Биография сандро боттичелли

Роман с Джулиано Медичи

Симонетта произвела при дворе Медичи настоящий фурор. Весь высший свет был восхищен ее красотой, манерами и воспитанием и тут же окрестил молодую супругу Марко Веспуччи «ангелом Флоренции». По легенде, братья Медичи также были потрясены красотой Симонетты. В особенности младший брат Джулиано. 

Про отношения Джулиано и Симонетты можно было бы написать красивый роман. Однако до сих пор историки спорят, стала ли госпожа Веспуччи любовницей Джулиано или любовь была платонической. 

С одной стороны, Симонетта даже в обстановке придворной жизни, полной соблазнов и страстей, отличалась пуританским нравом. Поэт и мыслитель Полициано, будучи современником Симонетты, так описывал ее поведение:

Искусствоведы считают, что это изображение Симонетты ВеспуччиСандро Боттичелли «Портрет молодой женщины», между 1475 и 1480 годамиМестонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

Но, с другой стороны, Флоренция полнилась слухами о романе Симонетты и Джулиано. На одном из рыцарских турниров Джулиано во всеуслышание объявил Симонетту своей дамой сердца. 

Их отношения стали источником вдохновения для многих поэтов и художников того времени, в том числе и для Сандро Боттичелли, воспевшего любовь Прекрасной Дамы и ее рыцаря в своем творчестве. Современники считали картину «Венера и Марс» парным изображением Несравненной и Принца Юности. Даже лишенный сентиментальности Леонардо да Винчи сделал несколько зарисовок с того самого турнира. Да и трудно поверить, что энергичный и пылкий Джулиано, напористости которого уступил даже старший брат Лоренцо, тоже влюбленный в Симонетту, добивался бы своей дамы лишь в воображении. 

Немалую роль в величии этой любви сыграл ее печальный финал. В возрасте 22 лет Симонетта неожиданно скончалась от чахотки, всего через год после знаменитого турнира. А через два года ровно в тот же день при попытке переворота был заколот Джулиано Медичи. 

Еще больше путаницы в отношения Симонетты и Джулиано внес Марко Веспуччи. Через несколько лет после смерти молодой супруги он снова женился. Когда у него родился сын, он назвал его Джулиано. Едва ли муж, чувствующий на голове развесистые рога, стал бы называть ребенка именем любовника жены. Впрочем, нравы тогда были другими. Возможно, Марко был благодарен Джулиано, ведь именно младший Медичи возвел Симонетту в ранг самой красивой женщины Флоренции. 

Сандро Ботичелли «Портрет Джулиано Медичи», 1478-1482 годыМестонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Картина «Святой Себастьян»

Габариты: 171*85,5 см.

Описание работы

Святого Себастьян Мессина демонстрирует на фоне низкого горизонта фигура мученика, как бы возвышающаяся над реальностью. Глубокая перспектива скрывает за прекрасным греческой красоты телом юноши дома, кажущиеся маленькими и незначительными. Себастьян словно не чувствует боли.

Рядом с фигурой Себастьяна здания представляются маленькими, из этого окружения он хочет бежать, и чем скорее, тем лучше. Так, во всяком случае, гласит легенда.

Красота этого тела напоминает греческие статуи юношей, хотя и подчинена мягкому дугообразному готическому движению, у античных же статуй всякое движение имеет противовес, голова и тело в этом случае должны были бы вновь обратиться в сторону несущей ноги.

Святой Себастьян. Тициан.

Некоторые детали кажутся весьма загадочными: слева, позади Себастьяна, изображенный чрезвычайно сжато, лежит пастух, положив голову на бордюр. Бордюр тянется через всю картину, но контуры его остаются неясными.

Им заканчивается передний план и начинается средний и дальний, еще более призрачные, чем площадь, на которой стоит святой. А если мысленно отодвинуть этот бордюр дальше к стене, пилястре, то тогда он закрыл бы все, изображенное в глубине картины.

