Донателлоскульптуры и биография. картины донателло

Скульптура Микеланджело «Давид» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Микеланджело. Давид. 1501 —1504 гг. Галерея Академии художеств, Флоренция

Совсем иной образ, нежели у Донателло, создал Микеланджело. «Давид» Микеланджело — скульптура, ставшая символом эпохи Возрождения. «Флорен­тийский гигант» (высота 5,5 м) — так называли её современники Микеланд­жело — одно из самых прекрасных соз­даний великого мастера. Он работал над ним, трудясь от зари до зари, в тишине и уединении, считая его главным про­изведением всей жизни, передавая мра­мору всю энергию своей души. Биограф Микеланджело Вазари писал, что в ма­стерской была устроена ограда вокруг огромной мраморной глыбы, «чтобы ни­кому не было видно». Поставлены леса, сделаны мостки и лестницы. При помо­щи блоков и канатов камень поднят и водружён на поворотный круг. Начался единый День творения…

Легко и свободно стоит Давид на ка­менистой земле, опираясь на правую ногу. Величествен разворот его могучих плеч, горделива и благородна осанка. Красива голова с густой шапкой вьющихся волос и необыкновенно правильными чер­тами лица. Брови грозно нахмурены. Куда же устрем­лён его взгляд? Ещё ничего не произошло, а у нас соз­даётся ощущение готовности героя начать схватку и уверенности в победе.

До Микеланджело скульпторы чаще всего изобра­жали Давида после его поединка с врагом. Мастер вы­бирает решающий момент — перед битвой, а потому его герой показан в едином порыве высшего напряже­ния физических и душевных сил. Каждая деталь скульптуры призвана подчеркнуть это. Посмотрите, как напряглась жилка на шее

А крупная кисть опу­щенной вниз руки с красивым рисунком вен? На неё невозможно не обратить внимание! Материал с сайта http://worldofschool.ru

В отличие от своего предшественника Донателло, Микеланджело наделил Давида лишь грозным взгля­дом и пращой, перекинутой за спину. Если у Донател­ло Давид побеждает Голиафа спокойно и скромно, то микеланджеловский герой побеждает не с помощью чуда, а ясностью и силой своего духа, ловкостью и со­знанием нравственной правоты. Даже нагота Давида с особой выразительностью подчёркивает его внутрен­нюю силу и уверенность в победе, в то время как у Дона­телло она выражает лишь его безоружность и незащи­щённость. Несомненно, перед нами произведение ис­кусства, воспевшее гимн духовному величию Человека.

Где же найти статуе место в свободной и гордой Фло­ренции? Предназначенная для украшения знаменито­го флорентийского собора, она обрела своё место на главной площади города, Синьории, — перед палаццо Веккьо — дворцом флорентийского правительства. С той поры благодарные граждане Флоренции стали воспринимать её как символический образ защитника города. До сих пор она восхищает нас силой и величи­ем Человека. Она не подавляет своими размерами, а, наоборот, возвышает и укрепляет наш дух.

Камень и анатомия

Как-то встретилось любопытное высказывание, что по «Давиду» Микеланджело можно изучать анатомию. Оспорить это невозможно. Необходимо сказать, что великий скульптор пристально изучал этот предмет. В Италии начиная с XIV века проводились вскрытия трупов казнённых преступников. Это было сопряжено с немалыми трудностями из-за жаркого климата.

Микеланджело БуонарротиФото: Даниэле да Вольтерра, ru.wikipedia.org

Публичные вскрытия осуществлялись в университетах, особенно часто в Болонье. На этих мероприятиях присутствовали не только студенты, но также живописцы и скульпторы. Однако Микеланджело не только наблюдал за аутопсиями, но и производил анатомирование самостоятельно. Он был знаком с настоятелем одного из монастырей, где ему разрешили проводить вскрытия и выделили для этого особую комнату.

У мрамора тоже есть своя история. Глыба много лет лежала во дворе Санта Мария Дель Фьоре. Мрамор предназначался как раз для статуи Давида, которую первоначально должен был выполнить другой скульптор. Но этого не произошло, а глыба оставалась в грубой обработке — никто не решался взяться за воплощение.

