Радуга. 1875
Саврасов А.К.Холст, масло45,5 x 56,5
Русский музей
Пост. в 1926 году от В. Д. Комаровой
Аннотация
Первая половина 1870-х годов для Саврасова стала периодом наивысшей зрелости и глубины творчества.
Пейзажу «Радуга» принадлежит видное место среди работ, в которых особенно сильно проявился талант Саврасова-живописца. В чистой, необыкновенно свежей живописи здесь выражено и само состояние природы, и то непосредственное лирическое чувство, которое рождается перед ее лицом в душе человека. Тема сельского пейзажа получила в картине простое и внутренне завершенное истолкование. Маленькая деревенька, раскинувшаяся на речном берегу у косогора, как бы сливается своей жизнью с жизнью окружающей природы. Зеленые откосы над речкой, заводи, ракитовые кусты переднего плана трудно представить себе без этих избушек, изгородей, глинистых тропинок, без крестьянки, неторопливо поднимающейся от реки с ведрами. В картине чувствуется как бы отдаленный отзвук первых венециановских открытий русской деревни с ее неподдельной поэзией. Народная жизнь у Саврасова неотделима от жизни природы. Поэтический смысл картины выражен в предельной человечности пейзажного образа, непосредственности его переживания, в «осиянности» зелени и прозрачности воздуха после только что прошедшего летнего дождя. Присущее картине общее ощущение чистоты и легкости находит свою кульминацию в мотиве радуги, засветившейся на фоне туч.
Биография автора
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного «видописца» К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Радуга
Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 год.
Холст, масло.
Картины Саврасова представляют переходный период в искусстве XIX века. Отбросив устои и главные ориентиры Запада, Саврасов пишет исключительно русские сюжеты, привычные глазу и дорогие сердцу. Художник ищет красоту в забытых уголках Родины , в пронзительно простых и оттого таких родных пейзажах.
Алексей Кондратьевич всегда искал и находил красоту в простоте, в самой сути природы, почти не тронутой рукой человека или с любовью сохраненной им же. На полотнах великого художника совершенно обычные, привычные взгляду пейзажи, превращаются в щемящие сердце островки, из которых, словно пазл, складывается слово Родина. «Радуга» относится именно к этой серии – домики со скошенными стенами, заросшие высокой травой овраги, дороги, задетые ненастьем, плавный изгиб берега и широкий разлив реки – какая обычная, казалось бы, картина. С холмов бегут торопливые ручьи от прошедшего дождя, а в небе – едва приметная, почти прозрачная, сияет радуга.
Вдалеке различимы очертания селенья, но лишь один нечеткий женский силуэт говорит о человеческом присутствии. Возможно, она не успела укрыться от дождя и до нитки промокла, пока набирала воду у реки. Вода в реке от дождя еще мутная – в ней отражается темное небо, покрытое мрачными тучами, уносящие дождь. Судя по всему, гроза была очень сильной – пыль прибита к земле, зелень умыта сильным ливнем, воздух прозрачен и свеж. Тот самый миг тишины и покоя после сильного ненастья.
Как это часто бывает у Саврасова, половину картины занимает небо. Радуга является яркими центром картины. Она не слепит, не кажется сказочной – сотканная из воздуха, невесомый и настоящий мостик через всю землю. Деревянная лесенка словно ведет к ней, стоит только забраться.
Прочертите взглядом черту от неба до земли, чтобы разделить картину на две половины. Первая начинается в нижнем углу из дороги, которая убегает на возвышенность и превращается в краешек радуги, уходящей в небеса. Быть может, так Саврасов хотел продемонстрировать связь неба и земли? Человек в этой картине не выглядит хозяином природы – он живет с ней в мире и согласии, подчиняясь силе стихии. Он понимает, что после дождя будет радуга, что после любого несчастья последует радость и покой.
Это полотно не дает иллюзии панорамного обзора, не обладает сентиментальными чертами. Реализм во всей своей красе — простая композиция с размокшей, некрасивой дорогой, деревня на холме, приглушенная радуга – все это создает эффект присутствия в живой, настоящей природе, приодетой в деревянную раму.
Неяркие и тщательные тональные переходы в сочетании с пыльной цветовой гаммой демонстрируют чуткое понимание природных чувств художника, когда из пейзажа вырастает четкая и понятная картина, которую хочется разглядывать снова и снова.
Сейчас картину можно увидеть в Русском Музее.
Сочинение по картине Саврасова «Радуга»
Настоящей жемчужиной в творчестве художника Саврасова называют его картину «Радуга». Казалось бы, обычная картина, где изображена природа, бабушка с коромыслом и радуга после дождя. На самом деле это совсем не так. Произведение на полоне является символичным. Художник попытался показать не только чудесное явление природы, но и вложил в картину достаточно глубокий смысл.
На картине очень отчётливо можно рассмотреть старую деревню, которая расположена на косогоре. К ней ведёт от реки тропинка из глины, возле которой есть лесенка к деревне
По мокрой тропинке осторожно ступает старушка с вёдрами. Она идёт медленно, чтобы не расплескать воду
Деревня очень хорошо вписывается в окружающий её ландшафт. Здесь всё так гармонично, что хочется самому попасть в такое райское место. Зелёная трава, раскидистые кусты, высокие пышные деревья являются единым целым с покосившимися от старости избушками.
На небе видны тучи, но они совсем не грозные. Такие тучи бывают тогда, когда прошёл уже дождь. Сквозь белые и местами только серые облака, проскальзывают лучи солнца. Видя их, природа оживает и наполняется новой силой. После дождя воздух всегда такой свежий и приятный. Поэтому художник решил нарисовать то состояние природы, которое так положительно и благотворно влияет на душу человека.
На фоне всей этой простой русской красоты показана радуга. Художник пожелал изобразить её именно над домиками жильцов деревушки. Радуга настолько прекрасна и красочна, что, кажется – в мире нет ничего прекраснее и необычнее. Она тянется лестницей к небу, словно призывает к возрождению и освобождению от всех грехов. Данное явление природы очень необычное. Некоторые считают радугу божьим подарком или знаком. Можно сказать, что Бог благословляет всех жителей деревни и даёт им надежду. Вот почему радуга такая яркая и светится под лучами солнца. С картины так и веет запахом природы и свежестью дождя.
Смотря на эту картину, складывается впечатление, что художник использовал краски, которые создал из дождя и света. От картины веет теплом, нежностью, радостью и душевным спокойствием. Она повествует об обычных сельских буднях в деревне, где все равны между собой и, где люди ценят природу. Видно, что в это картину автор вложил всю свою душу, дабы показать нам истинную красоту природы. Таким образом, он призывает людей ценить каждое мгновение жизни и любить природу.
Сочинение по картине Саврасова Радуга описание
Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России, но милыми сердцу и мысли. Описываемая картина так же не лишена этих качеств.
Покосившиеся лачуги, пестрящие листвой деревья, высыхающие коряги около реки и редеющая просёлочная дорога, являющаяся одновременно ручьём, показывают тяжкую жизнь в глуши. Всё выглядит обыденным и естественным. Вдали, за взмахом расплывающейся радуги, виднеются большие кучевые облака, висящие так низко, что кажется будто они пробороздят холм. На самом же еле это всего лишь тучи, уносящие с собой дождь, повисший над виднеющимся продолжении деревни.
Людей здесь мало, собственно потому, наверное, только одна женщина вышла набрать воды, возвращающаяся теперь с полными вёдрами домой. Река всё такая же мутная от недавно прошедшего дождя.
Возможно прошла сильная гроза, однако ярко изображённая зелень, омытая водой, передаёт ощущение свежести, а ручьи, всё ещё бегущие по склону, навевают мотив умиротворённости, спокойствия и безмятежности.
Радуга, как самая приятна часть картины, будто соединяет верхнюю половину холста, занятой небом, с лестницей, сделанной из досок.
По рассеивающейся разноцветной гребёнке можно увидеть кривую линию, делящую пополам картину, которая оканчивается на сереющем разделении дороги с ручьём. Холмистая не покорённая линия берега явно говорит о том, что природа здесь властвует над человеком, а не наоборот, как это обычно бывает ближе к городу. Люди здесь живут в согласии с миром, подчиняясь всем причудам окружающей среды.
В целом работа передаёт сезонную прохладу только что кончившегося дождя со всеми его прелестями. Опьяняющая пелена покрывает своим запахом свежести все окрестности и наполняет тела бодростью и жизнью.
Вот-вот из-за туч выйдет солнце и всё снова станет тёплым и жизнерадостным.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Крымова Ветреный день. Бык
В 1884 году, родился талантливый художник — живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
- Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 класс
На картине четыре главных действующих лица, — две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, — это другой конь и конюх
- Сочинение по картине Репина Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Картина «Запорожцы, пишущие письмо…» можно смело называть самой известной работой художника. Русский художники часто брали за основу своих картин героические мотивы. На написание данной картины у знаменитого художника Репина ушло много труда и времени
- Сочинение по картине Маковского От дождя 8 класс (описание)
Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.
Описание картины Алексея Саврасова «Пейзаж с радугой»
Необычная творческая судьба Алексей Саврасова началась уже в то время, когда юноше исполнилось двадцать четыре года. Став академиком, он продолжал напряжённо работать, дабы успеть закончить написание картины «Грачи прилетели» для представления её на 1-й Передвижной выставке. Бесспорно, она была оценена критиками и жюри как одна из лучших картин современности. Это событие и определило значимость творчества автора в русском искусстве середины XIX века.
Уже к этому времени художник, а по совмещению педагог, завоевал свой авторитет в московской художественной среде.
Им было написано много картин, однако, ни одно из полотен не могло затмить восхитительное обаяния этой работы. Красота природы на картине «Пейзаж с радугой» передана необычно свежо и чисто. Кажется, будто воздух прозрачный. Несмотря на то, что небо затянуто серыми красками, лучи разноцветной весёлой радуги, тянущейся ввысь, придают общей серости некую волшебную радость и наполняют жизнь красками. Угрюмое небо постепенно уходит вдаль, и белые птицы радостно парят в небе. Проступают светлые краски небосвода, наполняя светом всю поверхность, проникая через ели и деревья, которые тянутся ввысь, к радуге.
Эта картина лишена черт сентиментализма и эффекта панорамы, чем и отличался Саврасов от других художников. Ему был присущ метод исполнения пейзажа в реалистическом стиле. Он выбирал просто композиционный ракурс, любил экспериментировать со сложными тональными переходами и приглушённой цветовой гаммой.
Для передачи эмоционального состояния природы, обладая отличным развитым чувством чуткости, полотно в руках художника превращалось в «выразительный рассказ», который негласно описывал беззаветную любовь человека в родной земле.
Алексей КондратьевичСаврасов
- Жизнеописание
- Статьи
- О творчестве
- Галерея
- Музеи
- Гостевая
|
«Сельский вид».Полотно было написано автором в 1867 году. Картина написана при использовании масел на холсте. Размер полотна 65 на 110,7 сантиметров. Государственная Третьяковская галерея является местом хранения данной работы Саврасова, Москва. Данная картина по праву считается одной из лучших работ, изображающих русский пейзаж 1860-х годов. Картину «Сельский вид» отличает от других полотен того времени то, что она выполнена с особой сложностью и содержательностью панорамного пространственного решения. «Портретное» сходство в изображении цветущих яблонь на склоне холма, ветхого шалаша, старика-пасечника, склонившегося над дымящимся костром близ колод пчелиных ульев, органично сочетается здесь с захватывающим ощущением необъятности открывающихся взору далей. Некое ощущение роднит эту работу Саврасова с работами другого великого живописца-романтика Александра Иванова. Многим вспоминается его знаменитая «Ветка», а также другие пейзажи автора. Также довольно интересно и цветовое решение картины. Здесь художнику удается в большой мере «освободить» цвет. За счет усиления скрупулезности рисунка деталей, а также эмоциональности. «Проселок».Данная картина была написана в 1873 году. Полотном данной картины является холст, картина выполнена маслом. Размер полотна составляет 70 на 57 сантиметров. Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Данное полотно Саврасова было передано в дар одному из его друзей. Другом этим оказался Илларион Прянишников. Довольно долгое время картина оставалась в тени и была не показана публике. Впервые картину представили взгляду общественности только на выставке частного собрания в 1893 году. В то время наступала новая пора в современном художестве – молодежь стремилась к импрессионистским исканиям. Картина произвела довольно сильное впечатление на публику. За свою смелость в работе и живописи данное полотно было оценено в одном известном журнале «Артист» как «чуть ли не высшая точка высшей точки в силе поэтической трактовки воздуха у Саврасова». Данное полотно, действительно, отличалось свободой исполнения и «открытой» многообразной фактурой. Саврасову удалось передать всю красоту живой жизни, но у него она заключалась не только в изменчивых формах облаков, влажной свежести воздуха, намокших неказистых ветлах. Не раз Саврасов повторял, что даже вязкий суглинок размытой дороги, если приглядеться, обнаруживает мягкую переливчатость теплых «медовых» красок. На картине Саврасова тянутся к небу напоенные живительной влагой деревья, сверкает придорожная трава, светятся пробившиеся сквозь пухлые темные тучи лучами солнца дали. Стоит вспомнить слова П.М. Третьякова, который очень любил творчество Саврасова и приобретал множество его картин. Они таковы: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». «Проселок» является одной из тех картин, в которых живопись Саврасова довольно тесно переплетается с творчеством русского пейзажиста — Федора Васильева. «Радуга».Картина была написана автором в 1875 году. Картина написана маслом на холсте. Размер полотно составляет 45,5 на 56,5 сантиметров. Государственный Русский музей является местом хранения и экспонирования данного полотна, Санкт-Петербург. Не раз удавалось Саврасову изображать такое чудное и прекрасное состояние природы, явление. Еще с давних времен в радуге виделся глубокий смысл, а в Библии радугу называют «знаком завета Бога с человеком». Саврасов изображает на картине стоящую на пригорке девушку. Здесь же от реки поднимается тропинка с выложенной по склону лесенкой. Художник специально вкладывает в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ, который располагает к духовному восхождению. Близкими по духу к данному полотну являются еще несколько картин: «У ворот монастыря» (1875) и «Пейзаж с радугой» (1881). Довольно интересно сопоставить «Радугу» Саврасова и другого знаменитого творца Архипа Куинджи. Как ни странно, но Куинджи тоже видел в этом глубокий духовный смысл. Но Куинджи запечатлел радугу, как некую монументальную «арку» в величественном храме природы.
|