«мадонна с младенцем», мазаччо

Расцвет карьеры и смерть

В 1424 году картины Мазаччо обрели настоящую популярность. Художник стал членом гильдии Святого Луки, организации, объединявшей флорентийских мастеров, и начал сотрудничать с Мазолино. Последний был очень известен – его техника нравилась современникам, а стиль аристократической готики с нарядной религиозной сказочностью был одним из ключевых для первой половины пятнадцатого века, поэтому сотрудничество с ним было удачей для Мазаччо. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино – уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. К сожалению, талантливому флорентийцу не суждено было прожить долго – как и отец, Томмазо умер в 27 лет. Причина гибели неизвестна – предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. Известно лишь, что это произошло в Риме и что собратья-художники посчитали это сокрушительной потерей – соответствующую отметку можно найти в записях Брунеллески.

Смерть

Последняя работа, над которой работал Мазаччо, проходила в капелле Бранкаччи, это была фреска «Воскрешение Теофила». Но она так и осталась незавершенной, поскольку художник получил вызов в Рим от Мазолино и, бросив все, отправился в путь. Живописец звал товарища, чтобы вместе создать роспись в капелле святой Екатерины, но сделать этого они так и сумели. Внезапно Томмазо умер, это случилось на 27-м году жизни, предположительно, в конце 1428 года.

Что именно стало причиной смерти, достоверно не установили. Вазари излагал версию об отравлении, но она так и не нашла себе подтверждений. Славу Мазаччо получил посмертно, правда, ему это пользы уже не принесло. Зато его брат Джованни стал получать большие льготы во Флоренции, принимал заказы от богатейших людей Италии и водил дружбу с прославленными живописцами эпохи Возрождения.

ТоммазоМазаччо

Томмазо Мазаччо — полное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (21 декабря 1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана —1428, Рим) — прославленный живописец эпохи раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, мастер флорентийской школы.

Особенности творчества художника Томмазо Мазаччо: Отвергая царящие в искусстве того времени лиризм и условности поздней готики, Мазаччо, как и его учителя — скульптор Донателло и архитектор Брунеллески – в своем творчестве приветствовал реализм и натурализм. Искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство были для Мазаччо предметом изучения и интерпретации приемов древних мастеров в собственных работах. Как писал итальянский философ-гуманист Кристофоро Ландино, Мазаччо «был полон жадного интереса к земному миру, к его познанию и утверждению его величия, выступая как выразитель стихийно-материалистических форм раннеренессансного пантеизма». Мазаччо прожил очень короткую жизнь – художник скончался в возрасте 27 лет.

Известные картины художника Томмазо Мазаччо : фрески в капелле Бранкаччи (Флоренция), в том числе «Чудо со статиром (Подать)», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов»; алтарная картина для капеллы св. Юлиана в церкви Санта Мария дель Кармине (Пиза) (1426) – так называемый Пизанский полиптих; картина «Распятие» (1426).

Томмазо родился в небольшом городке Сан-Джованни-Вальдарно, расположенном неподалеку от Флоренции. Известно, что дед мальчика занимался изготовлением и росписью сундуков «кассоне» — традиционной мебели тех времен. После смерти отца, а позже – и отчима, на попечении Мазаччо остались мать, две сестры и младший брат, который тоже стал художником и, по-видимому, продолжил дело деда. Прозвище свое – «Мазаччо» (что в переводе означает «тот, что промахивается, мазила») юный художник получил за свою одержимость рисованием. Когда он писал – ничто больше не интересовало Томмазо, он погружался в работу с головой и часто использовал одежду в качестве тряпки для вытирания кистей. Рассеянность дополнялась мягким, добрым нравом и беспечностью. Учился Томмазо в живописных мастерских Биччи ди Лоренцо, благоговел перед Джотто, вопросам перспективы его обучал архитектор Брунеллески, а работе с натурой – скульптор Донателло.

Аккумулируя знания, полученные у лучших мастеров, Мазаччо выработал свой собственный узнаваемый стиль. Вместе с Донателло и Брунеллески Мазаччо возглавил перспективное реалистическое направление во флорентийском искусстве. В ранних живописных произведениях Мазаччо уже видна работа над основными задачами композиции, перспективы и пропорций человеческого тела, которые активно будут разрабатываться художниками эпохи Возрождения.

Самое раннее произведение Мазаччо, дошедшее до наших дней – картина «Мадонна с младенцем и Св.Анна», написанная 19-летним художником для церкви Сант Амброджио в 1420 (по другим данным – в 1424 году). Однако первым достоверным произведением художника считается алтарный триптих в небольшой церкви Сан Джовенале, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, где родился художник, и написанный в 1422 году.

В возрасте 21 года Мазаччо был принят в цех медиков и аптекарей, куда также принимали людей искусства. Три года спустя, в 1424 году, художника приняли в Гильдию Святого Луки – цеховое объединение художников, скульпторов и печатников. Членство в Гильдии позволяло открыть собственную мастерскую и набрать учеников, а также гарантировало занятость и исключало конкуренцию со стороны заезжих мастеров.

Самые яркие и известные работы Мазаччо – шесть фресок, которыми расписана капелла Бранкаччи во Флоренции. Работу над фресками начал художник Мазолино да Паникале в 1424 году, несколько позже к нему присоединился Мазаччо, а через несколько лет после его кончины завершил работу над росписью капеллы Филиппино Липпи. Дружба и совместные работы Мазаччо и Мазолино по сей день вызывают споры в среде искусствоведов, которые пытаются точно атрибутировать некоторые произведения, созданные этими художниками.

В 1428 году, ставшему для Мазаччо последним в его жизни, художник по приглашению своего друга Мазолино отправился в Рим — работать над полиптихом для церкви Санта Мария Маджоре. Он успел начать лишь левую створку алтаря – заканчивать работу Мазолино пришлось в одиночестве.

Наследие Мазаччо, умершего в расцвете карьеры, на пике славы, оказало огромное влияние на европейскую живопись. Благодаря революционным приемам, которые художник использовал в своем творчестве, его произведения стали буквально «программными» для многих поколений мастеров, в том числе для Рафаэля и Микеланджело.

Фреска «Крещение неофитов» (1427)

Знаменитая капелла Бранкаччи была расписана фресками Мазаччо. Среди них настоящая жемчужина фресковой живописи — фреска «Крещение неофитов», по мнению most-beauty, заслуживает отдельного внимания. Она посвящена теме деяний Апостолов, и изображает момент из жизни Святого Петра — крещение новых христиан (неофитов). В те времена главным религиозным стилем живописи был готический стиль. Появление первых реалистичных изображений на стенах храма вызвало бурное возмущение церковников — слишком плотскими считались фигуры людей на этой фреске.

Но со временем эта фреска была признана выдающимся художественным шедевром. Из всех фигур, изображённых на фреске, восхищает фигура второго обнажённого молодого человека, она резко выделяется на фоне остальных персонажей. Юноша обхватил себя руками, ожидая своей очереди. По этой позе и можно сразу определить, что человек замёрз. В толпе очередной неофит готовится к крещению, снимает с себя одежду. Появляется временная цепочка событий. Изображение приобретает динамизм. Умение художника достоверно изображать человеческое тело, роскошная цветовая гамма фрески возносят это произведение на уровень мировых шедевров.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых фресках Микеланджело Буонаротти.

3

Троица.

Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария Новелла

«Троица» представляет собой фреску, размером 667х317 см., написанную в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, и перенесённую впоследствии на холст. Существует несколько точек зрения относительно времени её создания. Одна часть исследователей считает, что она была написана до капеллы Бранкаччи, около 1425 года (Борсук, Гилберт, Парронки), другая, что параллельно с работами в капелле Бранкаччи в 1426-7 годах (Сальми, Прокаччи, Бранди), третья, что непосредственно перед отъездом Мазаччо в Рим в 1427-8 годах (Берти).

Схема построения линейной перспективы «Троицы» Мазаччо.

«Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря – «Мадонну чёток», написал сам Вазари. Фреска оставалась неизвестной для следующих поколений вплоть до 1861 года, когда она была перенесена на внутреннюю стену фасада между левым и центральным входом в храм. После того, как Уго Прокаччи в 1952 году за воздвигнутым в XIX веке неоготическим алтарём обнаружил нижнюю часть фрески с изображением мощей Адама, её перенесли на старое место.

Мадонна с младенцем и св. Анной.

В 1424 году имя Мазаччо появляется в списках компании Св. Луки – организации флорентийских художников. Этим годом критики также обозначают начало совместной работы Мазаччо и Мазолино (более точно – между ноябрём 1424 года и сентябрём 1425-го).

(3.15.)Ave Maria.Вавилов.Мкртчян.

Все видео

«Мадонна с младенцем и св. Анной» (разм.175х103см) была написана для церкви Сант Амброджо и находилась там до тех пор, пока не была передана во флорентийскую Галерею Академии, а затем в галерею Уффици. Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, и всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно, и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Другие исследователи – Сальми (1948), и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура св. Анны, поскольку её левая рука, простёртая над головой младенца Христа, написана ракурсом, необходимым для передачи пространственной глубины. Картине присуща и декоративная красота, свойственная Мазолино, и желание передать физическую массу и пространство, характерное для Мазаччо.

Средневековая иконография сюжета обычно именуемого «Св. Анна втроём» требовала изображения Анны, на коленях которой сидит Мария, а на коленях последней — младенец Христос. Иконографическая схема здесь сохранена, три фигуры слиты в трёхмерную, правильно построенную пирамиду. Грубоватыми формами масс, и прочной, лишённой грации посадкой Мария напоминает «Мадонну смирения» из Национальной галереи, Вашингтон, которую некоторые исследователи достаточно проблематично приписывают юному Мазаччо (очень плохое состояние сохранности не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо).

Пространство картины состоит из параллельных планов (этот приём Мазаччо повторяет в некоторых композициях капеллы Бранкаччи): на первом плане колени Мадонны, на втором – младенец Христос и руки Мадонны, на третьем- туловище Мадонны, на четвёртом — трон, св. Анна, занавес и ангелы, и на последнем – золотой фон. Присутствие св. Анны в картине, возможно, имеет особый смысл; она символизирует дочернее послушание монахинь-бенедиктинок по отношению к матушке-настоятельнице (Вердон, 1988).

Совместная работа Мазолино и Мазаччо была продолжена в следующем крупном проекте – росписи капеллы Бранкаччи.

Поклонение (1426)

Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.

Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.

Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.

7

МАЗА́ЧЧО

МАЗА́ЧЧО (21.12.1401, Сан-Джо­ван­ни-Валь­дар­но, близ Фло­рен­ции – до кон­ца ию­ня 1428, Рим), итал. жи­во­пи­сец. На­ря­ду с Ф. Бру­нел­ле­ски и До­на­тел­ло яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем итал. ре­нес­санс­но­го иск-ва.

Пред­по­ло­жи­тель­но пер­вым учи­те­лем М. был Ма­ри­от­то ди Кри­сто­фа­но (так­же уро­же­нец Сан-Джо­ван­ни-Валь­дар­но; воз­мож­но, даль­ний род­ст­вен­ник М.). Од­на­ко на­мно­го бо­лее важ­ным для фор­ми­ро­ва­ния его иск-ва бы­ло влия­ние Джо­ван­ни ди Фран­че­ско Тос­ка­ни, Ар­канд­же­ло ди Ко­ла да Ка­ме­ри­но, Джен­ти­ле да Фаб­риа­но и До­на­тел­ло.

В 1422 М., как гла­ва са­мо­сто­ят. мас­тер­ской, всту­пил в Цех вра­чей и ап­те­ка­рей, к ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ли и жи­во­пис­цы, и за­вер­шил свою пер­вую да­ти­ро­ван­ную ра­бо­ту – трип­тих для ц. Сан-Джо­ве­на­ле-ди-Ка­ша (Ред­жел­ло, близ Фло­рен­ции). То­гда же ис­пол­нил фре­ску во дво­ри­ке ц.

с Ма­зо­ли­но соз­дал ал­тарный об­раз «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, св. Ан­ной и ан­ге­ла­ми» (га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Во всех этих ран­них ра­бо­тах М.

от­хо­дит от тра­ди­ций ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, оп­ре­де­ляв­ших жи­во­пись то­го вре­ме­ни, соз­да­вая объ­ём­ные скульп­ту­ро­по­доб­ные фи­гу­ры и на­ту­ра­ли­стич. про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния.

Са­мое вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние М. – фре­ски со сце­на­ми из жиз­ни св. Пет­ра в ка­пел­ле Бран­кач­чи в ц.

Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не во Фло­рен­ции (1424–27), вы­пол­нен­ные в со­труд­ни­че­ст­ве с Ма­зо­ли­но (цикл был ос­тав­лен не­за­кон­чен­ным и впос­лед­ст­вии за­вер­шён Фи­лип­пи­но Лип­пи), в ко­то­рых раз­ра­бо­та­ны осн. прин­ци­пы ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си. В сце­не «Чу­до со ста­ти­ром» М.

ор­га­ни­зу­ет про­стран­ст­во по пра­ви­лам ли­ней­ной пер­спек­ти­вы, сфор­му­ли­ро­ван­ным не­за­дол­го до это­го Ф. Бру­нел­ле­ски; рас­по­ло­же­ние фи­гур так­же под­чёр­ки­ва­ет глу­би­ну про­стран­ст­ва.

В «Кре­ще­нии но­во­об­ра­щён­ных свя­тым Пет­ром» ху­дож­ник при­бли­жа­ет фи­гу­ры к зри­те­лю и на­де­ля­ет их ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. На фре­ске «Ис­це­ле­ние те­нью» впер­вые в ев­роп. жи­во­пи­си изо­бра­же­на па­даю­щая тень, а в дра­ма­тич.

эпи­зо­де «Из­гна­ние из рая» ху­дож­ник пред­став­ля­ет об­на­жён­ные фи­гу­ры Ада­ма и Евы, от­ли­чаю­щие­ся реа­ли­стич. точ­но­стью изо­бра­же­ния. Эти рос­пи­си, воз­ро­ж­даю­щие мо­ну­мен­таль­ность жи­во­пи­си Джот­то, ста­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния для не­сколь­ких по­ко­ле­ний фло­рен­тий­ских ху­дож­ни­ков.

Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла, Фло­рен­ция), в ко­то­рой ли­ней­ная пер­спек­ти­ва ис­поль­зу­ет­ся как гл. ком­по­зиц.

прин­цип, объ­е­ди­няю­щий ре­аль­ное и жи­во­пис­ное про­стран­ст­во, а вся сце­на пред­став­ле­на в об­рам­ле­нии клас­сич. три­ум­фаль­ной ар­ки.

В 1426 М. соз­дал по­лип­тих для пи­зан­ской ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (ны­не раз­роз­нен; Гос. му­зеи, Бер­лин; Нац. га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­же­лес; Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; Нац. му­зей Сан-Мат­тео, Пи­за).

В 1428 от­пра­вил­ся в Рим, где на­чал ра­бо­ту над ал­тар­ным об­ра­зом ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре, за­кон­чен­ным по­сле его смер­ти Ма­зо­ли­но (ны­не так­же раз­роз­нен; Му­зей Ка­по­ди­мон­те; Нац.

га­ле­рея, Лон­дон; Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия).

Не­смот­ря на то что М. не ос­та­вил уче­ни­ков, его про­из­ве­де­ния, вы­со­ко це­ни­мые уже со­вре­мен­ни­ка­ми, ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ев­роп. иск-ва бла­го­да­ря прав­до­по­до­бию пер­спек­тив­ных по­строе­ний, ве­со­мо­сти трёх­мер­ных форм, но­во­му дос­то­ин­ст­ву и пси­хо­ло­гич. убе­ди­тель­но­сти, ко­то­рые он при­да­вал сво­им пер­со­на­жам.

Живопись Мазаччо, «Троица», описание картины

Живопись XV-XVI вв.

Этого художника считают одним из троих, к кому применимо прозвание «Предтеча итальянского Возрождения». Мазаччо был одним из крупнейших представителей флорентийской школы. Продолжая путь исканий Джотто, он сумел придать своим изображениям невиданную ранее убедительность, воплотив в религиозных сценах свои гуманистические представления о человеке как о совершенной личности.

Мазаччо умер очень рано, однако за свою недолгую жизнь успел многого достичь. Его считают основоположником живописи кватроченто. Выполнив росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, он показал неизвестную до него почти скульптурную осязаемость мощных фигур и тем самым завершил освоение живописью трехмерного пространства. Самыми значительными из сохранившихся работ этого выдающегося живописца по праву признаны его фрески. Они наиболее ярко отражают его талант.

Рельефность картин Мазаччо имела очень важное значение. Ею был заложен один из краеугольных камней Ренессанса как перестройки всей системы художественного видения

Мир воспринимался теперь по-новому, следовательно, нужно было и показать его новым. Научное исследование мира только еще освобождалось от пут средневековой схоластики, оно не было готово к переменам; поэтому жажда познания обратилась сперва в форму художественного исследования, в котором аналитическая мысль сливается с непосредственными эмоциями. Писать картины так, как глаза человека видят окружающий мир, как зеркало показывает нам наши портреты, – вот основная идея художников эпохи Возрождения, которую в те времена можно было назвать революционной.

Мазаччо нередко сотрудничал с Мазолино де Паникале. Между 1425 и 1428 гг. художник выполнил росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (фрески «Изгнание из ада», «Чудо со статиром», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью»).

Помещая фигуры в пространственно развернутую среду, Мазаччо подчеркивает их телесность с помощью обобщенной моделировки и цвета. В его фресках в церкви Санта-Мария Новелла сливаются традиционная героика легендарных образов и желание придать живой, доверительный характер и физическому, и духовному облику персонажей. Природное и архитектурное окружение воспринимается как неотъемлемая часть реального мира.

Изображение свода в знаменитой фреске Мазаччо «Троица» показывает зрителю идеальный пример линейной перспективы, излюбленного приема флорентийских художников той эпохи. Мазаччо строит композицию таким образом, что все зрительные траектории соединяются в единой точке, как будто мы видим изображенные на плоской дороге линии, уменьшающиеся по мере их удаления. Колонны и напоминающие их полуколонны-пилястры отображают интерес художника к классической архитектуре; о нем же говорит и тщательно выписанный кассетированный – разделенный балками на глубокие ячеи – свод. Рельефно смоделированные, тяжелые силуэты воссоздают впечатление реальности, почти физического присутствия в пространстве фрески. До Мазаччо живопись не знала ничего подобного.

За свою недолгую жизнь этот худож я и к сумел стать одним из величайших флорентийских мастеров XV в. Его творчество оказало огромное влияние на последующее развитие искусства Возрождения. Мазаччо передает драматизм и динамичность действия, посредством изображения мимики и жестов своих персонажей достигает огромной силы воздействия своих произведений на зрителя и с помощью простых приемов создает осязаемое ощущение пластики форм в пространстве.

Рождество (год создания неизвестен)

Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.

Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.

9

Мадонна Кассини (1426)

Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.

На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.

Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.

Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.

Триптих сан джовенале

В 1424 году первой совместной работой художников стала Мадонна с младенцем и Святой Анной. Предназначенная для церкви Сант-Амброджо, сегодня она хранится в галерее Уффици.

Перед нами три поколения: Дева Мария с младенцем Иисусом и матерью, святой Анной. Мазолино и Мазаччо отступают от своеобразной средневековой традиции изображения этого сюжета, согласно которой Дева Мария сидит на коленях Святой Анны, держа на собственных коленях младенца Иисуса.

Святая Анна становится фоном для изображения Мадонны с младенцем. Этот прием придает всей группе монументальность и торжественность. Пирамидальная композиция как бы заземляет святых персонажей.

Ученым удалось идентифицировать, какие именно фрагменты написаны Мазаччо, а в каких угадывается манера Мазолино. Мазаччо принадлежат фигуры девы Марии, младенца и одного из ангелов, держащих роскошный занавес. Мазолино же создал фигуру Святой Анны и четырех ангелов.

Мадонна Мазаччо неподвижна и задумчива, ее лицо словно выточено при помощи светотени. Ее фигура кажется грузной, грубоватой, лишенной позднеготической грации. Выглядит массивным блоком и младенец Иисус. И все это так не похоже на изящную работу старых мастеров!

А что же Мазолино?Его Святая Анна тоже необычна в своей монументальности. Она уверенно размещается в пространстве, ее лицо смоделировано с учетом того же источника света, что и у Мазаччо, а ее рука, вытянутая вперед, написана с учетом перспективных сокращений.

Кажется, Мазолино очарован новым видением молодого Мазаччо. Он словно теряет себя и свой стиль, подчиняясь революционным идеям. И ему потребуются годы, чтобы вернуться к самому себе.

Что касается ангелов, обрамляющих сцену, то различия в их написании более яркие. Мазаччо создал лишь одного, верхнего справа. Если сравнить его с другими, то нельзя не заметить, сколько в нем силы, движения и огня. Как все тот же источник света освещает его лицо и одежду. И как нежно, тонко и сказочно выглядят при этом типичные воздушные создания Мазолино.

Несмотря на разность взглядов, тандем Мазолино и Мазаччо высоко ценят заказчики. Художники становятся партнерами, у них общая мастерская, они востребованы и интересны.

И вот в 1424 году к Мазолино и Мазаччо обращается купец Феличе Бранкаччи. И начинается самая яркая глава в истории раннего итальянского Возрождения.

Иконографическая программа предусматривала изображения сцен из жизни апостола Петра. Возможно, таким было желание заказчика. Феличе Бранкаччи — представитель флорентийской республики, посол и купец, его интересы были сосредоточены на море и мореплавании. Так фигура Святого Петра, земная жизнь которого также была неразрывна связана с морем, имела для него особое значение.

Капелла Бранкаччи сохранилась до наших дней существенно перестроенной. Изначально фрески Мазолино и Мазаччо располагались на трех регистрах. В XVIII веке в ходе перестройки капеллы были уничтожены фрески верхнего регистра и потолок с изображенными на нем евангелистами.

Капелла Бранкаччи стала источником вдохновения для художников, местом поклонения для флорентийцев и предметом бесконечного изучения для искусствоведов и историков.

Мазолино и Мазаччо работают бок о бок на строительных лесах, каждый в своем стиле. Между ними нет соперничества, но есть дружба и уважение.

В прекрасном саду Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их неопределенные жесты задают сладостный и спокойный ритм. Их обнаженные тела элегантны, абстрактны и нереалистичны, они словно подвешены в воздухе и окутаны золотой дымкой. Их прекрасные лица созданы без всякого участия света и тени. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз.

Живопись Мазаччо — это реалистичная и насыщенная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.

Если Адам и Ева Мазолино как бы подвешены в воздухе, то у Мазаччо они уверенно идут по земле. Джорджо Вазари писал об этом: «Именно Мазаччо положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец

Обладая величайшей рассудительностью, он обратил внимание на то, что все те фигуры, у которых ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках, лишены всякого достоинства и манеры в самом существенном и что те, кто так их изображает, обнаруживают непонимание сокращений»

Выжившие панели

Одиннадцать сохранившихся панелей алтаря, который является единственной задокументированной работой Мазаччо, находятся в различных музеях. Ученые предполагают реконструкцию алтаря на основе очень полного описания Вазари .

Одиннадцать сохранившихся панелей:

  • Верхний регистр: Распятие (Неаполь); Сент-Пол (Пиза); Святой Андрей (Малибу)
  • Нижний регистр: Мадонна с младенцем и ангелами (Лондон); Августин, Иероним, два святых-кармелитов (весь Берлин)
  • Пределла (весь Берлин): Поклонение волхвов ; две сцены распятия святого Петра и мученичества Иоанна Крестителя ; две сцены из легенд о Святом Джулиане и Святом Николае

Верхний регистр

Святые

Теперь в Национальном музее Пизы панель Павла Тарсского — единственная часть заказанной работы, которая осталась в Пизе . Обычно его реконструируют как одну из двух боковых панелей слева от Распятия . Святой Андрей был одной из двух боковых панелей справа от Распятия и сейчас находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе .

Нижний регистр

Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна с младенцем и ангелами , 135,5 см × 75 см (53,3 дюйма × 29,5 дюйма), Национальная галерея, Лондон

Центральным панно запрестольного образа была Мадонна с младенцем и ангелами , созданная в сотрудничестве с братом Мазаччо Джованни и Андреа ди Джусто . Он был расписан в 1426 году. Панно находится в очень поврежденном состоянии и меньше первоначального размера; он потерял примерно 8 см. внизу и 2-2,5 см. с каждой стороны.

На картине шесть фигур: Мадонна с младенцем и четыре ангела

Мадонна — центральная фигура, она больше всех остальных, что подчеркивает ее важность. Христос сидит на ее коленях и ест виноград, предложенный ему матерью

Виноград представляет вино, которое было выпито во время Тайной вечери , символизируя кровь Христа. Хотя он чрезвычайно младенческий ребенок (по сравнению с младенцами непосредственных предшественников Мазаччо, таких как Лоренцо Монако или Джентиле да Фабриано ), виноград является символом его крови, как красное вино Причастия, что указывает на то, что Христос осознал свое возможное будущее. смерть. Мадонна печально смотрит на своего ребенка, так как тоже осознает его судьбу.

  • Лица более реалистичны и не идеализированы.
  • Младенец Иисус меньше похож на маленького человека и более похож на ребенка.
  • Попытка создать глубину была предпринята путем размещения Мазаччо двух фоновых ангелов и использования линейной перспективы на троне.
  • Моделирование хорошо видно, поскольку источник света исходит слева от картины.
  • Мадонна — массивная фигура, происходящая от классических моделей, а ее драпировка имеет более крупные и более естественные складки, которые формируют ее тело.

Мазаччо использовал линейную перспективу для создания живописного пространства; его можно увидеть на ортогонале карниза ее престола. Точка схода находится у стопы ребенка. Причина этого в том, что произведение изначально располагалось над изображением Поклонения волхвов, на котором один из волхвов целует ногу Иисуса.

Мазаччо также использовал наложение фигур и объектов, чтобы создать живописное пространство, например, два ангела на переднем плане, перекрывающие трон, и трон, перекрывающий двух ангелов на заднем плане.

Фланговые святые

Это четыре панели, все сейчас в Gemäldegalerie в Берлине, все 38 см × 12 см (15,0 дюйма × 4,7 дюйма). Они показывают Августина Гиппопотама , Иеронима и двух неизвестных святых кармелитских монахов, одного бородатого, а другого постриженного .

Он размещался под центральной панелью или панелями; Вероятно, согласно большинству реконструкций, сохранились только три панели. Они имеют размер 21 см × 61 см (8,5 × 24 дюйма) и сейчас находятся в Gemäldegalerie в Берлине. Они показывают Поклонение волхвов , особенно восхваляемое Вазари и предположительно являющееся центральной панелью, две сцены Распятия Святого Петра и мученичества Святого Иоанна Крестителя и две сцены из легенд о Святом Юлиане и Святом Николае в третья панель. Эти истории взяты из таких сборников, как « Золотая легенда» . В последнем, слева, Джулиан Госпитальер убивает своих родителей после того, как его дезинформировал дьявол, изображенный в центре. Справа Святой Николай тайно проталкивает золото в окно спальни двух бедных девушек, чтобы дать им приданое .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: