Картина «юдифь»

Джорджоне: жизнь и творчество художника

Творчество


«Спящая Венера» Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века

Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, франц. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы

Из произведений, несомненно принадлежащих Джорджоне, особенно замечательны

  • «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея, Вашингтон;
  • «Поклонение волхвов», до 1505, Национальная галерея, Лондон;
  • «Мадонна Кастельфранко». ок.1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко;
  • «Три философа», ок. 1507-1508, Музей истории искусства, Вена;
  • так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции;
  • «Юдифь», ок. 1505, Эрмитаж Санкт-Петербург.
  • «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция.
  • «Спящая Венера», ок. 1508, Картинная гелерея, Дрезден.
  • «Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Юдифь

Великий венецианский художник, открывающий эпоху Высокого Возрождения, Джорджоне прожил короткую жизнь — прославленному живописцу было около 32 лет, когда он стал жертвой эпидемии чумы. До нашего времени сохранилось лишь около десяти бесспорных работ Джорджоне.

Юдифь в Эрмитаже

В Эрмитаже хранятся две работы мастера; камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции. Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля. Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, поэтому естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю. Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии. В Библии повествуется о подвиге молодой иудейской женщины Юдифи, которая спасла свой город, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Юдифь тайно проникла в лагерь врагов и, сумев покорить своей красотой полководца Олоферна, после пира обезглавила его.

Обзор и история картины

Согласно гуманистической идее эпохи Возрождения, человек, совершивший подвиг во благо своего народа, прекрасен духовно и физически, поэтому образ Юдифи был чрезвычайно популярен в итальянском искусстве. У Джорджоне Юдифь, неподвижно застывшая рядом с отрубленной головой врага, опираясь на нее ногой как на страшный постамент, кажется спокойной, отрешенной, погруженной в себя. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл. Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Джорджоне изобразил Юдифь божественно безмятежной героиней, сотворившей страшное убийство, но не ведающей сомнений и убежденной в своей правоте. Пейзаж, на фоне которого она изображена, как и в других произведениях великого мастера, является не только фоном, но и олицетворением гармонии мира, в котором человек и природа едины. Колористическая гамма картины дает представление об удивительном, истинно венецианском, мастерстве Джорджоне — живописца. Тело и одежда Юдифи, пейзаж и небо написаны богатейшими сочетаниями теплых розовых и холодных голубых и зеленоватых оттенков, с которыми контрастирует более темный передний план и ствол дерева, что подчеркивает необычайную гармоничность и пластичность образа героини.

ДЖОРДЖО́НЕ

Джорджоне. «Три философа». 1507–08. Художественно-исторический музей (Вена).

ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione; Zorzi, Zorzon; наст. имя и фам. Джорд­жо Бар­ба­рел­ли да Кас­тельф­ран­ко, Barbarelli da Cas­tel­fran­co) (ок. 1477, Кас­тельф­ран­ко, Ве­не­то – ок­тябрь или но­ябрь 1510, Ве­не­ция), итал. жи­во­пи­сец. Воз­мож­но, учил­ся у В. Кар­пач­чо и Дж. Бел­ли­ни (см. Бел­ли­ни). Д. – круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы (см. так­же ил­лю­ст­ра­ции к этой ста­тье) пе­рио­да Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния, вы­пол­нял за­ка­зы гу­ма­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ных пред­ста­ви­те­лей ве­не­ци­ан­ско­го пат­ри­циа­та. В нау­ке ост­ро сто­ит про­бле­ма да­ти­ро­вок его про­из­ве­де­ний и от­де­ле­ния их от ря­да близ­ких им по сти­лю ра­бот его по­сле­до­ва­те­лей (т. н. джорд­жо­не­ски). Так, кар­ти­на «Сель­ский кон­церт» (Лувр), тра­ди­ци­он­но счи­тав­шая­ся ра­бо­той Д., ны­не при­пи­сы­ва­ет­ся ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей мо­ло­до­му Ти­циа­ну. Боль­шин­ст­во со­хра­нив­ших­ся про­из­ве­де­ний Д. бы­ло соз­да­но в пе­ри­од 1500–10. В ран­них ра­бо­тах Д. за­мет­ны чер­ты по­ве­ст­во­вательного сти­ля Кар­пач­чо, пей­заж­ные и ико­но­гра­фич. мо­ти­вы про­из­ве­де­ний Дж. Бел­ли­ни (вы­пол­нен­ные Д. для сту­дио­ло Иза­бел­лы д’Эсте пар­ные кар­ти­ны «Ис­пы­та­ние ог­нём Мои­сея» и «Суд Со­ло­мо­на», обе ок. 1498–1500, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «Свя­тое се­мей­ст­во», ок. 1500, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон).

Джорджоне. «Юдифь». Эрмитаж (С.-Петербург).

На­ча­ло зре­ло­го пе­рио­да твор­че­ст­ва Д. оз­на­ме­но­ва­но соз­да­ни­ем ал­та­ря для ка­пел­лы ве­не­ци­ан­ско­го кон­доть­е­ра Т. Кос­тан­цио «Ма­дон­на с мла­ден­цем и пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми» («Ма­дон­на Кас­тель­ф­ран­ко», 1504–05, со­бор Сан-Ли­бе­ра­ле, Кас­тельф­ран­ко), а так­же об­раза «По­кло­не­ние пас­ту­хов» (ок. 1504–05, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон). Ал­тар­ный об­раз «Ма­дон­ны Кас­тельф­ран­ко» про­ник­нут осо­бым на­строе­ни­ем уми­ро­тво­рён­но­го по­коя, раз­ли­то­го в да­лё­ком пей­за­же, очер­та­ния ко­то­ро­го та­ют в све­то­воз­душ­ной дым­ке. Ис­поль­зуя гра­да­ции цве­то­вых пе­ре­хо­дов, смяг­чён­ных све­то­те­нью, Д. дос­ти­га­ет пол­но­ты зву­ча­ния, по­стро­ен­но­го на гар­мо­нии то­наль­ных от­но­ше­ний ко­ло­ри­та, что осо­бен­но про­яви­лось в кар­ти­не «Юдифь» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Ра­бо­тая в мас­тер­ской Дж. Бел­ли­ни (1506–07), Д. об­ра­ща­ет­ся к ма­лым жи­во­пис­ным фор­мам, став од­ним из круп­ней­ших мас­те­ров ре­нес­санс­ной стан­ко­вой кар­ти­ны. Он пи­сал ка­мер­ные кар­ти­ны на ал­ле­го­рич. и ми­фо­ло­гич. те­мы, к луч­шим из ко­то­рых от­но­сят­ся «Три фи­ло­со­фа» (1507–08, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), «Спя­щая Ве­не­ра» (ок. 1508, КГ, Дрез­ден), «Гро­за» (ок. 1506–07, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция). Ал­ле­го­рич. смысл боль­шин­ст­ва кар­тин, свя­зан­ный с по­же­ла­ния­ми за­каз­чи­ков, не под­да­ёт­ся од­но­знач­но­му тол­ко­ва­нию. На­строе­ние по­этич. един­ст­ва ми­ра при­ро­ды и че­ло­ве­ка, ха­рак­тер­ное для иск-ва Д., со­звуч­но по­этич. пас­то­ра­лям П. Бем­бо, «Ар­ка­дии» Я. Сан­над­за­ро и ре­нес­санс­ной на­тур­фи­ло­со­фии. В твор­че­ст­ве Д. при­сут­ст­ву­ет ал­ле­го­ри­че­ский порт­рет: т. н. «Лау­ра» (1506, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), «Ста­руха» (1508–09, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция).

Не­мно­гие порт­ре­ты Д. («Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка», Гос. му­зеи, Бер­лин; «Ав­то­порт­рет с го­ло­вой Го­лиа­фа», не сохр., из­вес­тен в ко­пи­ях) ока­за­ли влия­ние на раз­ви­тие порт­рет­но­го иск-ва Ве­не­ции. Из­вест­но, что Д. вы­пол­нял и мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные цик­лы; в ча­ст­но­сти, рас­пи­сал фа­сад Не­мец­ко­го подво­рья в Ве­не­ции ал­ле­го­рич. фи­гу­ра­ми, оли­це­тво­ряв­ши­ми Сво­бод­ные ис­кус­ст­ва и нау­ки (1508, фраг­мен­ты – в га­ле­рее Дж. Фран­кет­ти, Ве­не­ция), а так­же соз­дал мо­ну­мен­таль­ное по­лот­но для Двор­ца до­жей (1507, не сохр.). Ко­ло­ризм Д., при­су­щая ему по­этич. об­раз­ность ока­за­ли боль­шое влия­ние на ве­не­ци­ан­скую жи­во­пись 16 в., осо­бен­но на мо­ло­до­го Ти­циа­на и Се­ба­сть­я­но дель Пьом­бо. Д. умер в рас­цве­те творч. сил, воз­мож­но, за­бо­лев чу­мой.

Биография Джорджоне

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции

Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу

Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

Умер от чумы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: