Описание картины павла федотова «вдовушка». картина федотова

Вдовушка

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.

Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее, но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.

Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.

На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах

С особым вниманием присматривался он и к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность

В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в Павловск на концерт, и там среди слушателей Федотов» вдруг углядел молодую девушку в трауре. «Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»

Через неделю картина была уже закончена.

Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.

Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.

Одна из легенд

В своём дневнике Павел Федотов написал: «Про «Вдовушку», выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: «Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года». Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью».

Есть такая легенда, что художник долго не мог подобрать нужное цветовое решение. Измотанный вконец он лёг спасть и во сне к нему явился Карл Брюллов. Великий мэтр объявил, что от прежнего замысла надобно отказаться. Вместе с Федотовым они подошли к картине, сняли полог. Брюллов взял в руки кисть и показал, как и какие краски следует смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова…

Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год

На этой картине мы видим молодую женщину в чёрном платье, которая стоит у комода в полумраке комнаты, грустно склонив голову.

Павел Федотов «Вдовушка», 1852 год

О чём же грустит молодая красавица? Если присмотреться к деталям картины, становится понятно, что поводов для грусти у героини предостаточно.

Судя по названию полотна и по наряду женщины, она недавно овдовела. А поскольку раньше женщины не работали, то после потери супруга нередко оказывались без средств к существованию. Выручить могли только богатые родители, но если таковых не имелось, то вдовы оказывались довольно в плачевном положении.

Судя по всему, так произошло и с героиней картины. В углу комнаты мы видим скопление вещей. Под дверью стоит стул, самовар, позолоченные канделябры, сложенные в корзину, какие-то узлы. Присмотревшись, можно разглядеть на каждой вещи ярлычок с красной печатью. Это сургучная печать кредиторов, которой они опечатывали вещи должников.

Судя по всему, дела у мужа героини в последнее время шли плохо, но он не посвящал в свои дела супругу, а может она и сама не интересовалась, полностью доверяя мужу вести семейный бюджет. При этом, судя по обстановке в доме и позолоченной посуде, семья жила на широкую ногу.

Павел Федотов «Вдовушка», фрагмент

Однако после смерти супруга оказалось, что он имел долги, причём не малые. Не успела вдова похоронить мужа, как к ней нагрянули кредиторы, принявшиеся опечатывать вещи.

Не исключено, что и квартиру, в которой жила героиня с мужем, могут забрать за долги. Мы видим, что дверь в соседнюю комнату также опечатана. Возможно, кредиторы придут ещё и завтра, чтобы забрать вещи и оттуда. Если для расплаты с кредиторами хватило вещей, то ей ещё повезло.

При этом можно заметить, что вдова находится на последних месяцах беременности. Поэтому она и грустна, так как не знает, что ей теперь делать. Похоже, что женщина уже выплакала все слёзы и теперь покорно склонила голову перед судьбой.

Сколько же трудностей ждёт её впереди? Если её лишат жилья, то куда ей идти с ребёнком? Хорошо, если у неё есть родители, а если нет? Словом, положение вдовушки самое незавидное.

Художник очень тщательно изобразил чувства молодой вдовы, зритель словно физически ощущает её страдания. Это неспроста — Павел Федотов запечатлел на полотне свою родную сестру Любаньку, которая после смерти мужа осталась беременная вторым ребёнком без средств к существованию.

На картине в раме, стоящей за спиной женщины, художник изобразил самого себя в гусарском мундире.

«Вдовушки» Павла Федотова — ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА во всех своих проявлениях

До «Вдовушки» П.А. Федотов писал либо солдат (баснописец Крылов неодобрительно наставлял: «Хватит писать солдатиков»), либо портреты (портрет Н. Жданович за клавесином – один из лучших), либо юмористические картины из бытовой жизни («Гоголем в живописи» называли художника Федотова).Вот они, солдатики: Встреча великого князя Михаила Павловича, 1837,

А вот, наверное, самый известный его портрет: Н.П. Жданович за клавесином, 1849-50гг.

«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца – сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Художник месяцы напролет просиживал перед картиною, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как хотелось. Как следствие – неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.

Первый вариант (с зелеными обоями) – незаконченный, хранится в Москве, в ГТГ (холст, масло, 58х45см). Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.

Обратите внимание на портрет умершего мужа – тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу). Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г

(холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ). Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись – «Вдовушка. Первый вариант»

Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г. (холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ). Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись – «Вдовушка. Первый вариант».

Третий вариант (с лиловыми обоями) писался сразу же вслед за вторым – 1851-52гг. (холст, масло, 63,5 х48,7см). Картина не окончена, хранится в ГТГ, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно  увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом.

Четвертая «Вдовушка» датируется 1852г. (холст, масло).Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту – убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

Есть еще карандашные наброски «Вдовушки», но они больше интересны специалистам. Вот такая история.

Первый опыт рисования

Здесь, в стенах Московского кадетского корпуса, зародился Федотов-художник. Он начал рисовать – первыми результатами стали портреты педагогов и одноклассников, нередко карикатурные. Затем добавилось то, что окружало – военная тема.

Академическому искусству здесь никто не обучал, поэтому рисунки выходили естественными и оригинальными, с изюминкой индивидуальности самого рисовальщика. Все поля тетрадок были заполнены карикатурами, которые были очень похожи на свои оригиналы и при этом совсем незлые, не обидные. Друзья и учителя любили этого доброго и интересного парня. Работы того периода – это графика, в том числе сепия, и акварель.

В 1833 году – окончание кадетского корпуса. В актовом зале на мраморной табличке с именами лучших выпускников появилось имя Павла Федотова.

Учёба

Всё холера виновата 1848г.

В 11 лет Павла Федотова отдали в Кадетский корпус – отец, прошедший службу и Русско-турецкую войну, военную карьеру прочил и сыну, что соответствовало времени и атмосфере в стране – позже эти годы в истории Российской империи получат название «николаевской военщины».

Никакого домашнего образования Павел не видел, поэтому поначалу ему было очень трудно. Он оказался упорным и усидчивым учеником – через несколько месяцев его успехи стали очевидными и Федотов опередил остальных воспитанников. У него оказались прекрасные способности. Живое воображение и хорошая память помогали усваивать самый сложный материал. Особенно увлекали история, литература, география, химия. Фантазия разыгрывалась над скучными для других страницами и делала учёбу занимательной для подростка. Он мог часами просиживать над описанием битв, любил переводить немецкие оды и складывать их в стройные стихотворения. С удовольствием ходил на хор, на занятия по игре на фортепиано и гитаре.

В 1830 году отличная учёба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.

Описание картины Павла Федотова «Игроки» Картины художников

Живопись Павла Федотова очень своеобразна. Так, в картине «Игроки» автор пытается изобразить то, что происходит, взглядом героя, который проиграл, а его партнеры для него стали ужасными фантомами.

Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все вели себя страстно и расчетливо, но были вместе. Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.

Проигравшего освещают две свечи, которые стоят на столе, поэтому фигура кажется каким-то двойным нимбом темного цвета. Выигравших художник изобразил не освещенными тенями.

Он не движется, а они как-то извиваются. Он проиграл, но не

паникует и не плачет, а сжимает одной рукой стакан с вином, а другую беспомощно выворачивает ладонью вверх. Несмотря на проигрыш, он кажется смешным: в зубах недокуренная сигара, а на лице какая-то карикатурная гримаса, похожая на улыбку. Проигравший похож на сумасшедшего, он пребывает в трансе, ведя себя отрешенно и безмолвно, как одинокий зритель, который из партера смотрит на актеров, игрок глядит на своих соратников по игре, но не видит их.

Выигравшие шарахаются от яркого света. Они разбегаются во все стороны. Это просто безликие чудовищные фантомы, которые наказаны за победу непонятной для нас мукой. Вроде бы всех троих художник изобразил по-разному, но все они страшные, безжизненные, неестественные.

И эти три пустые души извиваются на фоне голой стены, где висят три пустые рамки и три отражателя нечисти – зеркала.

Вот так мастерски Федотов в «Игроках» показал, как люди, проводившие время за карточным столом, превратились в пустые оболочки.

Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 21:44:40

Первые картины и перспектива

Разборчивая невеста 1847 г.

Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («», 1847). В начале следующего года появилась «». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.

С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).

Во время службы

В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.

Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.

1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.

Рисовал мастер до последнего

      Друзья его постоянно посещали и оставались в жутком состоянии от этих встреч. Так Лев Жемчужников напишет в своих воспоминаниях: «Мы вошли в чулан под лестницу: тут в углу сверкнули два глаза, как у кота, и мы увидели тёмный клубок, издававший несмолкаемый, раздирающий крик и громко, быстро сыпавшуюся площадную брань. …Из тёмного угла, как резиновый мяч, мигом очутилась перед нами человеческая фигура с пеною у рта, в больничном халате со связанными и одетыми в кожаные мешки руками, затянутыми ремнями, и притянутыми к спине плечами. Ноги были босы, тесёмки нижнего белья волочились по полу, бритая голова, страшные глаза и безумный свирепый взгляд».

    Иногда Федотов воображал себя богачом, скликал вокруг себя любимых особ, говорил о том, что нужно превратить Васильевский остров в древние Афины. А в его лихорадочных разговорах постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». Психическое состояние больного всё ухудшалось и в 1852 году его перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге.

   На некоторое время это улучшило состояние художника, однако вскоре всё пошло по-прежнему. При очередном посещении друзей не пустили к больному, сказав, что «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетам и находится в положении безнадёжном».

    Но даже в таком состоянии Федотов продолжал рисовать и учил рисовать других больных. 14 ноября 1852 года его не стало…

Наталья ШвецРепродукция картины Павла Федотова «Вдовушка»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — ««Лунная ночь» — самая лиричная картина русского художника Ивана Крамского»

«Вдовушка» считается самой известной картиной Федотова

«Вдовушка» считается самой известной и драматичной картиной в творчестве Павла Федотова. В основу сюжета легла реальная история его семьи. Созданное в конце жизни мастера полотно имеет несколько вариантов.

  Павла Федотова современники называли «Гоголем в живописи». Его очень ценили и уважали, но при этом советовали поменять жанр. Более того, баснописец Иван Крылов и вовсе сказал ему: «Хватит писать солдатиков!».

   По всей видимости, именно под этим влиянием извне художник и решил создать нечто новое и написал «Вдовушку». Он не сомневался — успех будет обеспечен. Тем более, что на картине художник изобразил реальную историю своей семьи. Его сестра Любушка ждала второго ребёнка, внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию. Молодая женщина много страдала при жизни мужа, а после его смерти и вовсе оказалась ввергнута в новые бедствия. Несчастной в наследство от супруга остались долги и нищета…

  Федотов не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о случившейся в семье беде. Хотя потом не скрывал, что поначалу очень желал нарисовать убогое жилище, гроб на столе, толпу кредиторов, судебного исполнителя, который накладывает печати на имущество… В итоге остановился на простом сюжете. На переднем плане  разместилась молодая женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Вокруг неё немного вещей. На первом плане на полу можно рассмотреть корзину со сваленным туда столовым серебром. К опечатанной двери придвинут крохотный столик на одной ноге, в тёмном углу виднеется постель. На всей мебели болтаются ярлыки с печатями…

   Лишь несколько вещей не опечатаны. Это комод красного дерева со стоящим на нём портретом мужа, образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие и прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, обернутые чистой тряпицей.

   Интерьер был написан довольно быстро, а вот с героиней никак не получалось.

Всего восемь лет работы

   О работах Павла Федотова пишу не впервые и не перестаю восхищаться его гению. А ведь между началом его профессиональной работы в искусстве и её завершением прошло всего каких-то восемь лет. Однако, как много он сумел создать за это время! «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор», «Игроки», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»…. Что не работа, то шедевр!

  Говорят, что три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью, когда он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один за другим. Едва заканчивал один рисунок или эскиз, тут же брался за новый. Не сложно представить, сколько бы он ещё успел сотворить, если бы не страшный недуг.

Трагический финал жизни

Свежий кавалер 1846 г.

В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.

Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.

26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».

Картина Федотова Свежий кавалер. 1847 г. Описание картины

Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году.

И так, сие чиновнику накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором…

Вероятно в мечтах, новоявленный ковалер, ночью долго ворочаясь в пастели так и не смог заснуть, все время вспоминая свой «триумф» в момент вручения этой дорогой награды, став на зависть его окружению кавалером ордена. Едва забрезжило утро, чиновник уже вскочил с постели, накинув на себя огромный шелковый халат и нацепив на него орден. Он горделиво и надменно принял позу римского сенатора и осматривает себя в засиженном мухами зеркале.

Федотов изображает своего героя несколько карикатурно и поэтому, рассматривая картину, мы не можем удержаться от легкой усмешки. Мелкий чиновник, получив награду, уже размечтался, что теперь у него наступит другая жизнь, а не такая, которая была до сих пор в этой небогато обставленной захламленной комнатушке.

Комичность образа возникает из-за резкого контраста между мечтами и реальностью. Служащий в заношенном до дыр халате стоит босиком и в папильотках на голове, но с орденом. Он хвастает им перед служанкой, которая принесла ему начищенные, но старые сапоги. Ему уже пора собираться на службу, однако ему очень хочется продлить удовольствие от созерцания себя и бесплодных фантазий. Служанка смотрит на него снисходительно и насмешливо, даже не пытаясь это скрыть.

В комнате царит страшный беспорядок, все вещи разбросаны. На столе, покрытом светлой скатертью с ярко красным рисунком, можно увидеть нарезанную колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете. Рядом бумажные папильотки и щипцы для завивки волос, что указывает на то, что герой старается выглядеть по моде своего времени.

Под стол упали кости от селедки, которую мужчина, вероятно, ел на ужин. Здесь же валяются черепки от разбитой посуды. Мундир вечером был брошен на стулья. На одном из них худой взлохмаченный рыжий кот дорывает до конца протертую обивку.

По картине «Свежий кавалер» можно судить о жизни мелких служащих в первой половине XIX века. Она полна иронии. Это первое законченное полотно художника, написанное маслом. По словам Федотова он изобразил на своей картине бедного чиновника, который получает малое содержание и постоянно испытывает «скудность и лишение». Это явно видно на картине: разномастная мебель, дощатый пол, поношенный халат и протертые сапоги. Он снимает дешевую комнату, да и служанка, скорее всего, хозяйская.

Художник с явной симпатией изображает служанку. Она недурна собой, еще довольно молода и опрятна. У нее приятное округлое простонародное лицо. И все это подчеркивает контраст между героями картины.

Чиновник амбициозен и чванлив. Он принял позу знатного римлянина, забывая, что на нем халат, а не тога. Даже его жест, которым он указывает на свой орден, скопирован из какого-нибудь журнала. Его левая рука упирается в бок, также показывая его мнимое «превосходство».

Подражая греко-римским героям, чиновник стоит, опираясь на одну ногу, а голову гордо откинул назад. Кажется, что даже его торчащие на голове папильотки напоминают победный лавровый венок полководца. Он действительно ощущает себя величественным, несмотря на всю убогость окружающей его обстановки.

Вдовушка (с лиловыми обоями)

Над «Вдовушкой», вариантов которой известно несколько ( см. также , ), художник работал незадолго до того, как погрузился во тьму душевной болезни. Она никак не давалась Федотову, и временами доводила его до отчаяния. Не исключают, что «залипание» на этом сюжете даже ускорило манифестацию федотовского сумасшествия. Ничего не осталось во «Вдовушке» от типичного Федотова: ни насмешки, ни карикатуры, ни сарказма – всего того, что сделало его знаменитым. По-видимому, обличительство «Свежего кавалера», «Модной жены», «Завтрака аристократа» и множества графических карикатур начало причинять совестливому Федотову душевный дискомфорт. Его укоряли, что «променял кисть на розги и указку». Он стал угрызаться вопросом: кто я такой, чтобы высмеивать этих несчастных? Не хотел быть даже «деликатным сатириком». Правильным отношением к тому, кого изображаешь, ему теперь виделось не осуждение, а сочувствие. Конечно, это было заблуждением, предательством своего художественного нутра. Но жизнь стала подло подыгрывать: одна из сестёр Федотова как раз овдовела. Всегда приходивший ей на помощь брат без боли не мог наблюдать за её бесприютностью.

Сюжет «Вдовушки» прост. Героиня обезмужела, будучи на сносях. Она стоит в полутёмной комнате, заставленной вещами, предназначенными на продажу. К вдовству присоединилась бедность. Обычные для критического реализма «свинцовые мерзости жизни». Всё просто. Но именно эта простота Федотову никак не давалась.

«Будет просто, когда напишешь раз со сто» – единственный известный афоризм художника относится как раз к «Вдовушке».

Федотова угнетала сложность технических вопросов. Жесточайшая установка, которую он выработал для себя и которая потом, уже вне его ведома, легла в основу русского реалистического искусства, была такова: художник не должен «писать из головы», не должен ничего выдумывать, работать только с натуры. Сестра оставалась в Москве и позировать не могла. Как не соврать в изображении женского лица? Есть история о том, что, приехав к приятелю, Федотов долго играл с тремя его резвыми маленькими сыновьями и, вглядываясь в их лица, пояснял: «Вот где природа женщины сходится с природой детей: посмотри на эту нежную кожу, просвечивающие жилы». Уезжал домой умиротворённым, твердил: «Теперь для моей «Вдовушки» у меня есть лоб и виски. Недостаёт только любящих глаз».

Но умиротворение опять сменялось мучениями. Как, например, безошибочно написать два источника освещения – свет из окна и от свечи?! Однажды на пике напряжения во сне ему явился Брюллов, самый «техничный» русский художник 1-й половины XIX века. Сначала он не верил в Федотова, отговаривал уходить из военных в художники. Но потом признал, что ошибся, и когда Федотова травили, всегда был на его стороне. «Сегодня поговорил с Брюлловым», – доверительно сообщил Федотов приятелю. Тот онемел: шёл 1852-й год, Брюллов совсем недавно скончался. Федотов быстро осёкся, стал оправдываться: «Мы, художники, иногда доходим до того состояния, когда беседа с отжившими для нас более чем возможна».

Но главная тайна «Вдовушки», утянувшей Федотова в сумасшествие и могилу, в том, что это, по сути, автопортрет.

За спиной вдовы, рядом с образом Спасителя, в золоченой раме – портрет покойного мужа. Где искать для него натуру? Да в зеркале! На этом портрете бывший военный Павел Федотов в гусарском мундире изобразил себя. Не вполне удачная, хотя и не лишённая оригинальности, шутка – автопортрет в роли покойника. Ужасная примета. Напоминает о театральном суеверии не ложиться на сцене в гроб. Конец жизни художника (приступообразная шизофрения с острым чувственным бредом, усмиряющие обливания холодной водой, плеврит, одинокая смерть в доме скорби в 37 лет) поневоле заставляет видеть мистику в тот самом Федотове, которого нарекли родоначальником русского реализма.

Три варианта одной «Вдовушки»

  Первый вариант, который можно увидеть в Третьяковской галерее, остался незаконченным. На нём героиня изображена с опущенной рукой и на фоне зелёных обоев.

  Здесь следует обратить особое внимание на портрет умершего мужа, в котором легко узнаётся сам Федотов в сером гусарском мундире. Молодая женщина кокетливо изогнула свой стан и жеманно отогнула мизинчик

Складки платья несколько манерно ниспадают вниз. Лицо холодно и томно, а в ярких губах и слегка приоткрытой груди чудится нечто игривое. Словом, модная картина, а не трагедия. Неудивительно, что художник сам её забраковал.

   На втором, к слову, это единственная законченная версия, можно увидеть уже полосатые зелёные обои. До 1930 года эта картина также хранилась в Третьяковке, теперь находится в Ивановском областном художественном музее. Здесь Федотов на портрете покойного мужа вновь изобразил себя. В том же сером мундире, но уже с другой накидкой и на красном фоне. Несколько иначе смотрится и сама героиня. Теперь её правая рука согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851 года, но провисела там всего несколько дней. Буквально сразу московский предприниматель, книгоиздатель и меценат Козьма Солдатенков купил полотно и увёз, не дожидаясь закрытия выставки. Однако лицо героини по-прежнему не устраивало художника и он взялся за третий вариант.

  Как и первый, он остался незаконченным. Именно его в 1893 году для своей коллекции приобрёл Павел Третьяков. В данном варианте Федотов не только поменял фон — теперь это лиловые обои, но и нарисовал у героини более тонкую шею, существенно увеличил декольте и добавил военную фуражку на кровать.

  Правая рука по-прежнему лежит на животе. На портрете мужа изображён человек в золотом мундире. Но и после этого Федотов никак не мог остановиться и продолжал работать.

   В честь 200-летия со дня рождения художника в Третьяковской галерее было выставлено сразу три «Вдовушки» и зритель мог сравнить их. Есть ещё карандашные наброски знаменитой работы, но они больше интересны специалистам.

Содействие императорской семьи

Завтрак аристократа 1850г.

В 1837 году в расположение полка прибыл великий князь Михаил Павлович. После смотра войск было вольное общение с гвардейцами, что впечатлило Федотова и стало темой первой его большой картины. Она была по совету командира представлена великому князю. Тот остался очень доволен и в знак признания отправил художника в отпуск и подарил перстень с бриллиантом, чем вселил в его творческую душу «артистическое самолюбие». Август-декабрь 1837 года Павел Федотов жил в Москве со своей семьёй.  Продолжал упражняться в рисовании, писал себя и родных.

По возвращении в Петербург художник продолжил совмещать службу, уроки в Академии художеств и самостоятельные занятия. Так прошло два года. В 1839-м открыли Зимний дворец, отремонтированный после пожара 1837 года. Федотова событие взволновало, он начал акварель на эту тему. Но времени, как и денег на краски и бумагу, катастрофически не хватало. В одно из посещений полка великим князем Михаилом Павловичем художник набрался смелости, показав ему начатую картину и посетовав на нехватку средств. Князь выделил материальную помощь и заверил, что расскажет о даровании царского прапорщика Николаю I.

Вскоре пришла весть: император предложил «рисующему офицеру» уйти со службы и «посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц».

Болезнь

Первый приступ болезни художника описан довольно подробно. «Весной 1852 г. о Федотове между близкими его знакомыми стали ходить слухи, что он не совсем нормален. Затем мне сообщили, — пишет в своих воспоминаниях Лев Жемчужников, — что Федотов пропал из города, забрав деньги, которые заработал, что он сорит деньгами, покупая всякий вздор, и щедро раздавал их направо и налево… Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него».

Другой биограф добавляет: «В середине лета недуг Павла Андреевича развился вполне и его ясный наблюдательный ум помрачился. Несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии».

Живописец побывал у различных знакомых и везде сватался, чем вызывал полное недоумение хозяев. Потом он долго рассуждал, как будет строить свою будущую семейную жизнь, а потом неожиданно исчезал и больше не появлялся. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

В итоге он был помещён в «частное заведение для страждущих душевными болезнями» венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, расположенное близ Таврического сада, где находился два месяца. Лечили его совершенно ужасно: чтобы усмирить пять человек били его в пять кнутов.

Самые знаменитые картины Павла Федотова

Картины художника Федотова – не только бесспорные произведения искусства, но и полноценный источник для изучения истории России XIX столетия. Они могут быть самодостаточными иллюстрациями произведений многих столпов русской классики: Гоголя и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского.

Наиболее известны картины Федотова под названиями:

  • «Свежий кавалер» (1846);
  • «Разборчивая невеста» (1847);
  • «Всё холера виновата» (1848);
  • «Жена-модница» (1849);
  • «Завтрак аристократа» (1850);
  • «Сватовство майора» (1851);
  • «Игроки» (1852);
  • «Анкор, ещё анкор!» (1852) – последняя работа мастера, неоконченная.

Портреты сослуживцев, родных, знакомых, автопортреты дают понять глубину потенциала художника как портретиста – он был метким мастером, умеющим безошибочно найти незаметное и красноречивое.

Основные хранители работ художника – это Третьяковская галерея и музеи: Русский, Государственный исторический и Ивановский областной.

«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись

«Свежий кавалер» Федотова – занимательная живопись

Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: