Титан Возрождения
В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.
Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.
В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.
В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.
Игнуди
Один из Игнудов третьей бухты.
Сцена вставлена в одно из самых маленьких мест хранилища, обрамленное архитектурными орнаментами, обращенными к двум парам Игнуди и двум медальонам. Ignudi сидят на плинтусах , которые, в отличие от верхней рамы SEERs троны ‘ , не укороченных на дне, после криволинейной компоновки хранилища.
Поддерживающие гирлянды с дубовыми листьями намекают на герб Делла Ровере . Ленты поддерживают медальоны, имитирующие бронзу, с использованием охры и сиены для полутонов, черной темперы для теней и чистого золота для бликов, нанесенных сухим способом с использованием протравы на основе натуральной смолы. Они представляют собой библейские сцены, в частности Разрушение симулякра бога Ваала и Убийство Урии (диаметром около 135 см каждая).
Ignudi может быть ангельскими фигурами. Эти две пары упрощены по сравнению с парами в первом отсеке возле парадной двери, с менее строгими эффектами симметрии: если ноги часто симметричны, туловище на этот раз обращено вперед и назад, согласно схеме контрапоста . Это ясно видно в паре слева, над эритрейской сивиллой : они держат ленту медальона обеими правыми руками, одна на переднем плане, другая сзади, в то время как другая пара в вышеприведенном Исайе более разнообразна: один из молодых людей протягивает руку на переднем плане, другой накидывает ее на голову.
Своды Сикстинской капеллы
На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Ветхого Завета. Первый сюжет – «Отделение света от тьмы», последний – «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».
По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.
Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.
Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко дню Всех Святых в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.
Своды Сикстинской капеллы
На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Ветхого Завета. Первый сюжет – «Отделение света от тьмы», последний – «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».
По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.
Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.
Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко дню Всех Святых в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.
Описание[ | ]
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод:
Деталь «Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Сикстинская капелла
Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.
Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.
Потолок Сикстинской капеллы
Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.
Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:
Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»
Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512
Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».
Но вы также должны осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.
Фреска Микеланджело «Страшный Суд»
Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.
Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».
Микеланджело «Страшный суд», 1536-1541
Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.
На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса
Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс. С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством
Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке
С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.
Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.
Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.
Пол Сикстинской капеллы
Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок
Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках
Здесь я рассказал про основные особенности капеллы. Если вы хотите узнать о ней подробнее, то переходите на полную статью про Сикстинскую капеллу.
Игнуди
Один из Игнудов первой бухты.
Сцена вставлена в одно из меньших полей хранилища, обрамленное архитектурным орнаментом, с двумя парами Игнуди, обращенными друг к другу, и двумя медальонами. Ignudi сидят на подошвах , которые, в отличие от верхней рамы SEERs троны ‘ , не укороченных на дне, после криволинейной тенденции свода.
Поддерживающие фестоны с дубовыми листьями намекают на герб Делла Ровере . Ленты поддерживают медальоны, имитирующие бронзу, с использованием охры и сиены для средних тонов, черной темперы для теней и чистого золота для бликов, нанесенных сухим способом с помощью протравы на основе натуральной смолы. На них изображены библейские сцены, в том числе Бидар, бросающий тело павшего царя Иорама в виноградник Набат и Убийство Авнера (диаметр около 135 см каждая).
Ignudi может быть ангельскими фигурами. В этих первых двух парах, вероятно, первой, которую нарисовал Микеланджело, используется симметричная схема, наверняка из того же перевернутого картона. Одна из тех, что возвышается над Дельфийской Сивиллой , теперь почти потеряна, за исключением головы, плеча и конечной части ног, из-за обрушения гипса, которое произошло в 1797 году, когда взорвался пороховой склад замка Сен-Анж . Его лицо, однако, как известно , через гравюры XVI — го века, который подтверждает , что тело является зеркалом , что его компаньон. У них передняя часть туловища повернута к зрителю, но наклонена под углом, руки расставлены свободно, головы слегка наклонены на три четверти; ноги согнуты с ярко выраженным контуром колен снаружи.
Два Игнуди над Джоэлом сидят в профиль, одна нога согнута на переднем плане, а спина повернута к зрителю в изгибе; одна рука опирается на постамент, на котором они сидят, а соответствующее плечо обращено к зрителю.
По сравнению с Ignudi следующих пролетов, они имеют светотени более светлых тонов, что придает им определенную твердость. Однако неоспоримая физическая и анатомическая красота присуща всей серии.
Анализ
Микеланджело обогатил довольно прозаическое описание Бытия (8,20) деталями. За подробностями ритуала он мог сослаться на третью книгу Пятикнижия (Лев, Кун , 1975). Древние исследования видят формальное вдохновение в представлениях об одном и том же предмете, данных Паоло Уччелло и Якопо делла Кверчия ( Эрнесто Штайнманн , 1905; Шарль де Толне ; Сальвини, 1965). Это также относится к фигуре Алтеи на саркофаге Мелеагра, сохранившейся сегодня на вилле Альбани , которая, вероятно, служила образцом для позиции и жеста второстепенной фигуры, помещенной слева от Ноя ( Эрнст Гомбрих , 1937; Гарри Бобер / Рубинштейн, 1986).
В Библии жертва Ноя была принесена только после Потопа, поэтому это может быть другая сцена, чем общепринятая.
Особенности росписи
Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии – души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.
Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.
До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
О чем говорит эта картина? «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти
«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.
«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ» Марина Хайкина, искусствовед: «Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку. Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу. Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники – соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».
«МЫ РОЖДАЕМСЯ В МОМЕНТ РАССТАВАНИЯ» Андрей Россохин, психоаналитик: «Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение. Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка – младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине. И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон – и как Адам, и как Творец. Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.
Фрески Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла в Ватикану украшена от пола до потолка великолепными фресками, которые повeствуют о жизни Моисея и Xриста. Они были написаны в 1481—1483 гoдаx xyдoжниками Боттичелли, Пинтуриккьо, Дoмeнико Гирландайо и Козимо Росселли. Haд библeйскими сцeнами pacпoлoжeно 24 портpета римскиx пап рaннeго пeриода xpиcтианства, погибшиx мучeничeской смeртью.
Жизнь Моисeя изoбpaжeна нa южной и вocточной стeнаx, жизнь Иисуса Xриста — нa вocточной и сeвepной. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.
Цикл фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле
«Жизнь Моисeя», нaчинaя c южной стeны, соcтoит из слeдующиx фрeсок: «Путeшecтвиe Моисeя в Eгипeт» А1 (Пeруджино), «Сцeны из жизни Моисeя» А2 (Боттичeлли), «Пeрexод чeрeз Красноe морe» А3 (Россeлли), «Получeниe Моисeeм скрижалeй» А4 (Россeлли), «Наказаниe Корeя, Дафана и Авирона» А5 (Боттичелли), «Завeщаниe Моисея» А6 (Лука Синьорелли), «Спор y тeла Моисeя» А7 (вocточная стeна, Маттeо да Лeччe).
Цикл фресок «Жизнь Иисуса Христа»
Цикл «Жизнь Иисуса Xриста» соcтoит из «Воскрeсeния Xриста» А8 (вocточная стeна, Ариго Паллудано), «Тайной вeчeри» А9 (Россeлли), «Вручeния ключeй Пeтру» А10 (Пeруджино), «Нагорной проповeди» А11 (Россeлли), «Призвания пepвыx апостолов» А12 (Гирландайо), «Искушeния Иисуса» А13 (Боттичeлли) и «Крeщeния Иисуса» А14 (Пeруджино).
Особенности росписи
Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии – души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.
Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.
До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.
Сообщение о фреске Отделение света от тьмы . Микеланджело
Искусство Италии 16-го векаОтделение света от тьмы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным. Неизвестно, какой общей идейной программой связано содержание композиций, расположенных посредине свода; до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии; темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Но было бы ошибкой, исходя из того, считать, что содержание плафона нам остается неведомым. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи совершенно очевидна — она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах, имеющих чисто декоративное назначение, — это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Человек здесь представлен художником Микеланджело Буонарроти в образе демиурга, своей безграничной силой созидающего миры. История искусства периода Высокого Возрождения.
Оцени ответ
Сикстинская капелла
Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.
По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.
Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. «Сотворение Адама» – фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.
Статьи по Теме
- Микеланджело
- Список произведений Микеланджело
- Высокое Возрождение
- Потолок Сикстинской капеллы
- Римский ренессанс
Микеланджело (1475-1564) |
||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||
Фрески | Потолок Сикстинской капеллы • Дельфийская сивилла • Сивилла Кума • Ливийская сивилла • Персидская сивилла • Игнуди • Сотворение звезд и растений • Сотворение Адама • Опьянение Ноя • Ионас • Последний суд • Обращение святого Павел • Мученичество святого Петра | |||||||||||||
Таблицы и рисунки | Муки святого Антония • Мадонна Манчестерская • Погребение • Тондо Дони • Эпифания • Пьета с двумя путти | |||||||||||||
Архитектура | Сагрестия Нуова • Библиотека Лаврентия • Капитолий Рима • Палаццо Фарнезе • Собор Святого Петра в Риме • Сан-Джованни-деи-Фьорентини • Санта-Мария-дельи-Анджели • Порта Пиа | |||||||||||||
Спонсоры | Лоран Медичи • Юлий II • Климент VII • Павел III • Пий IV | |||||||||||||
Антураж | Бертольдо ди Джованни • Доменико Гирландайо • Себастьяно дель Пьомбо • Бастиано да Сангалло • Виттория Колонна • Томмазо деи Кавальери • Гаспар Бесерра • Асканио Кондиви | |||||||||||||
Авторы ( XX — го и XXI — го века) | Даниэль Арассе • Джулио Карло Арган • Марсель Брион • Антонио Форчеллино • Поль Жоаннидес • Жиль Нере • Шарль Сала • Джон Спайк • Шарль де Толне • Алессандро Веццози • Франк Зёлльнер |
«Сотворение Адама» (Микеланджело). Описание
Сюжет был взят из Ветхого Завета. В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.
Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.
Интересные факты и тайны
Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.
Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».
Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.
Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»
Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.
Сикстинская капелла
Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.
По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.
Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. «Сотворение Адама» – фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира.
Микеланджело — не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт — был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны, однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления – фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали – уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.
День первый. Отделение света от тьмы
«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»
День четвертый. Сотворение светил
«да будут светила на тверди небесной…»
День третий. Отделение тверди от воды
«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.
День шестой. Сотворение Евы
«…мужчину и женщину сотворил их»
Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы — не хотел, чтобы потомки «видели его пот», и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.
Оригинал взят у marinagra в Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира.
«Сотворение Адама» (Микеланджело). Описание
Сюжет был взят из Ветхого Завета. В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.
Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.