Павел филонов: жизнь и творчество художника

Описание картины павла филонова «крестьянская семья» - сайт о строительстве

Павел Филонов (1883-1941)

Павел Филонов. Крестьянская
семья (Святое Семейство). 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С
17 февраля по 15 марта 1913 года 8 работ П. Пикассо и 3 картины Ж. Брака были
показаны на первой «Armory show» («Арсенальной выставке»), международной выставке
современного искусства, устроенной в Нью-Йорке. Эта выставка, где были собраны
1600 произведений, дала решающие импульсы миру искусства. Выставка разрушила прежнюю
гегемонию Национальной академии дизайна, которая придерживалась консервативного
направления современного искусства.

В 1915 году Даниэль-Анри Канвейлер
начал работать над своей легендарной книгой «Путь к кубизму». Наряду с изданием
1912 года «О кубизме», она является одной из самых значительных публикаций о кубизме
того времени.

Незаменимым источником информации является составленная Джудит
Козинс биографическая хронология П. Пикассо и Ж. Брака, в которой сопоставляются
все события этих лет. Она опубликована в книге Уильяма Рубина, приуроченной к
выставке «Пикассо и Брак. Рождение кубизма», проходившей в Музее современного
искусства в Нью-Йорке и в Музее искусства в Базеле (1989-1990).

Оглядываясь
назад, мы, несомненно, должны признать, что кубизм оказал весьма значительное
влияние на течения ХХ века: на итальянский футуризм; на лучизм и супрематизм в
России; на французский орфизм и пуризм; на деятельность группы «Синий всадник»
в Германии, движение «Де Стейл» в Нидерландах; и, наконец, на распространившееся
в международном масштабе движение дадаистов и на все искусство конструктивизма.
Практически все ведущие художники первой половины ХХ века испытывали влияние кубизма
в ранний период своего творчества, и их произведения сформированы под влиянием
его открытий и композиционных приемов.

Кубизм, зарождение которого пришлось
на первые годы ХХ столетия, а развитие было резко прервано началом Первой мировой
войны, вне всякого сомнения, является одним из наиболее важных, стилистически
выразительных средств в искусстве ХХ века.

Как бы ни были разнообразны
сохранившиеся свидетельства об истоках кубизма, все единодушно сходятся в том,
что своей большеформатной картиной «Авиньонские девицы» (ее размеры 244 х 234
см) — Пабло Пикассо заложил краеугольный камень, первого революционного искусства
ХХ века. Полотно, созданное в 1907 году знаменует начало «кубистического мышления».
П. Пикассо был первым художником, проигнорировавшим требования воспринимаемого
пространства, правдоподобного колорита и передачи естественных пропорций фигуры.
Трехмерность обнаженных женских тел и их окружения распадается, превращается в
двухмерное украшение поверхности, в котором соединяются различные точки зрения
одновременно. Создание иллюзии пространства и пластичности отходит на второй план
по сравнению с задачей изображения и структурирования форм. Совокупность этих
новшеств, которые противоречили всем академическим установкам начала ХIХ века,
у многих современников П. Пикассо вызывала беспокойство и встречала порой яростную
критику.

Построение
чертежа

Смерть

Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.

Павел Филонов. Портрет Сталина. 1936. Фото: Public Domain

Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова)
так вспоминала об этом: «…он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова
. Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. Рука немного откинута в сторону и вверх, эта варежка казалась не варежкой… Нет, это непередаваемо. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась. Дыхания его не было слышно. Плакали мы или нет — не помню, кажется, так и остались сидеть в каком-то оцепенении, не в силах осознать, что произошло, что его нет! Что всё, созданное им, осталось — стоит его мольберт, лежит палитра, краски, висят на стенах его картины, висят его часы-ходики, а его нет».

Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». Ещё труднее было договориться о том, чтобы вырыли могилу: были суровые морозы, и земля промёрзла. «Придя на Серафимовское кладбище, я нашла человека, который за хлеб и какую-то сумму денег согласился приготовить место, — вспоминала сестра художника. — Какой это был нечеловеческий труд! Стояли сильные морозы, земля была как камень. . И, как я помню, и забыть это невозможно, он больше рубил корни топором, чем работал лопатой. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться! Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу, и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь!» И на его вопрос: «А кто он такой?» — рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня».

Павел Филонов. Лица. 1940. Фото: Public Domain

Филонов П.Н.

Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания «Союза молодежи» (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.

Биография художника Филонова:

Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием. В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

После этого он начинает успешную карьеру художника. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.

У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.

В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.

Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.

Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.

Дочка

Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова
стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.

Павел Филонов с женой. Фото: Кадр youtube.com

Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.

Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.

Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».

После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».

Описание картины семейный портрет Анны Холодковой

Картина была создана в 1924 году, ее размер – 55 см x 75 см. Шедевр был написан на картоне маслами. В настоящее время данная картина находится в частной коллекции. На картине мы видим сидящую на стуле молодую и очаровательную девушку, которая опустила свою голову на правую руку. Выражение лица героини картины кажется немного грустным и печальным, а возможно, она просто уставшая.Анна Мария – это была сестра Сальвадора Дали. Она вошла в жизнь художника в 1908 году, когда маленькому Дали исполнилось всего 4 года. В Испании, где семейные ценности выше всего, а слово мужчины является законом, восхищение и обожание, которые дарила Анна Мария своему брату, были естественными и предначертанными. А сравнительно небольшая разница в возрасте еще сильнее сблизила их: общие уголки родительского дома, ободранные коленки, секреты от мамы и т.д., одним словом, всё то, что мы называем общим детством.Неудивительно, что сестра постепенно стала играть важную, а после смерти матери, еще и главную женскую роль в жизни молодого Дали. Превратившись в красивую юную девушку, Анна Мария привлекла брата не только как товарищ, но и как натурщица: до 1929 года она была основной моделью постепенно обретающего признание художника.Отношения, которые сложились между братом и сестрой, были очень близки к идеальным. Очень сложно сказать, как сложилась бы жизнь Дали, если бы она развивалась за сценарием Анны Марии. Ранние шедевры художника талантливы и чувственны, но они лишены того безумия, которое чувствуется в произведениях художника «эпохи Гала»

Но, так или иначе, в 1929 году Сальвадор Дали сделал свой выбор, а мы получили прекрасную возможность изучать, удивляться, а также восхищаться сверкающими гранями таланта гения.Понимание места Дали в истории искусства сходно с самим восприятием картин художника – четкие и ощутимые образы оказываются одновременно наполненными неопределенностью и двусмысленностью.Судя по тому, что известно о ранней юности Сальвадора Дали, им двигало желание отличиться от своих современников, и ему хотелось быть признанным со своими всегда правильными взглядами.Желание художника быть признанным в обществе, которое как бы было равнодушным к искусству, а особенно современному, вызвало в Дали его естественную склонность привлечь к себе внимание. Именно около середины 1930-х годов, гений начал создавать сюрреалистические объекты, которые стали его самыми известными произведениями

15 Сентября в 03:52

Первая и последняя выставка

В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок. Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций.

Павел Филонов. Германская война. 1915. Фото: Public Domain

Предполагалось, что простые, малообразованные люди, ничего не поняв в искусстве Филонова, выскажутся категорически против открытия выставки. Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Кто был на германской войне, тот поймёт картину „Германская война“».

Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки.

