Обручение святой Екатерины, Паоло Веронезе

Мистический брак святой екатерины (веронезе) - frwiki.wiki

Невеста первая — Святая Екатерина Александрийская

К. Дольчи. Святая Екатерина читает книгу

Святая Екатерина Александрийская жила в Египте в III веке нашей эры. До принятия христианства она носила имя Доротея и была дочерью правителя Александрии. Девушка славилась своей необыкновенной красотой, мудростью, душевными качествами, и была, само собой, завидной невестой, но в женихи себе хотела лишь самого достойного – того, кто будет во всем ее превосходить. Тогда мать Екатерины отвела ее к старцу-отшельнику, творящему молитвы в пещере недалеко от города. Тот поведал девушке, что знает того, кто во всем ее лучше.

Л. Лотто. Обручение Святой Екатерины

Образ Христа произвел сильное впечатление на девушку, и вскоре ее посетило видение: она очутилась перед Девой Марией с младенцем, но тот отказался взглянуть на Екатерину, ибо та была безобразной, нищей и безумной, поскольку не была отмечена Святым Духом. Тогда девушка попросила старца совершить над ней обряд крещения и принялась молиться. Новое видение явило перед ней Богородицу с младенцем, который назвал Екатерину невестой и надел ей на палец кольцо.

Б. да Мариотто. Обручение Святой Екатерины

Через некоторое время в Александрию прибыл император Максимин. Екатерина отправилась во дворец правителя, чтобы убедить его отказаться от поклонения языческим богам и принять христианскую веру. Максимин позвал лучших ученых, чтобы, в свою очередь, вынудить девушку отречься от христианства. Но после беседы с девушкой мудрецы стали переходить в ее веру, за что разгневанный император повелел сжечь всех на костре. Девушку было приказано бросить в темницу, для нее император придумал пытки колесом, а всем, кто последовал за девушкой в новую религию, он уготовил смертную казнь, в том числе и своей жене. По легенде, колесо было разрушено спустившимся на землю ангелом. По велению императора Екатерина была обезглавлена мечом, приняв таким образом мученическую смерть в восемнадцать лет.

Гверчино. Мученичество Святой Екатерины

Екатерина Александрийская была причислена к лику святых – произошло это до разделения церквей, а потому святая почитается и католической, и православной церковью. Ее именем был назван орден Российской империи, который был учрежден при Петре I. Первой дамой, удостоенной ордена, стала супруга Петра I Екатерина, а позже его вручали великим княжнам и княгиням, это был символ принадлежности к высшим кругам общества.

Евангельская серия

В 60-х годах самыми важными работами стали созданные Веронезе картины с названиями, связанными с Пирами. Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних. Светский живописец, лишенный склонности к религиозному пафосу, Веронезе великолепно справился с колоссальными полотнами, подобных которым еще не было в истории венецианского искусства. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. В сути полотна скрывается и аллегория: венецианские праздники всегда отмечались необычайно пышно. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима — она завершает цикл. Двойное наименование объясняется просто: законченная картина вызвала неудовольствие слишком светской трактовкой события из Библии. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя — «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.

Становление и расцвет мастера

После того, как кропотливая работа над плафонами Дворца Дожей была завершена, слава о талантливом молодом живописце Паоло Кальяри Веронезе разошлась по всей Венеции. Художнику стали предлагать заказы на роспись других, не менее важных и величественных интерьеров. В 1555-1556 годах он работает над внутренним убранством церкви Сан Себастьяно, украсив его библейскими сюжетами. В 1560 году Веронезе отправляется в Рим, где знакомится с произведениями таких выдающихся творцов, как Рафаэль и Микеланджело. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество.

В том же году живописец украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Интересно, что в сюжетах этих фресок мифические и религиозные персонажи перемежаются с изображениями хозяев этих вилл. Веронезе не менее блестяще выполнил обозначенные работы, чем принес себе еще большую славу и известность. В 1565 году Паоло женился на Елене Бадиле – дочери своего первого учителя, которая приходилась ему дальней родственницей. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь.

Ранний период творчестав Паоло Веронезе.

Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом. Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте. В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.

В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах. В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.

К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице. В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие. В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.

Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле. Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело. Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.

Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.

Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)

Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»

Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.

Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле. Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко). Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.

В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными роспи­сями. В них в аллегорической форме, с привлечением обра­зов античной мифологии прославлялась республика Вене­ция, ее богатство и военные победы. Плафоны и панно ис­полнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную си­лу проявились особенности жизнелюбивого таланта Вероне­зе. С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков. Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, испол­ненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Ве­неции» (1580—1585).

Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веро­незе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палац­цо Маньядоле около Ла-мотта (1572). Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии. В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и ми­фологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.

Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, прида­вая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и пер­сонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).

Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григо­рия» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила при­чиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.

Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина харак­теристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц. Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого сул­тана, английскую королеву и многих знатных венецианцев. А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.

В некоторых поздних произведениях Веронезе нараста­ют чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакива­ние Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.

Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в созда­нии ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в част­ности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.

Невесты Христа в живописи

В историях о двух Екатеринах интересно то, что обе они признаются реальными, историческими личностями. И если в иконографии целью мастера было запечатлеть образы святых для прославления их праведной жизни и подвигов во имя церкви, то художники черпали вдохновение в самом сюжете обручения с Христом. Чаще всего Спасителя изображали младенцем на руках Богоматери – вероятно, для того, чтобы подчеркнуть духовный внегендерный характер обручения.

П. Веронезе. Обручение Святой Екатерины

На холстах художников могли появляться и Екатерина Александрийская, и Екатерина Сиенская – определить, кто из них фигурирует в качестве участницы мистического обручения, можно по отдельным атрибутам. Вообще чаще изображали великомученицу Екатерину, куда меньшее количество произведений живописи посвящено святой из Сиены. Но художник Амброджо Боргоньоне пошел несколько дальше всех своих собратьев и написал обручение Екатерины сразу с двумя этими святыми.

А. Боргоньоне. Мистическое обручение со Святой Екатериной Александрийской и Святой Екатериной Сиенской

Екатерина Александрийская обычно изображается в короне, иногда в горностаевой мантии – это признаки ее царственного происхождения. Часто на картине фигурируют колесо, меч, сама святая облачена в красные одежды – этот цвет символизирует мученичество.

Корреджо. Обручение Святой Екатерины

Екатерину Сиенскую изображают в монашеской рясе, с лилией. Количество фигур, составляющих композицию произведения, варьировалось – от минимальных троих участников таинства до нескольких десятков – среди которых были и другие святые, и ангелы, и донаторы, оплатившие работу художника.

Г. Мемлинг. Обручение Святой Екатерины

Мистическое обручение Святой Екатерины – очень популярный сюжет среди художников Возрождения. Выходящие из мастерских картины отображали не только саму историю, но и особенности эпохи, в которую они создавались. Соответствуя тем канонам, в рамках которых работали мастера, эти произведения, тем не менее, заставляют поразмыслить поздние поколения ценителей живописи. Например, традиция изображать Екатерину с округлым животом, с явными признаками беременности, поначалу повергает в недоумение – ведь обе Екатерины давали обет безбрачия и никак не могли иметь признаков скорого материнства.

Лукас Кранах. Обручение Святой Екатерины

Сассоферрато. Обручение Святой Екатерины

Но объяснение следует искать в традициях Возрождения, когда главным предназначением женщины провозглашалось рождение детей, и это породило своего рода стандарт красоты для художников, которые порой гипертрофированно восхваляли эту способность как неотъемлемую от женщины часть ее образа.

П. Веронезе. Мистическое обручение Святой Екатерины

Нередко при взгляде на одно из таких «обручений» можно рассмотреть признаки времени и места, где картина создавалась, например, происходящее на полотне Паоло Веронезе событие напоминает скорее веселый венецианский бал, чем тихую тайную церемонию.

Гений живописи из Вероны

Будущий мастер кисти и мольберта Паоло Кальяри родился в 1528 году в итальянской Вероне – городе, ставшим местом действия легендарной пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». Его отец был скульптором, а дед художником, поэтому профессия юного Паоло была предрешена с самого рождения. Сначала он решил стать архитектором, определившись в ученики к мастеру Микеле Санмикеле, однако этот род деятельности вскоре ему разонравился. Тогда Паоло направляет свой взгляд на более творческую профессию, отправившись постигать искусство живописи к своему дяде Антонио Бадиле – вы удивитесь, но он также был художником. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей.

В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. Он выигрывает конкурс на лучшее оформление алтарного образа в городском соборе, объявленный местным церковным кардиналом. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Итак, вскоре молодой Паоло покидает родительский дом и отправляется на поиски славы в Венецию, которая в то время являлась одним из самых демократичных и свободных европейских государств. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Именно Венецианская Республика была настоящим оазисом для всех деятелей культуры и искусства и просто свободолюбивых личностей, бежавших туда от церковного католического гнета, насаждаемого в других европейских странах. Первым серьезным заказом Кальяри в Венеции стала работа над знаменитым Дворцом Дожей – ему доверили художественную роспись плафонов в залах Совета Десяти. Живописец решил разукрасить их яркими сценами из древнеримской мифологии – такими, как «Юпитер изгоняет пороки«, а также «Венеция и Нептун». Красота первой росписи, украсившей центральный плафон, впоследствии так поразила Наполеона, что он забрал его с собой в Париж. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.

Религиозный скандал вокруг картины Паоло Веронезе

Конец 60-х годов XVI века — расцвет мастерства живописца. К этому времени он приобрел известность не только в Венеции, но и за ее пределами. Крупные заказы поступали в огромном количестве. Творчество Веронезе как блестящего декоратора достигло своих вершин: его часто приглашают расписывать дворцы и виллы. Во многом его популярность объясняется тем, что Паоло был первым художником, который задумался о соответствии своих произведений архитектурным особенностям зданий. Работая в технике фрески, он с большим вкусом и знанием дела помещал свои картины в интерьер. Благодаря этому, живопись и архитектура великолепно дополняли друг друга и выглядели, как единое целое. Практически все картины Паоло Веронезе, даже те, которые были написаны по мотивам евангельских сюжетов, носили подчеркнуто светский характер. На картинах художника отражено все великолепие и пышность современной ему Венеции: роскошь пиров, нарядов, пристрастие венецианцев к праздникам и веселью. Однако искренняя симпатия живописца ко всему этому и его жизнелюбивый талант чуть было не стоили ему жизни.

Значительная часть заказов поступала художнику от различных религиозных организаций. Он расписывал церковь Святого Себастьяна, монастырь Сан Джорджо Маджоре. Его работа украшала трапезную монастыря Санта Мария деи Серви. В 1573 году Веронезе получил заказ от церкви Санти Джованни э Паоло — одного из самых известных и больших соборов Венеции. Двумя годами раньше там случился пожар, в котором погибла «Тайная вечеря» кисти Тициана. Веронезе было поручено написать полотно с аналогичным названием и сюжетом.

Вольное переложение истории — изображение на картине воинов, детей, карликов и животных — возмутило церковь. Через несколько месяцев после передачи картины Паоло Веронезе монахам живописца вызвали в трибунал, требуя объяснений. Паоло удалось избежать суда только благодаря своему остроумию и обещанию исправить скандальное произведение в соответствии с Евангелием. Однако полотно не было подвержено значительным переделкам: художник всего лишь изменил название и добавил несколько пояснительных фраз на холсте.

Сейчас картина, вызвавшая некогда такой серьезный переполох, находится в галерее Венецианской академии. В XVIII веке она была сильно испорчена во время пожара, а полноценно отреставрирована только в 1827 году.

Покорение Венеции Паоло Веронезе.

В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции, и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Он создает цикл картин и расписывает плафоны в трех залах Совета Десяти в новом крыле дворца на протяжении трех лет работы.

Первым был закончен Зал Приемов. Для него, помимо нескольких одноцветных композиций, Веронезе создал четыре масштабных полотна. «Юпитер, изгоняющий Пороки» (вывезена французами, находится в Лувре), «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость» и «Свобода» и отдельно «Святой Марк венчающий христианские добродетели».

Это картины высочайшего художественного качества. Насыщенный цвет, исключительная яркость живых красок с эффектом мерцания, световые блики сообщающие фигурам на полотнах необыкновенную легкость и создают иллюзию глубины. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.

В Зале Трех Дворца дожей главной темой оформления стали триумфы добродетельного правления. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».

По завершение работ во Дворце дожей Веронезе был приглашен для оформления грандиозной декорации в новой церкви Святого Себастьяна в районе Дорсудоро. Росписи этой церкви Паоло Веронезе посвятил, с перерывами, более двух десятилетий своей жизни. Кисти Веронезе в церкви Святого Себастьяна принадлежат картины, потолочные холсты и фрески в нефе и на алтарной стене, а так же часть росписи ризницы, хоров, органа и алтаря.

В 1555 году была расписана сакристия, кисти Веронезе принадлежат «Коронация Богоматери» и «Евангелисты». В 1556 году на потолочном нефе Веронезе завершил несколько картин с изображениями эпизодов из книги «Эсфирь» — «Изгнание царицы Астинь», «Коронация Эсфири», «Триумф Мардохея (Мордехая)». Затем были созданы картины позади хоров иллюстрирующие житие святого Себастьяна.

В 1560-м году Веронезе украсил створки органа — при закрытых ставнях органа мы видим «Сретение Господне», при открытых «Христос, исцеляющий больных». Завершают декорацию органа сцена «Рождество», размещенная на внешней стороне балкона, а также два изображения Добродетелей и образы Святого Франциска и Святого Иеронима. Подобную роспись Веронезе делал и для органа церкви Сан Джеминьяно, которая была разрушена, картины попали в Галерею «Эстенсе» в Модене.

Так же Веронезе написал на куполе церкви полотно «Успение Пресвятой Богородицы», но в XVIII веке роспись была уничтожена. Последней работой Веронезе для церкви Святого Себастьяна в 1570 году., стала картина позади высокого алтаря — «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми». Картина заключена в цветную мраморную раму, выполненную самим художником.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: