Скульптура Микеланджело «Моисей» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Микеланджело. Моисей. 1515 г. Базилика Сан-Пьетро ин Винколи, Рим |
Вершиной художественного воплощения образа библейского пророка Моисея стала скульптура Микеланджело. Сорок лет жизни посвятил он работе над скульптурой, художнику было 85 лет, когда он закончил «Моисея». От начала и до конца мастер делал всё сам, не допуская к работе учеников. Он говорил, что «труд этот напоминает сорок лет пустыни».
Кто же перед нами? Полубог, напоминающий в своём величии богов Олимпа? Мощно опирается одна рука на каменные скрижали, другая покоится с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Густая борода лежит на широкой груди. В каждом мускуле, в каждой складке одежды передан суровый и сильный характер великого пастыря народов. Этот сидящий гигант застыл лишь на мгновение. Отведённая назад левая нога поставлена на носок. Ещё миг, и он поднимется и выведет людей, за которых был в ответе перед Богом. Существует легенда, согласно которой Микеланджело, только что окончивший «Моисея», отступив от скульптуры и окинув её взором, вскричал в исступлённом порыве: «Ты живой, что же ты не встаёшь? Иди!» Материал с сайта http://worldofschool.ru
Библейский пророк могуч. Грозно сведены его брови, нахмурен лоб, гневно сверкает страшный взор. Глубокие морщины залегли у крепко сжатых губ. Вздуты вены на могучих руках…
Статуя Моисея, задуманная для гробницы папы римского Юлия II, на самом деле предстала перед зрителями как триумфальный монумент, прославляющий главу католической церкви. Тесно, очень тесно было этому гиганту в небольшом старом храме, поэтому позднее его перенесли в нишу бокового фасада церкви.
Мадонна с младенцем (1504)
Эту прекрасную небольшую (1,27 м) скульптуру Микеланджело выполнил после работы над грандиозной скульптурой Давида. Но это не значит, что она менее значима, чем Давид. Мадонна с младенцем — прекрасное, утончённое произведение, олицетворяющее Великое материнство, жертвенность ради всего мира своим единственным сокровищем — сыном. Мария наделена прекрасными чертами, но её лицо отражает боль и печаль от того, что ей предстоит испытать. Напротив, младенец Иисус, полон жизни, по-детски непосредственный и любознательный. У него всё ещё впереди, он пытается улизнуть из рук матери, и Мария готова его отпустить, хотя её материнское сердце сжимается от боли за будущие муки сына.
Самые необычные религии мира.
9
Моисей (Микеланджело) Википедия
«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 год работал Микеланджело. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.
«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.
Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.
Пророк изображён с рожками вследствие неверного переводаВульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «потому что излучала кожа его лица». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».
Считается, что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместе с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд.
Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике». Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Немому диалогу со своим тёзкой у фигуры Моисея посвящён фильм «Взгляд Микеланджело» Микеланджело Антониони (2004). В эссе «„Моисей“ Микеланджело» (1914) психоаналитическую трактовку образа предложил Зигмунд Фрейд.
Описание
Свой нынешний облик Сан-Пьетро-ин-Винколи сохранила с XVI в., что подтверждает рисунок в Путеводителе по Риму 1588 года.
Фасад
Главный фасад базилики, зажатый стенами монастыря, довольно скромный для религиозного здания Рима с внушительными размерами 28х60 м (такими же, как и у более ранней церкви).
Простой портик с пятью арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами, был построен в 1475 г. по проекту архитектора Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Такой приём оформления входа в церковь был неновый и существовал ещё в V веке, неся традиции прошлого. Во время гонений на первых христиан культовые здания было принято скрывать, а не выделять среди других архитектурных сооружений города.
В 1570–1578 гг. над портиком появилась надстройка этажа с плоской крышей и пятью небольшими окнами (чтобы скрыть старый фасад).
Бронзовые ажурные решётки с изящным узором относятся к временам Климента XI (1649 — 1721). Они были установлены для защиты церкви в ночное время от нищих и домашнего скота, который до XIX в. мог свободно бродить по улицам Рима. Мраморный портал базилики (единственный вход, что необычно) сохранился с V в., но его внутренняя часть претерпела изменения в XVI веке.
Задний фасад базилики намного колоритнее, чем вид со стороны Пьяцца ди Сан-Пьетро-ин-Винколи. Внешняя часть апсиды, обращённая на восток, и стены базилики выполнены из красного кирпича и являются оригинальной структурой V века.
Монастырь
Проект прилегающего к базилике монастыря, построенного в 1493 — 1503 гг., приписывается Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo), а его внутренний дворик с изящным колодцем — Антонио да Сангалло Младшему (Antonio da Sangallo il Giovane).
Украшение колодца, где присутствуют гербы пап Сикста IV и Юлия II, выполнил Симоне Моска (Simone Mosca) — флорентийский скульптор, работавший с Микеланджело.
В клуатре монастыря также находится небольшой фонтан 1642 г., подаренный монашеской общине кардиналом Антонио Барберини (Antonio Barberini), о чём напоминает длинная надпись и, конечно, пчёлы из фамильного герба знаменитой семьи.
Колокольня и часть монастыря были снесены в XX в., когда стены обители занял факультет гражданского и промышленного строительства университета Сапиенца. Кстати, монастырский колодец стал символом инженерного факультета главного учебного заведения Рима.
Интересный факт: По просьбе кардинала Джулиано делла Ровере архитектор построил рядом с базиликой и виллу (не сохранилась), в которой кардинал хранил знаменитую статую греческого бога, известную как Аполлон Бельведерский. Позже, заняв папский престол, Джулиано делла Ровере перевёз древний шедевр на Ватиканский холм в Казино Бельведер (Casino di Belvedere).
Интерьер
Сан-Пьетро-ин-Винколи соответствует типичному плану римской базилики.
Три нефа, разделённые рядами из 20 дорических колонн, заканчиваются тремя апсидами. Самая большая из них – центральная, в ней находится монументальный киворий (балдахин), возведённый между 1876 и 1877 годами по проекту Вирджинио Веспиньяни (Virginio Vespignani). Конструкция навеса состоит из четырёх коринфских колонн из розового гранита и пирамидальной крыши из позолоченного дерева.
Центральный алтарь из мрамора, построенный в результате реконструкции 1465 г., остался почти в неизменном виде.
Происхождение изящных и дорогих колонн нефа остаётся спорным. Вероятно, в V в. они были перенесены с Porticus Liviae — портика Древнего Рима, построенного в 7 г. до н. э. императором Августом для своей жены Ливии Друзилла.
Проходы боковых нефов покрыты сводами, состоящими из каркаса скрещённых арочных рёбер. Такой архитектурный элемент в интерьере Сан-Пьетро-ин-Винколи был применён впервые и позже повторялся при строительстве других церквей.
Цилиндрический свод центрального нефа с его кессонным потолком относится к 1706 г.; автором проекта стал знаменитый Франческо Фонтана. Потолочная фреска «Чудо цепей Петра» написана в том же году итальянским художником Джованни Батиста Пароди (Giovanni Battista Parodi).
Сюжет росписи показывает, как папа Александр I прикасается священными цепями к зобу на шее святой Бальбины и исцеляет её.
Оригинальный пол базилики не сохранился, так как он был разобран в 1956 г. для проведения раскопок.
Немного о личном
О личной жизни такого великолепного мастера, как Микеланджело, даже не хочется говорить. Что эти знания могут нам дать? На мой взгляд, о человеке больше говорят его творения. Если они прекрасны, то скорее всего, внутреннее наполнение человека также будет прекрасно.
Дурной человек просто не может создать такую вещь, от которой все будут приходить в восторг. У Микеланджело не было жены и детей, да и женщин вообще, кажется, не было. Супругой гения было искусство, а детьми – его произведения, он и сам так говорил:
Энрико Фанфани «Микеланджело читает стихотворения Виттории Колонне», конец XIX века
Скорчившийся мальчик (1534)
Это неоконченная работа Микеланджело, и она интересна тем, что скульптор попытался вписать человеческую фигуру в мраморный блок кубической формы. Эта работа предназначалась для капеллы Медичи, но не была завершена, как и множество других статуй из этого проекта. «Скорчившийся мальчик» сейчас находится в Государственном Эрмитаже в России.
Поза мальчика совсем обыденная — он сидит на корточках и держится рукой за ногу. Можно подумать, что ребёнок поранился и старается зажать ранку пальцами. Микеланджело прекрасно передал формы человеческого тела. Великолепная спина, колени фигуры реальны, тело — словно сжатая пружина, готовая в любое мгновение разжаться. В этом и волшебство великого Микеланджело.
6
Смерть гения
Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья, в том числе Томмазо Кавальери. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.
Где похоронен Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.
Гробница Микеланджело Буонарроти
Микеланджело был мятежным духом, прославляющим божественное в человеке. Значение его наследия сложно переоценить. Он был не просто представителем итальянского Ренессанса, он стал огромной частью мирового искусства. Микеланджело Буонарроти сейчас остается одним из величайших гениев человечества и будет таким всегда.
Личная жизнь
Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.
Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.
В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.
Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».
Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.
На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.
10 знаковых работ Микеланджело
10. Мадонна Дони.
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Мадонна Дони
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Вакх
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Мадонна Брюгге
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека.
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
Моисей
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
4. Страшный суд.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.
Страшный суд
В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.
3. Базилика Святого Петра.
Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.
Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.
2. Сотворение Адама.
Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.
Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.
1. Давид.
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
Давид
Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.
Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.
Детство и юность
Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.
Дом в Капрезе, где родился Микеланджело
В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.
Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.
В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.
Доменико Гирландайо Автопортрет
Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.
Информация для посетителей
Время работы
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи открыта ежедневно с 08:00 до 12:30 и с 15:00 до 19:00. Вход бесплатный.
Мессы для верующих проводятся:
- в будние дни в 8:00 и 12:00 (кроме июля, августа)
- по субботам в 17:00
- в воскресенье и католические праздники в 8:00 и 11:00
Исповедь доступна на итальянском, французском и польском языках.
Как добраться
Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a, 00184 Roma
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи находится в 5 минутах ходьбы от Колизея и одноименной станции метро Colosseo.
Сан-Пьетро-ин-Винколи не может своими формами конкурировать с архитектурными шедеврами Рима, но она является настоящей жемчужиной среди первых христианских храмов города.
Расположенная недалеко от Колизея и Римского форума, эта базилика достойна включения в обязательный для посещения перечень достопримечательностей. Она подарит встречу с историей и искусством, берущими своё начало в V в. и, конечно, незабываемые впечатления от близкого знакомства с Моисеем Микеланджело — шедевром всех времён.
Личная жизнь
Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.
Томмазо Кавальери
Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.
Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)
Виттория Колонна
Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.
Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна
Моисей (Микеланджело) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «» и «», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.
Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.
Пророк изображён с рожками вследствие неверного переводаВульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «потому что излучала кожа его лица». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».
Считается, что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместе с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд.
Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике». Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Немому диалогу со своим тёзкой у фигуры Моисея посвящён фильм «» Микеланджело Антониони (2004). В эссе «» (1914) психоаналитическую трактовку образа предложил Зигмунд Фрейд.
Литература
- Sigmund Freud, Il Mosè di Michelangelo, Bollati Boringhieri, 1975
- Corrado Augias, I Segreti di Roma, Mondadori, 2005