Альбрехт адам. русский альбом

Альбрехт адам. русский альбом

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Дальнейшая карьера

В 1815 году, когда Наполеоновские войны подходили к концу, Адам переехал на постоянное жительство в Мюнхен, где стал придворным художником Максимилиана I Баварского. Эта должность позволила ему выполнять заказы для многих известных семей в Баварии и Австрии. Студия Альбрехта Адама стала центром для начинающих художников, не в последнюю очередь его трех сыновей: Бенно, Евгения и Франца. Теодор Горшельт, который позже стал известен своими картинами, изображающими Кавказскую войну, также часто посещал студию Адама.

В 1824 году скончался принц Евгений Богарне, который после поражения Наполеона, остался жить в Баварии на положении почётного гостя своего тестя. После этого Адам вернулся к тематике Наполеоновских войн и в 1828 — 1833 годах издал в Мюнхене серию литографий под названием «Voyage pittoresque et militaire». Литографии, основанные на оригинальных набросках, отличались значительной достоверностью, а их изданию сопутствовал коммерческий успех.

Королевское покровительство Адаму продолжалось и при следующем короле. Людвиг I, в частности, заказал художнику изображение Бородинской битвы для своей мюнхенской резиденции (в 1838 году). Адам также написал для принца Максимилиана Лейхтенбергского, сына принца Евгения, двенадцать батальных сцен, которые тот разместил в своём дворце в Санкт-Петербурге.

18 марта 1848 года миланцы восстали против австрийского владычества в течение так называемых пяти дней Милана. Австрийцы были вынуждены отступить из Милана, в то время как повстанцы получили военную помощь от королевства Сардиния. Однако, австрийские войска под предводительством фельдмаршала Йозефа Радецкого вскоре оправились, и разгромили сардинские войска, сперва в Первой битве при Кустоце, а затем снова, в битве при Новаре, после чего заняли Милан. Альбрехт Адам написал серию картин, которые изображали эти события, включая парадное полотно, изображающее Радецкого со своим штабом перед падением Милана.

В 1859 году весьма пожилой Адам последовал за армией Наполеона III во время Итальянской кампании против Австрии, создав серию рисунков и эскизов. Вернувшись в Мюнхен, он написал картины «Битва при Ландсхуте в 1809» (1859) и «Битва при Цорндорфе в 1758» (1860) для
Максимилиана II Баварского.

Вплоть до своей смерти Адам оставался широко известным баталистом, чью старость скрашивали успехи его сыновей. 16 августа 1862 года он скончался в Мюнхене, на полгода позже младшего брата.

Ряд рисунков и картин Адама сегодня находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Полистать книгу Альбрехт Адам. Русский альбом

В альбоме Адама нет места тенденциозной ретроспекции. Он предназначался лишь узкому кругу семьи и приближенных Богарне. Других зрителей не было. Самому Богарне, что по-человечески понятно, было интересно вспоминать меняющиеся день за днем пейзажи, экзотические ночлеги под открытым небом, живые сценки, разыгрываемые маркитантками, солдатами и офицерами его корпуса, деревни, местечки, переправы через реки, сражения, где он сразу же находил себя среди штабных офицеров или рядом с Наполеоном. К тому же Богарне не нуждался в изощренных композициях, изысканностях рисунка или особенных колористических эффектах. Он хотел лишь видеть и узнавать то, что было с ним и непосредственно вокруг него — перед своими близкими Богарне не рядился в тогу героя, не примерял маску мученика, мог позволить себе быть самим собой.

Адам великолепно справился с этой задачей, так как был бесконечно далек от проблем, волновавших и усложнявших жизнь художникам, прежде всего олицетворяющим для нас искусство XIX века. По складу характера, образу мышления он был типичным придворным живописцем-ремесленником, полагавшим главным для себя обязательное и безукоризненное исполнение принятых обязательств, готовый немедленно выполнить любое пожелание и уж тем более требование заказчика, находящий подтверждение качественности своей работы исключительно в высочайшем одобрении. И судьба была благосклонна к нему. Постоянная работа давала надежное ощущение душевного равновесия, хорошо оплачиваемые заказы обеспечивали материальное благополучие. Из десяти его детей четверо стали художниками, и на их поддержку он всегда мог опереться.

Ему посчастливилось не потерять благосклонность заказчиков и не пережить свою славу. За несколько месяцев до смерти он успел закончить свои воспоминания и колоссальную (350×500) баталию «Битва при Цорндорфе», заказанную Максимилианом II к столетней годовщине сражения русской армии с войсками Фридриха Великого в 1758 году.

Настоящее издание Фонда «Связь Эпох» и издательства «Кучково поле» — первая полная публикация «Русского альбома». 

Альбрехт Адам и его картины

Альбрехт Адам (нем. Albrecht Adam, 16 апреля 1786 — 28 августа 1862) — немецкий художник. Поход Наполеона I в Россию, во время которого А. постоянно зарисовывал все, что происходило вокруг, начиная с пожара Москвы и кончая бегством великой армии, предоставил ему богатый материал, которым он воспользовался для картины «Бородинская битва» и для издания литографического альбома «Voyage pittoresque militaire». Участвовал в походах против Австрии и служил в войсках вице-короля Италии — Евгения. По окончании войны нарисовал альбом в 85 листов, сцены из пережитой войны и большие картины битвы под Москвой. В своих картинах Адам совершенно оставил условную манеру изображения военных действий в виде парадов и внес в батальную живопись значительную долю правды и жизни. 

10 июня 1812 года в Вилленберге «принц Евгений… вручил мне прекрасный портфель сафьяновой кожи… специально привезенный им из Парижа, дабы послужить мне для живописного дневника… похода», — позднее вспоминал мюнхенский баталист Альбрехт Адам (1786–1862).

Работает

  • Фельдмаршал Радецкий и его штаб в битве при Новаре 23 марта 1849 г. , 1855 г. Холст, масло, 120 × 75 см, Heeresgeschichtliches Museum, Вена.
  • Портрет императора Австрии Франца Иосифа I в возрасте 26 лет верхом на лошади , 1856 г. Холст, масло, 389 × 339 см, Heeresgeschichtliches Museum, Вена.
  • Защита бревенчатого дома в Мальборгетто с 15 по 17 мая 1809 г. по приказу капитана инженерного корпуса Фридриха Хензеля , 1843 г. Холст, масло, 126 × 182 см, Heeresgeschichtliches Museum, Вена.
  • Битва при Ваграме, 5 и 6 июля 1809 года , около 1810 года. Бумага, масло, 22 × 28 см, Heeresgeschichtliches Museum, Вена.
  • Фельдмаршал Йозеф Венцель Радецкий граф фон Радец со своим посохом перед Миланом, 1848 , 1849. Холст, масло, 81 × 108 см, Heeresgeschichtliches Museum, Вена.
  • После боя. 1840 г., холст, масло 80,5 × 108,5 см, Музей Георга Шефера в Швайнфурте. Сцена из Бородинского сражения с умирающим конем без всадника, павшим солдатом и двумя солдатами, ухаживающими за ранеными товарищами.
  • Брошенный конь на Бородинском поле боя. 1834. Гамбургер Кунстхалле . Сцена из Бородинского сражения с бесхозной лошадью и солдатом на заднем плане, уводящим нескольких лошадей, тоже лишившихся хозяина.
  • Наполеон перед Москвой . 1837 г., холст, масло, Jenisch-Haus (Гамбург) , 1 этаж. Поступила в 1999 г. из Альтонского музея .

Биография

Альбрехт Адам родился в 1786 году в Нердлингене, в то время маленьком независимом государстве на юге Германии, в семье кондитера Иеремии Адама и Маргареты Тило. Его младший брат, Генрих Адам (1787-1862), также будущий художник, появился на свет в следующем году. Талант Альбрехта к живописи проявился в раннем возрасте: уже в 14 лет, в 1800 году он рисовал французские войска, марширующие через Южную Германию. Первоначально Адам был учеником кондитера, но уже в 1803 году поступил в Академию изящных искусств в Нюрнберге, где обучался рисованию у Кристофа Цвингера (1764-1813). В июле 1807 года он переехал в Мюнхен, столицу Баварии, где учился у художника-баталиста Йохана Лоренца Ругендаса II (1775-1826), отца Морица Ругендаса (1802—1858), который позднее, в свою очередь, учился у Адама.

В 1809 году Австрия вступила в очередной военный конфликт с Францией и союзной ей Баварией, который закончился полной победой Франции. Адам, проживавший в то время в Баварии, сопровождал победоносную армию в Вену, и создал ряд батальных набросков, начав тему, которая позже будет доминировать в его карьере. Во время своего краткого пребывания в Вене, молодой художник познакомился с принцем Евгением де Богарне, вице-королем Италии, пасынком Бонапарта, и его супругой принцессой Августой Баварской. Молодого художника пригласили в миланский дом принца Евгения в качестве придворного живописца. В его обязанности входило сопровождать Евгения и его штаб в военных кампаниях по всей Европе.

Творческий путь

1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г

художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г

знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.

Автопортрет (1500 г.)

жизнь и работа

В детстве Адам, вдохновленный своим любящим искусство отцом, развил сильную склонность к рисованию. Он уехал в Нюрнберг в качестве помощника кондитера и учился здесь в академии рисования . Художник- баталист Иоганн Лоренц Ругендас заложил в мальчика зародыш своих поздних наклонностей. В 1807 году он останавливался в Мюнхене, где познакомился с художниками Маргарет Гейгер и Софи Рейнхард ; все трое вместе отправились в Вену в 1808 году , где Адам учился в академии . В 1809 году Адам явился очевидцем сражений при Асперне (21/22 мая) и Ваграме (5/6 июля) вслед за австрийскими и баварскими военачальниками, а именно баварским генерал-майором графом Фроберг-Монжуа. Во время битвы при Ваграме он сделал несколько зарисовок , из которых ему приписывается тот , который выставлен в Венском историческом музее армии . В своей автобиографии, появившейся только в 1886 году, он также письменно описал эти переживания:

— Альбрехт Адам

Наполеон I. 1809 перед Государственным музеем Регенсбурга, Нижняя Саксония, Ганновер.

Мемориальная доска Альбрехту Адаму в Нёрдлингене

И все же Адам в 1812 году частично участвовал в Великой армии в русской кампании . Вернувшись оттуда в Мюнхен в декабре 1812 года под большой опасностью, он отправился в Италию , где оставался до 1815 года, затем выполнил серию боевых картинок из последних войн в Мюнхене и опубликовал великолепную литографическую работу на 120 листах под названием: Путешествие. pittoresque et militaire , также содержит батальные сцены.

Позже он был нанят королем Баварии Людвигом . Среди прочего, Адам нарисовал битву под Москвой для банкетного зала королевской резиденции в Мюнхене . В 1848/49 он участвовал в кампании Радецкого в Италии, результатом которой стали картины битв при Новаре и Кустоцце в Новой пинакотеке . Его последней работой была битва при Цорндорфе за Максимилианеум в Мюнхене.

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: