водкина портрет мальчика
Тема детского портрета была очень свежей для художника, и скорее была вызвана поиском инновационных средств выразительности и форм: после оглушительного успеха «Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин продолжал покорять новые для себя горизонты. Портреты в творческой биографии живописца встречаются весьма часто, достаточно вспомнить замечательные изображения Анны Ахматовой, но работа над детскими портретами началась именно с этого мальчика-юноши. После автор создаст немало портретов детей разного возраста (в том числе и свою единственную и долгожданную дочь) и национальности, воспевая красоту юного лица, свежесть и непосредственность. Как каждый интеллектуальный творец, Кузьма Петров-Водкин ставит для себя определённую задачу, приступая к работе над картиной, и пытается в свойственной ему стилистике ее успешно решить. Здесь задача лежит в самом лице героя – этот юный паренёк ещё мальчишка, но в его образе читается уже что-то волевое и мужественное. Это логичное естественное взросление, переход от детства к юношеству и запечатлел живописец. Его герою ещё предстоит долгий путь превращения в мужчину, но характер, выраженный во внимательном проницательном взгляде, пожатых губах и ровном лице, уже виден и легко считывается зрителем. Можно предположить, что мальчику не больше четырнадцати лет и история, к сожалению, не сохранила сведения о нём. Как обычно у Петрова-Водкина, яркой выразительной силой выступает цвет. Строгость во взгляде смягчена коричневым колером, оттенка топлёного шоколада. Филигранным чередованием контрастных красного и бежевого цветов будто вылеплено лицо мальчика: поднятые скулы, подбородок, тонкий нос, лоб с едва наметившимися морщинами, свидетельствующими о мысли, разуме этого юного героя. Внимательный зритель заметит, что у мальчика нет ресниц – Петров-Водкин просто не стал их рисовать, хотя глаза мальчика посажены не слишком глубоко. Для того чтобы не отвлекать зрителя от главного персонажа, Петров-Водкин как можно больше нейтрализировал фон, не сделав его при этом безликим и ровным. Зелёные листья, навевающие мысли о весне, выражены в мягких нежных тонах, не теряя рельефности и выразительности. Выбор данной декорации носит также и метафорический смысл. Свежая зелень навевает мысли о весне, расцвете природы, вот и Петров-Водкин подчёркивает таким образом начало расцвета мальчика, впереди которого целая жизнь, а пока он как весенняя зелень, только начинает путь от нежного листочка к полноцветному буйству красок. Хаотичные мазки, которыми трактуется фон, придаёт полотну динамику и живость. Это можно сравнить с живостью мысли главного героя, которые ещё по-детски мчатся вскачь, заменяя и поглощая друг друга. Рисунок живописца отличается точной, гибкой линией, которая присутствует на полотне, но не выделяется на первом плане. Удивительным образом портрет, где мальчик взят крупным планом, где нет ничего лишнего, всё равно несёт националистическую философию, которая свойственна для живописца Петрова-Водкина – мы можем с абсолютной точностью быть уверены: перед нами русский герой, и никакой другой. Это умение изобразить «русскость» и отличает творчество художника в целом. Любовь к отечеству, патриотизм в не пафосном, а в интеллектуальном своём смысле – главное богатство содержания любой из работ Кузьмы Петрова-Водкина. А ещё вера в человечество и надежда, в купе с любовью в будущее, в лице детей в целом, и в образе этого серьёзного мальчика, в частности.
Биография
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».
Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина Анна Пантелеевна работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был поражён его живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». В 1910 — 1916 гг. преподавал в художественной школе-студии Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге.
Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924).
В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».
В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.
В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Биография
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике Дультон.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой . Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Последние годы жизни
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.
В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.
Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Юноша снова дома
По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).
Подросток
В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.
Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.