Описание картины валентина серова «похищение европы». рембрандт похищение европы описание картины

Описание картины Гвило Рени «Похищение Европы»

В изобразительном искусстве всего мира большое значение уделяется античной мифологии. Одной из самых интересных древнегреческих легенд является история, описывающая похищение прекрасной девушки по имени Европа царем всех богов на Олимпе Зевсом. Великий художник Рени Гвидо представил этот сюжет и изобразил его в своей великолепной манере исполнения.

Греческий бог Зевс всегда был неравнодушен к прекрасной женской красоте, поэтому, увидев юную дочь фенийского правителя Европу, он потерял свою голову и всей душой пожелал обладать ей. Европа заколдовала его своей красотой, готовой сравниться разве что с богинями небесными. Когда девушка совершала беззаботную прогулку в окружении своих подруг, коварный Зевс решил украсть ее. Он принял облик большого быка и подошел к веселой компании. Подруги стали украшать рога животного венками из цветов и взяли его в свою игру.

Европа, самая смелая из девушек, забралась к нему на спину, не зная, кто на самом деле стоит перед ней. Тогда Зевс решил исполнить задуманное и бросился в морскую пучину, унеся красавицу с собой. Он пересек море и высадил Европу на далеком острове, носившем название Крит, где девушка подарила ему трех сыновей.

На картине зритель наблюдает сцену, когда бог, облачившийся животным, плывет по водной глади. Шерсть его серого цвета, а рога все еще украшает цветочная гирлянда. Девушка, седлающая быка, вознесла свои глаза к небесам, где в правом углу полотна находится Купидон со своей, заряженной в лук, стрелой. Одеяние Европы подчеркивает женственный силуэт ее тела и ниспадает глубокими складками. Розоватая накидка и волосы девушки развиваются на ветру, что передает неспокойную погоду на море.

Живописец Рени Гвидо изобразил эту сцену на своем холсте в середине XIX века. При работе он пользовался маслом.

«Похищение Европы»

Дали. Особой прелести исполнены в картине дальние горы с селениями и цепь побережья. Они светоносны. Ощущаешь бесконечные красочные и светотеневые переливы: упадет солнечный свет — этот участок затеплится, зазолотится, как крепость на холме, за которой высятся голубые горы. Холм, ближний к нам, на фоне которого вырисовывается парус, погружен в тень от деревьев. В просветах между стволами тянется ожерельем берег, теряясь в воздушном мареве на границе с небом. Разглядывание далей, неторопливое, длительное, приносит огромное наслаждение.

Лоррен писал свои пейзажи медленно и долго, насыщая их всем тем богатством явлений природы, которым он любовался сам сутками, наблюдая восходы, закаты, игру солнца и теней. Этюды для далей он также писал с натуры (о чем свидетельствует Зандрарт, поэтому в его картинах сохраняется пленэрная свежесть и достоверность.

Стаффаж и обитатели. Пейзажи Лоррена никогда не бывают необитаемы. Они населены людьми и животными, в них помимо стаффажной сюжетной сценки — фигурной группы, вписанной в пейзаж Лоррена чужой рукой, есть еще истинные обитатели лорреновской природы.

Стаффаж первого плана часто воспринимается в картинах Лоррена как люди, которые оказались случайно в этих местах, приехавшие на увеселительную прогулку. Их пребывание в картине кажется временным, Европа на белом быке и ее спутницы — весь этот торжественный кортеж, кажется, движется по берегу, к левому углу картины, чтобы потом исчезнуть за ее границами. Тогда в пейзаже останутся коренные обитатели лорреновской природы — небольшие фигурки, расположенные дальше второго плана, написанные им самим. Все они уходят в глубь картины, сливаясь с пейзажем. Поэтому они не вносят шума, не заглушают шелеста листвы и всплесков волн. Но их присутствие в природе ощутимо: пастух, женщины, уходящие вдаль, парусник пристал к берегу, и люди толпятся вокруг него, на волнах качаются каравеллы, на которых каждая еле видимая фигурка занята конкретным делом. Да и сами каравеллы — дело рук человеческих и реальный транспорт того времени; на одном из таких судов Лоррен возвратился из Франции в Италию, чтобы больше не покидать ее.

Как мы уже упоминали, стаффаж в пейзажах Лоррена, за редким исключением, писали другие художники, и поэтому общее впечатление от его ландшафтов и марин зависит от соотношения лорреновской природы и вписанных туда фигурок.

В некоторых пейзажах произошло слияние «сюжетной сценки» и ландшафтного окружения. Таков «Ацис и Галатея», где природа будто покровительствует скрывшимся в ветхом шалаше влюбленным, возводя над ними свой шатер, укрывая всем небом, отгораживая от всего мира деревьями, морем, горами. От этого единения с природой двух едва заметных фигурок рождается ощущение античной просветленности, гармонии, которые покорили Ф. М. Достоевского.

Далее: Клод Лоррен. Природа и люди в «Похищении Европы»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Клод Лоррен. «Похищение Европы»   → Клод Лоррен. Дали, стаффаж и обитатели  

Клод ЛорренClaude Lorrain

Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.

Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.

В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.

С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.

В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.

Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.

Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.

Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.

Работы Клода Лоррена

Работы Клода Лоррена

«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

23.11.1682

Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»

«Похищение Европы» – шедевр, созданный в 1910 году Серовым Валентином Александровичем, известным русским живописцем. На написание картины мастера вдохновила поездка в Грецию, совершенная им в 1907 году. В частности, Серова поразили развалины Кносского дворца.

Художник обращается к популярному в античной мифологии сюжету о похищении Зевсом прекрасной Европы. Девушка была дочерью финикийского правителя Агенора. Могущественный Зевс влюбляется в нее и решает похитить. Для этого он превращается в быка и в таком облике появляется перед Европой и ее подругами. Как только девушка, обманутая миролюбивым поведением животного, забирается к нему на спину, бык бросается в море и увозит возлюбленную на остров Крит. Европа становится женой греческого бога, у них рождается трое сыновей.

Эта античная легенда неоднократно вдохновляла художников задолго до Серова. Но его полотно разительно отличается от творений предшественников. Здесь нет ничего от светлых тонов, легкости и изящности линий и мраморной прозрачности академических канонов. Картина Серова производит, скорее, впечатление масштабности и монументальности.

Интересна композиция полотна «Похищение Европы». Вся она строится на движении по диагонали. Это создает эффект напряженного движения и устремленности ввысь. Силуэты всех действующих лиц – девушки, Зевса, дельфина – нарочито вытянуты по диагонали. Линия горизонта находится очень высоко. Большая часть пространства полотна отведена под изображение моря, грозного, бушующего и неспокойного.

В центре композиции находятся бык с прильнувшей к нему в испуге Европой. Движения Зевса, мощно рассекающего морские волны, повторяет дельфин, что только усиливает динамику картины и придает ей особый ритмический рисунок.

Необычно и цветовое решение произведения. Серов использует насыщенные, яркие краски. Он отходит от античных канонов и делает быка не белоснежным, а оранжево-терракотовым. Вероятно, на это художника вдохновили фрески, увиденные им на острове Крит. Особенно ярко это пятно выделяется на фоне сине-фиолетовых волн, сливающихся со свинцово-серым небом.

Общие сведения

Здание, где размещается музей 1812 года постройки, собственником его был князь Барятинский. В 1906 году тут располагался детский приют. После революции тут был музей игрушек. Первая выставка посвящённая А.С. Пушкину прошла в 1949 году, она была приурочена к юбилейной дате — 150 лет со дня рождения писателя.

Директором музея на протяжении восьмидесяти лет был А. Крейн, он посвятил всю свою жизнь этому делу. Кроме музея на Пречистенке есть ещё его пять филиалов, два из которых посвящены Пушкину. В 1995 году мэр Москвы посетил на тот момент уже закрытый музей. Коммуникации износились, фасаду здания требовался капитальный ремонт, многие экспонаты нуждались в реставрации.

Мэр принял решение о реставрации здания и его экспонатов. В ходе проведенных работ были заменены все коммуникации, под музеем сделано помещение для гардероба, сувенирной лавки и буфета. Отдельные строения здания были объединены стеклянным перекрытием. Потолки раскрашены эксклюзивной росписью, в каждом зале она разная, стены вдоль лестницы украшены росписью картин.

Серов «Похищение Европы» описание картины, анализ

Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.

Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.

Художественная композиция картины Серова «Похищение Европы» строится на напряженном диагональном движении и стремлении ввысь. Все действующие лица на картине специально расположены по диагонали. Мощные, резкие движения огромного быка, плывущего по волнам с испуганной девушкой на могучей спине, повторяет плывущий рядом дельфин, что только усиливает динамический эффект, который производит изображение. Большую часть полотна занимает море, сильно волнующееся, грозное и довольно мрачное.

Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна. Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит. Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.

Год написания картины: 1910.

Размеры картины: 71 х 98 см.

Материал: холст.

Техника написания: темпера.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Пушкинский музей сейчас

Рядом с главным зданием расположена Галерея искусства стран Европы и Америки. Её 26 залов демонстрируют посетителям живописцев и мастеров скульптуры XIX—XX столетий. Здесь можно увидеть картины немецких мастеров отображавших в своих работах манеры живописи эпох Раннего Ренессанса и Средневековья. Здесь же представлены работы известных импрессионистов, таких как Дега, Ренуар, Ван Гог, Пикассо.

Сегодня в залах галереи демонстрируется уникальная экспозиция, состоящая из полотен многих европейских школ и работ талантливых американских мастеров. Здесь можно увидеть творения В. Кандинского, М. Шагала, Р. Кента. В специальном зале находятся скульптуры известнейших европейских мастеров Родена, Бари, Бурделя. Испанская школа представлена работами выдающегося Ф. Гойи.

К отдельным подразделениям Пушкинского музея можно отнести Отдел личных коллекций, используемый сегодня в качестве платформы для передвижных выставок, Учебный музей имени И. Цветаева, квартиру-мемориал С. Рихтера. В музее часто проводятся тематические выставки, приуроченные к юбилеям и значимым событиям. Для детей работают кружки по возрастам и интересам. Здесь работают изостудия и художественные мастерские.

Для посетителей проводятся тематические и общие обзорные экскурсии, во время которых детям младшего возраста рассказывают о Древней Греции, а старшеклассников знакомят с историей европейского искусства последних столетий. Проводятся познавательные и игровые программы для семей с детьми, различные квесты, интересные лекции и семейные экскурсии и разнообразные детские фестивали.

Клод Лоррен – великий мастер пейзажа

29.07.2018 Младшим современником Пуссена был Клод Лоррен (1600—1682), художник, который работал только в жанре пейзажа. Такое разделение живописцев по специализациям— характерное для классицизма явление. Мастер, как правило, имел свое жанровое амплуа и не переходил его грани. Такие всеобъемлющие гении, как Никола Пуссен, склонные к исторической картине, пейзажу, портрету и в равной степени свободно владеющие всем, редки. Клод Лоррен является родоначальником классицистического пейзажа.

Настоящая фамилия живописца Жилле, он родился в крестьянской семье в местечке Лотарингии (по-французски — Лоррен). Мальчик-сирота рано уехал в Италию, где и прошли все годы его учебы, а затем и вся творческая жизнь. Лоррен жил безвыездно в Риме, за исключением краткого пребывания в Лотарингии и двухлетнего в Неаполе.

Пейзаж как самостоятельный жанр искусства осваивался представителями болонской Академии Аннибале Карраччи, Доменикино; немецким художником, работавшим в Риме, Эльсгеймером. Но только у Лоррена пейзаж вырос в законченный, полноправный жанр со своими специфическими отличиями.

Художественный метод Лоррена как представителя классицизма связан с абстрагированием от конкретного, реального мотива. Более того, пейзаж предполагал сложносочиненную, идеализированную композицию, в которой не было места случайностям и натурным мотивам. Правда, у Лоррена достаточно много рисунков окрестностей Рима, но и они решены как-то панорамно и обобщенно.

Исследователи, противопоставляя пуссеновские пейзажи видам Лоррена, пишут об усилении в его работах лирического начала в противовес героическому у старшего современника. Безусловно, у того и у другого пейзажи — не просто констатация природного ландшафта, но и опосредованный образ человеческого духа, волнующих художника проблем. Темперамент Лоррена более мягок, в нем больше лиричности, живого чувства, нежели созерцающего разума, как у Пуссена. Лоррен предпочитает компоновать морские дали (изображения морских гаваней — излюбленный его сюжет), широкие панорамы с глубокими горизонтами, различные периоды суток — закат или восход, утренний туман или вечерние сумерки.

Ранние произведения Лоррена 30—40-х годов иногда страдают перегруженностью композиции архитектурными деталями и несколько коричневатым («поджаренным») колоритом, резким светотеневым контрастом (например, «Кампо Ваччино», 1635).

В 1650-е годы Лоррен вступает в пору своего творческого подъема. Создания этих лет — лучшее из всего сделанного мастером. В «Похищении Европы» представлен обобщенный образ природы, сам сюжет — лишь повод для написания морской панорамы. Люди или группы людей включены в ритм разнообразных форм композиции.

Крупнейшим полотном 50-х годов является пейзаж «Ацис и Галатея», хранящийся в собрании Дрезденской галереи.

Классицистический принцип строгой построенности пейзажа предполагает деление пространства на несколько планов, выверенное соотношение между ними, свободный центр и обрамляющие композицию справа и слева деревья — кулисы.

Поздний период творчества отмечен у Лоррена более эмоциональным восприятием природы. Колорит и свет достигают своего совершенства в передаче настроения автора. Интересны хранящиеся в Эрмитаже изображения «Утра», «Полдня», «Вечера», «Ночи». Это своеобразный цикл картин, созданный ок. 1666 г. Ясным покоем навеяно состояние «Полдня», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек — «Ночь». Самая поэтично-лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Серебристо-голубой свет приближающегося утра растворяет силуэт большого дерева на переднем плане — он прозрачно темнеет на общем фоне. В тени просыпаются античные руины— следы ушедшей цивилизации, и этот мотив придает оттенок печали тихой поэзии рассвета. Система построения пейзажа разработана Лорреном достаточно подробно в различных композиционных мотивах. Его изобразительные приемы стали каноничными для художников-пейзажистов вплоть до 19 в.

Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.

Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.

Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.

Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.

Режим работы Пушкинского музея

Главное здание Пушкинского музея является памятником архитектуры. Оно открыто для посетителей каждый день, исключая понедельник. Во вторник, среду и в выходные дни музей работает с 11.00 до 20.00, в четверг и пятницу — с 11.00 до 21.00. Дети до 16 лет проходят бесплатно, есть льготы для студентов и пенсионеров. Для многодетных семей предусмотрено бесплатное посещение по вторникам и в первое воскресенье каждого месяца.

Билеты можно приобрести в день посещения непосредственно в кассах музея, есть возможность заранее купить билет онлайн на официальном сайте. Во время посещения следует соблюдать установленные правила. В залах музея запрещено делать фотографии и проводить видеосъёмку с использованием вспышки, штатива и специальной палки для селфи. При входе в музей нужно отключить мобильные устройства.

Запрещено посещать музей лицам, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, нельзя проносить в залы цветы, различные напитки и еду, мороженое, трогать руками уникальные полотна и скульптуры. Сумки, пакеты и зонты, большие рюкзаки и коробки можно временно оставить в камере хранении, расположенной при музее. Запрещено громко шуметь и бегать по залам. Особенно это касается детей.

Описание картины Тициана Вечеллио «Похищение Европы»

Тициан помимо писания портретов и изображения библейских сюжетов, часто обращался в поисках вдохновения для создания новых прекрасных полотен к античной мифологии

Сюжет о похищении Европы привлек внимание художника возможностью выразить в динамике гамму сильных эмоций персонажей. Он создал одноименную картину к 1562 году

Мифы доносят до нас удивительную историю. У царя Агенора были сыновья и дочь Европа, славившаяся своей неземной красой. В одну из ночей приснился ей беспокойный сон: за Европу боролись две женщины, воплощавшие собой два материка – родной и неизвестный ей; чужая земля в итоге одержала победу. Очнувшись от кошмара, девушка начала неустанно молиться, чтобы боги не допустили произошедшего во сне. А после она ушла на прогулку по лугу у моря с подругами.

Юные девушки веселились и собирали цветы. Их звонкие голоса услышал могучий Зевс, а увидев прекрасную Европу – мигом влюбился в нее. Задумав похитить возлюбленную, громовержец обратился быком и спокойно подошел к компании подруг. Они обступили прекрасное спокойное животное с золотыми рогами и блистающей бархатной шерстью. Бык присел на землю будто бы призывая девушку присесть, и Европа не устояла перед фантастическим созданием. Тогда Зевс резко рванул с места и быстрее ветра донесся до моря, а дальше плыл подобно дельфину до острова Крита, где и женился на похищенной.

Живописец Тициан изобразил момент, когда двое главных персонажей находятся на гребне волны. Европа оборачивается в тревоге к берегу, где две женские фигуры бросаются в ужасе к ней, исчезающей в волнах. Одежды смялись и оголяют пышные благородные формы тела. Три фигуры ангелов сопровождают композицию.

Полотно создано в стиле «позднего Тициана»: краски более жидкие, слоя наложены резкими, смешанными, широкими мазками, фигуры и фон слиты в единое целое, а эмоциональная жизнь показана очень экспрессивно.

Как добраться

Пушкинский музей расположен по адресу: ул. Волхонка, д. 12. Находится он в самом центре Москвы, буквально в 20 минутах пешим ходом от Московского Кремля, от храма Христа Спасителя дойти до музея можно за 5 минут, немного дольше идти от набережной реки Пречистенки. Доехать можно метрополитеном, выйти на любой из станций: «Библиотека имени Ленина», «Кропоткинская», «Боровицкая».

Можно использовать наземный общественный транспорт. Доехать на автобусе №255, который ходит по маршруту: метро «Таганская» — стадион «Лужники». Остановка «Музей имени Пушкина» располагается рядом с главным входом в музей. Отправляться на автомобиле нецелесообразно, поскольку надо будет подыскать парковку. Можно воспользоваться услугами такси, машина доставит прямо к месту.

Пушкинский музей постоянно радует своих посетителей новыми выставками, яркими экспозициями. Осматривать имеющиеся здесь уникальные экспонаты можно не только часами, а даже целыми днями. Зайдя сюда, попадаешь в другое измерение, где время не властно и царствует красота. И жаль лишь, что в залах нельзя делать фото, ведь так хочется оставить себе на память изображение творений великих мастеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: