Похищение европы

Смысл картины

Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.

Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.

Миф о похищении

Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.

Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти. Холст, темпера

138×178 см. Русский музей

Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.

Смысл картины

Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.

Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.

Валентин Серов. Последние декоративные панно. Похищение Европы. Одиссей и Навзикая

Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию.

Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции.

Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно –  «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Валентин Серов — Похищение Европы

Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря.

Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.

В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре.

Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.

Валентин Серов — Одиссей и Навзикая

Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца.

Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации.

Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.

Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910

Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.

Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.

Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.

Валентин Серов — преподаватель

Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е.

Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:

До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.

Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.

Н.К.Рерих отмечал:

Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.

Картина «Похищение Европы»

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.

Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.

Собственная интерпретация

«Похищение Европы» — картина Серова, ставшая, как и «Девочка с персиками», самым узнаваемым полотном художника. Выполнена она в стиле модерн, который имел и другие названия: югендстиль (или молодой стиль), арт-нуво (или новое искусство). Это направление в последнее десятилетие XIX века и в начале XX овладело мыслями и чувствами большинства художников всех стран Европы. Все авторские варианты картины, имеющие различия в основном в цветовой гамме, очень далеки от академических установок. Картина Валентина Серова «Похищение Европы» является одновременно и ранее не использовавшейся художественной манерой живописца, и основоположницей нового утверждающегося стиля.

Полотно очень оригинально и по сюжетному решению: у Серова бык рыжий, тогда как в мифе и на картинах других авторов он белоснежный. Все движение в картине направлено по диагонали, бык несет красавицу, рассекая волны, в правый верхний угол, к далекой, высоко поднятой линии горизонта. Дельфины, повторяющие линию движения быка, усиливают динамику картины. Основное пространство занято неспокойным морем. Испуганная девушка, очень мало похожая в этот момент на царицу, полностью зависит от похитителя. Поза ее неустойчива, высокие волны грозятся поглотить соскользнувшую со спины красавицу. Но бык спокоен и уверен в себе, а глаза, устремленные на красавицу, просят прощения за доставленный испуг.

Похищение Европы

Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.

Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.

Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.

У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.

Похожие вопросы

Другие предметы 25.03.2019 15:07 12 Самойлова Анастасия.

Помогите составить план пот этому рассказу: На картине И. И. Левитана «Март» изображена ранняя весна

Ответов: 1

Другие предметы 08.02.2019 18:10 12 Зачинайлов Дмитрий.

Дорогие учителя, ученики и родители, хочу попросить у вас совета. Может вы когда-то сталкивались с п

Ответов: 1

Другие предметы 01.02.2020 14:02 21 Максимова Влада.

Дорогие учителя, ученики и родители, хочу попросить у вас совета. Может вы когда-то сталкивались с п

Ответов: 1

Другие предметы 25.05.2019 01:03 13 Осипов Кирилл.

Сюжет одного из мифов древней Греции изображён на знаменитой картине Валентина Серова <<Похище

Ответов: 1

Другие предметы 02.04.2021 12:15 13 Марышева Женя.

Какой греческий бог изображён на картине Серова Похищение Европы

Ответов: 2

Другие предметы 17.01.2020 09:21 34 Жемчугов Александр.

Ребята помогите дописать песенку бабушке на юбилей У нашей бабушки сегодня юбилей. Мы нарядились и

Ответов: 1

Другие предметы 01.09.2020 08:09 70 Митрофанова Виктория.

Прочитайте отрывок из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и ответьте на вопросы: Какие неверба

Ответов: 0

Другие предметы 14.07.2023 08:42 0 Сядуков Вова.

Помогите пожалуйста написать тему (о чем), идею (ради чего) и сверхзадачу (как можно решить проблему

Ответов: 2

Другие предметы 14.07.2023 08:44 0 Постригань Виктория.

Помогите пожалуйста написать тему (о чем), идею (ради чего) и сверхзадачу (как можно решить проблему

Ответов: 2

Другие предметы 14.07.2023 08:59 0 Рубан Юля.

Помогите пожалуйста написать тему (о чем), идею (ради чего) и сверхзадачу (как можно решить проблему

Ответов: 2

Варианты

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52 см, темпера, гуашь, картон). Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. С 1996 года, по соглашению между ГТГ и наследниками, находился на временном хранении в ГТГ в экспозиции музея. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (миллиардера Вячеслава Кантора).

Картина «Похищение Европы»

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.

Картон, темпера, гуашь, уголь. 80 х 100. Государственная Третьяковская галерея.

Мифы Древней Греции в живописи

Начиная с античности, греческие мифы побуждали художников, скульпторов и поэтов создавать произведения искусства. Мифология и по сей день представляет собой богатый мир героев и сюжетов. Мифы передают дух Древней Греции, места, где воспевалась и увековечивалась красота. Неудивительно, что именно их сюжеты чаще всего становятся предметом изобразительного искусства.

На протяжении веков подвиги Геракла, мучения Прометея и похождения Зевса были запечатлены в разных форматах, стилях и техниках такими художниками, как Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Доре и многие другие

В период модернизма влияние мифологии на живопись уменьшилось, большее внимание стало уделяться стилю и технике изображения в ущерб сюжету картины

В российской живописи ХХ века исторический и мифологический жанр обрел «второе дыхание» благодаря великолепным картинам Врубеля и Васнецова, которые оживили сюжеты национального фольклора. Древнегреческие мифы стали предметом особого интереса Валентина Серова в поздний период его творчества.

История картины

В самом начале ХХ века среди людей искусства пошли слухи о начале грандиозного проекта по оформлению музея изящных искусств им. Пушкина. Живописное оформление залов должно было подчеркивать и разъяснять постоянные экспозиции музея. В биографии Серова четко прослеживается желание участвовать в этом проекте.

В середине 1900-х гг. Серов посетил Грецию, чтобы впитать классическую культуру и искусство. Подготовка к росписи классических залов музея считается основной целью, которую преследовал художник. Серов Валентин Александрович начал писать первые варианты «Похищения» незадолго после поездки.

Многие искусствоведы считают, что картина «Похищение Европы» и сопутствующая ей «Встреча Одиссея с Навзикаей» были написаны как эскизы для настенной росписи, а не для станковых картин. Аргументом в пользу этой точки зрения может считаться то, что автор не собирался писать ни одну из упомянутых картин маслом.

Валентин Серов, «Похищение Европы»: описание

Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. Обратившийся в быка, Олимпийский Бог унес Европу на своей спине на остров Крит.

Интерпретация Серова не требует правдоподобного изображения героев и окружающего их пейзажа, она не пытается создать реалистичный сюжет. Валентин Серов стремился к обобщению художественных образов, к созданию картины, объединяющей в себе культуру, знания и традиции древней Греции.

Стиль картины

Еще одним аргументом в пользу написания «Европы» для декоративного панно музея искусств является уникальная стилистика картины. В 1907 г. Серов отправился на остров Крит с целью изучить античные настенные росписи древнего храма.

Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно.

Стиль картины можно с легкостью назвать минималистичным. Динамичная композиция, однообразие форм, отсутствие лишних деталей и минимальная цветовая гамма создают присущий модерну эффект стилизации.

Продолговатые, вытянутые по диагонали формы быка и дельфинов, а также «волнующаяся» линия горизонта оставляет картину без единой прямой вертикальной или горизонтальной линии в композиции.

От этого она кажется движущейся вверх.

Фигура огненно-рыжего быка, плывущего по бурному морю, разделяет картину на две части по диагонали как в композиционном, так и в цветовом плане. Серов выбрал атипичный, для Зевса в форме быка, цвет.

В большинстве случаев величие и великолепие громовержца подчеркивается белым цветом, в данном случае Серов выбрал яркий оранжевый цвет, который внес в колористику картины необыкновенную динамичность и одновременно создал визуальный фокус.

Картина «Похищение Европы»: варианты

Серов создал несколько вариантов картины, ни один из которых не считается полностью завершенным. Во всех существующих изображениях палитра и композиция остаются практически неизменными, в отличие от множества вариантов «Встречи Одиссея с Навзикаей», в которых Серов экспериментировал с построением, композицией, динамикой и цветовой гаммой.

Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.

Баба с лошадью

Серов любил показывать деревенскую Россию. Но он не стремился воспроизвести ее убогость или же подчеркнуть красоту природы.

Он смотрел на все, как реалист, и показывал зрителям простые деревенские картины, написанные с добротой и сердечностью.

Одна из них – «Баба с лошадью», созданная в 1889 году. Мы видим веселую молодую девушку с румяными щеками. Она стоит рядом со своей лошадью, держит ее за уздечку.

Художник писал, что ему хотелось передать ощущение русского мороза. Когда он приступил к написанию картины, его окружили крестьяне, наблюдали за его работой и восхищались его умениями.

Позже он не раз говорил, что именно одобрение простого народа позволяет ему гордиться своим творчеством.

Картина Серова. Похищение Европы

Древнегреческий миф о прекрасной царевне Европе, похищенной всемогущим Зевсом – один из самых известным.  Многие художники использовали это античное повествование и предлагали различные художественные, стилистические и композиционные  решения.

Важным является и тот факт, что этимологическое происхождение одного из материков связано с именем этой девушки, означающее, скорее всего, «заход» или «широкоглазая».  Таким образом, в европейской культуре есть особое отношение к этому мифу.

Европа играла со своими подругами на берегу возле моря, и ее красоту и грацию заметил главный бог-олимпиец. Ослепленный страстью Зевс решил похитить ее.  Приняв обличье белоснежного неагрессивного быка, он предстал перед девушками.

На своей картине «Похищение Европы» Валентин Серов запечатлел именно тот момент, когда могучий Зевс в облике быка пересекает море, а девушка сидит на его спине.

Но в интерпретации знаменитого русского живописца, этот сюжет отошел от академических канонов и приобрел совсем иное звучание, прославив художника.

Получив заказ на выполнение росписей в России, Валентин Серов совершил поездку на остров Крит и досконально изучил остатки Кносского дворца. Создавая свое полотно, живописец использовал характерный для эстетики модерна приемы стилизации и яркие краски.

Отступив от античной традиции, Серов изобразил  белоснежного быка рыжим с белым пятном посреди лба, а выражение морды быка – весьма очеловеченное.  Это яркое оранжевое пятно выглядит особенно впечатляюще, выразительно и красиво на фоне сине-фиолетового моря и белых волн.

Горизонтальное направление центральных фигур  усиливают движение. Для достижения такого динамизма Серов удлинил корпусы тел быка, девушки и дельфина.

Чтобы передать силу штормового моря, живописцев располагает горизонт высоко вверху и использует крутые волны, чтобы взрыть линию горизонта огромными морскими валами. Могущество быка передано в том, как он сильно и бесстрашно рассекает эти крутые волны.

  • Интересным в этой картине является то, что юная красавица на спине принявшего обличье быка Зевса вовсе не выглядит напуганной.
  • Она сидит в неудобной для езды на животном позе, как бы демонстрируя, что ничего не боится и лишь слегка держится за невероятно длинные рога могучего животного.
  • Девушка спокойно смотрит назад и, видимо, прощается во своим прошлым, все дорогим сердцу – своими подругами, родителями и знакомыми, но она не испытывает радостных чувств к неизвестному будущему, но знает, что все это происходит к лучшему.
  • Автор сочинения: Ирина Шастова

Серов В.А. «Петр I». Описание картины.. Художники-передвижники

 1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Серова В.А. «Петр I»

Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года. Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.

В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.

Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.

Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода. Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.

Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).

Лучшие картины Серова В.А.

Ответы на вопрос

Отвечает Сафронов Андрей.

Ответ:

Объяснение:

«Похищение Европы» – шедевр, созданный в 1910 году Серовым Валентином Александровичем, известным русским живописцем. На написание картины мастера вдохновила поездка в Грецию, совершенная им в 1907 году. В частности, Серова поразили развалины Кносского дворца.

Художник обращается к популярному в античной мифологии сюжету о похищении Зевсом прекрасной Европы. Девушка была дочерью финикийского правителя Агенора. Могущественный Зевс влюбляется в нее и решает похитить. Для этого он превращается в быка и в таком облике появляется перед Европой и ее подругами. Как только девушка, обманутая миролюбивым поведением животного, забирается к нему на спину, бык бросается в море и увозит возлюбленную на остров Крит. Европа становится женой греческого бога, у них рождается трое сыновей.

Эта античная легенда неоднократно вдохновляла художников задолго до Серова. Но его полотно разительно отличается от творений предшественников. Здесь нет ничего от светлых тонов, легкости и изящности линий и мраморной прозрачности академических канонов. Картина Серова производит, скорее, впечатление масштабности и монументальности.

Интересна композиция полотна «Похищение Европы». Вся она строится на движении по диагонали. Это создает эффект напряженного движения и устремленности ввысь. Силуэты всех действующих лиц – девушки, Зевса, дельфина – нарочито вытянуты по диагонали. Линия горизонта находится очень высоко. Большая часть пространства полотна отведена под изображение моря, грозного, бушующего и неспокойного.

В центре композиции находятся бык с прильнувшей к нему в испуге Европой. Движения Зевса, мощно рассекающего морские волны, повторяет дельфин, что только усиливает динамику картины и придает ей особый ритмический рисунок.

Необычно и цветовое решение произведения. Серов использует насыщенные, яркие краски. Он отходит от античных канонов и делает быка не белоснежным, а оранжево-терракотовым. Вероятно, на это художника вдохновили фрески, увиденные им на острове Крит. Особенно ярко это пятно выделяется на фоне сине-фиолетовых волн, сливающихся со свинцово-серым небом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: