Основные произведения
Поклонение волхвов, 1488. Дерево, темпера, 285*243 см. Оспедале Инноченти, Флоренция. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Слева перед Иисусом преклоняет колени Иоанн Креститель, позади него изображен сам художник, а справа, в черном одеянии — заказчик Франческо ди Джованни Тезори. На переднем плане изображены двое детей, убитых во время резни в Вифлееме, что было характерным мотивом оформления сиротских домов.
Портрет дедушки и внука, около 1490. Дерево, темпера, 62*46 см. Лувр, Париж. Гирландайо следует традициям нидерландской портретной живописи, которая приобретает в Италии все большее значение. Облик старика ни в коей мере не идеализирован, портрет написан в три четверти оборота. Художественный язык мастера точен и ясен, он передает характерные черты лица и даже наросты на носу старца. Исполненный любви взгляд старика подчеркивает доверительные отношения между ним и мальчиком.
Святой Иероним, 1480. Фреска, 184*119 см. Оньисанти, Флоренция. Отец церкви представлен в образе ученого в своем кабинете. Оторвавшись от чтения, святой Иероним смотрит на зрителя задумчивым взглядом. В произведении просматривается влияние североевропейского искусства, на что указывают некоторые детали, например, ковер, которым накрыт стол. Фреска схожа с написанным ранее Святым Иеронимом Боттичелли.
Поклонение пастухов, 1485. Дерево, темпера, 167*167 см. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. На часто копировавшейся впоследствии алтарной картине Гирландайо сочетает величественные принципы античного искусства с новаторским реализмом нидерландской школы. Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса.
Смерть святой Фины, около 1474. Фреска. Колледжиата, Сан Джиминьяно.
На фреске в часовне святой Фины запечатлен скорбный момент ее жития — отход девочки в мир иной. Она умерла в возрасте пятнадцати лет после продолжительной болезни, и в момент кончины у ее постели выросли цветы. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо. На фреске изображено чудо, произошедшее во время отпевания святой, которое проводилось епископом в присутствии основателя часовни. Парализованная кормилица в центре картины и слепой мальчик, припадающий к ногам усопшей, исцеляются от болезней. Парящий ангел на дальнем плане картины указывает на колокола церкви Сан Джиминьяно, возвестившие о наступлении смертного часа святой Фины.
Утверждение устава монашеского ордена францисканцев, около 1485. Фреска, ширина: 370 см. Капелла Сассети, Санта Тринита, Флоренция.
Фреска изображает одну из шести сцен Жития святого Франциска Ассизского. Художник переносит действие из Рима на площадь делла Синьория во Флоренции, слева виднеется здание дворца Уффици. Гирландайо изобразил на фреске своих знаменитых современников: основателя ордена Франческо Сассети — справа на переднем плане, и Лоренцо Медичи (1449–1492), стоящего позади Франческо среди старцев.
Тайная вечеря, около 1486. Фреска. Трапезная, Сан Марко, Флоренция.
Фреска отличается от первоначального варианта, написанного в 1480 для монастыря Ониссанти во Флоренции. Живописными средствами создается иллюзия глубины пространства, чему способствуют и изображения архитектурных форм. Гирландайо визуально раздвигает границы помещения трапезной монастырского постоялого двора. Наблюдательность и мастерство художника проявляются не только в изображении апостолов, но и в достоверной передаче пищи и напитков, почти осязаемой реальности крон деревьев и полета птиц.
Рождение Девы Марии, около 1488. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
На фреске в капелле семейства Торнабуони интерьер помещения выписан настолько искусно, что создается иллюзия естественного освещения. Очень живо написаны образы служанок, а фигура взволнованной кормилицы носит жанровый характер. На лестнице изображена сцена, предшествующая главному событию фрески — встреча будущих родителей Марии. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры.
Краткая биография
Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Большое влияние на него оказало нидерландское и античное искусство и произведения Андреа дель Кастаньо, Линии и Андреа Верроккьо. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры
Он мастерски компонует многофигурные сцены, уделяя основное внимание тщательному изображению именитых флорентийских деятелей, а не персонажей библейских событий. В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи
В мастерской Гирландайо учился Микеланджело.
Работает
- Голгофский триптих , около 1465-1468 гг., Дерево, масло, собор Святого Бавона в Генте
- La Chute , Lamentation et Geneviève , около 1470-1475, диптих на дереве, Художественно-исторический музей , Вена
- Алтарь Монфорте , около 1470 года, масло на дереве (из монастыря Монфорте в Лемосе ), Gemäldegalerie , Берлин
- Распятие , около 1470 г., Дерево, 42 × 27 см , Музей Коррера , Венеция
- Снятие с креста (приписывается), Дворец-музей герцогов Браганса , Вила Висоза , Португалия
- Поклонение волхвов , центральная часть триптиха, холст, масло, переложение с дерева, 96,3 × 77,5 см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Триптих Портинари , ок. 1475, дерево, масло, Флоренция, Галерея Уффици
- Алтарь Троицы , 1478 г., четыре панели, Королевское собрание , Великобритания
- Портрет дарителя , Метрополитен-музей , Нью-Йорк, (собрание Х.О. Хавемейера)
- Оплакивание Христа , Шалон-ан-Шампань, музей Гарине
- Оплакивание мертвого Христа (приписывается), дерево, масло 36,2 × 30,2 см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Смерть Богородицы после 1477 года, Музей Грёнинге , Брюгге.
- Поклонение пастухов , около 1480 г., Gemäldegalerie