Анализ романа «дубровский» пушкина: суть, смысл, идея, темы, проблемы

Возвращение в Советский Союз

Оперативные дела пребывавших в течение двух десятилетий в Америке Коненковых не рассекречены, но по многим фактам из жизни супругов за границей понятно, что миссия у них была, по крайней мере у Маргариты. По распоряжению Сталина, в 1945 году за ними в Америку был отправлен зафрахтованный пароход для перевозки в Россию всех работ и имущества Коненкова. В Москве они с женой получили квартиру и большую мастерскую на улице Горького. По приезде скульптор был удостоен звания Народного художника СССР.

Последние годы жизни Коненков посвятил монументальным композициям и восстановлению своей выпускной работы «Самсон». Последняя выставка работ Коненкова прошла в 1965 году в Москве. Умер Сергей Коненков в 1971 году. В 1974 году к столетию со дня рождения был открыт музей скульптора Коненкова, включающий в свою экспозицию мастерскую и комнаты второго этажа. В настоящее время в залах музея выставляют свои работы молодые скульпторы и художники.

Место скульптора в послереволюционной России

Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но «специалисты» от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает «Ва­тагу Стеньки Разина».

В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.

Волшебная скульптура С.Т.Конёнкова — Самый загадочный блогер России

Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.

01. ПаганиниС. Т. Коненков был непосредственным участником первой русской революции 1905 года и в своих произведениях, таких как «Камнебоец», «Нике», «Славянин», воплотил свою высокую мечту о свободном человеке. Тогда же он создал удивительно поэтичные произведения, навеянные русскими сказками, былинами, народными преданиями, проникновенные и исполненные гармонии женские образы. С.Т.Коненков выполнил мемориальную доску памяти павших героев революции, установленную на Красной площади. На ее открытии в 1918 году выступил с речью В. И. Ленин.

02. Портрет М.И.Конёнковой

03. «Магнолия»

Вся мебель гарнитура Конёнкова представляет собой прежде всего сказочные образы: кресло в виде лебедя, грациозно согнувшего шею; столик с сидящей на ней белочкой; удав, свернувший гибкое тело кольцами и ставший креслом.

04.

05. Кресло С.Т.Конёнкова

06.

Являясь выдающимся портретистом, С. Т. Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности — «Марфинька», «Ниночка», «Русская красавица», «Девушка в венке» и многие другие. С.Т. Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально — драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева «Рунопевец» в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.

07. Портрет А.С.Пушкина

08. А.Эйнштейн

09. С.В.Рахманинов

10. «Весь мир насилья мы разрушим»

11. Тесная дружба связывала С.Т.Конёнкова с писателем Михаилом Пришвиным. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник «Птица Сирин». «Птица Сирин в древней русской мифологии — птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье», — так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника. Один из его вариантов находится в экспозиции музея.

12.

13. Христос

14. Портет С.Н.Базальянц

15. Символическая композиция

16. Эскиз к оформлению Музыкально — драматического театра в Петрозаводске

17. М.И.Конёнкова

18. «Лесной старичок»

19. Н.В.Гоголь

20. «Юность»

21. «Балерина»

22. Христос

23. Альберт Эйнштейн

24. Женщина в руссом сарафане (Портрет певицы Н.В.Плевицкой)

25.

Постоянная выставка С.Т.Конёнкова проходит в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова

Адрес: Тверская, 17Цена: 40 р., фотографирование — 10 р. Плюс вам дадут бесплатно совершенно замечательную брошюру о творчестве С.Т.Конёнкова

«Роден-невозвращенец».

Портрет Сергея Коненкова.

Однако принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции. Некоторые писатели, поэты, художники считали мастерскую Коненкова своим вторым домом и частенько захаживали туда. И это продолжалось до тех пор, пока скульптор вполне легально не выехал в 1923 году в Америку. Именно в декабре того года была организована в США выставка работ русских художников и скульпторов.

Мебель

По окончанию выставки Коненков с женой в Россию не вернулись, оставшись в Америке на 20 с лишним лет. К его прозвищу «Роден» теперь уже приклеилось хлесткое «невозвращенец». Успокаивало лишь одно – Советскую власть скульптор не клеймил за океаном, как другие бежавшие отщепенцы.

Сергей Коненков среди своих работ.

Жизнь в Америке сделала его модным скульптором, заказов было предостаточно, чтобы не бедствовать. Там художник по-прежнему вел богемный образ жизни. Хотя многие считали Коненкова чудаком, скупавшим пни, которые потом перевоплощал в сказочных героев и эксклюзивную мебель. Это были кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками. И, казалось, что такие гарнитуры создавала сама природа.

Маргарита Коненкова.

В элитной мастерской скульптора снова было людно, только теперь уже здесь собирался цвет русской эмиграции и представители от науки. Нужно заметить, что многие были очарованы молодой супругой художника, которая была моложе его на 22 года. В Маргариту были влюблены и Шаляпин, и Рахманинов и немало других.

Бюст Альберта Энштейна. Скульптор: Сергей Коненков.

Как-то в средине 30-х от Принстонского университета поступил заказ Коненкову на создание бюста знаменитого ученого физика-атомщика Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования и состоялось знакомство ученого с женой скульптора. Какая-то невероятная сила притянула взгляды Маргариты и Альберта и, как тогда казалось, зажгла искру любви. Позже об их взаимоотношениях немало лет ходили слухи. Марго стала музой ученого, а через время и любовницей.

Но, что было удивительно больше всего, Коненков, за спиной которого буквально кипели страсти, довольно спокойно относился к увлечению своей молодой жены. И что было не менее поразительным в этой истории, так это то, что после Великой Победы 1945-го Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный». Для того, чтобы переправить в Союз скульптора, все его работы, вещи и даже сказочную мебель из пней.

Сергей Коненков.

Интрига продолжалась… И то, что случилось дальше, не менее было удивительным, нежели предыдущие события. Чете Коненковых власти выделили жилье недалеко от Кремля с огромной мастерской, где скульптор мог создавать большие проекты.Неслыханная щедрость Сталина, поразила всех, даже его приближенных. Ведь за перебежчиками могли по тем временам отправить только ликвидационную бригаду, но никак не пароход, чтобы с почестями ввезти в страну.

Приоткрывая завесу тайны

Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения.

Маргарита Коненкова.

«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура… Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгеймера.»

Маргарита Коненкова и Альберт Энштейн.

Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» – атомной бомбы. И то, почему Сергей Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.

Литература

  • Коненков С. Т. Избранные произведения : альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1956.
  • Коненков С. Т. [альбом / сост. Г. И. Чугунов; авт. текста на иностр. яз. И. М. Шмидт]. – Л.: Художники РСФСР, 1978. – 164 с. : ил. – (Текст на русском, английском, французском, немецком языках).
  • Коненков С. Т. буклет. – М.: Советский художник, 1952. – 1 разверн. лист.
  • Коненков С. Т. Воспоминания. Статьи. Письма. В 2-х кн. / сост. и авт. коммент. Ю. А. Бычков. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 190 с. : ил.
  • Коненков С. Т. О жизни и о себе : из книги «Мой век» / С. Т. Коненков; худож. Г. Свидченко. – М.: Детская литература, 1984. – 190 с. : ил.
  • Коненков С. Т. Слово к молодым / С. Т. Коненков. – М.: Молодая гвардия, 1958. – 120 с. : ил.
  • Коненков С. Т. Земля и люди / С. Т. Коненков. – Изд. 2-е. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 207 с. : ил.
  • Коненков С. Т. Мой век : воспоминания / С. Т. Коненков; лит. запись Ю. А. Бычкова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 383 с. : ил.
  • Анисимов, Г. Жизнь равная веку / Анисимов, Г. Незаконченные биографии / Г. Анисимов. – М., 1988. – С. 7–56.
  • Банковский, Н. К 100-летию со дня рождения С. Т. Конёнкова : хроникальные заметки / Н. Банковский // Советская скульптура. 74. – М., 1976. – С. 263–265.
  • Белогорцев, И. Д. Старейший русский ваятель: к 80-летию С. Т. Коненкова / И. Д. Белогорцев // Смоленский альманах. – 1953. – № 12. – С. 227–240.
  • Бычков, Ю. А. Коненков / Ю. А. Бычков. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 315 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
  • Десятников, В. А. С. Т. Коненков : к 100-летию со дня рождения / В. А. Десятников, Ю. А. Бычков. – М.: Знание, 1973. – 32 с. : ил.
  • Каменский, А. А. С. Т. Коненков / А. А. Каменский. – М.: Искусство, 1975. – 223 с. : ил.
  • Коненков С. Т. Мемориальный музей-мастерская : путеводитель. – М.: Советский художник, 1986. – 56 с.
  • Кулакова, Л. В гостях у скульптора – земляка / Л. Кулакова // Литературный Смоленск. – Смоленск, 1956. – № 15. – С. 361–362.
  • Машуровский, Д. И. Скульптор Сергей Коненков / Д. И. Машуровский. – М.: Знание, 1961. – 30 с. : ил.
  • Осокин, В. Н. Волшебный резец : С. Т. Коненков в Москве / В. Н. Осокин. – М.: Московский рабочий, 1980. – 176 с. : ил.

Загадки продолжаются

Однако и здесь было не все так просто. Ведь в те годы человеческие жизни были обесценены. И немало разведчиков работающих в «Атомном проекте», возвращаясь в Союз, попадали прямиком … в тюрьмы. Или сразу же ставились к стенке. И теперь уж совсем непонятно за, что была оказана такая честь именно Маргарите Коненковой? И почему сам Иосиф Виссарионович лично был заинтересован в Коненковых? Ведь разведкой-то занимался Берия.

Скульптуры Сергея Коненкова.

Свет на это «почему» проливают архивные письма Коненкова к Сталину из Америки, которые скульптор начал писать «отцу всех народов» перед самой войной. Сергей Тимофеевич Коненков, живя в США, не только создавал свои скульптуры, да жене-разведчице содействовал. Он еще увлекался теософией и занимался пророчеством. Еще в 30-х с большим рвением ударился в изучение библейских писаний, древних трактатов астрономов и теологов. Особенно Коненков заинтересовался «Апокалипсисом», самой загадочной книгой Нового завета, пророчащей конец света. Ее-то и пытался расшифровать скульптор всю свою последующую жизнь.

По его подсчетам, согласно всем источникам, получалось, что конец света начался еще в 1874 году. И так как это процесс, сильно растянутый во времени, его конечная точка так и не была обнародована скульптором. К слову, в свое время Исаак Ньютон конечной точкой назвал 2060 год.

Фантастические картины-шифровки Сергея Коненкова из цикла «КОСМОГОНИЯ».

А тогда в конце 30-х Коненков забросил все свои работы начал рисовать странные космические картины, которые не расшифрованы и по сей день. На карты звездного неба он накладывал карты земли и видел, то что не смог увидеть никто другой. Позже свои пророчества-предупреждения Коненков посылал в Москву Сталину, прикладывая к ним загадочные карты и фотографии. В этих письмах он пророчил большую войну, несмотря на подписанный договор о мире, и умолял чтобы все готовились к неизбежному. Предрек он Сталину и победу над Германией.

И скорее всего этот неожиданно открывшийся дар был причиной тому, что Сталин проявил личный интерес к семье Коненковых. Дал пророку сталинскую премию, удостоил званий, обеспечил всем необходимым и поселил возле Кремля, чтобы был под присмотром.

Скульптуры Сергея Коненкова.

И, что удивительно, себе Сергей Тимофеевич напророчил 100 лет жизни. И прожил бы их, если б не роковая поездка в санаторий, где по-недосмотру персонала подхватил воспаление легких. Два с половиной года не дожил до 100-летнего юбилея скульптор Коненков. Он скончался в 1971 году, на девять лет своего супруга пережила Маргарита Коненкова. Ей было 85.

В продолжении темы о сталинских временах рассказ об его любимом художникеАлександре Герасимове, который втайне писал картины в жанре «ню».

Личная жизнь

Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.

С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.

Манера выполнения работы

Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова — статуя «Самсон», в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние «Самсон», дабы не будоражить им умы студентов.

Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.

Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова «Женский торс» и «Сон».

Биография

Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля – по новому). Местом его рождения стала деревня Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.

По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергей Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергей Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.

В дальнейшем Коненков Сергей Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.

Далее Сергей Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.

Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергей Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» – вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.

Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергей Тимофеевич в Москве. Место захоронения – Новодевичье кладбище.

Творчество Сергея Тимофеевича Конёнкова

«Камнебоец» (бронза 1898)

«Самсон, разрывающий узы», дипломная работа (1902).

«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» (1905).

«Атеист» (песчаник 1906)

«Нике» (мрамор 1906)

«Славянин» (мрамор 1906)

«Паганини» (бронза 1906)

«Коленопреклоненная» (мрамор 1907).

«Крестьянская девушка «Пастушка Настя» (мрамор 1907).

«Ко­ле­но­пре­кло­нён­ная» (1907 год, ГТГ).

«Лада» (мрамор 1909).

«Старенький старичок» (1909). 

«Ве­ли­ко­сил» (1909 год, Ху­дож. му­зей, Горький).

«Ста­ри­чок-по­ле­ви­чок» (1910 год, ГТГ Москва).

«Стрибог», (1910).

«Голова» (мрамор 1911).

«Гречанка» (мрамор 1912).

«Эос» (мрамор 1912).

«Ко­ра» (мрамор 1912 год, ГРМ).

«Автопортрет» (мрамор 1913).

«Крылатая» (1913).

«Сон» (мрамор 1913).

«Женский торс» (мрамор 1913).

«Девушка с закинутыми руками» (дерево 1914).

«Жар-птица» (1915).

«Матрос с крейсера «Громобой» (мрамор 1915).

«Автопортрет» (камень 1916).

«На коленях» (дерево 1916).

«Слеза» (мрамор 1916).

«Раненая» (1916).

«Русалочка» (мрамор 1915).

«Дядя Григорий» (дерево 1916).

«Вакх» (1916 год, Ме­мо­ри­аль­ный му­зей-мас­тер­ская С.Т. Конёнкова, Мо­ск­ва)

«Ве­щая ста­руш­ка» (1916 год, Ху­дожественный му­зей Бе­ло­рус­сии, Минск),

«Юная» (мрамор 1916).

«Девушка в венке» (дерево 1917).

«Заря» (мрамор 1917).

«Купальщица» (дерево 1917).

«Ле­со­вик» (1917 год, Му­зей ис­кусств Ка­зССР, Ал­ма-Ата).

«Михрюша» (Цемент 1918).

«Нищая братия» (1918).

«Кариатида» (дерево 1918)

«Пав­шим в борьбе за мир и брат­ст­во на­ро­дов» (Цемент 1918).

«Пробуждение» (дерево 1918)

«Пав­шим за мир и брат­ст­во на­ро­дов» для Се­нат­ской баш­ни Моск. Крем­ля (де­ре­во, 1919 год; — ГРМ).

«Сте­пан Ра­зин со сво­ей дру­жи­ной» для Крас­ной пл. (де­ре­во, 1919 год; — ГРМ).

«Текстильщица» (дерево 1923)

«Счастливый странник» (дерево 1924).

«Танец» (дерево 1924).

«Демон Паганини» (дерево 1925).

«Космос» (дерево 1928).

«Юная скрипачка» (гипс 1929)

Кресло «С.Т. Конёнкова» (дерево 1935).

«Сова» (дерево 1935).

Кресло «Лебедь» (дерево 1938).

«Старушка» (дерево 1938).

А. Эйн­штей­на (брон­за, 1936-1938 годы, Прин­стон­ский университет),

А. Тос­ка­ни­ни (де­ре­во, 1941-1942 годы, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк)

«Мы — ельнинские» (дерево 1942).

«Ос­во­бо­ж­дён­ный че­ло­век», (1947 год, ГРМ).

«Сам­сон», (1947 год, ГРМ).

«Ниночка» (мрамор 1951).

«Сократ» (мрамор 1953).

«Автопортрет» (мрамор 1954).

«Рунопевец» (дерево 1954).

«Наташа» (мрамор 1954).

«Юность» (мрамор 1955).

«Эльбрус и Арарат» (мрамор, камень 1966).

Сергей Конёнков — автор портретов:

  • «Марфинька» (мрамор 1950)
  • «Ниночка»
  • И. С. Баха
  • Н. Паганини
  • И. С. Тургенева, 
  • В. В. Маяковского, 
  • К. Э. Циолковского, 
  • Н. Д. Зелинского,
  • А.П. Чехов (мрамор 1908)
  • Г.В. Ромашков (бронза 1909)
  • М.Д. Карпова (мрамор 1911)
  • С.И. Ловкий (мрамор 1912)
  • М.И. Конёнкова (дерево 1918)
  • М.И. Конёнкова (дерево 1922)
  • Н.В. Плевицкая (гипс 1925)
  • С.В. Рахманинов (гипс 1925)
  • М. Гардинер-Боттинджер (мрамор 1927)
  • Профессор Ногуччи (гипс 1927)
  • А.М. Горький (бронза 1928)
  • И. Серра-Каприола (гипс 1929)
  • А. Клэр (мрамор 1930)
  • Ф.М. Достоевский (бронза 1933)
  • Н.И. Фешин (гипс 1934)
  • А.С. Пушкин (гипс 1937)
  • Профессор Дюбуа (гипс 1937)
  • В.В. Маяковский (гипс 1947)
  • И.В. Зуев (старейший колхозник деревни Караковичи (гипс 1949))
  • В.В. Вишневский (мрамор 1951)
  • А.И. Герцен (дерево 1951).
  • Н.Д. Зелинский (мрамор 1952)
  • М.Г. Мусоргский (1953).
  • Н.В. Плевицкая (мрамор 1953)
  • Ч. Дарвин (мрамор 1954)
  • Ф.М. Достоевский (отлив 1955)
  • Н.А. Пешкова (мрамор 1957)
  • М.Е. Салтыков-Щедрин (дерево 1959).
  • Н.В. Гоголь (мрамор 1960).
  • М.Е. Пятницкий (мрамор 1960).
  • Г.С. Уланова (мрамор 1960).
  • С.Д. Эрьзя (мрамор 1960).
  • Н.А. Ярошенко (гипс 1961)
  • А.В. Луначарский (гипс 1966)
  • Н. Островский (гипс 1966)

Памятников: 

  • А. С. Пушкину, 
  • Л. Н. Толстому, 
  • В. И. Сурикову,
  • А.В. Виш­нев­ско­му, (брон­за, 1950)
  • В.Ф.Снегиреву
  • М.Н. Ер­мо­ло­вой, (мра­мор, 1955)

А. Эйнштейн (гипс 1938)

А. Тосканини (дерево 1942).

В.И. Ленин выступает на Красной площади в 1918 году (дерево 1947).

Ф.М. Достоевский на каторге (гипс 1956).

Л.Н. Толстой (дерево 1957).

Барельефы:

«Пиршество» (1910)

Фронтоны:

Музыкально-драматический театр в Петрозаводске (гипс 1954)

Надгробия 

М. М. Пришвину.

Жизнь в Америке

Уехав в Америку с выставкой, Сергей Коненков не вернулся на Родину. Он не ругал советскую власть, а задержку в Америке объяснял загруженностью огромным количеством заказов и тем, что не успел вовремя подать документы на оформление выезда. Шли недели и годы, а Коненков продолжал работать за границей. Маргарита, жена Коненкова, сделала мужа за границей популярным портретистом. Она обеспечивала ему дорогие заказы и бесконечные выставки.

В 1933 году по заказу дирекции Института передовых технологий Принстона скульптор Коненков выполняет портрет Альберта Эйнштейна. В это время жена Коненкова сблизилась с Эйнштейном, и если бы в 1945 году чета Коненковых не вернулась в СССР, возможно, она бы ушла к известному физику. О жизни за границей Коненков даже в своих мемуарах упоминает мельком. Остается догадываться, почему.

Из биографии скульптора

Коненков Сергей родился 28 июня 1874 года в крестьянской, но не бедной семье, детство прошло в деревне Караковичи. Мама Сергея умерла, когда ему было четыре года. Ребенка забрал к себе его родной дядя. Учиться рисовать маленький Сергей начал у заезжего иконописца. Талантливый ученик рисовал иконы для всей деревни. В красных углах каждого дома висели иконы его работы. Дядя, видя работы своего племянника, отправляет его учиться в гимназию, находившуюся в уездном Рославле. Во время учебы он жил у дядиных знакомых, помещиков Смирновых. С отличием окончив гимназию, Сергей Коненков успешно сдает экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачисляют его на скульптурное отделение. Чтобы иметь средства на жизнь и пропитание, будущий скульптор Коненков берет заказы, оформляя фасады домов и магазинов.

Заканчивая учебу в Московском училище, Сергей Коненков выполняет выпускную работу — скульптуру «Камнебоец», за которую получил малую золотую медаль и стипендию имени П. Третьякова. Благодаря ей Сергей Коненков мог ездить в течение года за границу, чтобы знакомиться с работами мастеров Возрождения и работать в мастерских известных в то время скульпторов. Во Франции в мастерской О. Родена Коненкова покоряет экспрессивная и модернистская лепка скульптора.

Иллюстрации. Коненков

Семья Коненковых. Крайний справа Андрей Терентьевич Коненков, рядом с ним — отец скульптора Тимофей Терентьевич. Между ними, сверху, — гимназист Сергей Коненков. Лето 1890 г.

Дом Коненковых в деревне Караковичи. Рисунок С. Т. Коненкова. 1892 г.

«Кони… Конята… Коненковы…» Рисунок цветными карандашами С. Т. Коненкова. 50-е годы.

Егорыч-пасечник. 1907 г.

Портрет отца. Дерево. 1900 г.

«Дядя Захар Терентьевич». Рис. 1897 г.

«Татьяна Максимовна». Рис. 1897 г.

Сергей Коненков — гимназист.

Рославль. Петропавловская улица.

Кариатиды на доме чаеторговца Перлова. 1895 г.

Москва. Лубянская площадь. 90-е годы.

«Камнебоец». Бронза. 1898 г.

С. Т. Коненков. 1901 г.

Петербургская академия художеств.

«Самсон, разрывающий узы». Гипс. 1902 г.

«Рабочий-боевик Иван Чуркин». Камень. 1906 г.

«Атеист»». Камень. 1906 г.

Т. Я. Коняева. 1907 г.

«Нике». Мрамор. 1905–1906 гг.

«Лада». Мрамор 1910 г.

«Сова-ведьма». Дерево. 1908 г.

«Вакханка» и «Вакх». Гипс. 1906 г.

«Пиршество». Барельеф. Фрагмент. Дерево. 1910–1911 гг.

«Иоганн Себастьян Бах». Мрамор. 1910 г.

«Паганини». Мрамор. 1908 г.

Автопортрет. Камень. 1916 г.

Автопортрет. Мрамор. 1912 г.

Афины. Акрополь.

«Гречанка (Фани Свешникова)». Мрамор. 1912 г.

«Юноша». Бронза. 1907 г.

«Кора» Мрамор. 1912.

«Девушка с поднятыми руками». Дерево. 1914 г.

Мастерская на Пресне.

Накануне первой выставки скульптур С. Т. Коненкова в пресненской мастерской. Декабрь 1916 г.

Портрет Маргариты Воронцовой (М. И. Коненкова). Дерево. 1918 г.

«Нищая братия». Дерево. 1916–1917 гг.

С. Т. Коненков и Маргарита Воронцова. 1918 г.

Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой. Дерево. 1916 г.

«Степан Разин». Дерево. 1918–1919 гг.

С. Т. Коненков у памятника С. Т. Разину. Красная площадь. Май 1919 г.

Мемориальная доска павшим в борьбе за мир и братство народов. Установлена в 1918 году на Сенатской башне Кремля.

Сергей Есенин». Дерево. 1921 г.

«Дядя Григорий». Дерево 1916 г.

С. Т. Коненков. 7 ноября 1918 года.

«Мы — ельнинские». Дерево. 1941–1942 гг.

В нью-йоркской мастерской.

Обложка каталога выставки С. Т. Коненкова в Риме.

А. М. Горький позирует скульптору Коненкову. Сорренто. 1928 г.

«Женщина в русском сарафане». Портрет певицы Н. В. Плевицкой. Мрамор 1925 г.

«Иван Петрович Павлов». Мрамор. 1930 г.

Б. Д. Григорьев. Портрет Коненкова. 1933 г.

«Шаляпин». Мрамор. 1952 г.

«Рахманинов». Бронза. 1925 г.

«Ф. М. Достоевский». Бронза. 1933 г.

«В. И. Ленин». Бронза. 1962 г.

«Марфинька». Мрамор. 1950 г.

Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева. Бронза. 1947 г.

В мастерской за рубкой мрамора…

На конгрессе защитников мира.

Работа над скульптурным оформлением Петрозаводского музыкально-драматического театра.

Скульптурное украшение института имени В. И. Вернадского.

На строительстве Петрозаводского театра.

«Л. Н. Толстой». Бронза. 1959 г.

С. Т. Коненков и П. П. Кончаловский.

«С Д. Эрьзя». Мрамор. 1961–1962 гг.

С. Т. Коненков и М. С. Сарьян.

«Николай Островский». Мрамор. 1968 г.

У мраморного изваяния Никоса Белояниса. 26 июня 1952 г.

«Мусоргский». Мрамор. 1953 г.

С. Т. Коненков за работой.

В мастерской на Тверском бульваре.

Канев. В музее Т. Г. Шевченко. 1965 г.

Отдых в пути. С. Т. Коненков и М. И. Коненкова.

Родные просторы. Над Десной.

«Колхозница». Дерево. 1954 г.

С. Т. Коненкова встречают земляки-смоляне. Слева — сын Кирилл Сергеевич. 1969 г.

«А. С. Пушкин». Гипс. 1937 г.

Михайловское. С. Т. Коненков и директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко.

Автопортрет. Мрамор. 1954 г.

В гостях у Сергея Тимофеевича.

С. Т. Коненков в день девяностолетия. 1964 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: