1/9 одиссей и навсикая. взаимодействие живописи с античным сюжетом

Валентин серов · галерея изображений · энциклопедия античной мифологии

Миф о похищении

Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти. Холст, темпера

138×178 см. Русский музей

Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.

Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.

Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.

Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна. Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит. Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.

Год написания картины: 1910.

Размеры картины: 71 х 98 см.

Техника написания: темпера.

Жанр: мифологическая живопись.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.

Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.

Мифы Древней Греции в живописи

Начиная с античности, греческие мифы побуждали художников, скульпторов и поэтов создавать произведения искусства. Мифология и по сей день представляет собой богатый мир героев и сюжетов. Мифы передают дух Древней Греции, места, где воспевалась и увековечивалась красота. Неудивительно, что именно их сюжеты чаще всего становятся предметом изобразительного искусства.

На протяжении веков подвиги Геракла, мучения Прометея и похождения Зевса были запечатлены в разных форматах, стилях и техниках такими художниками, как Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Доре и многие другие

В период модернизма влияние мифологии на живопись уменьшилось, большее внимание стало уделяться стилю и технике изображения в ущерб сюжету картины

В российской живописи ХХ века исторический и мифологический жанр обрел «второе дыхание» благодаря великолепным картинам Врубеля и Васнецова, которые оживили сюжеты национального фольклора. Древнегреческие мифы стали предметом особого интереса Валентина Серова в поздний период его творчества.

История картины

В самом начале ХХ века среди людей искусства пошли слухи о начале грандиозного проекта по оформлению музея изящных искусств им. Пушкина. Живописное оформление залов должно было подчеркивать и разъяснять постоянные экспозиции музея. В биографии Серова четко прослеживается желание участвовать в этом проекте.

В середине 1900-х гг. Серов посетил Грецию, чтобы впитать классическую культуру и искусство. Подготовка к росписи классических залов музея считается основной целью, которую преследовал художник. Серов Валентин Александрович начал писать первые варианты «Похищения» незадолго после поездки.

Многие искусствоведы считают, что картина «Похищение Европы» и сопутствующая ей «Встреча Одиссея с Навзикаей» были написаны как эскизы для настенной росписи, а не для станковых картин. Аргументом в пользу этой точки зрения может считаться то, что автор не собирался писать ни одну из упомянутых картин маслом.

Валентин Серов, «Похищение Европы»: описание

Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. Обратившийся в быка, Олимпийский Бог унес Европу на своей спине на остров Крит.

Интерпретация Серова не требует правдоподобного изображения героев и окружающего их пейзажа, она не пытается создать реалистичный сюжет. Валентин Серов стремился к обобщению художественных образов, к созданию картины, объединяющей в себе культуру, знания и традиции древней Греции.

Стиль картины

Еще одним аргументом в пользу написания «Европы» для декоративного панно музея искусств является уникальная стилистика картины. В 1907 г. Серов отправился на остров Крит с целью изучить античные настенные росписи древнего храма.

Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно.

Стиль картины можно с легкостью назвать минималистичным. Динамичная композиция, однообразие форм, отсутствие лишних деталей и минимальная цветовая гамма создают присущий модерну эффект стилизации.

Продолговатые, вытянутые по диагонали формы быка и дельфинов, а также «волнующаяся» линия горизонта оставляет картину без единой прямой вертикальной или горизонтальной линии в композиции.

От этого она кажется движущейся вверх.

Фигура огненно-рыжего быка, плывущего по бурному морю, разделяет картину на две части по диагонали как в композиционном, так и в цветовом плане. Серов выбрал атипичный, для Зевса в форме быка, цвет.

В большинстве случаев величие и великолепие громовержца подчеркивается белым цветом, в данном случае Серов выбрал яркий оранжевый цвет, который внес в колористику картины необыкновенную динамичность и одновременно создал визуальный фокус.

Картина «Похищение Европы»: варианты

Серов создал несколько вариантов картины, ни один из которых не считается полностью завершенным. Во всех существующих изображениях палитра и композиция остаются практически неизменными, в отличие от множества вариантов «Встречи Одиссея с Навзикаей», в которых Серов экспериментировал с построением, композицией, динамикой и цветовой гаммой.

Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.

Открытка (плейкаст) « Похищение Европы »

Валентин Александрович Серов

1865-1911

В.А. Серов удивляет гибкостью и динамичностью художественного мышления. За свою недолгую жизнь он прошел интенсивный творческий путь, не останавливаясь на достигнутом и постоянно обновляя свою манеру письма.

От «Девочки с персиками» до «Похищения Европы» расстояние огромно, но измеряется оно не годами, а новыми задачами и художественными средствами. «Девочка с персиками» — это светлое дыхание самой жизни, а «Похищение Европы» — декоративное панно, далекое от пленэрной живописи.

Это произведение предварило многие поиски русского авангарда и явилось одним из самых высоких достижений стиля модерн в русской живописи.

В 1907 году Серов совершил путешествие в Грецию. Очарованный миром античной культуры, он задумал цикл произведений на темы античных мифов.

В искусстве Древней Греции Серова поразило «удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, — с уютностью».

«Похищение Европы» существует в нескольких вариантах, которые близки по композиционному решению, стилистике и образной трактовке темы.

По воспоминаниям родственницы художника, Нины Симонович-Ефимовой, именно в пору написания «Похищения Европы» у Серова было сильное желание «уйти от повседневности». В работах последних лет жизни художника условное берет верх над реальным.

Полотно «Похищение Европы» решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость.

Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка — Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе.

Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка.

Однако в сочетании с застывшим взглядом героини это производит иное впечатление, выраженное в стихотворении О. Мандельштама, навеянном картиной Серова:

  • Горько внимает Европа могучий плеск,
  • Тучное море кругом закипает в ключ,
  • Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
  • И соскользнуть бы хотелось
  • С шершавых круч…
  • Серов не занимается стилизацией архаического периода искусства Древней Греции, он создает острое, современное для той поры произведение, в котором выражает сам дух древнего искусства — сочетание декоративности с интимным настроением.  
  • Русские художники 19 века

«Похищение Европы.»1910г.

 Картон, темпера. 71×98 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В мифологии

Согласно «Одиссее», во сне к Навсикае в образе её подруги явилась богиня Афина и, укоряя царевну в том, что она в ожидании не заботится о свадебных одеждах, поторопила ехать скорее на берег стирать их. Утром Навсикая под впечатлением от сна снаряжает колесницу и в сопровождении девушек-служанок отправляется к устью реки на берег моря. Там, когда девушки, покончив со стиркой одежд, тешились игрой в мяч, к ним вышел Одиссей, потерпевший накануне кораблекрушение (по пути с острова Калипсо). Юная царевна поражает царя Итаки своей красотой и рассудительностью, и он обращается к ней с речью. Её стройный девичий стан Одиссей сравнивает с пальмой. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец.
Навсикае и её отцу приглянулся Одиссей, однако он стремится на родную Итаку. Феаки содействуют его отъезду. Перед расставанием Навсикая просит Одиссея: «Помни меня: ты спасением встрече со мною обязан».

Гомер описывает, как Навсикая с подругами играют в мяч. Согласно керкирской исследовательнице эпохи эллинизма Агаллиде, Навсикая и изобрела эту игру (фенинду, позднее гарпастон, аналог современного гандбола с элементами регби).

В позднеантичной версии, согласно Гелланику и «Итакийской политии» Аристотеля, в дальнейшем Навсикая стала женой сына Одиссея — Телемаха — и родила от него сына Персепола.

Действующее лицо трагедии Софокла «Навсикая, или Прачки» (фр. 439—440 Радт), комедий Евбула и Филиллия «Навсикая».

В искусстве

Литература

  • Данте Алигьери. «Божественная комедия», «Ад», песнь XXVI, 1308—1321
  • Ганс Сакс. «Странствие Улисса»
  • Дольче Л. «Улисс»
  • Шекспир, Уильям. «Троил и Крессида», ок. 1602
  • Лопе де Вега. «Цирцея», 1624
  • Педро Кальдерон. «Величайшее колдовство, любовь», 1635
  • Пьер Корнель. «Цирцея»
  • Франсуа Фенелон. «Приключения Телемаха, сына Одиссея» (Телемахида), 1699
  • Иоганн Якоб Бодмер. «Улисс»
  • Джованни Пиндемонте. «Улисс»
  • Альфред Теннисон. Поэма «Улисс»
  • Яков Княжнин. «Цирцея и Улисс»
  • Франсуа Понсар. «Улисс», 1852
  • Генри Райдер Хаггард. «Скиталец», 1890
  • Андре Жид. «Филоктет», 1898
  • Николай Гумилев. Стихотворения «Возвращение Одиссея», «Ахилл и Одиссей»
  • Лион Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации»
  • Станислав Выспяньский «Возвращение Одиссея», 1907
  • Герхарт Гауп
  • Жан Жироду. «Эльпенор», 1919
  • Джеймс Джойс. «Улисс», 1918—1920
  • Никос Казандзакис. Поэма «Одиссея», 1938
  • Иосиф Бродский. Стихотворение «Одиссей Телемаку», 1972
  • Эйвинд Юнсон. «Прибой», 1946
  • Терри Пратчетт.
  • Андрей Валентинов. «Диомед, сын Тидея»
  • Ежи Анджеевский. «Никто», 1981
  • Луиджи Малерба. «Итака навсегда», 1997
  • Эдуард Геворкян. «Тёмная гора»
  • Генри Лайон Олди. «Одиссей, сын Лаэрта», 2000
  • Бернар Вербер. «Последий секрет», 2001
  • Дэн Симмонс. Фантастические романы «Илион», 2003 и «Олимп», 2005
  • Владимир Березин. «Путевые знаки», 2009

Изобразительное искусство

В.Серов. Одиссей и Навсикая


Арнольд Бёклин «Одиссей и Полифем»

  • Одиссей был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои; на второй части картины было изображено его сошествие в Аид.
  • Эсквилинские фрески. «Странствия Одиссея», I в. до н. э.
  • фрески Франческо Приматиччо
  • фрески Никколо дель Аббате, Дворец Фонтенбло
  • фрески Алессандро Аллори, Флоренция
  • фрески Пеллегрино Тибальди, Болонья
  • фрески Гверчино, Ченто
  • Якоб Йорданс. «Одиссей в пещере Полифема», 1630-е
  • Питер Пауль Рубенс. «Улисс высаживается на земли феаков»
  • Сальватор Роза. «Улисс и Навсикая»
  • Клод Лоррен. «Улисс на острове феаков», «Улисс возвращает Хрисеиду отцу», 1648
  • Уильям Тёрнер. «Улисс и Полифем»
  • Арнольд Бёклин. «Одиссей и Калипсо», 1882
  • Джон Уотерхаус. ««Цирцея предлагает чашу Улиссу», «Улисс и сирены», обе — 1891
  • Валентин Серов. «Одиссей и Навсикая», 1910

Музыка

  • Клаудио Монтеверди. Опера «Делиа и Улисс» (совместно с Ф. Манели, музыка и либретто утеряны), 1630
  • Клаудио Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса на родину», 1640
  • Ж.-Ф. Ребель. Опера «Улисс», 1703
  • Райнхард Кайзер. Опера «Улисс», 1722
  • Кароль Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков), 1915
  • Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея», 1945
  • Н. В. Бентсон. Опера «Улисс»
  • Э. Энглунд. Балет «Одиссей», 1959
  • А. Логотетис. Балет «Одиссей», 1963
  • Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля, 1963
  • Е. К. Голубев. Балет «Одиссей», 1965
  • Луиджи Даллапиккола. Опера «Улисс», 1960—68
  • Кирилл Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие», 1970
  • Алан Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей», Op. 275, 1973
  • Symphony X. Альбом «The Odyssey», содержащий музыкальную интерпретацию греческой поэмы Одиссея продолжительностью 24 мин., 2002
  • Ингви Мальмстин. Альбом «Odyssey», 1988
  • Василий К. Песня «Одиссей», 1999
  • Franz Ferdinand. Сингл «Ulysses», 2009
  • Cream. Песня «Tales of Brave Ulisses», 1967

Кинематограф

  • «Странствия Одиссея», фильм Марио Камерини и Марио Бава, Одиссей — Кирк Дуглас, 1954
  • «Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии» , фильм Пьетро Франчиши, Одиссей — Габриэле Антонини, 1959
  • «Одиссея», телефильм Франко Росси, Одиссей — Беким Фехмию, 1968
  • «Зена — королева воинов», телефильм, Одиссей — Джон Д’Акино, 1996
  • «Одиссея», телефильм Андрея Кончаловского, Одиссей — Арманд Ассанте, 1997
  • «О, где же ты, брат?», фильм братьев Коэнов по сценарию, основанному на переработке «Одиссеи» (номинация на премию Оскар как «лучшая адаптация литературного произведения»), Улисс Эверетт МакГилл — Джордж Клуни, 2000
  • «Троя», фильм Вольфганга Петерсена, Одиссей (роль второго плана) — Шон Бин, 2004
  • Одиссей: Путешествие в подземный мир, фильм Терри Ингрэма, Одиссей — Арнольд Вослоу, 2008
  • «Одиссей», телефильм Стефана Джусти, Одиссей — Алессио Бони, 2013

В современной культуре

Балет «Навсикая» (1961) кипрского композитора Солона Михаилидиса.

«Навсикая в одиночестве» (1963), сцена для сопрано, хора и оркестра шведского композитора Ингвара Натанаэля Лидхольма  (англ.) (рус. (1921—2017) на либретто Эйвинда Йонсона.

«Навсикая из Долины ветров» (1984) — полнометражный японский анимационный фильм, снятый на студии Top Craft писателем, художником и кинорежиссёром Хаяо Миядзаки по мотивам одноимённой манги (издавалась в Японии в 1982—1994 гг.), написанной и проиллюстрированной им же. В процессе разработки сюжета автор выбирал имя для заглавной героини, руководствуясь словарём греческой мифологии, и отдал предпочтение имени царевны феаков из «Одиссеи»; характер девушки также создавался под влиянием гомеровской поэмы.

В честь гомеровской спасительницы Одиссея назван астероид (192) Навсикая, открытый в 1879 году.

Литература[править | править код]

  • Навсикая // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 194.
  • Навсикая // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Одиссей и Навсикая в изложении Н. Куна по поэме Гомера «Одиссея» // Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции
  • Женщины «Одиссеи»: Навсикая, Parthenos // Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху

Валентин Серов. Последние декоративные панно. Похищение Европы. Одиссей и Навзикая

Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию.

Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции.

Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно –  «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Валентин Серов — Похищение Европы

Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря.

Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.

В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре.

Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.

Валентин Серов — Одиссей и Навзикая

Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца.

Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации.

Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.

Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910

Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.

Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.

Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.

Валентин Серов — преподаватель

Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е.

Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:

До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.

Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.

Н.К.Рерих отмечал:

Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.

Примечания и ссылки

  1. Имена с элементами нав в микенских текстах: Навсиклев — «знаменитый кораблями», Евнав — «имеющий хорошие корабли» (Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 125).[]
  2. Гомер. Одиссея VI 17
  3. Навзикая // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 25; Гигин. Мифы 125
  5. Навсикая //  :  / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  6. ↑ Навсикая // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 482.
  7. Стивен П. Кершоу. Путеводитель по греческой мифологии
  8. Сравнение с игрой в мяч см. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 938—949.
  9. Афиней. Пир мудрецов I 25, 14d; Примечания О. Л. Левинской в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 492.
  10. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. — СПб., 2000. — С. 159.
  11.  (англ.). www.wisemusicclassical.com. Дата обращения: 28 сентября 2022.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: