Мазаччо. последователь джотто, яркий художник эпохи раннего возрождения

Мазаччо. яркий художник раннего возрождения | ogivitel art | ogivitel art

Флоренция – место обитания гениев

В 1418 году юный живописец уехал во Флоренцию – город, где живут и творят лучшие таланты Италии. Мать Томмазо смогла снять небольшую комнату в этом городе. Многие биографы Мазаччо склоняются к мнению, что живописи его начал обучать либо Мазолино, либо Биччи ди Лоренцо.

Во Флоренции в те времена существовала гильдия врачей, аптекарей и живописцев, в которую приняли 21-летнего Томмазо, присвоив ему звание мастера. Именно этот период в жизни Мазаччо дал начало его карьере живописца. Любовь к реализму привили молодому Томмазо ди Джованни выдающиеся скульпторы эпохи Ренессанса Донателло и Филиппо Брунеллески, ставшие его флорентийскими друзьями. Они также познакомили живописца с идеями линейной перспективы.

Мазаччо «Крещение неофитов», между 1426 и 1427 годамиМестонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

С тех пор, как он приехал во Флоренцию, Мазаччо выезжал из неё лишь в 1423 году в Рим, где ознакомился с лучшими творениями античного искусства. Всю оставшуюся, к сожалению, недолгую жизнь Томмазо прожил в обители гениев – Флоренции.

Мазаччо

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.

«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.

К списку картин Биография Продолжение

Мадонна Кассини (1426)

Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.

На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.

Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.

Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.

Фреска «Троица» (1427)

Неканоническое изображение распятия в исполнении Мазаччо смотрится несколько необычно. Иллюзия сложного архитектурного фрагмента — настоящий ренессанс, с пониманием форм и перспективы. Огромная шестиметровая фреска изображает Бога Отца, распростёршего свои руки над распятым Христом. Композиция искусно вписана в свод триумфальной древнеримской арки.

Визуальный эффект этой фрески состоит в том, что все фигуры словно вписаны в реальную нишу здания. Множество архитектурных деталей выполнено с идеальной точностью. Учитывая то, что метод написания фрески требовал быстрой, точной работы, художник обладал чрезвычайно высокой работоспособностью и высочайшим качеством живописи. Едва работа была окончена, безвременная кончина прервала путь художника и отняла у мира ещё одного величайшего мастера эпохи Возрождения.

4

Биография Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Ser Giovanni di Mòne di Andreuccio Cassài)) появился на свет 21 декабря 1401 года в городке Сан-Джованни-Вальдарно в семье нотариуса. Точная дата рождения художника не вызывает сомнений, так как в этот день католическая церковь той поры отмечала праздник Святого апостола Фомы, в честь которого родители и назвали новорожденного младенца именем Томмазо.

Детство гения нельзя назвать счастливым и беззаботным. Когда мальчику было 5 лет, а мать была беременна вторым ребенком, умер его отец, которому на момент смерти едва исполнилось 27 лет. Оправившись от горя, молодая вдова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео — владельца небольшой аптеки, воспитывавшего после кончины жены двух дочерей. Но спустя 11 лет скончался и отчим Томмазо, с тех пор все заботы по содержанию семьи из 5 человек легли на плечи 16-летнего парня.

К счастью, у будущего художника рано обнаружился талант к рисованию, и уже в 1418 году он перебрался во Флоренцию, где его матери удалось снять небольшую комнату. Достоверно неизвестно, кто обучал Томмазо азам живописи, хотя чаще всего современные историки его учителями называют Биччи ди Лоренцо (Beachci di Lorenzo) или Мазолино (Masolino).

В возрасте 21 года Мазаччо приняли во Флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и живописцев с присвоением звания мастера. С этого момента началась полноценная карьера художника, которая, к сожалению, продлилась недолго. Огромное влияние на творчество Мазаччо оказала дружба с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Донателло (Donatello) — двумя великими скульпторами эпохи Ренессанса. Именно они и стали настоящими учителями молодого живописца, познакомили его с новаторскими идеями реалистического изобразительного искусства и линейной перспективы.

Всю последующую жизнь Мазаччо прожил во Флоренции, лишь ненадолго, в апреле 1423 года, он совершил поездку в Рим, где получил возможность познакомиться с лучшими образцами античного искусства. Мастерство молодого художника признавали многие современники, поэтому он получал стабильные заказы от обеспеченных граждан и духовенства на создание фресок, картин и алтарных росписей.

Многие работы Мазаччо написаны в соавторстве с Мазолино, с которым художника связывали хорошие приятельские отношения. Тем не менее, относительно авторства значительной части совместных работ современные историки ведут жаркие дискуссии.

Литература

  • Luciano Berti, La Trinità di Masaccio , in AA.VV.,Santa Maria Novella , Firenze 1981.
  • Luciano Berti, Masaccio , Firenze 1988.
  • Ernst Gombrich, La storia dell’arte , Leonardo Arte, ristampa, Milano 1997, pag. 229
  • R. Lieberman, Brunelleschi e Masaccio in Santa Maria Novella , «Memorie Domenicane», 12, 1981, pagg. 127-39
  • AA. VV., La Trinità di Masaccio. Il restauro dell’anno Duemila , Edifir, Firenze 2002
  • F. Boespflug, La Trinitè dans l’art d’Occident (1400 — 1460) , Chapitre IV, Strasburgo, Presses Universitaires de Strasbourg, 2006
  • John T. Spike, Masaccio , Rizzoli libri illustrati, Milano 2002 ISBN 88-7423-007-9
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск

Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Основные произведения

Изгнание из рая, около 1425. Фреска, 208*88 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Эта фреска в капелле Бранкаччи — характерный пример творчества Мазаччо. Причина воздействия, которое оказывает произведение, — в точном анатомическом изображении фигур, удачно подобранном колорите, в игре света и тени. В живописи эпохи Возрождения очень редко встречается при столь простом изображении темы воспроизведение повышенного эмоционального настроя героев и в целом происходящего.

Распятие, 1426. Дерево, темпера, 83*63 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Эта алтарная картина — доска, венчающая полиптих церкви Санта Мария дель Кармине, части которого находятся сегодня во многих музеях. Фигуры изображены необычайно экспрессивно. Голова Христа безжизненно упала на грудь, распятое тело несет следы принятых страданий. Очень выразительно передано на картине и страдание безутешной Марии Магдалины. Художник изобразил ее коленопреклоненной перед крестом.

Воскрешение сына Теофила и Проповедь святого Петра, около 1425. Фреска, 230*598 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

Фрески с изображением жизни святого Петра в капелле Бранкаччи считаются колыбелью живописи итальянского Возрождения. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Реалистическое изображение персонажей, их одежд, ясное пространственное членение композиции присущи произведению.

Чудо со статиром, около 1427–1428. Фреска, 255*598 см Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

В этой фреске объединены три эпизода. Вокруг Христа ученики и мытарь. Христос велит Петру поймать рыбу, во рту которой зажата монета — статир. Справа можно увидеть, как Петр передает ее Иисусу. От искусно соединенных в сюжете монументальных фигур исходит живое тепло. Пейзаж и архитектура удачно вписываются в общую композицию.

  • Изменение эгп германии во времени кратко

      

  • Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних кратко

      

  • Восстание гереро и готтентотов в африке кратко

      

  • Террор в восточной европе кратко

      

  • Крупные города новой зеландии кратко

Мадонна с младенцем (1426)

Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.

Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.

Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.

6

Самые известные работы Мазаччо

Гениальный мастер живописи за свою недолгую жизнь написал немало произведений, которые по праву считаются шедеврами искусства эпохи Возрождения. И все же, самыми известными работами Мазаччо можно назвать:

За свою короткую жизнь Мазаччо успел создать много прекрасных работ, которыми и сегодня восхищаются зрители. А если бы он прожил гораздо больше, чем отведенные судьбой 26 лет, то сегодня его имя безусловно стояло в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — да Винчи (da Vinci), Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэлем (Raffaello).

  • Скрещивающиеся прямые это кратко

      

  • Мох лечебные свойства кратко

      

  • Акклиматизация в северных районах кратко

      

  • Письмо матери преступление и наказание кратко

      

  • Способы предотвращения и улавливания выбросов кратко

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия – вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Описание картины Мазаччо «Троица» Картины художников

Эта известная фреска Мазаччо прославилась, благодаря новаторству в изображении элементов архитектуры и абсолютно новому видению перспективы.

Мы видим Голгофу и распятого Христа. Его поддерживает Бог-отец. В ногах изображен саркофаг, в котором находится скелет первого человека на земле Адама.

С двух сторон стоят Святой Иоанн и Дева Мария. Немного ниже – донатор в красном плаще и его жена. Известно даже, как звали этого донатора. Предположительно это Лоренцо Ленци.

Все работы Мазаччо невероятно рельефны. Именно он заложил основы эпохи Возрождения. Писать картины нужно так, как мы видим на самом деле. В то время такая идея была действительно революционной.

Живописец изображает свод определенным образом. Он демонстрирует нам линейную перспективу. В те времена живописцы очень любили такой прием. Композиция построена так, чтобы

все траектории соединились обязательно в одной главной точке. Создается впечатление, что мы видим все изображенное на плоской линии. По мере удаления все персонажи и предметы уменьшаются. Художник любил архитектуру в ее классическом виде. Именно поэтому на полотне так мастерски прорисованы колонны. Об этой же страсти говорит и свод, прописанный до мельчайших подробностей.

Силуэты смоделированы рельефно. Это необходимо для того, чтобы создать ощущение реальности всего происходящего. Мы практически ощущаем свое присутствие в пространстве этой грандиозной фрески. До этого в живописи ничего похожего попросту не было.

Живописец передает динамичность и драматизм всего происходящего с помощью жестов и особой мимики каждого персонажа. Именно благодаря этому, он сумел достичь такого сильного воздействия своих картин на зрителей. Максимально простые приемы позволяют создать реальное впечатление того, что формы в пространстве максимально пластичны.

Прислал: Сорокина Лидия . 2017-10-08 22:02:25

Самые известные работы Мазаччо

Гениальный мастер живописи за свою недолгую жизнь написал немало произведений, которые по праву считаются шедеврами искусства эпохи Возрождения. И все же, самыми известными работами Мазаччо можно назвать:

За свою короткую жизнь Мазаччо успел создать много прекрасных работ, которыми и сегодня восхищаются зрители. А если бы он прожил гораздо больше, чем отведенные судьбой 26 лет, то сегодня его имя безусловно стояло в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — да Винчи (da Vinci), Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэлем (Raffaello).

Мазаччо Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи М. называют отцом живописи эпохи Возрождения. Он совершил целый ряд революционных открытий, исследуя пространство и стремясь к созданию объемных образов. Мазаччо — один из удивительных мастеров Флоренции начала XV века, которых принято считать отцами итальянского искусства эпохи Возрождения. Л. Б. Альберти поставил его рядом с такими выдающимися мастерами, как архитектор Брунеллески и скульпторы Донателло, Джи-берти и Лука делла Роббиа. М. уникален еще и тем, что он единственный из художников, кто так мало прожил на свете, но оставил заметный след в истории мировой культуры. М. способствовал прорыву в изобразительном искусстве, уделив огромное значение методу, позволяющему создавать иллюзию объемного пространства, трехмерной формы на плоской поверхности картины. Недаром Вазари разделил историю итальянской живописи на три периода, назвав каждый именем ведущего художника своего времени, Джотто, Мазаччо и Леонардо. Большинство современных М. художников писали, не проявляя особого интереса ни к колориту, ни к реалистическим деталям. И только М. развил начинания Джотто. Но если Джотто решал проблемы перспективы и объема исключительно интуитивно, то Мазаччо начал подходить к ним, опираясь на логику и точный расчет. Фундаментом для главного открытия М. послужили изученные им законы перспективы, одним из исследователей которых был друг художника, архитектор Брунеллески. Другим открытием М. стала его идея о едином источнике света, благодаря чему возникает светотень, позволяющая представить фигуры и предметы на полотне так, как они выглядели бы при естественном дневном свете. Перспектива М. основывалась на оптической иллюзии, когда параллельные линии сходятся по мере удаления от зрителя в одной точке на горизонте, определяя глубину пространства картины. Открытые Брунеллески законы перспективы М. применил уже в росписи фресок. Самая ранняя из дошедших до нас работ художника «Триптих Сан Джовенале» (1422), еще несовершенный с точки зрения перспективы. Но через 4 г художник создает центральную панель Пизанского полиптиха, где все арх. формы выстроены в соответствии с линейной перспективой. Центральная панель Пизанского полиптиха отчетливо показывает, что Мазаччо как бы освещает объект постоянным источником света, это позволяет художнику создавать объемные изображения

Его знаменитая «Троица», стала образцом построения перспективы, массивные архитектурные детали подчеркивают объем и величественность фигур, а не соперничают с ними и не отвлекают внимание зрителя. М

создавал композицию, сосредотачиваясь на главном и отказываясь от второстепенных деталей. Если же говорить о современниках, то по своей манере Мазаччо был, пожалуй, ближе всего к скульптору Донателло. Фрески М. написаны с невиданной по тем временам свободой и уверенностью.

Masaccio._Madaonna_and_Child._1426._National_Gallery,_London

Masaccio._Crucifixion_of_St._Peter_and_Beheading_of_St._John_the_Baptist.

Masaccio,_trinità

Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.

Триптих сан джовенале

В 1424 году первой совместной работой художников стала Мадонна с младенцем и Святой Анной. Предназначенная для церкви Сант-Амброджо, сегодня она хранится в галерее Уффици.

Перед нами три поколения: Дева Мария с младенцем Иисусом и матерью, святой Анной. Мазолино и Мазаччо отступают от своеобразной средневековой традиции изображения этого сюжета, согласно которой Дева Мария сидит на коленях Святой Анны, держа на собственных коленях младенца Иисуса.

Святая Анна становится фоном для изображения Мадонны с младенцем. Этот прием придает всей группе монументальность и торжественность. Пирамидальная композиция как бы заземляет святых персонажей.

Ученым удалось идентифицировать, какие именно фрагменты написаны Мазаччо, а в каких угадывается манера Мазолино. Мазаччо принадлежат фигуры девы Марии, младенца и одного из ангелов, держащих роскошный занавес. Мазолино же создал фигуру Святой Анны и четырех ангелов.

Мадонна Мазаччо неподвижна и задумчива, ее лицо словно выточено при помощи светотени. Ее фигура кажется грузной, грубоватой, лишенной позднеготической грации. Выглядит массивным блоком и младенец Иисус. И все это так не похоже на изящную работу старых мастеров!

А что же Мазолино?Его Святая Анна тоже необычна в своей монументальности. Она уверенно размещается в пространстве, ее лицо смоделировано с учетом того же источника света, что и у Мазаччо, а ее рука, вытянутая вперед, написана с учетом перспективных сокращений.

Кажется, Мазолино очарован новым видением молодого Мазаччо. Он словно теряет себя и свой стиль, подчиняясь революционным идеям. И ему потребуются годы, чтобы вернуться к самому себе.

Что касается ангелов, обрамляющих сцену, то различия в их написании более яркие. Мазаччо создал лишь одного, верхнего справа. Если сравнить его с другими, то нельзя не заметить, сколько в нем силы, движения и огня. Как все тот же источник света освещает его лицо и одежду. И как нежно, тонко и сказочно выглядят при этом типичные воздушные создания Мазолино.

Несмотря на разность взглядов, тандем Мазолино и Мазаччо высоко ценят заказчики. Художники становятся партнерами, у них общая мастерская, они востребованы и интересны.

И вот в 1424 году к Мазолино и Мазаччо обращается купец Феличе Бранкаччи. И начинается самая яркая глава в истории раннего итальянского Возрождения.

Иконографическая программа предусматривала изображения сцен из жизни апостола Петра. Возможно, таким было желание заказчика. Феличе Бранкаччи — представитель флорентийской республики, посол и купец, его интересы были сосредоточены на море и мореплавании. Так фигура Святого Петра, земная жизнь которого также была неразрывна связана с морем, имела для него особое значение.

Капелла Бранкаччи сохранилась до наших дней существенно перестроенной. Изначально фрески Мазолино и Мазаччо располагались на трех регистрах. В XVIII веке в ходе перестройки капеллы были уничтожены фрески верхнего регистра и потолок с изображенными на нем евангелистами.

Капелла Бранкаччи стала источником вдохновения для художников, местом поклонения для флорентийцев и предметом бесконечного изучения для искусствоведов и историков.

Мазолино и Мазаччо работают бок о бок на строительных лесах, каждый в своем стиле. Между ними нет соперничества, но есть дружба и уважение.