Идея ждала своего гения. Микеланджело работал над статуей один, никому не доверяя какие-либо участки

Крайне важно и сложно было рассчитать все пропорции фигуры. Чезаре Дзоччи, «Юный Микеланджело высекает Голову фавна»Фото: Sailko, ru.wikipedia.org

Три скульптуры Давида, выполненные другими мастерами

Жизнеописание подвигов библейского царя Давида стало источником вдохновения для многих художников эпохи Возрождения. Образ бесстрашного победителя был увековечен такими мастерами, как Донателло, Микеланджело и Верроккьо. Для работы Бернини характерно необычное композиционное решение, что выделяет ее из ряда подобных произведений пластики. Микеланджело увековечил в мраморе момент, когда Давид готовился к сражению. В статуях Донателло и Верроккьо герой предстает победителем, уничтожившим врага. Бернини в свою очередь решил запечатлеть сцену, когда молодой воин кидает камень в великана Голиафа.

Почему Давид — ярчайший образ идеала человеческой фигуры

В работе «Давид» Микеланджело сумел создать ярчайший образ идеала человеческой фигуры, который до сих пор служит образцом и вдохновением для художников и скульпторов.

Скульптура, созданная Микеланджело, поражает своими пропорциями и формой тела героя. При этом художник не только изобразил физическую красоту, но и выразил в ней мощь и интеллект, что делает образ еще более глубоким и интересным для зрительского восприятия.

Стоит отметить, что образ Давида является не только героем библейской истории, но и символом Медичи, могущественной семьи Флоренции. Скульптура призвана показать не только красоту тела, но и мужество, силу характера и богатство внутреннего мира человека.

Именно благодаря такой глубине смысла и высокому качеству исполнения, «Давид» Микеланджело считается одной из главных достопримечательностей Ватикана и, безусловно, является великим произведением искусства.

Библейский текст

История Давида и Голиафа приходит от 1 Царств 17. Израильтяне борются с филистимлянами, чьи лучшим воином — Голиаф — неоднократно предлагает встретиться лучший воин израильтян в человека к человеку боя, чтобы решить весь бой. Ни один из подготовленных израильских солдат не достаточно храбры, чтобы бороться с великана Голиафа, до Давида — мальчик-пастух, кто слишком молод, чтобы быть солдатом — принимает вызов. Саул, израильтянин лидер, предлагает Дэвид доспехи и оружие, но мальчик не обучен и отказывается их. Вместо этого, он выходит со своей пращи, и противостоит врагу. Он бьет Голиафа в голове камнем, выбив гиганта вниз, а затем захватывает меч и отсекает голову Голиафа. Филистимляне с честью вышел в отставку, как pacted и израильтяне будут сохранены. Специальная сила Давида исходит от Бога, и история иллюстрирует торжество добра над злом.

Примечания и ссылки

Frontain, Raymond-Жан и Wojcik, Ян ред. (1980) Дэвид Миф в западной литературе, Университет Пердью Пресс, ISBN 0911198555. Янсон, стр. 3-7 Папа-Хеннесси, Джон (1958) Итальянское Возрождение Скульптура, Лондон, стр. 6-7 Poeschke, с. 27. Документы на статуи можно найти в Omaggio Донателло, 126-127. На политических последствий Давида для раннего-современный Флоренции, см. Andrew Баттерфилд, «новые свидетельства в пользу Иконография Давида в кватроченто Флоренции,» I Tatti Исследования 6 (1995) 114-133. Poeschke, с. 377. Omaggio Донателло, р. 125 Янсон, стр. 77-78 Poeschke, с. 397. Omaggio Донателло, С. 196-197 Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика, и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр. 139-141, ISBN 0300092121. Рэндольф опубликовал стихотворение от 1466, который, кажется, чтобы описать статую во дворце Медичи. Политические показания Дэвид включают Сперлинг Кристин М. (1992). «Бронзовый Донателло» Давид «и требованиями Медичи политике». Берлингтон Журнал 134: 218-219. JSTOR 885118.Крам, Роджер Дж. (1996). «Бронзовый Донателло Дэвид и вопрос о внешней против внутреннего тирании «. Ренессанс Исследования 10 (4): 440-450. DOI: 10.1111/j.1477-4658.1996.tb00364.x.McHam, Сара Блейк (2001). «Бронзовый Донателло Дэвид и Джудит как метафоры Медичи правилом во Флоренции «. Искусство Бюллетень 83: 32-47. DOI: 10.2307/3177189. JSTOR 3177189.Терри, Элли (2009). «обезглавливания Донателло и риторика обезглавливание в Медичи Флоренции». Ренессанс Исследования 23 (5): 609-638. DOI: 10.1111/j.1477-4658.2009.00593.x. Гринхал, М. (1982) Донателло и его источники, Лондон, р. 166. Стейнберг, Лев (1982). «Микеланджело и врачи». Бюллетень истории медицины 56: 552-553. Гайе, Г. (1840) Carteggio Inedito d’Artisti деи secoli XIV. XV. XVI., 3 тт, Флоренция, II:. 456: «Эль Давид делла Корте э уна фигура др., не е Perfecta, Перш ла гамба SUA ди drieto е schiocha.» Цитируется по Ширман, Джон (1992) Только Подключите … Искусство и зритель в итальянского Возрождения, Принстон: Princeton University Press, 22 н. 17

Ширман отмечает, что schiocha можно перевести как «неосторожное» или «глупым». Янсон, стр

77-86 Шнайдер, Лори (1973). «Донателло бронзовый Давид». Искусство Бюллетень 55 (2): 213-216. DOI: 10.2307/3049095. JSTOR 3049095. Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика, и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр. 139-192, ISBN 0300092121. Frontain, Raymond-Жан. «Фортуна в глазах Дэвида». GLRW.  PBS документальный фильм «Медичи», 2003 Poeschke, с. 398. Lanyi никогда не опубликовал свою гипотезу; его идеи были обнародованы в Евангелии от Иоанна Папа-Hennessey (1984) «Донателло бронзовый Давид,» Скритти ди Storia dell’arte в Оноре ди Федерико Zeri Милан: Electa, стр. 122-127, и дальнейшее развитие в Paroncchi, Алессандро (1980) Донателло электронной Ира Potere, Флоренция, стр. 101-115 и Fossi, Г. и другие (2000) Итальянское искусство, Флоренция, с. 91. Ширман, Джон (1992) Только Подключите … Искусство и зритель в итальянского Возрождения, Принстон: Princeton University Press, стр. 20-21, ISBN 9780691099729. Ил Restauro дель Дэвид ди Донателло. Museo Nazionale дель Барджелло. polomuseale. Firenze. это (по-итальянски) Шана Sureck (14 июля 2002). «Удаление пыли». Хартфорд Курант. Проверено 2011-10-10.

История жизни Донателло

Гаттамелата — пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, в правой у него жезл. Лицо Гаттамелаты — один из великолепных примеров портретного искусства Донателло нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи. Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека Возрождения. 

Во время работы над памятником скульптору пришлось, по-видимому, решать много сложных задач. Так, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур всадника и коня. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввел высокое седло с волютами впереди. Они обеспечили постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. Направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. 

Кроме того, Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет подчеркнуть массивность ее тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. 

Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

Восторженно восприняли монумент, по-видимому, и современники. Недаром Донателло поместил на пьедестале свою подпись, что он делал не так уж часто. Известно также, что в марте 1451 года с Донателло велись переговоры о создании другой конной статуи — Борсо д`Эсте. Замысел этот, однако, так и не был осуществлен. 

Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию. 

В конце пятидесятых годов Донателло получил от Козимо Медичи заказ на исполнение монументальной бронзовой группы, изображающей Юдифь с Олоферном. 

Бронзовая статуя Донателло «Давид»

В этой композиции скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна Юдифи. Последняя решительна и напориста. Ее фигура удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Выразительное лицо Юдифи не только прекрасно, но и величественно. 

Последние годы жизни Донателло — время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. И уже не героика, а утонченность, изысканность, изящество требовались от искусства. 

Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора «Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».

Биография — Донателло — Музей Арт-Рисунок

Донателло, итальянский скульптор

 Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 — 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм, измельчённой дробностью линейного ритма. В статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия , используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь «Благовещение» (так называемый алтарь Кавальканти; известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) — первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) — оба в Падуе. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий; группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456-57, площадь Синьории; рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., — все во Флоренции). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем.

Лит.: М. Я. Либман, Донателло, М., 1962; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963; Hartt Fr., Donatello, prophet of modern vision, L., 1974.

Смерть

Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали,  не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
  • Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
  • Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
  • Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник  Верроккьо,  который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса  Леонардо да Винчи.
  • Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после  его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.

Как Давид считается украшением Флоренции

Скульптура Давид, созданная в период Возрождения, по праву считается одним из величайших достижений искусства. Это яркий пример мастерства и таланта Микеланджело, который создал произведение, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Давид сегодня стоит в Галерее Академии во Флоренции и привлекает огромное количество туристов и любителей искусства со всего мира. Скульптура украшает город и стала символом Флоренции, символом итальянской культурной и художественной наследия.

Это потрясающее произведение искусства имеет огромное историческое значение и впечатляет своей красотой и величием. Давид Микеланджело стал настоящим наследием и иконой мирового искусства, и его творчество продолжает вдохновлять многих художников и скульпторов и украшать Флоренцию уже более 500 лет.

Краткая биография Донателло, художника и скульптора

Донато ди Никколо ди Бетто Барди – известный скульптор эпохи итальянского Ренессанса. В отличие от своих «коллег по цеху» – реалист, приверженец индивидуального скульптурного портрета. Биография Донателло интересна, но, наверное, является стандартной для творческих людей его эпохи.

Ранние годы

Донателло родился в  1386 году во Флоренции, в довольно простой семье (отец занимался изготовлением шерсти и шерстяных изделий). Талант его как скульптора и художника проявился рано, и его отдали обучаться в одну из многочисленных во Флоренции скульптурных мастерских. Интересно, что соучеником Донателло был еще один «титан эпохи Возрождения» архитектор Брунеллески. Вместе с ним Донателло ездил учиться в Рим, в школу известного мастера  Лоренцо Гиберти.

Оплачивал обучение будущего мастера скульптурного портрета его покровитель – флорентийский банкир  Мартелли.

Карьера

После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

В 1444 году мастер уехал  в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что  падуйский период   – вершина творчества мастера.

В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы  скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

Смерть

Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали,  не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

Интересные факты

  • Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
  • Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
  • Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
  • Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник  Верроккьо,  который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса  Леонардо да Винчи.
  • Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после  его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.

Карьера

После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

В 1444 году мастер уехал  в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что  падуйский период   – вершина творчества мастера.

В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы  скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)

Среди творений Донателло особенно замечательна бронзовая полутораметровая статуя юного Давида — первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения.

Статуя Давида была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди-Медичи. Впервые она упоминается, стоящей на этом месте, в отчете о свадьбе Лоренцо Медичи в 1469 году. После падения Медичи и конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор Палаццо Веккьо и установили на мраморной колонне, в 1777 передали в Галерею Уффици, сейчас хранится в Национальном музее Флоренции.

Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский — один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя-победителя – излюбленная тема этой эпохи. У Донателло обнаженное тело впервые увидено глазами гуманиста, как совершенное творение природы, наделенное живой, естественной красотой, скульптор гениально переработал античные образцы в духе своего времени.

В облике юного героя, в легкой неправильности черт еще не потерявшего детской припухлости лица, характерной юношеской угловатости телосложения есть та верность натуре и жизненная конкретность, которую Донателло воплотил в ином, заостренно-экспрессивном и драматическом ключе в пророках кампанилы.
Задумчивое выражение лица Давида, его расслабленная поза, жесты — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность.

Мальчик с гибкой фигурой и длинными волосами, ниспадающими на плечи, стоит в несколько самоуверенной и пассивной позе, его левое плечо приподнято, голова слегка наклонена, корпус немного изогнут, тяжесть тела покоится на правой ноге. В правой, полусогнутой руке он держит меч, опирающийся на шлем, в левой — камень от пращи; левой ногой попирает отрубленную голову Голиафа, символ поверженной гордыни,
шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу, которые выглядят усталыми и немного подвыпившими, на что намекают два сосуда с вином; подножие статуи Давида окружает лавровый венок.

Фигура Давида на редкость свободно развернута в пространстве, он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях. Одежду Давида составляет лишь простая войлочная пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком, и богато украшенные поножи.

В средние века почти на тысячу лет обнаженная фигура как нечто греховное была практически исключена из сферы искусства. В некоторых случаях ее допускали, как например, Адам и Ева в сценах «Грехопадения» или «Изгнания из рая», но при этом в нагом теле подавлялся всякий намек на чувственность и естественность, а также при изображении декоративных фигурок младенцев и гениев. После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства.
Скульпторов Высокого Возрождения больше привлекало изображение цветущей и мускулистой наготы.
В статуе Давида сохраняются отголоски готики — в постановке фигуры, характерного готического изгиба тела, движении тонких, в лице, склоненное и прикрытое полями шляпы. Но все же в этой статуе Донателло воплотил смелый порыв, динамизм, одухотворенность, более чем в ранних и поздних своих произведениях. По сути эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения и знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.

Давид (Микеланджело) — WiKi

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

«Давид» Микеланджело — шедевр Итальянского Возрождения – Италия по-русски

«Давид» Микеланджело давно уже стал одним из символов величайшего итальянского культурного наследия. Впервые представший перед публикой в 1504 году, библейский герой работы великого мастера до сих пор поражает воображение достоверностью и точно преданной пластикой человеческого тела. Но сколь долгое время Галерея Академии художеств во Флоренции хранит бесценное сокровище, столь же мало мы знаем об истории его создания и пяти веках существования.

Все гениальное — просто. А в случае с «Давидом» — еще и дешево. Как известно, изваяние библейского героя высечено Микеланджело из цельного куска мрамора, однако сам мастер получил материал за бесценок. Все дело в том, что до Микеланджело над статуей пытались работать как минимум два скульптора – Агостино ди Дуччо и Антонио Росселино. Несмотря на то, что мраморная глыба была родом из Каррары, славящейся своими каменоломнями, качеством она обладала весьма невысоким. Микеладжело, который по условиям контракта должен был приобретать материал за собственные средства, решил элементарно сэкономить – и получил в свое распоряжение «некондиционный» мрамор, над которым уже постарались его предшественники.

Главный недостаток материала, из которого высечен «Давид» — малая плотность с большим количеством мелких отверстий. Сегодняшние исследования, проведенные британскими учеными, показали – именно из-за структуры материала пятиметровое изваяние начало разрушаться практически с момента своего создания. Наибольшее давление оказывается на левое бедро, правую голень и лодыжки «Давида» — на них уже начинают проявляться трещины. Еще одна опасность для шедевра – колебания, создаваемые шагами нескончаемого потока посетителей.

Почти три с половиной сотни лет «Давид» простоял на площади Синьории – главной флорентийской площади – под воздействием солнца, ветра и атмосферных осадков

На внешний вид изваяния городские власти обратили свое внимание только в 1843 году – оно было впервые за всю свою историю существования помыто с помощью хлорной кислоты.Лишь спустя тридцать лет шеститонная статуя была помещена под крышу Академии художеств, а на ее прежнем месте сегодня находится полная копия шедевра

Профессиональные искусствоведы и любители шедевров эпохи Возрождения принимают «Давида» за некий эталон достоверности скульптурного изображения человеческого тела. На самом деле это не так – сам Микеланджело оставил на этот счет записи в своих дневниках. Оказывается, изваяние библейского героя обладает одним анатомическим дефектом, а именно – отсутствием одной из мышц между позвоночником и правой лопаткой. Впрочем, посетители Галереи уверяют —  на эстетическом удовольствии от созерцания изящного телосложения «Давида» этот дефект не сказывается никак. Особенно поразительно то, как подробно и естественно Микеланджело изваял мощные, крестьянские кисти юноши – неудивительно, что с их помощью можно было насмерть поразить из пращи великана Голиафа.

Но не все сплошь слава и уважение были в судьбе «Давида». Совершались на него и покушения. Первое – еще в 1527 году, когда в пылу восстания толпа повредила изваяние, второе – в 1991 году. Тогда Пьеро Каната, неудачливый художник и скульптор, напал на изваяние с молотком в руках. В результате этого бессмысленного акта вандализма, «Давид» лишился среднего пальца на левой ноге.

Материал и техника создания произведения «Давид» Микеланджело

Произведение «Давид» Микеланджело создано из мрамора, который является особенным историческим материалом, используемым в искусстве с древних времен. Мрамор является одним из наиболее прочных, устойчивых к разрушению и долговечных материалов, что позволило произведению сохранить свою первоначальную форму на протяжении многих веков.

Микеланджело использовал технику работы с мрамором, называемую «каррарским», которая заключается в скульптурной обработке мрамора при помощи молотка и долота. Эта техника очень трудоемкая и требует высокой мастерства. Микеланджело потратил на создание произведения более трех лет своей жизни, в течение которых он тщательно выточил каждую деталь с помощью этой техники.

На протяжении многих лет Микеланджело работал над созданием такого совершенного произведения, как «Давид», и использовал свои уникальные технические навыки, чтобы добиться реалистичности и пропорциональности каждой детали произведения. Он идеально сочетал мрамор и скульптурные навыки, чтобы создать непревзойденное произведение искусства, которое до сих пор восхищает людей всего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: