Мадонна Кассини (1426)
Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.
На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.
Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.
Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.
НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ
Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.
Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».
Тема
Подготовительный рисунок в Британском музее
Сюжет мультфильма представляет собой сочетание двух популярных во 15 века тем: Богородица с младенцем и Иоанном Крестителем и Богородица с младенцем и святой Анной .
Рисунок отличается сложной композицией, демонстрирующей чередование расположения фигур, которое впервые проявляется в картинах Леонардо в « Мадонне Бенуа» . Колени двух женщин направлены в разные стороны, при этом колени Мэри повернуты влево за пределы картины, а ее тело резко поворачивается вправо, создавая извилистое движение. Колени и ступни фигур создают сильный ритм движения вверх и вниз в той точке композиции, где обычно можно найти твердую основу, состоящую из твердо поставленных ступней, широко расставленных колен и широкого распространения закрывающей одежды. В то время как нижние части их тел отворачиваются, лица двух женщин поворачиваются друг к другу, отражая черты друг друга. Границы между верхними частями тела потеряли ясность, предполагая, что головы являются частью одного тела.
Скручивающее движение Девы отражается в Младенце Христе, чье тело, которое его мать держит почти горизонтально, вращается в осевом направлении, при этом нижняя часть тела повернута вверх, а верхняя часть тела повернута вниз. Эта поворачивающаяся поза впервые показана на картине Леонардо « Поклонение волхвов» и исследуется на ряде рисунков, в частности, в различных исследованиях Богородицы с младенцем и кошкой, которые хранятся в Британском музее .
Сопоставление двух наборов голов — важный элемент композиции. Угол, освещение и взгляд Младенца Христа воспроизводят взгляд его матери, в то время как Иоанн Креститель воспроизводит те же элементы в лице Святой Анны. Освещение указывает на то, что в сцене, которую наблюдает зритель, есть два главных героя и два актера второго плана. Между взглядами четырех фигур существует тонкая игра. Святая Анна с обожанием улыбается своей дочери Марии, возможно, указывая не только на материнскую гордость, но и на почитание того, кого «все поколения назовут … благословенной». Глаза Марии прикованы к Младенцу Христу, который поднимает руку в жесте благословения на кузена, который тридцать лет спустя выполнит назначенное ему задание — крестить Христа. Иоанн Креститель, старший из двух детей, смиренно принимает благословение, как тот, кто позже сказал бы о своем двоюродном брате: «Я недостоин даже снять его сандалии». Рука Святой Анны, указательный палец которой направлен к небу , находится рядом с головами детей, возможно, чтобы указать на изначальный источник благословения. Этот загадочный жест считается типично Леонардским, он встречается в «Тайной вечере» и « Святой Иоанн Креститель» .
Бернардино Луини , Святое Семейство со Святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем
Подобные карикатуры обычно переносили на доску для раскрашивания, прокалывая или надрезая контур. В « Богородице с младенцем» со святыми Анной и Иоанном Крестителем этого не было, что позволяет предположить, что рисунок хранился как самостоятельное произведение искусства. Леонардо, похоже, не основывал картину непосредственно на этом рисунке. Композиция отличается от единственной другой сохранившейся трактовки этого предмета Леонардо — «Богородица с младенцем и Святой Анной в Лувре» , в которой отсутствует фигура Крестителя. Картина по мотивам мультфильма была написана учеником Леонардо Бернардино Луини и сейчас находится в Библиотеке Амброзиана в Милане. Фигура Помоны на картине Франческо Мельци « Вертумн и Помона» в Gemäldegalerie в Берлине основана на образе Девы Марии из мультфильма.
Франческо Мельци , Вертумн и Помона
Лондонский картон
Лондонский картон. Рисунок углём и пастелью. Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в здании Королевской академии художеств — Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати. Известный британский фальсификатор Эрик Хебборн утверждал, что, будучи студентом, он по просьбе руководства Академии создал с нуля хранящийся в настоящее время в лондонском музее картон, так как оригинал был безвозвратно утрачен в результате небрежности хранителей.
Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре. В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена (её предполагаемый набросок находится в Венеции), а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона.
Свою картину по этой композиции Леонардо (добавив справа св. Иосифа) написал его ученик, Бернардино Луини.
В 1988 году психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза.
Поклонение волхвов
Незаконченная ранняя работа «Поклонение волхвов» была заказана в 1480 году монахами- августинцами из Сан Донато Скопто недалеко от Флоренции. Примечательным является наличие множества эскизов и рисунков, которые бы ли сделаны при подготовке к этой картине. Сцена включает в себя множество людей в разных позах, окружающих Деву и младенца Иисуса. На заднем плане — разрушенный дворец и люди на лошадях, участвующие в ожесточенной битве. Несмотря на то, что «Поклонение волхвов» навсегда осталось на уровне наброска, это важная работа, раскрывающая мощь двадцатилетнего художника.
Поклонение волхвов, 1481г.
Луврская картина
В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных.
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией.
Эскиз головы Анны
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно — возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества. Согласно другой версии, после смерти художника картину выкупил у Салаи король Франциск I — однако в таком случае непонятно, как она могла в скором времени попасть в Монферрат.
От Ришелье картина перешла к Людовику XIII, при Анне Австрийской она была перевезена в Фонтенбло. Людовик XIV перевёз её в Версаль. В 1901 году работа вошла в экспозицию Лувра.
История
Дата и место исполнения мультфильма оспариваются. Самое раннее упоминание об этом принадлежит биографу. Джорджио Вазари который, писавший в середине 16 века, говорит, что работа была создана, когда Леонардо был в Флоренция, как гость Сервитского монастыря. Вазари говорит, что в течение двух дней люди, молодые и старые, стекались посмотреть рисунок, как будто они были на фестивале. Это датирует мультфильм примерно 1500 годом.
Падре Себастьяно Реста датирует 1498–1499 гг. Джованни Пьетро Беллори говоря, что Леонардо нарисовал карикатуру в Милан по запросу Людовик XII Франции. Хотя эта дата получила широкое признание, связь с Людовиком XII — нет. Более поздние историки датируют работу серединой 1490-х годов, а в случае Карло Педретти и Кеннет Кларк, еще в 1508–1510 гг.Мартин Кемп отмечает, что гидротехника на подготовительном чертеже в Британском музее датирует композицию примерно 1507–1508 гг., когда Леонардо проводил аналогичные исследования в Кодекс Атлантический.
В 17 веке рисунок принадлежал графам Милана Арконати. В 1721 году он перешел к Каснеди, затем к Сагредо в Венеции. В 1763 г. он был приобретен Роберт Удны. К 1791 году он был инвентаризирован как принадлежащий Королевская Академия, Лондон. Иногда его еще называют «The Берлингтон Хаус Карикатура », имея в виду здание Королевской академии.
В 1962 году мультфильм был выставлен на продажу за 800 000 фунтов стерлингов. На фоне опасений, что он найдет заграничного покупателя, он был выставлен в Национальной галерее, где его увидели более четверти миллиона человек за немногим более четырех месяцев, многие из которых сделали пожертвования, чтобы сохранить его в Соединенном Королевстве. . В конечном итоге цена была достигнута, частично благодаря взносам Фонд национальных художественных собраний. Через десять лет после его приобретения Джон Бергер насмешливо писала, что «она приобрела новый вид внушительности. Не из-за того, что она показывает — не из-за значения ее изображения. Она стала впечатляющей, загадочной из-за своей рыночной стоимости»
В 1987 году мультфильм подвергся нападению вандализма с применением обрезного ружья с расстояния примерно семи футов. Стрелок был идентифицирован как психически больной человек по имени Роберт Кембридж, который утверждал, что совершил это действие, чтобы привлечь внимание к «политическим, социальным и экономическим условиям в Великобритании»
Взрыв разрушил стеклянное покрытие, причинив значительный ущерб произведению искусства, которое с тех пор было восстановлено.
Этюд Святой Анны, Богородицы и Младенца Иисуса, играющего с ягненком
Дизайн Этюда для головы Святой Анны единодушно признан подготовительным этюдом для головы Святой Анны с картины Святой Анны, Богородицы и Младенца Иисуса, играющих с ягненком, содержащимся в Лувре .
Еще один подготовительный рисунок и современник этюда для головы Святой Анны : Этюды для Младенца Христа , к 1502–1503 гг., Венеция , галереи Академии , н- о инв. 257.
Два типа этюдов имеют прямое отношение к изображению Святой Анны, Девы и Младенца Иисуса, играющего с ягненком : те, которые позволяют создать картон, и те, которые представляют собой «окончательные изменения, решенные мастером» и, следовательно, являются наиболее значительными. далекие во времени. Благодаря исключительному использованию черного мела, столь характерного для стиля Леонардо да Винчи в начале века, дизайн прочно занял первое место.
Мастерская Леонардо да Винчи (?), Картон Реста-Эстерхази , около 1503–1506 годов, ранее в Будапеште , погибла во время Второй мировой войны .
Улыбка женщины, вуаль, которую она носит, и наклон ее лица очень напоминают картину. Тем не менее, рисунок выделяется из этой группы некоторыми деталями: более тонкое, лицо не идеально соответствует реализации картины, в которой, в частности, округлены глаза, нос и рот. Прическа также сильно отличается от того, что мы видим достигнутым; на самом деле, это гораздо больше соответствует тому, что можно было увидеть на картоне Реста-Эстерхази , который считается современной и точной копией оригинального картона. Наконец, голова кажется более наклонной, чем изображенная на картине, равно как и плечи, которые больше обращены к зрителю, чем на картине.
С этого момента можно описать, каким образом исследование будет вписываться в процесс создания картины: после создания общей схемы ее композиции художник приступает к изучению деталей, в том числе самой картины. Святой Анны; затем он достает коробку — третью — в которой собраны все его исследования. В то же время или вскоре после этого член его мастерской создает точную копию этой карты: картон Реста-Эстерхази , интересный тем, что он свидетельствует о переходе от исследования к окончательному производству. Похоже, что если лицо было несколько изменено между этюдом и картоном (черты были округлены, увеличены и упорядочены), то прическа не изменилась. Аналогичным образом, при переносе картона на панель эта прическа всегда остается той же самой в первом варианте, как показывает изучение нижнего слоя стола. Поэтому художник переделывает его только во время проектирования. Таким образом, ученые имеют в своем распоряжении анализ раскаяния с помощью научных образов, пересекающих наблюдения, сделанные на фотографиях картона Реста-Эстерхази .
Завещание
Завещание Леонардо да Винчи было составлено во французском суде, а при его смерти присутствовал король Франции. Целая жизнь прошла от незаконного рождения Леонардо в крошечной деревушке до его кончины в королевских покоях.
Последняя воля Леонардо да Винчи, выраженная в завещании, составленном в королевском суде в Амбуазе 23 апреля 1519 года, за девять дней до смерти художника, распространяется на тех людей, которые много значили для него при жизни.
Карикатура на адвоката или академика (1495–1519). Был завещан художником Мельци.
Пожертвования в пользу бедных
Бедным пациентам больниц Святого Лазаря в Амбуазе Леонардо да Винчи оставил 70 сольди медью и серебром. Леонардо, всей своей жизнью отвоевавший себе право быть уважаемой в обществе личностью, достигший своим трудом самых верхних ступеней среди творческой элиты, свободно вращавшийся среди принцев, королей и дворян, нашел время вспомнить о тех членах общества, чья участь была далеко не так радужна, как его собственная. Возможно, в этот момент он вспомнил о своей бедной матери-крестьянке.
Семья
Миланскому дворянину Франческо Мельци, помощнику и компаньону Леонардо, было поручено известить семью да Винчи о содержании завещания. В письме от 1 июня 1519 года, адресованном «досточтимому Джулиано и его братьям», Мельци сообщает семи сводным братьям, что 400 золотых скуди в ценных бумагах, хранящиеся на счету Леонардо в банке при Санта-Мария Нуова во Флоренции принадлежат им. Им же Леонардо завещал и небольшой участок земли во Фьезоле. Это завещание показывает, что между Леонардо и членами семьи его отца было достигнуто перемирие, хотя наверняка мы этого не знаем. Мельци не предоставил Джулиано да Винчи сведений о том, что получили в наследство от мастера его друзья и слуги.
Этюд мужчины в тюрбане (1510–1519). Был завещан художником Мельци.
Слуги
Своей служанке Матурине Леонардо завещал одежду «из хорошей черной ткани, отороченную кожей», шерстяное платье и 2 золотых дуката. Слуга Баттиста де Виланис получил всю мебель и предметы домашнего обихода из особняка Клу. Ему же Леонардо завещал водный участок канала Сан-Кристофоро в Милане в личное пользование, а также половину сада, расположенного на окраине Милана. Все это де Виланис получил в бессрочное владение за свою преданную службу мастеру. Вторая половина сада и дом, стоящий на ней и построенный Салаи, были оставлены Салаи и его семье, а также их наследникам в бессрочное пользование. Салаи были также завещаны полотна «Мона Лиза», «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем и святой Анной». После смерти Салаи от ранения стрелой в 1524 году в наследство двум его сестрам достались и эти картины, и не дошедшие до нас «Святой Иоанн Креститель» и «Леда и лебедь», а также несколько небольших работ художника.
Франческо Мельци
Помощник Леонардо, присоединившийся к художнику в 1507 году, получил по завещанию все книги, которые находились в распоряжении Леонардо на момент его смерти, а также все инструменты, которыми пользовался художник, записи и эскизы, сделанные им. Это была значительная коллекция манускриптов и рисунков Леонардо. Из письма Мельци к семье Леонардо, в котором сообщалось о последней воле художника, хорошо видно, как Мельци почитал мастера. «Я уверен, что вас известили о кончине Мастера Леонардо, вашего брата, который и мне был братом и лучшим из отцов». Эта короткая, но емкая фраза много говорит нам о глубоком взаимопонимании, царившем между Мельци и Леонардо, а также о том, почему именно этот ученик унаследовал самое личное из всего имущества художника.
Подготовка похорон
Леонардо пожелал быть похороненным в пределах церкви Сан-Флорентин в Амбуазе, а тело его должны были предать земле священники этой церкви. По завещанию он оставил деньги на 60 свечей, которые на его похоронах должны были нести 60 бедняков. Священникам и пасторам епархии он также заказал три торжественные мессы и тридцать малых григорианских месс. Для этой цели каждой из четырех церквей епархии завещалось по 4,5 кг толстых восковых свечей.
Могила да Винчи в Амбуазе
12 августа 1519 года Леонардо да Винчи, один из лучших сыновей Италии, был похоронен в Амбуазе, во французской земле.
ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ
Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета — «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.
Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины — в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.
Сочинение-описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи
Леонардо был из тех художников, кого прежде всего привлекала формальная сторона искусства.
Его часто называют экспериментатором, потому что он только тем и занимался, что искал способы передачи тех или иных вещей в живописи. Искал формы – формальные средства.
Например, его чрезвычайно интересовало, как передать на плоскости картины объем, трехмерность. Если б не его разработки, появилось бы 3D? Риторический вопрос.
Мадонна Литта, Леонардо
В Джоконде художник использовал прием сфумато, а в более ранней Мадонне Литта он пытался передать впечатление трехмерности благодаря особой позе, придаваемой изображенным фигурам.
Особой не потому, что особо вычурной или изогнутой – нет, поза, по его мысли, должна была быть исключительно, абсолютно естественной! Но при этом она должна была быть такой, чтобы через нее появлялся объем, оптическое впечатление объема.
Отсюда и количество рисунков с Мадонной и Младенцем – Леонардо искал наиболее выигрышную позу, исходя из гениальной гипотезы: положение тел Мадонны и Младенца должно быть вписано в пирамиду, угол которой выступает на зрителя.
Посмотрим на Мадонну Литта: мать и младенец нарисованы так, что образуют пирамидальную конструкцию. Голова Мадонны (ее геометрическая вершина) является вершиной пирамиды.
Левая грань образована линией, которую можно провести от лба (чистого и прекрасного!) Мадонны ко лбу младенца, и далее она продолжается складкой плаща, свисающего с правой руки. Правая грань пирамиды – линия шеи, плеча и линия плаща, немного срезающая угол и смягчающая жесткость конструкции.
Если провести линию от верхней точки головы Мадонны до правой коленки младенца, то это и будет выступающая грань пирамиды. Задача решена!
Хотя над головой Мадонны наверняка трудился сам Леонардо: полуулыбка, образованная туманным сфумато в уголке рта Мадонны, это ноу-хау, фирменный знак Мастера. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А.
Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо.
И напоследок: Литта – это не имя Мадонны. Имя Мадонны – Мария. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков.
(+3 рейтинг картины, 3
Состояние
Основа картины — четыре доски из тополя толщиной в 3 см, склеенные и скреплённые двумя поперечными еловыми перекладинами. В дальнейшем с обеих сторон были добавлены две планки шириной в 10 см, которые расширили композицию (в настоящее время закрыты рамой). Со временем доски несколько деформировались и стали выпуклыми. Большая вертикальная трещина проходит по лицу св. Анны и шее Марии. В отличие от женских лиц, лицо младенца Иисуса покрылось сетью мелких кракелюров — вероятно, художник использовал здесь другие методы работы.
Картину часто реставрировали. Старые лаки, покрывающие живописный слой, потемнели неравномерно.
В 1972 году было проведено лабораторное исследование картины в C2RMF — Centre de recherche et de restauration des musées de France. В 1990 году там было выполнено несколько частичных рентгеновских снимков картины. В 2009 году — в рамках проекта подробного изучения хранящихся в Лувре работ Леонардо да Винчи — было выполнено очередное исследование картины, в ходе которого исследователи обнаружили на её обороте три черновых зарисовки Леонардо: голову лошади (возможно эскиз к фреске Битва при Ангиари), половину человеческого черепа и зеркальное изображение младенца Иисуса с картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».
В 2012 году была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии. Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.