Упавшую колонну справа можно растолковать как символ крушения антично-языческого мира. В подобной же интерпретации она встречается на картине Пуссена «Поклонение волхвов».

Святой Себастьян. Тициан.

Об авторе

Антонелло был родом из города Мессины, учился в Неаполе, где в те времена господствовала нидерландская живопись. Сенсационными новшествами, привнесенными ею, были изменения в технике рисования (вместо темперы стали использоваться масляные краски) и более реальное отображение действительности. Антонелло воплощал эти новшества в своих картинах.

В бытовых сценах на дальнем плане картины просматривается подражание стилям Андреа Мантенья и Пиеро делла Франчески. Антонелло работал в основном в Мессине, а в 1475–1476 годах в Венеции, где и написал «Святого Себастьяна». Несколько лет назад картина реставрировалась, в следствие чего на свет снова показалась подпись художника.

«Святой Себастьян» Мантеньи.Картина «Святой Себастьян» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Йос Лиферинкс. «Заступничество святого Себастьяна» (1497–1499)

The Walters Art Museum

Как свидетельствует жизнеописание святого Себастьяна, первый случай изба­вления города от чумы благодаря его заступничеству произошел в конце VII ве­ка, а именно в 680 году, когда мощи святого отправили из Рима в Павию, пора­женную эпидемией. Реликвию поместили в церкви Сан-Пьетро ин Винколи, посвятили Себастьяну алтарь, после чего чума ушла.

В Павию мощи Себастьяна попали скорее по политическим, нежели религиоз­ным соображениям. В то время культа Себастьяна как защитника от чумы еще не существовало, зато он считался, наравне с Петром и Павлом, покровителем Рима. Незадолго до начала эпидемии тогдашний римский папа Агафон заклю­чил союз с лангобардами  Королевство лангобардов (568–774) — государство на севере Италии, созданное одноименным германским племенем. В VII веке под властью лангобардов находилась большая часть современной Италии.. Перенесение мощей одного из самых влиятельных римских святых в Павию укрепляло этот союз, а последовавшее за этим исцеле­ние города свидетельствовало о том, что союз одобрен Небесами.

В 1460-е годы, после почти векового отсутствия, чума вернулась на юг Фран­ции, вспышки эпидемии в разных городах продолжались вплоть до начала XVI века. В Марсель чума приходила в 1476, 1483–1485, 1490 и 1494 годах. Спу­стя три года после очередной эпидемии, в 1497-м, авиньонский художник Йос Лиферинкс написал историю жизни святого Себастьяна для алтаря церкви Нотр-Дам-дез-Аккуль в Марселе. Алтарь посвящен и двум другим защитникам от болезней — святому Роху и святому Антонию. Одна из сцен изображает заступничество святого Себастьяна. Лиферинкс опирается на рассказ из «Золо­той легенды», в основе которого — сюжет из «Истории лангобардов», написан­ной в конце VIII века средневековым монахом Павлом Диаконом. На картине изображена Павия, где свирепствует болезнь: живые не успевают хоронить мертвых, и прямо во время отпевания чума поражает одного из могильщиков. В небе видны два ангела: согласно «Золотой легенде», многие видели, как ангел в белых одеждах показывал ангелу смерти, какой дом поразить копьем, после чего оттуда выносили мертвецов. Вдалеке, на облаке, святой Себастьян молит Бога о спасении города. Впрочем, в Павии художник никогда не был, так что на картине, скорее всего, изображен его родной Авиньон.

Произведения Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Картина обладает почти сюрреалистическим качеством, с её декорациями, пустым небом и аллегорическими фигурами. Она была написана в поздние годы Боттичелли и является попыткой воссоздать утраченную картину древнегреческого художника Апеллеса, что указывает нам на восхищение Сандро классическим искусством.

Сцена представляет нам аллегорию, изображающую клевету, со всеми фигурами, которые представляют собой пороки и добродетели, кроме короля и обвиняемого, которых можно рассматривать как баланс сил. Слева мы видим фигуру женщины, очень напоминающую главную героиню картины «Рождение Венеры», на этот раз символизирующую фигуру Истины. Здесь она также изображена в позе контраппосто, указывая рукой на небеса.

Художник пытается подчеркнуть, насколько ошибочна клевета, как в аллегории, так и в обстановке. Сложная архитектура, спроектированная с учётом идеальных пропорций эпохи Ренесанса, дополнена скульптурами не только христианскими, но и языческими фигурами добродетели. Они смотрят как бы сверху вниз, оценивая всю происходящую сцену. Эта картина, как и многие другие произведения художника, в данный момент находится в галерее Уффици, во Флоренции.

Произведения Сандро Боттичелли. Обучение и работа

В конце 1450-х годов Боттичелли поступил в мастерскую Филиппо Липпи, который был известен своими простыми и красивыми картинами, одной из которых была «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Его необычайная чёткость линий и использованием женской фигуры оказали немалое влияние на будущий стиль Боттичелли, особенно это заметно по ранним работам художника, таких как «Мадонна Евхаристии», написанной около 1472 года.

В те времена ученики начинали учиться в возрасте двенадцати или тринадцати лет, поэтому вероятно, что Боттичелли достаточно рано начал своё художественное образование. Художник Липпи пользовался покровительством семьи Медичи, и уже совсем скоро Сандро также стал извлекать выгоду из этой связи. В 1464 году семья Боттичелли переехала на Виа Нуова, где они установили связь с богатым семейством Веспуччи. Америго Веспуччи был исследователем и путешественником. В 19 веке распространялась легенда о том, что Боттичелли использовал сестру Америго Симонетту в качестве прекрасной модели для многих своих картин, однако вряд ли это является правдой, поскольку Симонетта была уже мертва к тому времени, как Сандро начал рисовать их.

Первая документально подтверждённая картина Сандро Боттичелли называется «Аллегория силы» и была написана в 1470 году. Картина входила в серию под названием «Семь добродетелей», а остальные работы были написаны в мастерской Антонио дель Поллайуоло, которому была заказана эта работа. Бытовало мнение, что Поллайоло изучал анатомию тела по вскрытым трупам, поэтому у него очень хорошо получалось натуралистическое изображение человеческого тела, и это сильно повлияло на Боттичелли. Тем не менее, Сандро всегда воздерживался от излишнего натурализма, больше предпочитая искажённую фигуру, если она лучше соответствовала общей идее произведения. Ранние картины Боттичелли уже демонстрируют человеческую теплоту и нежность, которые будут отличать работы художника на протяжении всей его жизни.

Помимо работы с Филиппо Липпи, Сандро также работал в мастерской Андреа дель Верроккьо, который сегодня больше известен своими скульптурами, чем живописью. После более пяти лет обучения Боттичелли вернулся в дом своей семьи на Виа Нуова, где открыл собственную мастерскую, в которой начал активно работать.

Картина «Святой Себастьян»

Габариты: 171*85,5 см.

Описание работы

Святого Себастьян Мессина демонстрирует на фоне низкого горизонта фигура мученика, как бы возвышающаяся над реальностью. Глубокая перспектива скрывает за прекрасным греческой красоты телом юноши дома, кажущиеся маленькими и незначительными. Себастьян словно не чувствует боли.

Рядом с фигурой Себастьяна здания представляются маленькими, из этого окружения он хочет бежать, и чем скорее, тем лучше. Так, во всяком случае, гласит легенда.

Красота этого тела напоминает греческие статуи юношей, хотя и подчинена мягкому дугообразному готическому движению, у античных же статуй всякое движение имеет противовес, голова и тело в этом случае должны были бы вновь обратиться в сторону несущей ноги.

Святой Себастьян. Тициан.