В прекрасном саду Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их неопределенные жесты задают сладостный и спокойный ритм. Их обнаженные тела элегантны, абстрактны и нереалистичны, они словно подвешены в воздухе и окутаны золотой дымкой. Их прекрасные лица созданы без всякого участия света и тени. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз.

Живопись Мазаччо — это реалистичная и насыщенная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.

Если Адам и Ева Мазолино как бы подвешены в воздухе, то у Мазаччо они уверенно идут по земле. Джорджо Вазари писал об этом: «Именно Мазаччо положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец

Обладая величайшей рассудительностью, он обратил внимание на то, что все те фигуры, у которых ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках, лишены всякого достоинства и манеры в самом существенном и что те, кто так их изображает, обнаруживают непонимание сокращений»

Биография Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Ser Giovanni di Mòne di Andreuccio Cassài)) появился на свет 21 декабря 1401 года в городке Сан-Джованни-Вальдарно в семье нотариуса. Точная дата рождения художника не вызывает сомнений, так как в этот день католическая церковь той поры отмечала праздник Святого апостола Фомы, в честь которого родители и назвали новорожденного младенца именем Томмазо.

Детство гения нельзя назвать счастливым и беззаботным. Когда мальчику было 5 лет, а мать была беременна вторым ребенком, умер его отец, которому на момент смерти едва исполнилось 27 лет. Оправившись от горя, молодая вдова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео — владельца небольшой аптеки, воспитывавшего после кончины жены двух дочерей. Но спустя 11 лет скончался и отчим Томмазо, с тех пор все заботы по содержанию семьи из 5 человек легли на плечи 16-летнего парня.

К счастью, у будущего художника рано обнаружился талант к рисованию, и уже в 1418 году он перебрался во Флоренцию, где его матери удалось снять небольшую комнату. Достоверно неизвестно, кто обучал Томмазо азам живописи, хотя чаще всего современные историки его учителями называют Биччи ди Лоренцо (Beachci di Lorenzo) или Мазолино (Masolino).

В возрасте 21 года Мазаччо приняли во Флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и живописцев с присвоением звания мастера. С этого момента началась полноценная карьера художника, которая, к сожалению, продлилась недолго. Огромное влияние на творчество Мазаччо оказала дружба с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Донателло (Donatello) — двумя великими скульпторами эпохи Ренессанса. Именно они и стали настоящими учителями молодого живописца, познакомили его с новаторскими идеями реалистического изобразительного искусства и линейной перспективы.

Всю последующую жизнь Мазаччо прожил во Флоренции, лишь ненадолго, в апреле 1423 года, он совершил поездку в Рим, где получил возможность познакомиться с лучшими образцами античного искусства. Мастерство молодого художника признавали многие современники, поэтому он получал стабильные заказы от обеспеченных граждан и духовенства на создание фресок, картин и алтарных росписей.

Многие работы Мазаччо написаны в соавторстве с Мазолино, с которым художника связывали хорошие приятельские отношения. Тем не менее, относительно авторства значительной части совместных работ современные историки ведут жаркие дискуссии.

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади – холмистые горы, справа – стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания – все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

Фреска «Чудо со статиром»

Чтобы понять, как далеко продвинулся Мазаччо в плане реалистичности и передачи сюжета, достаточно исследовать его фреску «Чудо со статиром».

В ней показана евангельская история, которая состоит из 3-х эпизодов: центральная часть – Иисус поручает Петру отправиться на рыбалку, слева Пётр находит во рту рыбы статир, в правой части он вручает монету сборщику.

Все фигуры в этом произведении уверенно стоят на земле, античные туники людей, ниспадают тяжёлыми складками, благодаря чему создаётся натуралистичный объём и подчеркивается пластика каждой фигуры. Все персонажи обладают яркой индивидуальностью, в них присутствую живые эмоции. В каждом человеке видно глубокое чувство собственного достоинства.

На дальнем плане видны холмы и деревья, все объекты свободно размещаются в пространстве, хорошо проработана воздушная перспектива. Аскетичный пейзаж наполнен воздухом, который так и хочется вдохнуть. По лицам и позам можно угадать, какие чувства испытывают герои композиции: одни излучают спокойствие и уверенность, другие пребывают в растерянности и недоумении. Перед зрителем разворачивается действо, до мелочей продуманное умелым «режиссером».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: