Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий
Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий.
«Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.
Миланский период
Автопортрет в возрасте 61 года. Дата — 1587 — поставлена под воротником, как обычно у Арчимбольдо. Бумага, карандаш, перо и чернила, размер изображения 442 × 318 мм. Палаццо Россо, Генуя Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Дата рождения художника неизвестна. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis
(то есть «Млнский»). Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Екатерины для витражей Миланского собора; с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно, из-за кончины; единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Есть также основание полагать, что витражи южной части нефа со сценами из книги Бытия, также были выполнены ими. Существует версия, что росписи в церкви св. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.Фреска церкви св. Маврикия в Милане, приписываемая Арчимбольдо Биограф художника, друживший с ним при жизни, — Паоло Мориджиа — писал о нём так:
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque
. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. Вероятно, именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Не сохранилось никаких свидетельств, каким образом художник был связан с Габсбургами, и что побудило его покинуть родные места на чрезвычайно длительный срок.
«Лето»
Картина «Лето» — невероятный пример метаморфозного полотна, которое относится к циклу «Времена года» и символизирует развитие жизни человечества. Лето выступает у художника в качестве молодости человека. Полотно отличается яркими красками, а лицо образа состоит из летних даров природы – фруктов и овощей.
Картина Джузеппе Арчимбольдо обладает следующими характеристиками:
- Работа Джузеппе Арчимбольдо была написана в 1573 году.
- Для написания картины использовался холст размерами 76х64 см и масляные краски.
- Сегодня полотно находится в Лувре.
На холсте отображен образ женщины, одетой в блузу, выполненную из соломы пшеницы. Профиль женщины располагается на черном фоне. О годе и авторстве полотна свидетельствуют символы, отображенные на кофте женщины.
Библиография
- Арчимбольдо: = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт; вступ. ст. Акилле Бонито Олива; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал.
- Наталии Ставровской. — М. — Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. — 181 с. — (Следы человека). — ISBN 88-216-7021-X.
- Барт, Ролан. Арчимбольдо: Чудовища и чудеса // Метафизические исследования : Альманах Лаборатории метафизических исследований. — СПб.: Алетейя, 2000. — Т. XIII: Искусство. — С. 332—343. — ISBN 5-89329-148-4.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3/5 — (2 голоса)
В литературе и популярной культуре
Ряд писателей из Испании семнадцатого века ссылаются на его работы, учитывая, что Филипп II приобрел некоторые картины Арчимбольдо. Гротескные образы в романе Мигеля де Сервантеса « Дон Кихот» , такие как огромный искусственный нос, напоминают о его творчестве. Он также появляется в произведениях Франсиско де Кеведо . Обращаясь к современной латиноамериканской литературе, он появляется в романе Роберто Боланьо « 2666», в котором автор использует имя художника для одного из главных персонажей, Бенно фон Арчимбольди.
Арчимбольдо картина Вода был использован в качестве обложки альбома 1975 Masque по прогрессивному року — группе Канзаса , а также был показан на обложке 1977 Паладина издания Томас Сас «s Миф о психических заболеваниях .
В 1992 году новеллы Пришествие образом Вертумнус по Ian Watson контрапунктов врожденного сюрреализма одноименной работы против измененного психического состояния медикаментозного.
В Тертлдав «1993 фэнтези детективного романа s, Дело о токсическом Spell Dump , то альтернативная история » версия х Арчимбольдо объединенных бесов — общий, каждодневный взгляд в этом мире — наряду с фруктами, книгой и т.д., в его портреты .
Логотип аудиокниг « Аркангел Шекспир» , выпущенных с 1998 года, представляет собой портрет Уильяма Шекспира, сделанный из книг в стиле Библиотекаря Арчимбольдо .
Фруктовые люди в стиле Арчимбольдо появляются как персонажи в фильмах «Сказка о Десперо» (2008) и « Алиса в Зазеркалье» (2016), а также в серии видеоигр Cosmic Osmo .
Сюрреалистическое воображение Арчимбольдо проявляется и в художественной литературе. Первый и последний разделы (2008), последнего романа Роберто Боланьо, касаются вымышленного немецкого писателя по имени Арчимбольди , который взял свой псевдоним от Арчимбольдо.
Фрагмент Флоры был использован на обложке альбома 2009 года Bonfires on the Heath , выпущенного The Clientele .
Aricimboldo упоминается в 2020 возрождении Animaniacs , эпизод 4, как главные герои создают скульптуры из него сделаны из фруктов.
Ссылки [ править ]
- ^ Лучано Канепари . «Арчимбольдо» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 5 февраля 2021 года .
- ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья, Гарри Джордж., Тойн, Энтони. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета. 1985–1993 гг. п. 21. ISBN 0-19-869129-7. OCLC 11814265 .
- ^ «Джузеппе Арчимбольдо Биография» . Giuseppe-arcimboldo.org . Проверено 16 июля 2012 .
- ^ Майорино, Джанкарло. Портрет эксцентричности: Арчимбольдо и маньеристский гротеск. Издательство Пенсильванского государственного университета, 1991. Печать.
- ^ a b Эльхард, KC «Повторное открытие книги о библиотекаре Арчимбольдо». Библиотеки и культура 40.2 Весна 2005 г. 115–127. Проект MUSE .
- ^ Розенберг, KAREN (23 сентября 2010). «Несколько навязчивых идей, объединенных на холсте» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2012 года .
- ^ Меликян Сурен (5 октября 2007). «Галлюцинации Джузеппе Арчимбольдо: фантазия или безумие?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2012 года .
- ^ «Стиль маньеризма и плач» . Artsconnected.org. 2009-03-10 . Проверено 16 июля 2012 .
- ^ [Литература: Эффект Арчимбольдо: Трансформации лица с 16 по 20 век . Abbeville Press, Нью-Йорк, 1-е издание (сентябрь 1987 г.). ISBN 0896597695 . ISBN 978-0896597693 .]
- ^ a b Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо. Эдиз. Английский. Taschen . п. 30. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ а б Ферино-Пагден 2007 , стр. 15.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFerino-Pagden2007 ( справка )
- ↑ Кэрол Фогель (16 сентября 2010 г.). «Работа Арчимбольдо, купленная вовремя для выставки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 октября 2014 .
- ↑ Блейк Гопник (17 сентября 2010 г.). «Времена года Арчимбольдо пополнят собрание Национальной галереи искусств» . Вашингтон Пост . Проверено 31 октября 2014 .
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Taschen. п. 16–20. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Taschen. п. 20. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Taschen. С. 32–34. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Роланд Барт. Арчимбольдо. п. 335
- ^ Роланд Барт. Арчимбольдо . п. 338
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Taschen. С. 56–58. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Storia делла bruttezza (Бомпьяни, 2007 — английский перевод: На Уродство , 2007). стр.169
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо. Эдиз. Английский. Taschen. С. 58–60. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Ferino-Pagden 2007 , стр. 97—101.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFerino-Pagden2007 ( справка )
- ^ Вернер Кригескорте (2000). Арчимбольдо . Эдиз. Английский. Taschen. п. 44. ISBN 978-3-8228-5993-3
- ^ Фредерик А. де Армас , «Золотой дом Неро: итальянское искусство и гротеск в« Дон Кихоте » , часть II», Сервантес: Бюллетень Общества Сервантеса Америки 24.1 (2004): 143-71.
- ^ Маргарита Levisi, «Лас фигурас compuestas ан Арчимбольдо у Кеведо,» Сравнительная литература 20 (1968): 217-35.
- ↑ См. Издание Паладина 1977 года Миф о психическом заболевании.
- ^ Bolaño, Роберто. 2666 . Фаррар, Страус и Жиру, 2008, стр. 729, 784.
- ^ Фернандо, Real Academia de BBAA de San. «Арчимбольдо, Джузеппе — Примавера» . Academia Colecciones (на испанском языке) . Проверено 31 марта 2020 .
Миланский период
Автопортрет в возрасте 61 года. Дата — 1587 — поставлена под воротником, как обычно у Арчимбольдо. Бумага, карандаш, перо и чернила, размер изображения 442 × 318 мм. Палаццо Россо, Генуя Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Дата рождения художника неизвестна. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis
(то есть «Млнский»). Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Екатерины для витражей Миланского собора; с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно, из-за кончины; единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Есть также основание полагать, что витражи южной части нефа со сценами из книги Бытия, также были выполнены ими. Существует версия, что росписи в церкви св. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.Фреска церкви св. Маврикия в Милане, приписываемая Арчимбольдо Биограф художника, друживший с ним при жизни, — Паоло Мориджиа — писал о нём так:
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque
. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. Вероятно, именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Не сохранилось никаких свидетельств, каким образом художник был связан с Габсбургами, и что побудило его покинуть родные места на чрезвычайно длительный срок.
Великие стихии
Джузеппо Арчимбольдо считался настолько талантливым живописцем, что его даже сравнивали с Леонардо да Винчи. Помимо картин, художник много времени и сил уделял природе: он был придворным Центра научного исследования, а также открыл ботанический и зоологический сады. Благодаря такому подробному изучению природы появился еще один известный цикл живописца — «Стихии».
Серия картин в стиле сюрреализм состоит из четырех стихий: земли, воздуха, воды и огня. На этой картине изображена земля, в портрете которой спрятаны самые разнообразные дикие животные.
Здесь зритель лицезреет воздух: обилие птиц, в центре которых символы императора — Орел и Павлин. К сожалению, подлинник не дошел до наших дней, поэтому об этой картине мы можем судить только по копиям.
Несложно догадаться, что на этом портрете итальянского художника изображен огонь. Огненные языки волос поджигаются двумя огнивами, которые изображают ухо и нос.
Самая противоречивая работа этой серии — это портрет воды. Здесь нет типичного для нам голубого или синего цвета. Вместо них — холод, серость и представители подводного мира.
Джузеппе Арчимбольдо — первопроходец в таких необычных экспериментах. К сожалению, сегодня трудно узнать о жизни этого великого мастера, ведь о нем осталось очень мало сведений. Он был забыт практически сразу после своей кончины. И только в 1930 году директор музея современного искусства в Нью-Йорке нашел картины итальянского художника и сделал их частью одной из выставок. Именно тогда о великом Арчимбольдо вспомнили и снова заговорили как о вдохновителе сюрреализма.
Жизнь при дворе
В 1562 годуимператор Максимилиан II ( Maximilian II) сделал Джузеппо Арчимбольдо придворным художником. В связи с этим ему пришлось уехать из Милана. В течение двадцати пяти лет жизни при дворе Арчимбольдо успел осесть и в Праге, и в величественной Вене: он писал портреты императорской семьи, оформлял роскошные празднества и приемы. Император очень ценил художника. Так, в 1592 году Джузеппо был даже присвоен дворянский титул, право на личный герб и должность пфальцграфа. Теперь он мог управлять дворцом, когда императора там не было.
Именно тогда и возникла новая сюрреалистическая манера писать Арчимбольдо — он начал создавать портреты из необычных сочетаний, преплетений и удивительных комбинаций разных предметов.
Приложения
О других проектах Викимедиа:
Джузеппе Арчимбольдо , на Викискладе?
Библиография
- Андре Пьер де Мандиарг и Яша Давид , Арчимбольдо ле Мервилё , Париж, Роберт Лаффон ,1988 г..
- Симонетта Вентури (в переводе Флоренс Кадуот), Арчимбольдо , Париж, Селив,1990 г.( ISBN 2-86535-028-2 ).
- Кэролайн Блан , Арчимбольдо , Турне, Gamma jeunesse,1993 г., 28 с. ( ISBN 2-7130-1538-3 ).
- Клод Делафосс , я наблюдаю портреты Арчимбольдо , Парижа, Галлимара Jeunesse,1999 г.( ISBN 2-07-052738-7 ).
- (автор) Вернер Кригескорте ( перевод с немецкого), Джузеппе Арчимбольдо: 1527-1593 , Кельн / Париж, Ташен,1993 г., 79 с. ( ISBN 3-8228-0158-5 ).
- Катрин Булика-Даффо , Арчимбольдо и Флобер. Чтение портрета «Земля» Джузеппе Арчимбольдо , Новое образовательное обозрение, 11/2001, 2001 / 02-03.
- Каталог выставки «Арчимбольдо» в Люксембургском музее ,15 сентября 2007 г. в 13 января 2008 г..
- Беатрис Ноде-Ланглуа , Арчимбольдо в Люксембургском музее , Парижская критика, № 58, 4 квартал 2007 г.
- Жанетт Цвингенбергер , Одно изображение может скрыть другое. Арчимбольдо, Дали, Раец , Париж, Национальные галереи Большого дворца,2009 г..
Внешние ссылки
- Авторитетные записи :
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Портал живописи
- Портал искусств
- Портал эпохи Возрождения
- Миланский портал
Внешние ссылки
- Викискладе есть медиафайлы, связанные с: произведениями Арчимбольдо .
- «Галлюцинации Арчимбольдо: фантастика или безумие?»
- Работы Джузеппе Арчимбольдо
- Джузеппе Арчимбольдо в галерее Ольги
- Арчимбольдо на TVM . Архивировано 3 октября 2006 г. в Wayback Machine .
- Арчимбольдо в «Всемирной истории искусства»
- Интернет-галерея искусств
- Арчимбольдо в MuseumSyndicate
- Виртуальная художественная галерея Arcimboldo en Panopticon
- Замок Скоклостер, Швеция
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q7751
- Multimedia:
Творчество Арчимбольдо
В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.
Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
биография
Вертумн , портрет, изображающий Рудольфа II, императора Священной Римской империи в образе Вертумна , римского бога времен года, ок. 1590–91. Замок Скоклостер , Швеция.
Четыре сезона в одной голове , c. 1590, Национальная художественная галерея , США
Отец Джузеппе, Бьяджо Арчимбольдо, был художником из Милана . Как и его отец, Джузеппе Арчимбольдо начал свою карьеру в качестве дизайнера витражей и фресок в местных соборах, когда ему был 21 год.
В 1562 году он стал придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов в Вене , Австрия, а затем Максимилиану II и его сыну Рудольфу II при дворе в Праге . Он также был придворным декоратором и художником по костюмам. Август, курфюрст Саксонии , посетивший Вену в 1570 и 1573 годах, увидел работу Арчимбольдо и заказал копию своей книги «Времена года», которая включает в себя его собственные монархические символы .
Традиционные работы Арчимбольдо, посвященные традиционным религиозным сюжетам, канули в лету, но его портреты человеческих голов, составленных из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, вызывали глубокое восхищение его современников и остаются источником восхищения сегодня.
Издали его портреты выглядели как нормальные человеческие портреты. Однако отдельные объекты на каждом портрете фактически накладывались друг на друга, создавая различные анатомические формы человека. Они были тщательно сконструированы его воображением. Собранные объекты на каждом портрете не были случайными: каждый был связан характеристиками. В портрете, который сейчас представлен несколькими копиями под названием «Библиотекарь» , Арчимбольдо использовал предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, например занавес, который создавал отдельные учебные комнаты в библиотеке. Хвосты животных, которые стали бородой портрета, использовались как тряпки. Используя предметы быта, портреты были одновременно украшением и натюрмортами. Его работы показали не только природу и людей, но и то, насколько тесно они связаны.
После того, как портрет был представлен публике, некоторые ученые, имевшие тесные отношения с книжной культурой того времени, утверждали, что портрет высмеивает их ученость. Фактически, Арчимбольдо критиковал плохое поведение богатых людей и показывал другим, что происходило в то время, через свое искусство. В «Библиотеке» , хотя картина могла показаться нелепой, в ней также содержалась критика богатых людей, которые собирали книги только для того, чтобы владеть ими, а не для того, чтобы их читать.
Искусствоведы спорят, были ли его картины причудливыми или порождением сумасшедшего ума . Однако большинство ученых придерживаются той точки зрения, что, учитывая увлечение эпохи Возрождения загадками, головоломками и причудливым (см., Например, гротескные головы Леонардо да Винчи ), Арчимбольдо, далеко не психически неуравновешенный, обслуживал вкус своего времени.
Арчимбольдо умер в Милане , где ушел на пенсию после ухода со службы в Праге. Именно на этом последнем этапе своей карьеры он создал составной портрет Рудольфа II (см. Выше), а также его автопортрет под названием «Времена года». Его итальянские современники почтили его стихами и рукописями, посвященными его выдающейся карьере.
Когда шведская армия вторглась в Прагу в 1648 году, во время Тридцатилетней войны , многие картины Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II .
Его работы можно найти в Венском Художественно-историческом музее и в Габсбургском замке Амбрас в Инсбруке ; Лувр в Париже; а также в многочисленных музеях Швеции. В Италии его работы находятся в Кремоне , Брешии и галерее Уффици во Флоренции . The Wadsworth Atheneum в Хартфорде , Коннектикут ; художественный музей Денвера в Денвере, штат Колорадо ; Фонд Менил в Хьюстоне , Техас ; Музей Кэнди на Гернси . Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде владеет картину Весна по Арчимбольдо.
Он известен как маньерист 16-го века . Переходный период с 1520 по 1590 год, маньеризм перенял некоторые художественные элементы из Высокого Возрождения и повлиял на другие элементы в период барокко. Маньеристы были склонны демонстрировать близкие отношения между человеком и природой. Арчимбольдо также пытался показать свое понимание природы через свои портреты. В «Весне» человеческий портрет состоял только из различных весенних цветов и растений. От шляпы до шеи каждая часть портрета, даже губы и нос, были составлены из цветов, а тело — из растений. С другой стороны, в «Зиме» человек состоял в основном из корней деревьев. Некоторые листья вечнозеленых деревьев и ветви других деревьев превратились в волосы, а соломенная циновка стала костюмом человеческого портрета.
Краткие сведения о художнике
Джузеппе Арчимбольдо – ребенок миланского живописца, который родился в 1527 году в Милане. С ранних лет художник помогал своему отцу расписывать церковные заведения, создавать витражные эскизы.
Благодаря своему таланту и небывалым успехам, мастер был приглашен во двор императора Максимилиана II, а после – его приемника Рудольфа II.
Среди интересных фактов из жизни художника особого внимания заслуживают следующие:
- Джузеппе Арчимбольдо признан первым художником, который изображал в своих картинах уродливое, поставив, таким образом, под сомнение отображение только прекрасного.
- Несмотря на то, что все образы художника выстраивались из необыкновенного материала (цветов, животных, птиц, книг, фруктов и овощей), они обладали знаками императорских отличий, которые возвеличивали дом Габсбургов и проявляли всю его мощь и силу.
- Джузеппе Арчимбольдо изображал выдуманное и уродливое, однако на протяжении многих столетий о его картинах отзывались с великим энтузиазмом.
- О художнике нет ни единых письменных доказательств. Также нет сведений и о его картинах. Это связано с тем, что после кончины мастера, его полотна забылись и многие из них были утрачены, а в литературных произведениях тех времен он и вовсе не упоминался.
Умер Джузеппе Арчимбольдо в июле 1593 года также в Милане, куда прибыл в отставку.
Портреты или натюрморты?
Всего до наших дней дошло двадцать картин Джузеппе Арчимбольдо, но все они поражают своей оригинальностью и необычностью. Самый известный цикл художника-сюрреалиста называется «Времена года». Он состоит из четырех портретов разных времен года, написанных в уже известной нам манере сюрреализма. В правом нижнем углу расположена Осень, которая изобилует урожаем. Рядом с ней — Лето со своими фруктами, ягодами и листвой. В правом верхнем углу — цветочная Весна с распускающимися бутонами и оживлением природы. А в левом верхнем углу самый гротескный портрет — это Зима. Этим циклом художник хотел показать разные периоды жизни человека, поэтому зима — это в первую очередь не о холоде, а о старости.