Некоторые детали кажутся весьма загадочными: слева, позади Себастьяна, изображенный чрезвычайно сжато, лежит пастух, положив голову на бордюр. Бордюр тянется через всю картину, но контуры его остаются неясными.

Им заканчивается передний план и начинается средний и дальний, еще более призрачные, чем площадь, на которой стоит святой. А если мысленно отодвинуть этот бордюр дальше к стене, пилястре, то тогда он закрыл бы все, изображенное в глубине картины.

Упавшую колонну справа можно растолковать как символ крушения антично-языческого мира. В подобной же интерпретации она встречается на картине Пуссена «Поклонение волхвов».

Святой Себастьян. Тициан.

Об авторе

Антонелло был родом из города Мессины, учился в Неаполе, где в те времена господствовала нидерландская живопись. Сенсационными новшествами, привнесенными ею, были изменения в технике рисования (вместо темперы стали использоваться масляные краски) и более реальное отображение действительности. Антонелло воплощал эти новшества в своих картинах.

В бытовых сценах на дальнем плане картины просматривается подражание стилям Андреа Мантенья и Пиеро делла Франчески. Антонелло работал в основном в Мессине, а в 1475–1476 годах в Венеции, где и написал «Святого Себастьяна». Несколько лет назад картина реставрировалась, в следствие чего на свет снова показалась подпись художника.

«Святой Себастьян» Мантеньи.Картина «Святой Себастьян» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Картина Боттичелли «Ад» — своеобразная «карта местности»

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту». Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники. Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и

Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Сандро Боттичелли: главный художник эпохи

Сандро Боттичелли — один из самых известных художников Ренессанса. Разберемся в темах любви, весны и счастья в его одухотворенных картинах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Сандро Боттичелли

1. Поклонение волхвов, фрагмент (возможный автопортрет), 1475
2. Мадонна с Младенцем и поющие ангелы, 1477
3. Мадонна у моря, 1477
4. Семь свободных искусств приветствуют юношу, 1490
5. Венера и три грации, 1484

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Портрет Симонетты Веспуччи, 1476
2. Портрет Симонетты Веспуччи, 1480–1485
3. Венера и Марс, 1483
4. Рождение Венеры, 1483–1485
5. Паллада и Кентавр, 1482

Теперь поговорим о главных темах Боттичелли и его главной модели.

Вот они

Боттичелли писал томных и отрешенных от реальности девушек. Боттичелли не зря заинтересовал художников 19 века, особенно прерафаэлитов: они увидели в нем все то, что ценили сами.

У большинства картин — одна модель. Это Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Культура Флоренции в то время не утратила традиций куртуазного Средневековья, где был важен культ прекрасной дамы. Для Боттичелли такой дамой, идеальным образом стала Симонетта: он пишет ее и в «Венере и Марсе», и в «Рождении Венеры».

«Венера и Марс». Мы видим сложные красивые позы, четкий рисунок. Спящий Марс — символ войны, усмиренной любовью. Это пример аллегорической картины, которые привлекут символистов в 19 веке.

«Рождение Венеры». Это один из первых образов обнаженной женщины в светском искусстве Западной Европы. Раньше обнаженными изображали либо Еву, либо грешников на Страшном Суде. При этом в образе Венеры мало чувственности, это бесплотный, недоступный образ.

Сандро Боттичелли. Весна, 1478–1482

Давайте внимательнее рассмотрим картину «Весна» — она очень показательна не только для творчества Боттичелли, но и для всего Кватроченто.

Вот что мы видим

В центре — Венера. Богиню любви изображали по-разному — здесь мы видим одетую девушку, которая стоит в центре красивого луга.

Вокруг много цветов. Ромашки, розы, ирисы — всего специалисты насчитали больше 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам. Это ренессансный символ — торжество жизни и любви. Рядом с Венерой стоит Флора в платье с цветами.

Три грации подняли руки вверх. Взгляд поднимается за ними прямо к апельсиновым деревьям. Туда же указывает кадуцей Меркурия. Любовь связана с цветением и с плодами.

Боттичеллевские образы — прозрачные, нежные, одухотворенные. В их танцующих позах угадывается влияние готики, лица спокойны и не выражают сильных эмоций.

Что почитать

Делимся полезными и интересными книгами, которые помогут лучше разобраться в искусстве Кватроченто.

Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди».
Рекомендуем главы про Мазаччо и Пьеро делла Франческа.

Александр Степанов. «Новая история искусства. Искусство эпохи Возрождения. Италия. 14–15 века».
Интересный взгляд на исторический контекст и искусство Ренессанса.

Павел Муратов. «Образы Италии».
Для вдохновения и размышлений о пространстве, где родился Ренессанс.

Мы посвятили всю часть изучению одного художника — Сандро Боттичелли, а значит, пришло время для тренажера.

Учеба у Филиппо Липпи

Сандро родился в семье кожевника Мариано Филипепи в 1445 году, а прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата, который был толстяком. Желание стать художником Боттичелли обнаружил в себе не сразу, до 16-летнего возраста он толком не знал, чего хотел. И лишь после обучения ювелирному делу, когда ему приходилось много и кропотливо вырисовать различные элементы монет, он понял, что именно рисование ему по душе.

По желанию самого Боттичелли отец отдал его в ученики к известному художнику Филиппо Липпи. Сандро все схватывал на лету и за первые 3 года усвоил то, что другие с трудом осиливают за 5. Липпи быстро понял, что в его ученике есть то, что называют «Даром Божьим», поэтому, не опасаясь, передавал ему некоторые из своих заказов. Сандро настолько точно воспроизводил стиль своего учителя, что никто из заказчиков не мог и предположить, что работы выполняет не Липпи, а его талантливый ученик.

Копирование – один из важных элементов обучения живописи по технологии оптических просветов. Вдумчиво копируя известные репродукции, ученик приобретает такие важные для художника качества как: поставленные глаз и рука, умение работать по конструкции, правильно изображать светотень и ювелирно вводить цвет.

Благодаря опыту, полученному в ювелирной мастерской, Сандро безупречно овладел линией, которая и стала визитной карточкой его будущих творений. У Липпи – большого поклонника Мазаччо, он научился линейной перспективе, а позднее у Верроккьо перенял технику передачи объёма.

Произведения Сандро Боттичелли. Карта ада (1485)

Итальянский поэт Данте написал свою «Божественную комедию» между 1308 и 1315 годами, проживая во Флоренции. Его широко признали только по прошествии полтора века. В 1480-годах Боттичелли начал работать над серией рисунков, иллюстрирующих поэму Данте, 92 из которых сохранились, включая «Карту ада». Это подробное описание ада Данте, наказаний, ожидающие грешников и типы людей, отправляемых в каждый из девяти кругов ада. Это одно из четырёх полноцветных изображений в коллекции; остальные выполнены серебряной краской или обработаны чернилами.

Это необычная работа была задумана так, чтобы показать всю последовательность событий для каждой песни «Божественной комедии», которых всего 99. Это был невероятно оригинальный и современный способ приблизить иллюстрации к тексту. Обычно художник выбирает конкретную сцену или эпизод, в то время как Сандро захватывает всю поэму целиком, иногда повторяя ключевые фигуры в разных формулировках, чтобы выразить таким образом ход повествования.  «Карта ада» амбициозно пытается охватить всю конфигурацию подземного мира.

Тинторетто

Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

Национальность: итальянец

Тинторетто

Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

Шедевр: Тайная вечеря (1594)

Тайная вечеря (1594)

Другие известные работы:

  • Распятие (1565)
  • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

Внешние ссылки

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Антураж и меценаты Фра Филиппо Липпи  • Филиппино Липпи  • Мишель Марул  • Жюльен де Медичи  • Лоран Медичи  • Лоран II Медичи  • Микеланджело  • Флавий Митридат  • Пик де ла Мирандоль  • Ангел Политен  • Савонарола  • Сикст IV  • Симонетта Веспуччи  • Леонардо да Винчи
Портреты Юноша (Флоренция) (1470)  • Мужчина с медалью (1474)  • Эсмеральда Брандини (1475)  • Катрин Сфорца (1475)  • Симонетта Веспуччи (1476-1480)  • Жюльен де Медичис (Вашингтон) (1478-1480)  • Молодой человек держит медальон (1470-1480)  • Юноша (Вашингтон) (1482-1485)  • Юноша (Лондон) (1483)  • Юноша (Париж) (1475-1500)  • Девушка (Франкфурт) (1480-1485)  • Молодая женщина (Флоренция) (1485)  • Лоренцо Лоренци (1490–1495)  • Данте (1495)  • Мишель Марулль (1497)
Светские произведения Паллада и Кентавр (1482 г.)  • Весна (1482 г.)  • Венера и Марс (1483 г.)  • Настаджио дельи Онешти (I) , (II) , (III) , (IV) (1483 г.)  • Рождение Венеры (1485 г.)  • Фрески на вилле Торнабуони (1483-1486)  • Клевета Апеллеса (1495)  • Вирджиния Романа (1498)  • Трагедия Лукреции (1498)
Библейские сцены Возвращение Юдифи в Ветиллию (1470 г.)  • Обнаружение трупа Олоферна (1470 г.)  • Алтарь Святого Амвросия (1470 г.)  • Поклонение волхвов (Флоренция) (1475 г.)  • Сцены из рассказа Эстер (1475 г.) )  • Благовещение Сан-Мартино алла Скала (1481)  • Испытания Моисея (1481-1482)  • Наказание мятежников (1481-1482)  • Искушение Христа (1481-1482)  • Поклонение волхвов ( Вашингтон) (1482)  • Благовещение Cestello (1489-1490)  • Рождество (1488-1490)  • Алтарь Сан — Марко (1488-1492)  • Плач над Мертвым Христа (Мюнхен) (1490-1495)  • Оплакивание мертвого Христа (Милан) (1490-1495)  • Мистическое Рождество (1500-1501)
Мадонны Богородица с младенцем (1467)  • Богородица в лоджии (1467)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами (1468-1469)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами и Иоанном Крестителем (1468-1470)  • Богородица в Розарий (1469-1470)  • Богоматерь с младенцем и юный Иоанн Креститель (1470-1475)  • Мадонна Евхаристии (1470)  • Мадонна Барди (1480)  • Мадонна Книги (1480)  • Мадонна из Магнификата (1481 г.)  • Мадонна с гранатом (1487 г.)  • Мадонна в павильоне (1493 г.)
Другие религиозные произведения Ла Форс (1470)  • Святой Себастьян (1474)  • Святой Августин (Огниссанти) (1480)  • Святой Августин (Офисы) (1490-1494)  • Божественная комедия (1485-1490)  • Последнее причастие Святого Иеронима (1494-1495) )  • Святой Иероним (ок. 1500)  • Сцены из жизни святого Зеноба (1500-1505)
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Кристина Ацидини Лучинат  • Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Умберто Бальдини  • Кьяра Баста  • Бернар Беренсон  • Хорст Бредекамп  • Марсель Брион  • Андре Частель  • Софи Шово  • Джон Поуп-Хеннесси  • Эби Варбург  • Франк Цёлльнер

В мире образов Боттичелли «Поклонение волхвов».

                 Картина имеет очень интересную историю.Она уникальна в том плане,что мы можем увидеть на ней самого художника и прекрасные портреты братьев Медичи-Лоренцо и Джулиано.

      Сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

       Рассмотрим сюжет этой картины.»Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу).К этой теме обращались очень многие художники.

 «Поклонение волхвов» (около 1475)          

 Сандро Боттичелли показывает евангельское событие как некое таинство. 

             Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна. Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Перед Христом опустился на колени Козимо Старший Медичи..

   Ближе к переднему краю картины изображены сыновья Козимо, Пьеро и Джованни. К моменту написания произведения они и их отец уже умерли, но Боттичелли включил их в круг семьи как неразрывно связанных с ней. В черном с красным одеянии стоит, задумавшись, Джули­ано, сын Пьеро, позади него с бородой и в шапке — философ Джованни Аргиропуло, перед ним в голубом — заказчик работы, Дзаноби дель Лама.

              В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых.

Джулиано Медичи.

Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли.

Сандро Боттичелли.

Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.            

                  В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками

Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом.

              Медичи учредили во Флоренции так называемое Братство волхвов, куда входили они сами и их приближенные. Братство устраивало костюмированные шествия: его члены, переодевшись волхвами, шли пешком и ехали верхом на конях по улицам города. Вероятно, эти мистерии также нашли свой отзвук в картине Боттичелли.

Флоренция.Церковь Санта Мария Новелла.

               Несмотря на разнообразие поз и жестов, все они сосредоточены на главном событии. Возникает вопрос, для чего художник перегружает и без того неглубокое пространство картины, вместо того, чтобы уменьшить число персонажей? Ответ очевиден – такова была воля заказчика. Многочисленные зрители картины, а церковь Санта Мария Новелла была наиболее почитаемой во Флоренции, должны были понять простую мысль – выдающиеся граждане города безоговорочно поддерживают Медичи. Это изображение можно рассматривать как заявление о лояльности по отношению к семье.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ:

«Рождение Венеры»

«Сцены из жизни Моисея»

«Мадонна дель Магнификат»

Портрет молодой женщины (1476-80). Берлинская картинная галерея

«Мистическое Рождество»

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

Такая короткая жизнь

Казалось бы, столь ошеломляющий успех и признание должны были породить полчище завистников, ненавидевших Симонетту. Но всё было совершенно иначе. Как писали современники, в общении она осталась простой и невинной, причём каждый собеседник чувствовал себя объектом привязанности красавицы Веспуччи. В неё были влюблены многие мужчины – талантливые, богатые, знатные, однако сама Симонетта никогда не давала супругу повода для ревности. «Флорентийский Ангел» был прекрасен и чист, а его красота превратилась во вдохновение для многих живописцев того времени.

Но увидеть великолепную картину «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, ставшую самым знаменитым портретом Симонетты Веспуччи, красавице с ангельским лицом было не суждено. В 1476 году она заболела чахоткой. Лоренцо Медичи отправил к ней одного из лучших врачей той поры, Маэстро Стефано, но, увы, предотвратить неизбежное было невозможно. В конце апреля того же года прекрасная Симонетта умерла.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» / Галерея Уффици, Италия

Сообщение о смерти женщины Лоренцо получил в Пизе, где находился по службе. Он вспоминал, что в тот вечер увидел на западе одну особенно яркую звезду, которую прежде не замечал на небосклоне. «Её душа превратилась в неё», — сразу подумал Лоренцо. Он и многие другие флорентийцы присутствовали на похоронах своей «земной богини», и далеко не все могли скрыть боль и скорбь при виде умершей Симонетты. Медичи писал:

А в 1486 году мир увидел «Рождение Венеры» Боттичелли. На нём была запечатлена бессмертная красота Симонетты Веспуччи. Мастер, без памяти влюблённый в красавицу, начал работу над картиной уже после смерти своей любимой модели. Но время не смогло стереть черты Симонетты из памяти Боттичелли. Глядя на великое произведение, флорентийцы признавались, что у них захватывало дух – настолько живой и настоящей здесь казалась Симонетта. Сам же Сандро Боттичелли перед смертью попросил его похоронить рядом с его любимой Музой – лишь здесь его душа обрела вечный покой.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: