«Персей освобождает Андромеду»
Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.
Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.
Культ
Почитание
Культ Вулкана, по преданию, был принесён в Рим сабинами и их легендарным царём Титом Тацием вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни. Особо чтили бога огня Вулкана литейщики, которые присоединяли его к пенатам (личным богам-хранителям и покровителям своей семьи и домашнего очага).
Существовала практика сжигания трофейного оружия в честь Вулкана.
За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений, празднеств в честь бога огня на государственном уровне был ответственным один из двенадцати младших фламинов.
Алтари и храмы
Месторасположения Вулканала на схематической карте римского форума первой половины XX столетия представлено в верхнем правом углу На римском форуме у подножья Капитолийского холма располагались посвящённые Вулкану алтарь и терраса с кипарисами, Вулканал. По преданию, их построили ещё при Ромуле. Вулканал был одним из наиболее священных, в понимании древних римлян, мест города. На начальном периоде Римского царства он служил местом, где правители Рима проводили собрания.
Храм Вулкана, по легенде построенный Ромулом, был вынесен за пределы померия на Марсово поле. Одна из приведённых Плутархом версий гласит, что римляне хоть и почтили бога огня храмом в его честь, но символически вынесли святилище за пределы городских стен, так как город часто страдал от пожаров.
Кроме Рима, храмы и святилища Вулкану строили и в других городах Римской империи.
Праздники
Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался каждый год 23 августа, когда из-за летней жары был наибольший риск возгорания амбаров и зерна. Во время фестиваля в костры, которые разжигали для почтения бога, бросали живую рыбу или небольших животных в качестве жертвоприношения и выкупа за души людей, что предположительно может свидетельствовать о первоначальной связи культа Вулкана с человеческими жертвоприношениями.
Кроме вулканалий, ему посвящали тубилустрии — праздник, связанный с духовыми инструментами, которые, как и любые другие металлические предметы, были связаны с искусством, покровителем которого являлся Вулкан. Также ему совершали жертвоприношения тибрские рыбаки на своём празднике 7 июня.
Второе рождение Рубенса
В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства. С одной стороны мастер хотел увидеть воочию страну великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и произведения гениев итальянского Возрождения — Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.
Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе (1528-1588), могучие, полные динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто (1518-1594) и особенно универсальный живописный дар Тициана (ок. 1488-1576) — все это оставит самый глубокий след в его творчестве.
В Мантуе Рубенс восхищается интерьером Камеры дельи Спози, оформление которого принесло в свое время европейскую славу Андреа Мантенье (ок. 1430-1506), а во Флоренции копирует картины и рисунки Леонардо да Винчи и изучает скульптуры работы Микеланджело. В Риме Рубенс все свое время посвящает изучению памятников античного искусства и в одном из своих писем о.
Из актуальных веяний, формировавших направление развития итальянского искусства в то время, по-видимому, самым значительным являлось творчество Караваджо, который находился в зените своей славы как раз в тот период, когда Рубенс впервые приехал в Рим. Караваджо был всего на четыре года старше Рубенса, но его картины произвели на фламандца огромное впечатление, он даже сделал с них несколько копий.
Но если Рубенс преклонялся перед реализмом Караваджо, который выходил далеко за рамки того, что пытались позволить себе художники его времени, то технику итальянца он считал для себя неприемлемой — в отличие от техники болонского мастера Аннибале Карраччи, который тогда же работал в Риме над оформлением дворца Фарнезе. Карраччи изобрел метод быстрого исполнения набросков мелом, который Рубенс тут же у него перенял.
Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. Он проповедовал классические концепции, а его композиция отличалась скульптурным величием с разнообразным отражением традиционных элементов. Такое самовыражение Рубенс считал наиболее созвучным собственному творческому подходу.
Пуссен пастухи аркадии. Описание картины Никола Пуссена «Аркадские пастухи
Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!
Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом — любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых.
Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял.
Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.
Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать.
Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих.
И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.
Великие победы и плен
Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан.
Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога.
Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.
Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось.
В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан.
Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.
Процесс и казнь
Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку.
Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы.
Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.
30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы.
Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий.
Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.
Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.
Как считается рейтинг
Библиография
- C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
- W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
- Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
- Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
- Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
- Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
- Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vis-ua-arts, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.2/5 — (4 голоса)
Этимология
Происхождение имени неясно. Древнеримский учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон утверждал, что оно связано с латинскими словами, имеющими отношение к молнии (лат. fulgur), которые, в свою очередь, связаны с огнём (лат. ignis). Этой же версии придерживался британский филолог У. У. Скит.
В 1842 году итальянским филологом и археологом Джампьетро Секки было сделано предположение о происхождении слова «Вулкан» от имени бога природы и подземного мира минойской цивилизации Велханоса. По мнению Жерара Капдевиля, критский Велханос стал прообразом этрусского Велханса, который, в свою очередь, трансформировался в римского Вулкана.
Рубенс — художник барокко?
В течение долгого времени Рубенса считали типичным представителем стиля барокко. Но сегодня искусствоведы стараются избегать подобного определения. Искусство Рубенса отличается живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете их тяжеловесной красоты, и все это, в общем, было свойственно эстетике барокко.
Но самые характерные черты этого стиля, а именно условность и внешняя, иногда ложная, экзальтация, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Картины художника, написанные им сразу же по возвращении с Апеннинского полуострова в Антверпен, отмечены сильным влиянием итальянской живописи — и в особенности, творчества Тициана. Но постепенно в живописи Рубенса начинает пробиваться его индивидуальный стиль. Наследуя богатые традиции итальянского искусства, художник пропускает их сквозь призму собственного понимания живописи, и тут, возвращаясь к началу этой главы, необходимо признать: явление Рубенса в искусстве было весьма своевременным!
Неужели великие недостаточно поработали для него? И не для него ли Рафаэль приготовил свои изысканные композиционные решения, Микеланджело — атлетизм фигур, Тициан — динамику и размах, Веронезе — цвет, Караваджо — свет, Тинторетто — жест? Конечно, многие современники великого фламандца использовали некоторые достижения итальянских мастеров, но чтобы гениально сочетать в своем творчестве все без исключения, следовало быть именно Рубенсом!
Великие художники, часть 63 26/11/2012 filoli.ru
[править] Закат жизни
Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 году он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов.
Памятник Рубенсу в Антверпене
Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 году брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.
Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника.
Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. 30 мая 1640 года Рубенс умер в Антверпене.
Ариадна
Героиня древнегреческих мифов приходилась дочерью царя Крита, Миноса.
Именно Ариадна, согласно легенде, решила помочь Тесею избавить ее народ от Минотавра (чудовища, которому жители Крита приносили дань в виде семи юных девушек и парней).
Монстр обитал в лабиринте, Тесей решил убить его, а, чтобы он легко выбрался из жилища Минотавра, Ариадна подарила ему волшебный клубок нити.
После победы над чудовищем Тесей и Ариадна бежали с Крита на Наксос. Существует несколько концовок легенды об Ариадне и Тесее. Согласно одной она погибает от стрел Артемиды, согласно другой муж ее покидает, и вскоре после этого она становится женой Диониса.
Образ Ариадны часто используется в искусстве. Ее изображали на полотнах такие художники, как Тициан, Делакруа, Ловис Коринт и множество других. Также она упоминается в литературных произведениях.
«Персей освобождает Андромеду»
Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.
Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
Сита
Героиня древнеиндийского эпоса и жена Рамы пользовалась глубоким уважением в Индии.
Согласно легенде, Сита была наделена небывалой силой и могла сдвинуть с места сундук, в котором хранился лук Шивы. В связи с этим ее отец был готов выдать замуж дочь только за того, кто окажется сильнее ее. Натянуть тетиву у волшебного лука смог Рама, за него Сита и вышла замуж.
Далее, согласно «Рамаяне», супруги отправляются в изгнанье в лес, где Ситу похищают ракшасы, но супруг вызволяет ее из плена.
Настало время возвращения из изгнания, Рама стал править Айодхью, но его подданные были недовольны тем, что его супруга побывала в плену у ракшасы, тогда ее отправили в лес.
Там Ситу приютил мудрец, а вскоре у нее родились сыновья. Когда дети выросли, они пошли войной на своего отца Раму и победили его. Война была прекращена, сыновья признали отца, а Сита решила провести обряд сати (самосожжения).
Алтарные триптихи
Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.
История
Портрет Изабелла Брант была нарисована Рубенсом около 1621 года, когда ей было около 30 лет, и она была замужем за Рубенсом 12 лет. Рубенс использовал вспомогательный мелки техника, красный и черный мел, с белым усилением на светло-серо-коричневой бумаге. Голова портрета была подробно прорисована, а глаза ретушированы пером и черными чернилами. Этот рисунок, который является единственным наброском Изабеллы Брант в этой среде, веками восхищался как прекрасный образец портретного рисунка Рубенса.
Интимный рисунок Рубенса был призван передать нежность и бодрость его первой жены. Голова сидящего изображена с небольшим наклоном вниз — повернута немного влево и смотрит прямо на наблюдателя. На ней изображены серьги-подвески
Ее волосы и черты лица изображены с осторожностью, а одежда — схематично. Ее озорная улыбка усиливается ямочками на пухлых щеках, которые дополняют ее настороженный взгляд
Прекрасная детализация и анимация портрета говорят о том, что Рубенс очень любил свою жену. Рисунок послужил основой для трех портретов маслом. Картина 1621 года с изображением Бранта за портиком семейного дома была написана учеником Рубенса Энтони ван Дайком в качестве прощального подарка своему наставнику. Поразительное сходство между портретом и рисунком означало, что ван Дайк имел доступ к эскизу для этой работы. Кливлендский портрет Рубенса, написанный между 1620 и 1625 годами, демонстрирует сходство, такое как зачесанные назад волосы и насмешливая улыбка (хотя на картине она несколько натянута), однако натурщик наклонен больше влево. Портрет Уффици (также Рубенса) был создан незадолго до смерти Бранта в июне 1626 года. Хотя поза похожа, на лице наблюдается отечность из-за ее болезни.
Открытие эскиза
Эскиз Питера Пауля Рубенса с Элен Фурман и ребенком на обратной стороне рисунка Изабеллы Брант.
В 1964 году рисунок был повторно смонтирован в рамках подготовки к его первому показу на выставке 1965 года «Шедевры печатной комнаты» в Британском музее. При удалении крепления был обнаружен грубый набросок красно-черным мелом бородатого мужчины в шляпе, стоящего рядом с женщиной и маленьким ребенком. Этот эскиз перевернут относительно лицевой стороны.
Открытие было впервые опубликовано Майкл Джаффе в Журнал Берлингтон в 1965 году. Датировал эскиз около 1630-х годов в технике импрессионизма. Далее он идентифицировал людей на эскизе как Рубенса со своей второй женой Элен Фурман и их ребенком. Он предположил, что эскиз не обязательно был бы использован в качестве основы для портретов, содержащих похожие семейные группы, такие как Рубенс и Элен Фурман в своем саду в Мюнхене или Рубенс и Элен Фурман и их сын Питер Поль в Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Мнения также разошлись относительно даты скетча, возраста и пола ребенка. Анн-Мари Логан основывала свой анализ на нью-йоркской картине и предложила ребенку быть либо их первенцем, Кларой Йоханной (1632 г.р.) или Питером Полом (1637 г.р.), таким образом, датируя эскиз примерно 1638 годом. Этого мнения не придерживался Ханс Влиге, который сравнил сходство позы Фурмента с позой портрета Рубенса, Элен Фурман и Николааса Рубенса (Прогулка по саду). Влиге поддержал позицию Дотери о том, что ребенком должен был быть Николаас Рубенс из свидетельства садового портрета.
Основываясь на этих выводах, предполагалось, что Рубенс хранил рисунок Бранта и другие рисунки своей семьи в своей студии, чтобы обращаться к ним при написании портретов членов своей семьи. Эти личные картины остались бы во владении семьи и с гордостью выставили бы дома.
[править] Происхождение
Из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, адвокат, бывший в эпоху правления герцога Альбы одним из синдиков города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.
Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс
и отправлен в ссылку. Сохранились небольшие фрагменты переписки Марии Пейпелинкс и Яна Рубенса, отбывавшего наказание по причине, бросающей тень на дом Оранских-Нассау, и которую запрещалось оглашать.
Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и жил со своей семьёй с 1573 по 1578 год, и где, вероятно, 28 июня 1577 года, родился будущий великий живописец.
Композиция
«Битва греков с амазонками» передаёт дух напряжённой, яростной схватки. Это одно из самых лирических и, несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических творений Рубенса.По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Особенно впечатляет в картине изображение лошадей, которыми Рубенс всегда восхищался. Он создал тип идеального коня — с узкой головой, широким крупом, резвыми ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом. Изображение коня он часто использовал в композициях своих портретов, охот, битв и религиозных сцен.
Роже де Пиль. «Битва с амазонками»
Отрывок из работы Роже де Пиля «Беседы о понимании живописии о том, как должно судить о картинах.» (Париж, 1677) Беседа вторая (Описания картин из собрания герцога де Ришелье)
Это сюжет, видимо, упомянутой Геродотом битвы, в которой амазонки были разбиты афинянами, на что, в частности, указывают слова Афины на штандартах. Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить. В качестве места боя художник избрал берега реки Термодона; воспользовавшись случаем изобразить самые ужасные эпизоды боя, он показал одновременно и мужество и поражение амазонок, так что при виде картины обе эти её черты поражают воображение. Картина содержит более ста фигур, из всех прочих на полотне выделяются три основные группы. В середине, на мосту, — разгар битвы
Здесь прежде всего внимание привлекает амазонка, падающая с коня и готовая скорее умереть, нежели оставить знамя; двое воинов вырывают его из ее рук и одновременно угрожают ей, один — ударом меча, другой — сабли. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин
Два коня грызутся, встав на дыбы, и топчут копытами тело афинянина, отрубленную голову которого уносит амазонка.
По одну сторону моста — разгром и бегство амазонок, по другую — нападающие афиняне во главе с Тезеем. В его облике и в его приверженцах ясно видны признаки победы, а среди воинственных женщин — признаки разгрома. Так, одна из них, раненая, упала с коня и запуталась ногой в попоне; скачущий вслед за беглянками конь волочит ее по земле среди многочисленных трупов. Наконец, две группы по бокам картины более выдвинуты вперед. Одна состоит из трех амазонок, вытесненных с моста и падающих вместе с конями в воду; ужасный и странный беспорядок этих фигур совершенно удивителен и безусловно достоин фантазии Рубенса. Другая боковая группа, с противоположной стороны картины, состоит из трупов амазонок, которых грабит афинянин, а также из нескольких всадниц; чтобы спастись, они бросаются во весь опор в реку, по пути убивая и опрокидывая в воду двух афинян. В середине переднего плана две амазонки спасаются вплавь, а труп третьей еще держится на воде, но уже готов вскоре пойти ко дну. Под аркой моста победители увозят в ладье нескольких пленниц; одна из них поражает себя в грудь собственным мечом, другая цепляется за мост, пытаясь спастись. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу. Дым пожара застилает фон всей картины. Таким образом, это произведение в целом и все его части в отдельности внушают ужас; это совершенное изображение кровавой, упорной битвы, полной победы афинян и мужественного сопротивления амазонок. Я не стану говорить об отдельных фигурах, их выражении и позах. Все здесь отличается верным рисунком, причем кони изображены с особенно большим искусством и тонкостью. Колорит заслуживает похвалы, однако он не столь же хорош, как в других картинах: все только набросано, это всего лишь эскиз и замысел более крупного произведения.