Слайд 6Мадонна Дони (Святое семейство) — Микеланджело Буонарроти. 1505-1506. Дерево, масло,
темпера. Диаметр 120Данное произведение — единственная дошедшая до нас законченная
станковая картина Микеланджело (1475-1564), уделявшего основное внимание скульптуре, архитектуре и фрескам. В его монументальных росписях фигуры напоминают скульптуру, и это неслучайно: на вопрос писателя Бенедетто Варки о том, что выше — живопись или скульптура, Микеланджело ответил: «Живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу»
Так и в «Мадонне Дони» или «Тондо Дони» (тондо — круглая по форме картина или рельеф) фигуры Мадонны, Христа, святого Иосифа, святого Иоанна Крестителя и юношей на заднем плане выписаны именно рельефно, скульптурно. Впрочем, эта особенность отличала всю живописную школу Тосканы от, например, венецианской. Центральная группа напоминает скульптурную композицию: она компактна, и создается впечатление, что ее можно обойти со всех сторон и рассмотреть. В этом произведении чувствуется и мышление архитектора, настолько все изображенное устойчиво и надежно «закреплено» в пространстве.
Живопись картины напоминает монументальную, подобную тем фрескам, что Микеланджело выполнил на потолке Сикстинской капеллы в 1508-1512. Фигуры персонажей и складки драпировок «Мадонны Дони» лапидарны, то есть рассчитаны на дальний обзор. Поза Богоматери так же сложна, как и у сикстинских персонажей, словно предназначенная вторить пластике некой архитектуры. А своей пространственной композицией, уходящей в глубину, тондо похоже на расписной потолочный плафон.
И все-таки это станковая картина, о чем говорит ее колорит, складывающийся из глубоких и чистых цветов, не столь необходимых в монументальной живописи, и замкнутая композиция тондо, и живые характеры изображенных. Таким образом Микеланджело, который называл себя, в первую очередь, скульптором, доказал, что прекрасно владеет приемами станковой живописи, и проявил в этом произведении все свои таланты, как и подобало мастеру Высокого Возрождения.
Реставрация
Реставрация началась в 2002 году и была завершена в 2009 году. Методы включали использование химического растворителя, ультразвуковых кюреток и лазерного оборудования. Реставрационные работы показали, что Микеланджело писал не только фресками, но и меццо-фресками и секко . Меццо-фреска — это техника, при которой художник наносит последний тонкий слой штукатурки под картину так, чтобы пигменты краски лишь слегка проникали в штукатурку. Секко — это техника, в которой художник рисовал на сухой штукатурке и мог работать быстрее и исправлять ошибки по сравнению с другими методами.
СТАНОВЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ В ИСКУССТВЕ
В годы становления Микеланджело в искусстве Флоренции преобладал декоративный стиль. Молодой художник, не удовлетворясь им, обратил свои взоры к наследию старых флорентийских мастеров. Среди рисунков пятнадцатилетнего Микеланджело есть копии работ Джотто (1267-1337) и Мазаччо (1401-1428). Оба художника отличались мощной, строгой и чистой манерой письма. Большое влияние на Микеланджело оказали также древние римские скульптуры. Когда в 1506 году была обнаружена знаменитая скульптурная группа «Лаокоон», он одним из первых прибежал взглянуть на вернувшийся из небытия шедевр. Именно Микеланджело определил, что статуя выполнена из 2-х кусков мрамора, хотя Плиний, древнеримский писатель-эрудит, описавший в своей работе скульптурную группу Лаокоон, говорил о цельном камне.
Вместе с тем Микеланджело настойчиво изучал человеческое тело. Он не только постоянно рисовал с натуры, но и, следуя примеру Леонардо, присутствовал при анатомических вскрытиях, стремясь понять устройство тела человека.
Из этих источников сложился фигурный стиль Микеланджело. Правда, со временем художник стал меньше интересоваться внешней привлекательностью и сосредоточился на передаче душевных переживаний. Это хорошо заметно, если сравнить «Страшный суд» с росписью свода Сикстинской капеллы.
Мастерство Микеланджело было настолько высоким, что явилось эталоном для многих поколений живописцев. На протяжении столетий каждый приехавший в Рим художник, прежде всего, стремился попасть в Сикстинскую капеллу, чтобы увидеть знаменитые фрески Микеланджело. Остальные изучали их по копиям, имевшимся в каждой европейской академии живописи. Общепринятым было мнение, что невозможно научиться писать мужскую обнажённую натуру, не освоив наследие Микеланджело. Для кого-то оно стало основой для выработки собственного индивидуального стиля (таков, например, Рубенс), хотя нужно признать, что некоторым художникам и скульпторам оно не пошло на пользу — принявшись копировать микеланджеловский стиль, они так и не смогли выбраться из-под него и создать свой художественный мир.
На протяжении XVII и XVIII веков популярность Микеланджело шла на убыль. Пальму первенства у него перехватил Рафаэль, чьи основные работы также находятся в Риме. Это объясняется тем, что стиль Рафаэля, разнообразный и красочный, больше соответствовал течениям, господствовавшим в то время в европейской живописи. Однако с появлением романтизма вновь вернула себе ведущее место знаменитая «terribilita» Микеланджело, ставшая источником вдохновения для новой генерации европейских художников.
Благотворное воздействие творчества Микеланджело длится и по сей день — оно нисколько не устарело.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. «Всех больше, писал Вазари, — любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину — свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты».
Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино — итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки — итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: «Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве».
В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».
Описание[править | править код]
Деталь Много картин Караваджо были сняты с алтарей, поскольку считались непристойными или подозрительными с точки зрения теологической доктрины. Картина построена в духе театрального спектакля, где сцена разворачивается под богатой и тяжёлой красной пологом, где изображена Мадонна с младенцем, являющаяся святому Доминику, который держит в руках розарий, традиционные католические четки, и Петру-мученику справа. Святой мученик Петр, доминиканский монах, часто изображается с воткнутым в голову мечом. Известен прежде всего своей борьбой с еретиками, был убит последователями катарийской ереси, у которых было конфисковано имущество.
Дева Мария и младенец освещены источником света, который находится слева. Яркая характеристика эстетики Караваджо — именно близость к правдивости изображения персонажей, удаляясь от канонов маньеризма, выглядят, будто портреты написаны с натуры.
Караваджо уделил особое внимание изображению рук персонажей, имея в своём арсенале особый язык жестов, который позже появится на полотнах Диего Веласкеса и Жоржа де Латура. В сложной и напряжённой игре рук люди тянутся к святому Доминику, который держит чётки
Это волнение и смятение изображённое главным образом с помощью света, который определяет форму и выходит за пределы реалистичных отличительных признаков, становясь сильным экспрессивным элементом. В то время, когда люди смотрят на святого Доминика, верующий, который стоит перед алтарём, переживает воплощение божественного милосердия в земной действительности: его взгляд направлен на Христа, источник спасения — младенец Иисус находится точно по центральной оси картины — и, согласно контрреформационному понятию о добром католике, на Деву Марию и святого Доминика, благодетелей и покровителей.
Описание картины Микеланджело Буонарроти “Отделение Света от Тьмы”
Глядя на великолепные фрески Сикстинской капеллы, на ее величественные образы, нельзя уже в который раз не поразиться гениальному мастерству, многогранному таланту и непревзойденной фантазии Микеланджело Буанаротти.
Изумляют не столько сами библейские сюжеты, а их доскональное исполнение и внимание к мельчайшим деталям любой фрески, какую ни возьми. А о буйстве красок и говорить не приходится, поскольку видя все это вокруг себя на стенах и потолке капеллы, понимаешь
что художник добился того, чего хотел. А именно, что эти цвета так и тянет назвать неземными.
Могучий старец, парящий в пустом доселе пространстве, наделяет его космическими телами, создает материи и сущности, творя все это с помощью божественной энергии и высшей любви, что совсем не по нраву Хаосу, пытающемуся помешать Создателю и, естественно, терпящему поражение.
Не случайно Буанаротти представил Высший Разум в виде человека, вероятно, доказывая, что и люди способны отделять в себе свет от тьмы, создавая духовные Вселенные, полные мира, любви и понимания. У Саваофа впереди еще очень много работы – создание и отделение моря от суши, создание Ада и Рая, но начало положено, и отныне день и ночь сменяют друг друга, как солнце и луна.
Изучая работы Микеланджело, приходит осознание истинного масштаба творчества этого художника, поэта, архитектора и скульптора, которого в любом из своих произведений интересовал, в первую очередь, человек и его место в окружающем и таком сложном бытие.
Работы художника
Дельфийская сивилла
Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.
Распятие святого Петра
«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.
Святое семейство
«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.
Литература
- Гримм Г . Микель-Анджело Буонаротти. СПб., 1913—1914. Т. I;
- Губер А. А . Микеланджело. М., 1953;
- Дживелегов А . Микеланджело. М., 1957;
- Микеланджело. Жизнь. Творчество// Сост. В. Н. Гращенков; Вступ. ст. В. Н. Лазарева. М., 1964;
- Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986;
- Thode H . Michelangelo und das Ende der Renaissance. Berlin, 1902—1912. Bd. I—III; (англ.)
- Popp A . Die Medici-Kapelle Michelangelos. Munchen, 1922; (англ.)
- Tolnay L . de. Michelangelo. Vol. 1—5. Princeton, 1943—1960; (англ.)
- Weinberger M . Michelangelo the Sculptor. London; N. Y., 1967. Vol. 1—2; (англ.)
- Hartt F . Michelangelo. The complete Sculptor. N. Y., 1967; (англ.)
- Heusinger L . Michelangelo. Life and Works. Firenze, 1967; (англ.)
- Wilde J . Michelangelo. Six Lectures. Oxford, 1978. (англ.)
Обращение Апостола Павла (Савла)
1545-50. 620×670.
Капелла Паолина
Апостол Павел — «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом.
Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск от внезапного ярчайшего света с неба ослеп и, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли апостола Петра.
Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии, опроверг иудеохристианство. Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении: отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений, а также на различных требах.
Микеланджело написал в ней две пространные истории на двух больших картинах; на одной из них он написал Обращение св. Павла с парящим в воздухе Иисусом Христом и множеством обнаженных ангелов в великолепнейших поворотах; а внизу — как лежит на земле упавший с лошади, ошеломленный и напуганный Павел в окружении своих солдат, из которых одни пытаются его поднять, другие же, ошеломленные голосом и сиянием Христа, ослепленные и испуганные, убегают в различных и прекрасных положениях и движениях, а убегающая лошадь словно увлекает за собою в быстроте своего порыва всех тех, кто старается ее удержать; и вся эта история выполнена с исключительным мастерством и искусством рисунка» (Вазари).
Фреска вилы Паолина Ватикана изображает драматический момент уникального обращения Савла, жестокого гонителя Христиан. После явления ему Господа, Савл совершенно изменился, и стал столь же ревностным проповедником Христа, сыграв ведущую роль в распространении христианства за пределами Иудеи. Послания Апостола Павла разным церквям и служителям составили большую часть Нового Завета.
Здесь Микеланджело изобразил сцену обращения святого Павла. В Новом Завете рассказывается, как иудей Савл, гонитель христиан, отправился на их поиски, чтобы привести в Иерусалим и там подвергнуть наказанию. На три дня Савл ослеп и был исцелен по слову Божьему Его учеником, после чего крестился и вскоре стал апостолом Павлом.
Микеланджело изобразил момент, когда Господь проливает свет на Своего будущего последователя, и тот, ослепленный, падает с коня наземь. Земля, словно увиденная художником сверху, выглядит вздыбленной, к тому же ее поверхность слегка наклоняется влево, и кажется, что главный герой продолжает падать. Но в то же время отчаянный жест вскинутой руки намекает, что Савл готов подняться и идти к новой жизни. Люди вокруг него напуганы, кто-то убегает, кто-то закрывается щитом от слепящего небесного сияния, кто-то сдерживает вставшего на дыбы коня, кто-то бросается к упавшему. При этом все здесь словно замерло — так бывает, когда яркая вспышка света выхватывает из темноты какую-то картину. Сочетание динамики и статичности вносит в изображенное особое напряжение. Некоторые фигуры, например расположенные внизу, срезаны краем фрески, и кажется, будто происходящее продолжается за ее пределами. Кроме того, Микеланджело вводит в композицию увиденный словно из поднебесья пейзаж, что придает сцене космический масштаб.
История
Строить капеллу начали в 1537 году и точная дата начала и конца работы Микеланджело над фреской неизвестны, однако в 1550 году две фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше. Кроме фрески Распятие Святого Петра
Микеланджело написал для капеллы фреску Обращение Савла. Капелла Паолина с двумя фресками расположена вне ватиканских музеев, рядом с личными покоями Папы Римского. Капелла Паолина, в отличие от Сикстинской капеллы и собора Святого Петра, недоступна для туристов . В Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами сохранилось несколько эскизов итальянским карандашом к «Распятию апостола Петра»
После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре — Собор святого Петра, Капитолий, Палаццо Фарнезе, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Сан-Джованни-деи-Фиорентини
https://youtube.com/watch?v=AyS4LooyHrk
Работы художника
Дельфийская сивилла
Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.
Распятие святого Петра
«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.
Святое семейство
«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.
Страшный суд
Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.
10 знаковых работ Микеланджело
10. Мадонна Дони.
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Мадонна Дони
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Вакх
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Мадонна Брюгге
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека.
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
Моисей
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
4. Страшный суд.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.
Страшный суд
В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.
3. Базилика Святого Петра.
Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.
Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.
2. Сотворение Адама.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.
Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.
1. Давид.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Давид
Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.
Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.
КАРТИНЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ
Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и незаконченную картину «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы» ок. 1495 года. Её принято называть «Манчестерской Мадонной», поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. «Манчестерская Мадонна» отличается от «Тондо Дони» как своим более грубым стилем, так и тем, что написана темперой, а не маслом, вскоре её сменившим. Всё это позволяет отнести «Мадонну» к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат ещё две картины на деревянных досках, «Леда и лебедь» и «Искушение св. Антония», но они до нас дошли только в копиях.
Техника и реставрация фрески
Работы по научной реставрации фресок Микеланджело начались в 2002 году и были завершены в 2009 году. Методы включали использование химического растворителя для снятия загрязнений, ультразвуковых кюреток и лазерного оборудования. Реставрационные исследования показали, что Микеланджело писал не только чистой «буон фреской» («хорошей фреской» по сырой штукатурке), но и меццо-фреской, и альсекко (техника письма по сухой штукатурке). Меццо-фреска («полуфреска») — это техника, при которой художник пишет по слегка подсушенной, но ещё влажной основе, подготовительному слою интонако (итал. intonaco — «под тон», «под краску»), обеспечивающему хорошую кроющую способность красок, но также облегчающему работу.
Мадонна Дони
Микеланджело Буонарроти |
Мадонна Дони . ок. 1507 |
Tondo Doni |
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см |
Уффици, Флоренция |
(инв. 1456) |
«Мадонна Дони»
— единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.
Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.
Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.
Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора).
Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.
Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.
СКУЛЬПТУРА
В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Много времени он проводил на каррарских мраморных карьерах, где сам выбирал мрамор для своих будущих работ. Превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами стало очевидным уже после появления скульптурной композиции «Пьета», установленной в римском соборе св. Петра. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет.
«Пьета» была единственной подписанной работой Микеланджело — объяснение этому факту мы найдём у Джорджо Вазари. Он рассказывает о восторге, вызванном выставленной на всеобщее обозрение скульптурой. Затерявшись в толпе восхищённых зрителей, Микеланджело однажды подслушал, как двое миланцев клялись и божились, что такую великолепную скульптуру мог изваять только их земляк. Тогда ночью Микеланджело тайно прокрался в собор с лампой и резцами и высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Мекеланджело Буонарроти, флорентиец». На склоне лет Микеланджело ещё раз обратился к этому сюжету. В его композиции «Снятие с креста» (другие встречающиеся названия: «Пьета Бандини», «Положение во гроб», ок. 1550-1555 годов присутствует фигура Иосифа Аримафейского, которую считают скульптурным автопортретом Микеланджело.
Описание картины Микеланджело Буанарроти «Обращение Савла»
Предпоследней работой легендарного художника и архитектора Микеланджело стала «Обращение Савла». Картина выполнена в качестве фрески для одного из монастырей. Она состоит из двух частей.
Первая часть показывает Иисуса Христа, направляющего праведный огонь на отряд Савла. Он окружен полуобнаженными ангелами, которые либо рассматривают его действие, либо удаляются по поручениям. Некоторые из них имеют на теле алые плащи, другие – зеленые и бирюзовые платья.
Вторая часть картины отображает небольшой отряд, посреди которого лежит сам Савл. Удар Иисуса выбивает его из седла, и он падает на землю. Его воины разбредаются кто куда. Некоторые пытаются ему помочь.
Савл – известный гонитель христиан. Его цель была заключена в сборе мощного отряда, который выгонит всех христиан со своей земли. Савл был беспощаден, и уничтожал целые поселения праведных людей. Но однажды, в одном из своих походов он получил сокрушительный удар по голове. Поблизости не было никого. Но после он понял, что происходит, так как сверху раздался голос Иисуса.
На картине мы видим удивленного Савла, устремившего свой взор ввысь. На него с небес смотрит Иисус, по бокам которого находятся ангелы. Лицо Иисуса выражает гнев, а движения направлены на полное уничтожение отряда. Но все-таки, он дает Савлу шанс.
Отряд Савла разбредается кто куда. По удивленным лицам, изображенными Микеланджело, кажется, что они не понимают, что происходит. Один из верных воинов Савла схватил щит и направил его вверх, дабы прикрыть своего командира. Какая-то часть отряда спасается бегством. Не оборачиваясь, они бегут в сторону от происходящего.
Справа видно, как убегает лошадь Савла, которую пытаются остановить его воины. Но у них ничего не выходит, и лошадь лишь раскидывает людей в разные стороны.
Описание картины Микеланджело Буанарроти «Эритрейская сивилла»
Пятая сивилла – это Эритрея. По-другому ее называли Герофила. Ее родителями были Лами и Апполон. Она не раз упоминается в книгах Моисея. Эта сивилла предсказала грекам Троянскую войну, что город Троя будет захвачен, судьбу Энея, известного основателя Рима, будущее его потомков и пришествие Христа.
Называется свила Эритреей, потому что она родилась в селении Эритрон. У нее было много имен, все ее называли по-разному: Сицилийской, Сардинской, Гергифой, Родосской, Ливийской, Левкадской и даже Самией. Существовала она за 483 года до того как взяли Трою. Она прожила более 1000 лет.
В своем творчестве Микеланджело удалось максимально точно передать образ этой цветущей и уравновешенной особы. Опирался он на всем известные факты о сивилле. Например, было известно, что она писала различные книги и пророчества о Боге, Сыне Божием, о Спасителе, о движение человеческих членов.
Также она сочинила много пророческих гимнов, стихов и изобрела инструмент треугольной формы, похожий на арфу. Не зря на своем фреске Микеланджело изобразил Эритрийскую сивиллу, перелистывающую страницы древнейшей книги, в таком ракурсе, чтобы любой смог заметить ее красоту, обворожительный взгляд и силу ее телосложения.
Историк Джорджо Вазари описал ее следующими словами: «. свою книгу сивилла держит подальше от себя и, положив ногу на ногу, собирается перелистнуть еще одну страницу, при этом она сосредоточенно обдумывает, о чем же написать дальше, в тот момент, когда стоящий позади нее пути разводит огонь, чтобы зажечь светильник. Фигура этой красавицы необычайна и по выражению лица, и по одежде; и по прическе; таковы же и ее обнаженные руки».