Викторин Меран

Эдуар Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”, 1863

Викторин Меран была дочерью модистки и патинатора бронзы (была такая работа), в общем, тоже не царевна. Она играла на гитаре, сидя у себя перед домом, на улице, и один художник решил ее нарисовать. А потом и второй. Но нравился ей вовсе третий (тоже художник), а на жизнь она зарабатывала сама, играла в кафе-шантанах, давала уроки гитары и скрипки. А со временем ей и самой захотелось рисовать, и тут-то троих художников ждал тяжкий облом – она отправилась учиться к четвертому, потому что их новомодная манера рисования ей не нравилась. А четвертый честно научил, чему смог (он был более склонен к классике), художница начала выставляться, и ее работы висели в музее Изящных искусств в одном зале с автором “Олимпии”, так-то. Мало того. В 1876 году ее работы были приняты на выставку Парижского Салона, а работы Мане – нет. Замуж она не пошла, а составила лесбийскую пару с другой дамой и прожила с ней до очень преклонных лет в маленьком пригороде.

Женский подвиг

Все картины Филонова, которые сегодня стоят миллионы долларов, оставались в его комнате, под присмотром вдовы. Через пять месяцев блокады она поняла, что может вскоре умереть, и перебралась вместе с ними к сёстрам художника. Филонова вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение. Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы. Семья его была уже эвакуирована, и он зашёл узнать, живы ли мы. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде?» Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам. Он приехал с фронта в командировку, и сделать это надо тотчас же. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.

…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»

Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Художника, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда? Репортаж Татьяны Баженовой.

Смутьян холста или певец городского страдания – как только не называли современники Павла Филонова. Самый загадочный художник русского авангарда. Его полотна можно рассматривать под лупой, каждый сантиметр – отдельно живущая картина. 

Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. Писал агрессивно, пёстро, даже вызывающе, но о вполне конкретном. Его, скитальца и мученика начала 20 века, интересовала судьба человека и страны.

Доказательство – полотно «Россия после 1905 года». Предсказание – или предвкушение? – революции. Он двигался в одном направлении с авангардистами, но его имя несправедливо забыли. Филонова, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей. Имя громады искусства обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда?

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Он всё время думал об истории, думал о том, что происходит с людьми. Он верил в мировую революцию. Роль пролетариата в революции, это была его святая вера. Не было ангажированности, это была его личная убежденность».

Семён Михайловский, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры: «Он совсем, конечно, не вписывался в ту систему, которая была. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство. Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели».

Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного – это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная – с большой буквы. Воплощение космоса для мастера – очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах – целый мир.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной.

Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил «молекулу», на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет.

Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века».

Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый  будет законченным произведением.

Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум».

Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова – болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно.

Иван Совлачков, художник: «Пожалуй, он один из самых петербургских художников

По структуре даже, если вы обратите внимание, его картины похожи на карту города. Смотришь на карту Петербурга и видишь филоновские структуры

Кроме того, сумрачный свет в его полотнах — он тоже чисто петербургский».

Искусство Павла Филонова рождалось в муках. Художник не только видел революцию, Первую мировую и гражданскую войны, но и застал блокаду. Голодал, сидя за холстом. Дежурил на чердаке, спасая свои работы. Первая суровая зима 41-го стала для него последней.

Татьяна Баженова, корреспондент: «В последние годы жизни художник не брал деньги за свои работы, занимался лишь творчеством.

Павел Филонов скончался в своей комнате дома на Петроградке в первый год блокады. Голод не пощадил и его супругу.

Своим ученикам незадолго до ухода он говорил: «Я не знаю, свидимся ли мы, но я точно знаю, что мы победим». Любопытно, что в этом доме теперь располагается детский сад».

В 80-х пару его полотен привезли на выставку во Францию. Очевидцы тех событий писали, по сравнению с Филоновым «всё погасло — весь цвет французской живописи». Еще настанет время, когда весь мир пожалеет, что вовремя не оценил гения русского авангарда с Невы.

Биография художника Филонова:

Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием.

В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

После этого он начинает успешную карьеру художника.  Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией  к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.

У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.

В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.

Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.

Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.

Последние статьи

  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
  • +1   8 фактов из жизни Достоевского, которые позволят по-другому взглянуть на его творчество 31.07.2023, 22:19

Все статьи

Образовательный портал

Устный журнал

Павел Филонов. Очевидец незримого…

(к 130-летию со Дня рождения)

Смирнова Елена Борисовна, воспитатель Кронштадтского кадетского корпуса

Живописная работа – это вид работы, сделанный с

максимальной отдачей и аналитической сделанностью…

П. Филонов

Цель: познакомить кадет с творчеством художника

Оформление: презентация «П. Н. Филонов. Очевидец незримого…»

стихотворение «Девять досок» Н. Чернова

стихотворение «Сон о Филонове» А. Крученых

видеоролик «Павел Филонов. Очевидец незримого…»

Ход мероприятия

I страница (10 мин.)

1 Ведущий: 03.12. 1941г. в блокадном Ленинграде оставил свое тело, истощенное от голода и лишений, Павел Филонов, художник, открывший «третий путь» в живописную беспредметность.

Тело мастера еще несколько дней лежало в холодной квартире, накрытое его самым загадочным произведением – «Пир королей». В тот тяжелый для страны период было нелегко достать гроб.

Кто знает, быть может, одиннадцать властителей позаботились о теле художника куда лучше, чем девять досок, которые в конечном итоге выделил Союз художников.

1-й чтец: Блокадный Ленинград… потухли свечи

Весь город в голоде с ног падает на снег,

И отголоски вопиющей и жутчайшей речи

Холодных губ целующих замерший оберег

Он там, средь мертвых и разбитых знаний,

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Художника, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда? Репортаж Татьяны Баженовой.

Смутьян холста или певец городского страдания – как только не называли современники Павла Филонова. Самый загадочный художник русского авангарда. Его полотна можно рассматривать под лупой, каждый сантиметр – отдельно живущая картина. 

Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. Писал агрессивно, пёстро, даже вызывающе, но о вполне конкретном. Его, скитальца и мученика начала 20 века, интересовала судьба человека и страны.

Доказательство – полотно «Россия после 1905 года». Предсказание – или предвкушение? – революции. Он двигался в одном направлении с авангардистами, но его имя несправедливо забыли. Филонова, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей. Имя громады искусства обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда?

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Он всё время думал об истории, думал о том, что происходит с людьми. Он верил в мировую революцию. Роль пролетариата в революции, это была его святая вера. Не было ангажированности, это была его личная убежденность».

Семён Михайловский, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры: «Он совсем, конечно, не вписывался в ту систему, которая была. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство. Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели».

Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного – это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная – с большой буквы. Воплощение космоса для мастера – очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах – целый мир.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной.

Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил “молекулу”, на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет.

Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века».

Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый  будет законченным произведением.

Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум».

Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова – болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно.

Иван Совлачков, художник: «Пожалуй, он один из самых петербургских художников

По структуре даже, если вы обратите внимание, его картины похожи на карту города. Смотришь на карту Петербурга и видишь филоновские структуры

Кроме того, сумрачный свет в его полотнах — он тоже чисто петербургский».

Искусство Павла Филонова рождалось в муках. Художник не только видел революцию, Первую мировую и гражданскую войны, но и застал блокаду. Голодал, сидя за холстом. Дежурил на чердаке, спасая свои работы. Первая суровая зима 41-го стала для него последней.

Татьяна Баженова, корреспондент: «В последние годы жизни художник не брал деньги за свои работы, занимался лишь творчеством.

Павел Филонов скончался в своей комнате дома на Петроградке в первый год блокады. Голод не пощадил и его супругу.

Своим ученикам незадолго до ухода он говорил: “Я не знаю, свидимся ли мы, но я точно знаю, что мы победим”. Любопытно, что в этом доме теперь располагается детский сад».

В 80-х пару его полотен привезли на выставку во Францию. Очевидцы тех событий писали, по сравнению с Филоновым «всё погасло — весь цвет французской живописи». Еще настанет время, когда весь мир пожалеет, что вовремя не оценил гения русского авангарда с Невы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: