Творчество
«Спящая Венера» Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века
Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, франц. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы
Из произведений, несомненно принадлежащих Джорджоне, особенно замечательны
- «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея, Вашингтон;
- «Поклонение волхвов», до 1505, Национальная галерея, Лондон;
- «Мадонна Кастельфранко». ок.1504, Собор св. Либерале, Кастельфранко;
- «Три философа», ок. 1507-1508, Музей истории искусства, Вена;
- так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции;
- «Юдифь», ок. 1505, Эрмитаж Санкт-Петербург.
- «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция.
- «Спящая Венера», ок. 1508, Картинная гелерея, Дрезден.
- «Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Юдифь
Великий венецианский художник, открывающий эпоху Высокого Возрождения, Джорджоне прожил короткую жизнь — прославленному живописцу было около 32 лет, когда он стал жертвой эпидемии чумы. До нашего времени сохранилось лишь около десяти бесспорных работ Джорджоне.
Юдифь в Эрмитаже
В Эрмитаже хранятся две работы мастера; камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции. Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля. Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, поэтому естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю. Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии. В Библии повествуется о подвиге молодой иудейской женщины Юдифи, которая спасла свой город, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Юдифь тайно проникла в лагерь врагов и, сумев покорить своей красотой полководца Олоферна, после пира обезглавила его.
Обзор и история картины
Согласно гуманистической идее эпохи Возрождения, человек, совершивший подвиг во благо своего народа, прекрасен духовно и физически, поэтому образ Юдифи был чрезвычайно популярен в итальянском искусстве. У Джорджоне Юдифь, неподвижно застывшая рядом с отрубленной головой врага, опираясь на нее ногой как на страшный постамент, кажется спокойной, отрешенной, погруженной в себя. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл. Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Джорджоне изобразил Юдифь божественно безмятежной героиней, сотворившей страшное убийство, но не ведающей сомнений и убежденной в своей правоте. Пейзаж, на фоне которого она изображена, как и в других произведениях великого мастера, является не только фоном, но и олицетворением гармонии мира, в котором человек и природа едины. Колористическая гамма картины дает представление об удивительном, истинно венецианском, мастерстве Джорджоне — живописца. Тело и одежда Юдифи, пейзаж и небо написаны богатейшими сочетаниями теплых розовых и холодных голубых и зеленоватых оттенков, с которыми контрастирует более темный передний план и ствол дерева, что подчеркивает необычайную гармоничность и пластичность образа героини.
ДЖОРДЖО́НЕ
Джорджоне. «Три философа». 1507–08. Художественно-исторический музей (Вена).
ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione; Zorzi, Zorzon; наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (ок. 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция), итал. живописец. Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж. Беллини (см. Беллини). Д. – крупнейший представитель венецианской школы (см. также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (т. н. джорджонески). Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Д., ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану. Большинство сохранившихся произведений Д. было создано в период 1500–10. В ранних работах Д. заметны черты повествовательного стиля Карпаччо, пейзажные и иконографич. мотивы произведений Дж. Беллини (выполненные Д. для студиоло Изабеллы д’Эсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе ок. 1498–1500, галерея Уффици, Флоренция; «Святое семейство», ок. 1500, Нац. галерея искусств, Вашингтон).
Джорджоне. «Юдифь». Эрмитаж (С.-Петербург).
Начало зрелого периода творчества Д. ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504–05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (ок. 1504–05, Нац. галерея искусств, Вашингтон). Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке. Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Д. достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, С.-Петербург). Работая в мастерской Дж. Беллини (1506–07), Д. обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. Он писал камерные картины на аллегорич. и мифологич. темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507–08, Худож.-историч. музей, Вена), «Спящая Венера» (ок. 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (ок. 1506–07, Галерея Академии, Венеция). Аллегорич. смысл большинства картин, связанный с пожеланиями заказчиков, не поддаётся однозначному толкованию. Настроение поэтич. единства мира природы и человека, характерное для иск-ва Д., созвучно поэтич. пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я. Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. В творчестве Д. присутствует аллегорический портрет: т. н. «Лаура» (1506, Худож.-историч. музей, Вена), «Старуха» (1508–09, Галерея Академии, Венеция).
Немногие портреты Д. («Портрет молодого человека», Гос. музеи, Берлин; «Автопортрет с головой Голиафа», не сохр., известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного иск-ва Венеции. Известно, что Д. выполнял и монументально-декоративные циклы; в частности, расписал фасад Немецкого подворья в Венеции аллегорич. фигурами, олицетворявшими Свободные искусства и науки (1508, фрагменты – в галерее Дж. Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохр.). Колоризм Д., присущая ему поэтич. образность оказали большое влияние на венецианскую живопись 16 в., особенно на молодого Тициана и Себастьяно дель Пьомбо. Д. умер в расцвете творч. сил, возможно, заболев чумой.
Биография Джорджоне
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции
Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу
Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
Умер от чумы.