Как смотреть репина

Репин. картины с названиями и описанием. каталог картин

Иван Грозный и сын его Иван

Второе название этой картины – «Иван Грозный убивает своего сына».

На создание этого полотна художника вдохновила музыка Н.А. Римского-Корсакова. После того, как он прослушал новое его произведение «Месть», Репин захотел воплотить то настроение, которое появилось у него под влиянием этой музыки.

Художник пишет, что его чувства были перегружены ужасами современности, ему хотелось найти выход наболевшего в истории.

Чуть позже он вспоминал, что в Европе стали выставлять кровавые картины, и, заразившись этим настроением, он начал работать над своим уникальным произведением.

На ней изображен тот момент, когда Иван Грозный, нанеся смертельный удар своему сыну, переживает трагический момент. На его лице мы можем видеть раскаяние. Особенно поражает кротость царевича, который со слезами на глазах готов простить обезумевшего от горя отца.

Сочинения по картинам Репина. Протодиакон

Илья Репин. Протодиакон. 1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.

«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»

В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.

Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.

«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».

Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.

Репин И.Е. Протодьякон.docx — Курс лекций. История картин. ИЛЬЯ …

1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали попризнакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый дажене с Гоголем, а с Салтыковым­Щедриным.Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатуройна «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народнойречью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой

Примечания

. Эскиз был подновлен художником в 1899 году перед продажей его И.С. Остроухову: «А я после разговора с Вами, в тот же день, начал обрабатывать эскиз Ив Грозн для Вас. И он уже готов, только еще сырой». (Письмо И.Е. Репина к И.С. Остроухову от 1 июня 1899 года. Отдел рукописей ГТГ. 10/5369, л. 1 об.).

. И.Н. Крамской. «Письма», т. II, стр. 323—325.

. Письмо И.Н. Крамского к А.С. Суворину от 21 января 1885 года. И.Н. Крамской. «Письма», т. II, стр. 324—325.

. В.И. Михеев. «И.Е. Репин». «Артист», 1893, кн. 4-я, № 29, стр. 108.

. И.Н. Крамской. «Письма», т. II, стр. 338.

. Возможно, что этот этюд (находящийся в настоящее время в собрании Г.М. Ярона и опубликованный в «Художественном наследстве», т. I, между стр. 52 и 53) написан с Мясоедова. На эту мысль, несмотря на отсутствие близкого портретного сходства, наводят следующие строки Репина: «Мясоедов даже позировал мне с экспрессией лица» («Художественное наследство», т. 1, стр. 40) и воспоминания И.К. Пархоменко. «…Я увидел у Мясоедова репинский этюд, с которого автор «Ивана Грозного» писал самого Грозного, — это был замечательный психологический набросок с выразительного лица Мясоедова, — лучше-то Ивана Грозного едва ли сумел бы представить даже самый опытный актер» («О том, что было». «Воспоминания». Московское Т-во Писателей, стр. 85).

. «Как создавался «Иоанн Грозный» Репина» (Из беседы с В.К. Менком). Газета «Киевская Мысль», 20 января 1913 г., № 20.

. «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать же хотелось именно вот что — так как оно сказалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое сказал бы Вам, но в письме не хочется умствовать… Хорошо, очень хорошо, и хотел художник сказать значительное, и сказал вполне и ясно и, кроме того, так мастерски, что не видать мастерства…» (И. Е. Репин и Л.Н. Толстой. «Переписка с Л.Н. Толстым и его семьей». Изд. «Искусство», 1949, стр. 104).

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 19 апреля 1885 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 88.

. Вот как вспоминал Репин о своих встречах с Гаршиным: «С первого же знакомства моего с В.М. Гаршиным — кажется, в зале Павловой, где его сопровождало несколько человек молодежи, курсисток и студентов, — я затлелся особенною нежностью к нему. Мне хотелось его усадить поудобнее, чтобы он не зашибся и чтобы его как-нибудь не задели. Гаршин был симпатичен и красив как милая, добрая девица-красавица … Летом 1884 года я оставался для большой работы в городе. После сеанса я провожал Гаршина через Калинкин мост до его квартиры и заходил на минуту к родным его жены. Там, в уютной обстановке, за зелеными трельяжами, все играли в винт. Большие окна казенной квартиры были открыты настежь. Стояли теплые белые ночи. Гаршин шел провожать меня до Калинкина моста, но я долго не мог расстаться с ним, увлеченный каким-то спором. Мы проходили Петергофский проспект по нескольку раз туда и назад» (И. Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 386—388).

. См. рассказ В.М. Гаршина «Глухарь».

. Цит. И.Э. Грабарь. «Репин», т. I, стр. 258.

. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 97.

. Письмо И.Е. Репина к М.П. Федорову от 4 мая 1886 года. Цит. И.Э. Грабарь. «Репин», т. II, стр. 182—183.

. А.И. Менделеева. «Менделеев в жизни». Изд. М. и С. Сабашниковых. 1928, стр. 51.

. «Вестник Европы», 1884, сентябрь, стр. 159—160.

. И.Е. Редин. «Далекое близкое», стр. 378.

. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 90.

. И.Э. Грабарь. «Репин», т. I, стр. 279—281.

. «Художественное наследство», т. I, между стр. 56 и 57.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Крестный ход в Курской губернии

Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

Анализ картины И.Репина «Не ждали»

16.03.2017

Для того, чтобы понять картину нужно ее внимательно рассмотреть, проанализировать каждого героя, т.е

обратить внимание на детали, прислушаться к своим эмоциям и чувствам от конкретной картины, вступить с ней диалог, задать себе необходимые вопросы, которые помогут в полной мере раскрыть замысел автора

Давайте сделаем все вышесказанное на примере следующей картины:

И.Репин «Не ждали», 1884-1887 г.

Что мы видим на картине?

Светлая комната. В нее только что вошел человек. Судя по реакции домашних его приход неожиданный. Все домашние в замешательстве.

Как выглядит этот человек? Какие эмоции он испытывает?

У него странная одежда, измученное лицо и глубоко запавшие глаза. В глазах вопрос, напряженное ожидание. В повороте головы, во всем его облике есть какая-то неуверенность. Он остановился в нерешительности. Его никто не ждал, и приход его — неожиданность. Это видно по тому, как отнеслись к его появлению все люди, находящиеся в комнате.

Что чувствует жена? Как она выглядит? О чем думают дети?

Жена, женщина, сидящая у рояля, кажется слабой и болезненной. Она растеряна и обрадована.

Исподлобья, серьезно и строго смотрит на него девочка. Совершенно очевидно, что она его не знает или не помнит. А с каким восторгом мальчик смотрит на вошедшего. Он узнал его, он рад. Еще мгновение — и с криком восторга он бросится к отцу.

Как выглядит мать? Какие ее жесты описывают ее эмоции и являются говорящими для нас?

Мать привстала с кресла. Она не верит своим глазам. Возможно, она и не надеялась уже на своем веку увидеть сына. Ее сутулая спина, рука, прижатая к груди, открывает нам всю палитру ее переживаний.

Как выглядит горничная? О чем говорят ее жесты?

Ее лицо выражает недоумение: правильно ли она сделала, что впустила в дом этого незнакомого плохо одетого господина? Не пожурит ли хозяйка за этот поступок?

Она все еще держится за ручку двери. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.

Проанализиров картину, мы понимаем, что художник хотел рассказать историю ссыльных, но не историю ужасов лагерей, а ужас внутри каждого вернувшегося человека:

  • Как отреагирует семья на его возвращение? Ждут ли его вообще? Может, жена вышла замуж. Сможет ли она вообще простить его? Может, она никогда не одобряла его революционной деятельности и предостерегала, к каким ужасным последствиям для семьи это может привести.
  • Застанет ли он мать живой?
  • что испытывает человек, когда собственный ребенок его не узнает?

Написать картину с такой предельной простотой и убедительностью очень и очень нелегко. Чтобы донести свой сюжет, художник должен выбрать такой момент, в котором характер каждого из действующих лиц проявился бы особенно полно. Давайте представим, что он выбрал не этот момент, а другой:

Все уже узнали пришедшего. Сын подбежал проворнее других и повис на шее отца. Мать подошла с одной стороны, жена — с другой. Вот девочка, наверное, по-прежнему дичится и недоумевает да горничная продолжает стоять у двери. А может, ее уже нет: поняла, что пришел свой человек, и ушла, чтобы не мешать.

Будь все так, поняли бы мы, что произошло? Что вернулся ссыльный, что произошла драма… Почему радуется мальчик, почему исподлобья смотрит девочка, а мать и жена торопятся к вошедшему?

Эмоции почти у всех одинаковые — все радуются. А сколько различных эмоций показывает нам оригинал?

Или художник изобразил бы еще более поздний момент: глава семьи умылся, переоделся и в кругу семьи рассказывает о чем-то пережитом. Опять все было бы далеко не так ясно, как сейчас. Мы подумали бы, что все дело именно в интересном рассказе, который все так внимательно слушают. Разве можно узнать в таком сюжете сложную драму, переживаемую семьей? Конечно, нет. Вот почему выбор момента, который будет изображен в картине, так важен.

Известно, что Репин несколько раз переписывал лицо главного героя: то делал его возвышенно-героическим, то страдальчески-усталым.

Как видите, чтобы понять замысел автора, нужно просто быть внимательным. Смотрите, и увидите!

При подготовке материала использована книга Б.Эренгросс «По законам красоты», Изд-во: Детгиз, 1961 г.

Примечания

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 37—38.

. Скалдин. «В захолустьи и столице». СПБ, 1870, стр. 2. Цит. Б. Мейлах. «Ленин и проблемы русской литературы конца XIX, начала XX веков». 1951, стр. 83.

. И.Е. Репин и И.Н. Крамской. «Переписка», стр. 90—91.

. К этой цитате Ленин делает подстраничную сноску: «К этому сводились, в сущности, все наши старые революционные программы, — начиная хотя бы бакунистами и бунтарями, продолжая народниками и кончая народовольцами, у которых, ведь, тоже уверенность в том, что крестьянство пошлет подавляющее количество социалистов в будущий Земский собор, занимала далеко не последнее место».

. В.И. Ленин. Соч., т. I, стр. 246—247.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 137.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 141.

. М.М. Антокольский. «Письма». СПБ, 1905, стр. 286.

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр.143.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т.II, стр. 37.

. И.Н. Крамской. «Письма». ИЗОГИЗ, 1937, т. II, стр. 57.

. Семья Макашовых была близка семье Репиных (см. «Художественное наследство», т. II, стр. 404. Автор статьи не упоминает о художнике из семьи Макашовых).

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр. 144—145.

. «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть. Я знаю многих художников, изображающих мужичков, и хорошо даже, но ни один из них не мог никогда сделать даже приблизительно так, как Репин. Разве у Васнецова есть еще эта сторона. Я, например, уж на что стараюсь добросовестно передавать, а не могу же не видать разницы. Даже у Перова мужик более легок весом, чем он есть в действительности; только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле» (Письмо к Стасову от 1 декабря 1876 года. И.Н. Крамской. «Письма», т. II, стр. 74).

. И.Э. Грабарь. «Репин», т. I, стр. 171, т. II, стр. 167. Местонахождение этих двух произведений не известно.

. И.Е. Репин. «Далекое близкое», стр. 74.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 августа 1877 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 22.

. Письмо И.Е. Репина к И.Н. Крамскому от 13 января 1878 года. И.Е. Репин и И.Н. Крамской. «Переписка», стр. 125—126.

. Письмо М.П. Мусоргского к В.В. Стасову от 22 марта 1878 года. «М. П. Мусоргский. Письма и документы», стр. 372.

. Выражение Стасова.

. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка». Изд. «Искусство», 1946, стр. 36.

. Там же, стр. 37.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. I, стр. 141.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 20.

. В.Д. Поленов. «Письма, дневники и воспоминания», стр. 144—145.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 21.

. В.Д. Поленов. «Письма», стр. 152.

. «Художественное наследство», т. I, стр. 100.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Проводы новобранца

Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

Искусство будущего

Самый известный у нас и за рубежом русский художник не слишком избалован выставками на родине — последняя прошла в Третьяковской галерее четверть века назад. С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач.

Илья Репин (1844 — 1930) застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век.

Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник.

1 / 2

«Гопак. Танец запорожских казаков», 1927

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Портрет композитора М.П. Мусоргского», 1881

Изображение: Илья Репин

Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.

Описание картины Ильи Репина «Протодиакон» Картины художников

Обыкновенный портрет протодиакона И. Уланова из Чугуева известнейший художник Илья Репин мастерски превратил в типичный для того времени сатирический образ дьякона, обладающего большим жизненным потенциалом, но не имеющего в себе духовности и доброты, ведь жизненные условия заставляют его все время лицемерить.

Талант живописца явно очевиден, так как он применяет насыщенную, ярко выраженную манеру письма и придает образу противоречивости.

Внешний вид протодиакона – это сложная фигура с крепким торсом, плечами настоящего богатыря, длинной седой бородой, в обрамлении которой багровеют мясистые щеки.

Жизненную силу и цельность образа мастер кисти преподнес разнообразными приемами живописи.

Облачен дьякон в дорогую рясу, а голова его покрыта темнобархатной скуфьей. На груди виднеется складень, висящий на цепи из

серебра, который дьякон придерживает правицей, в левой же руке держит украшенный камнями руке огромный посох.

На лице четко выделен толстоватый покрасневший нос. Брови очень густые, а из-под них пристально смотрят жадные глаза. Создается впечатление, что человек на картине наблюдает за происходящим. Рот полураскрыт, ощущается, что чугуевский протодиакон тяжело дышит. Возможно, сказываются ароматы напитков после вечернего пира.

Образ на полотне живописца – натура сильная, однако от него исходит примитивизм, грубость, не чужды протодиакону и мысли греховные, что слишком далеки от библейских принципов. Художник очень тонко с помощью красок сочетает две противоположные точи зрения: восхищается естественностью человеческой природы, но обличает порочность человека.

Живописец создал один из самых ярких протодиаконских образов, а сама картина разоблачает сущность церкви и духовенства и несет глубокий художественный смысл.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:57:56

Отказ от исповеди перед казнью

В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

Вечорници

Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

Летний темперамент

Бурлаки у Репина не олицетворяют трагедию. В этом нет стенаний по страшной участи, как нет их в «Царе Иване…» — только попытка рассказать историю. И сестра Петра Первого на картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879) не выглядит страдалицей. А если и кажется злодейкой, то сказочной. Это, впрочем, первая историческая картина Ильи Репина. Но и дальше он как будто обходит стороной трагические сюжеты, углубляясь скорее в характеры, портреты, достигая в них небывалой глубины — но не драмы.

1 / 2

«Бурлаки на Волге», 1870–1873

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Автопортрет за работой», 1915 год

Изображение: Илья Репин

На «Автопортрете за работой» (1915), привезенном из Национальной галереи Праги и открывающем экспозицию, мы видим «танцующего» перед мольбертом Репина — несмотря на то, что перетруженная после «Запорожцев» правая рука уже стала сохнуть, врачи запретили ее напрягать, и Репин приспособился цеплять палитру к поясу и работать левой, радуясь жизни ровно такой, какая она есть. Благостное впечатление от выставки возникает, может быть, оттого еще, что сам Репин, по словам куратора Татьяны Юденковой, всегда, до последних дней «называл себя счастливчиком, не переставая благодарить Создателя».

Поэтому, может быть, на полотнах его нигде нет снега — летний темперамент не оставляет шанса на страдания.

В апреле 1921 года, примерно тогда же, когда Репин получает финское удостоверение личности, в шведской прессе публикуются сообщения о его смерти. Другой бы впал в уныние и поверил в приметы, но Репин написал в письме: «Я… был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться! И эта радость дала мне идею картины. Радость воскресшего хотелось мне изобразить».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: