Эжен фердинанд виктор делакруа, «резня на хиосе», «свобода на баррикадах»

Гойя картины романтизм. франсиско гойя – яркий представитель художественной эпохи романтизма в живописи

Первая за 50 лет выставка Делакруа откроется в Британии

Первая более чем за 50 лет крупная выставка работ французского художника Эжена Делакруа открывается в лондонской Национальной галерее. Эпиграфом к выставке стали слова Поля Сезанна: «Мы все рисуем на языке Делакруа». /epochtimes.ru/

На выставке представят более 60 картин. Они принадлежат как кисти самого художника, так и его последователям и оппонентам. Куратор выставки Кристофер Риопель отметил, что Делакруа являлся одной из самых противоречивых фигур в искусстве. Одни его критиковали, а другие мечтали быть на него похожими.

Особенности творчества Делакруа

В первом зале экспозиции рассказывается об особенностях творчества Делакруа. В своём творчестве художник стремился воплотить лучшие достижения искусства прошлого, обогатив их собственными открытиями. Критик Теофиль Сильвестр назвал Делакруа «самым великим художником XIX века». «Автопортрет» Делакруа является одним из центральных экспонатов в первом зале.

Автопортрет Делакруа на выставке в Лондоне. Фото: Chris Jackson-WPA Pool/Getty Images

Второй зал выставки посвящён картинам, написанным художником под впечатлением поездок в Африку. Он писал всадников на горячих арабских скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах, революционные сюжеты. Произведения Делакруа, изображающие повседневную жизнь местных жителей, заставили многих художников также отправиться в южную страну.

Два зала посвящены пейзажам и натюрмортам. Делакруа считается художником, который возродил жанр натюрморта. Чаще всего он рисовал цветы в разных техниках. Художник отмечал, что, рисуя цветы, «он всегда сражается со временем», так как хочет написать цветы до их увядания. Дега, Ренуар и Сезанн учились натюрморту именно у Делакруа.

Одним из заключительных разделов экспозиции являются картины библейского сюжета. Одна из них — картина «Христос, спящий во время бури». Вершиной творчества Делакруа стало произведение «Христос на кресте».

Художественное наследие

Значительное место в творчестве Делакруа занимают произведения на тему современности. Одной из его первых картин является «Резня на Хиосе». Полотно изображает зверскую расправу турок над беззащитными жителями острова Хиос за их поддержку борцов за независимость Греции. Это чудовищное преступление широко освещалось в европейской прессе.

Эжен Делакруа — «Резня на Хиосе». 1824 год. Фото: Eugène Delacroix/wikipedia.org/public domain

Делакруа ставил своей целью достижение «правдивости» изображения. Из-за этого многие критики обвинили его в чрезмерном натурализме. Тем не менее картина принесла художнику большой успех и была приобретена государством за 6000 франков — огромную по тем временам сумму.

Художественное наследие Делакруа огромно. Прекрасны его литературные труды по вопросам истории и искусства, а также «Дневник», который художник вёл с 1822 по 1863 год. Последняя запись в нём гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза…»

Комментарии отключены

Эжен Фердинанд Виктор Делакруа, «Резня на Хиосе», «Свобода на баррикадах»

Живопись XIX в.

Живописец и график Эжен Делакруа родился во Франции, в Шарантоне. С восемнадцати лет будущий художник много времени проводил в мастерской П.Н. Герена, где до 1822 г. числился в учениках великого мастера. В этой же мастерской Делакруа сблизился с Т. Жерико, который впоследствии оказал на него большое влияние. Делакруа с удовольствием изучал живопись старинных мастеров в Лувре (особенно ему нравился Рубенс), увлекался современной ему английской живописью, ценил творчество Дж. Констебла. В своей жизни живописец много путешествовал. В 1825 г. он посетил Англию, в 1832 – Алжир, Морокко, Испанию, а в 1839-м и 1851 гг. – Бельгию. С 1822 г. Делакруа начинает выставлять свои картины в Салоне. В основном его творчество было связано с историческими сюжетами или восточными темами, портретами, анималистическими сценами. Он занимался монументальной живописью, работал в области литографии.

С самого начала своего творческого пути Делакруа вступил на путь романтизма и очень быстро стал крупнейшим представителем этого направления. Первой его выставленной картиной стала «Данте и Вергилий». Произведение наполнено эмоциональным напряжением, мрачным трагическим пафосом.

Делакруа очень остро реагировал на события общественной жизни страны и Европы. Например, картина «Резня на Хиосе» (1823-1824 гг.), в которой мастер отразил страдания греков под турецким игом, – это отклик на современные живописцу события. Глубоко драматичное и сочувственное к бедственному положению народа произведение явилось громким протестом против жестокости и насилия. Гражданская позиция Делакруа, правдоподобность образов и необычайно яркая свежесть его творчества не могли не вызвать нападок со стороны реакционной критики.

Формирующаяся художественная система живописца выделялась смелым новаторством приемов, насыщенностью колоритов, выразительностью мазка, яркими контрастами света и тени. Делакруа придал цвету активную эмоционально-образную выразительность, был в числе первых, кто начал применять принцип разложения цвета и систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Художник специально выбирал сюжеты, наполненные драматизмом и внутренним напряжением, часто имеющие аллегорическое значение («Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»). Сюжеты своих картин художник нередко черпал из литературы У. Шекспира, И.В. Гете, Дж. Байрона, В. Скотта.

Под впечатлением Июльской революции 1830 г. во Франции Делакруа написал свое знаменитое большое полотно «Свобода на баррикадах». Первоначально название картины звучало как «Свобода, ведущая народ». Здесь художник изобразил реальных участников восстания рядом с аллегорическим образом Свободы. Ему удалось создать величественный образ Революции, в котором слились воедино героическая действительность и романтическая мечта о свободе и вольной жизни.

Делакруа – автор картин не только на темы Великой французской революции, но и батальных композиций на сюжеты национальной истории («Битва при Пуатье»). Во время своих путешествий художник делал ряд зарисовок с натуры, на основе которых создавал картины после своего возвращения. Эти произведения отличаются не только интересом к экзотике и романтичной колоритностью, но и прочувствованным своеобразием национального быта, менталитета, характеров.

Делакруа также написал несколько портретов («Ф. Шопен») и многочисленные монументальные работы, такие как, например, росписи Бурбонского дворца в Париже или зала Мира в Парижской ратуше, последняя, к сожалению, не сохранилась.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.

Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.

Живопись

В Школе Эжен Делакруа смог в совершенстве овладеть техникой рисунка, однако настоящее удовольствие он получал от посещений Лувра. Здесь он знакомился с творчеством различных мастеров. Наибольший интерес у него проявлялся к работам Рубенса, Тициана и Веронезе.

Тогда же Эжен познакомился с Теодором Жерико, который произвел на него неизгладимое впечатление и повлиял на становление его личности. Стоит заметить, что Жерико считается крупнейшим представителем европейской живописи эпохи романтизма.

«Свобода ведущая народ»

В 1822 г. Делакруа написал свое первое серьезное полотно – «Ладья Данте», которое тогда осталось незамеченным. Настоящее признание пришло к нему уже через пару лет, после создания картины «Резня на Хиосе», которая была представлена в Салоне.

«Резня на Хиосе», размером 419 × 354 см, была куплена государством и сегодня хранится в стенах Лувра. Примечательно, что искусствоведы критиковали Эжена за то, что он чересчур «натурально» изображал смерть, террор и отчаяние героев.

К тому моменту биографии Эжен Делакруа сосредоточился на романтизме, которому присущи сильные характеры героев и страсть

Одновременно с этим он уделял внимание литографии

Позднее Делакруа написал очередное полотно – «Смерть Сарданапала». Казалось, что он специально злил всех своих критиков, продолжая прибегать к жестоким сценам, с элементами сексуальности. На холсте был изображен монарх, спокойно наблюдающий за тем, как по его приказу стражники убивают прислугу, наложниц и животных.

Один из критиков заявил, что картина в прямом смысле слова «кричит, грозит и богохульствует». И все же, самое знаменитое произведение Эжен Делакруа написал в 1830 г. – «Свобода, ведущая народ». Она была создана им в период восстания парижан против власти Бурбонов.

На холсте было немало убитых революционеров, а в центральной ее части изображалась бесстрашная женская фигура, держащая в правой руке триколор, олицетворяющий – свободу, равенство и братство. Эта работа получила восторженные отклики у соотечественников мастера.

В последующие годы биографии Делакруа получал массу госзаказов на выполнение фресок. В 1832 г. он посетил Марокко в качестве члена дипломатической миссии. Он думал, что африканцы представляют собой весьма шумный народ, но в действительности все оказалось совсем иначе.

Эжен был поражен местными жителями, которые вели размеренный образ жизни. Этот регион напоминал некий затерянный во времени древний мир, чем-то похожий на Грецию. В результате, он сделал свыше 100 эскизов, а все увиденное осталось в его памяти до конца дней.

Автопортрет Делакруа

С 1833 г. Эжен брал заказы на оформление разных сооружений в Париже. Он участвовал в росписи Лувра, а также Бурбонского и Люксембургского дворцов. В период 1849-1861 гг. он выполнял фрески в стенах собора Сен-Сюльпис. Любопытно, что сегодня в Лувре есть отдельное помещение – зал Делакруа.

В 1850-е годы мастер пользовался большим авторитетом, вследствие чего занял должность в городском совете Парижа и удостоился ордена Почетного легиона. Во время своих выставок он сильно огорчался тем, что посетители помнили его только по старым работам, вызывавших у них восторг.

Франсиско Гойя — Эпоха Романтизма

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Автопортрет

В 1746 году в поселке Фуэн-детодос недалеко от Сарагосы родился один из величайших испанских художников Франсиско Гойя. Его отец был известным мастером-позолотчиком. В 1760 году семья Франциско вместе с ним переезжает в Сарагосу, где он начинает обучаться рисованию у художника Лусана-и-Мартинеса.

С 1769 году молодой художник жил в Италии, где живя несколько лет, совершенствовал своё мастерство. В 1771 году ему присудили 2-ю премию от Академии художеств Пармы за работу на античный сюжет. После чего художник возвращается в Сарагосу и начинает писать фрески.

С 1776 по 1791 год Гойя создал около шестидесяти панно специально для королевской шпалерной мануфактуры. Эти панно использовались в качестве образцов для ковров. На самих панно Гойя запечатлел яркие сценки повседневной жизни, а также народных праздников – «Мадридский рынок», «Продавец посуды» и др.

К 80-м годам 18-го столетия Франсиско Гойя стал обретать известность как художник-портретист. Его первые портреты были парадными (например, «Портрет графа Флоридабланка»), но позднее они становятся все более легкими, в них начинает ощущаться ирония по отношению к позирующим для него моделям («Семья герцога Осуна»).

В 1780 году художника избрали в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 он был назначен придворным живописцем.

В 1792 году случилось несчастье – художник серьезно заболел и оглох. Но оставить свою работу он не мог и продолжал писать портреты. Конец XVIII-го и начало IXX-го века считается периодом расцвета его портретного мастерства. Эти работы отличаются богатой эмоциональной палитрой – они говорят о незащищенности, а так же одиночестве человека (портрет Савасы Гарспы).

«Семья короля Карла IV». Эта работа была им написана в 1800г. и прекрасно передаёт неприязнь художника к испанским монархам. Художник даже не попытался приукрасить высокомерные и чопорные, властолюбивые и ничем не примечательные лица моделей. Совсем по-другому Гойе удается передать загадочную притягательность испанок на своих картинах обнажённая и одетая Маха

Но наиболее яркой и значимой работой художника считаются сатирические офорты «Капричос», означающих «игра», «фантазия».

Когда Испания была оккупирована войсками Наполеона I, художник написал несколько картин, проникнутых глубоким патриотизмом.

Скончался Франсиско Гойя в Бордо весной 1828 года.

Резня на Хиосе

Эту картину размером четыре на три с половиной метра Эжен Делакруа писал полгода, а потом взял и полностью переписал за 15 дней! История длинная, страстная и отчаянная, так что обо всем по порядку. В сером, бесцветном Париже, истерзанном войнами и революциями, так не хватало ярких красок и эмоций. Делакруа ходил в гости к некоему господину Огюсту, художнику, который прокатился по Греции, Египту и Сирии и привез оттуда оружие, одежду, курительные принадлежности, посуду и ковры и, конечно, акварели. Казалось, что именно там, на Востоке, сосредоточена вся страсть и блеск этого мира. И так случилось, что именно в это время увлечения Востоком главным событием в парижских газетах становится великая Греция – Греция восстает против господства турок. Жители острова Хиос в мятеже не участвовали, но восставших поддержали, за что жестоко поплатились. В 1822 году здесь погибли 25 тыс. человек, а еще 45 тыс. были проданы в рабство. Кому-то удалось сбежать с острова, а немногих оставшихся в живых обратили в ислам.

После долгих метаний от библейских сюжетов к средневековым Делакруа находит тему, которая доводит его до исступления. Несчастная Греция. Он рисует сотни этюдов с лошадей в манеже, он находит на улице смуглую худенькую девочку и просит ему позировать. Она кажется Эжену гречанкой, лишившейся родителей. Еще не обозначено, еще невнятно его преследует сложнейшая задача и мечта: передать не только сюжетный ужас события, но и собственное волнение от этих событий. Напрямую в сердце зрителя. А для этого нужно изобрести новый живописный язык.

Получив для Салона готовую картину Делакруа, критики были в растерянности: «Это все очень трогательно, здесь много чувства. Но почему, когда я приближаюсь, я не могу ничего разобрать? Почему он не заканчивает свою живопись, столь экспрессивную?» Да потому что он нашел способ передать свое волнение. Вернее, почти нашел.

За две недели до открытия Салона художникам разрешалось взглянуть на готовую экспозицию – и тут в поисках собственного живописного языка Делакруа наконец-то ставит точку. Он увидел пейзажи британца Джона Констебла, вернее, увидел чистые, настоящие цвета, отмытые от копоти и модной, проверенной «старинной» поволоки траву, облака, листья на деревьях. Легенда гласит, что Делакруа уговорил судей разрешить ему забрать свою картину в мастерскую и полностью переписал ее за две недели. Четыре на три с половиной метра.

Художник проделал грандиозную работу, но вызвал настоящую волну возмущения. Начиная с этого года и еще надолго к нему прилипнет мрачное прозвище – «художник морга, чумы и холеры».

Франсиско Гойя – яркий представитель художественной эпохи романтизма в живописи — @vp-painting

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – один из самых ярких представителей художественной эпохи романтизма в живописи.

За 82 года жизни он создал около 500 картин, 300 гравюр и тысячи рисунков.

Молодые годы Франсиско Гойи

Франсиско родился 30 марта 1746 года в семье дочери обнищавшего идальго и баска, известного в Сарагосе мастера по золочению. Именно отец привил будущему художнику жизненную позицию, протянувшуюся сквозь всю его непростую жизнь: приземленность, честность и глубокую любовь к простому люду.

Франсиско, самый младший в семье, рос вместе с двумя братьями, один из которых стал священником, а другой унаследовал отцовское дело. Младшего сына в юности отдали в подмастерья и ученики к художнику Лусану-и-Мартинесу, в мастерской которого Франсиско и начал свой творческий путь.

Начало творческого пути

После серии неудач, постигших молодого художника на первых выставках, в 1771 году Гойя стал победителем Пармской академии, где его картина была впервые отмечена за тонкую и изящную работу с цветом и экспрессивность.

Успех принес Франсиско новые заказы. В течение последующих лет Гойя писал фрески для соборов в Сарагосе, что принесло ему большие по меркам тех времен деньги и признание.

В 1775 году Франсиско перебрался в Мадрид и позднее был принят в королевском дворце. При дворе, вплоть до первой декады 19-го века, Гойя активно писал портреты и картины для шпалер, украшая опочивальни знати сценками из жизни простого народа в свойственной ему неоклассической манере.

В эти годы было создано множество шедевров, в которых были и портреты великих людей, и отражение захлестнувших страну бедствий и войны.

Франсиско было 46, когда из-за тяжелой болезни он потерял слух, но это не заставило художника отложить кисть. Напротив, чем хуже становилась обстановка в стране и жизнь самого Гойи, тем больше он создавал, и тем меньше в его творчестве оставалось ярких красок.

Чрезвычайно тяжелые годы в болезни он провел в своем загородном «Доме Глухого», стены которого сам расписал маслом. На смену радостным сценкам, которыми он украшал когда-то мадридский дворец, пришли тяжелые и мрачные сцены войны и лишений, устрашающие, многоликие и экспрессивные.

Художник творил вплоть до своей смерти в изгнании во Францию, где занимался литографией, и писал все те же сценки из жизни простых людей, портреты своих знакомых.

Основная концепция работ Франсиско Гойи

Сложное и глубокое по своей сути творчество Гойи часто изображает глубинные пороки человеческой натуры и общества. В архетипах и аллегориях, источники для которых мастер находил в народных сказаниях и легендах, угадываются образы насилия, страданий простого народа и несправедливости.

Поборник высоких гуманистических принципов в творчестве, как и в жизни, глубоко сопереживал народу Испании во время французской оккупации, и осуждал бессилие власти, неспособной помочь своим подданным. Однако, даже в самых мрачных образах Гойи ощущается вера в лучшее, стремление к движению и обновлению, протянувшееся сквозь творчество художника красной нитью.

Творчество Гойи оказало колоссальное влияние на живопись всей Европы 19 века, и ощущается до сих пор.

Статья подготовлена @kayros для @vp-painting

Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Личная жизнь

В 1835 г. у художника диагностировали серьезную болезнь горла, которая постоянно напоминала о себе. В конечном счете этот недуг и стал причиной его кончины. Эжен часто посещал светские мероприятия и салоны столицы.

Мужчина пользовался уважением в обществе, поэтому вокруг него постоянно собиралось много народа. Он отличался остроумием, знанием этикета и хороших манер. При этом биографам до сих пор мало что известно о личной жизни мастера.

Известно, что Делакруа на протяжении долгих лет состоял в отношениях с баронессой Жозефиной де Форже, которые так и не увенчались свадьбой. Начиная с 1834 г. и до конца биографии за ним ухаживала домработница Жанна-Мари Ле Гийю.

Биография Эжена Делакруа

Эжен Делакруа появился на свет 26 апреля 1798 года в Париже. Принято считать, что его отцом был политик Шарль Делакруа, однако существуют предположения, что на самом деле он являлся внебрачным сыном знаменитого дипломата Шарля Талейрана.

Кроме этого, некоторые приписывали отцовство самому Наполеону Бонапарту. Его мать, Виктория, была дочерью столяра Жана-Франсуа Робина. У него было 2 брата и сестра.

Детство и юность

В детстве Делакруа часто проказничал. Один из его близких друзей, Александр Дюма-отец, вспоминал, что «к 3-м годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился»: чуть не «повесился», случайно обмотав вокруг шеи мешок; «горел», когда над его постелью воспламенилась противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.

В юности Делакруа остепенился, начав проявлять живой интерес к искусству. Во время обучения в лицее Людовика Великого у него проявились прекрасные способности в словесности и рисовании.

Любопытно, что Эжен удостаивался разных призов за рисунок и познания в литературе. Настоящее увлечение живописью у него началось в Нормандии, где он часто находился рядом с дядей, который рисовал картины с натуры.

Когда Делакруа было около 16 лет он стал круглым сиротой, вследствие чего юношу отправили к старшей сестре. Поскольку спустя год его сестра начала испытывать серьезные материальные проблемы, Эжен был предоставлен сам себе.

В итоге молодой человек решил связать свою жизнь с живописью. Он стал обучаться художественному искусству у знаменитого классициста Пьера-Нарсиса Герена. В 1816 г

он продолжил обучение в Школе изящных искусств, в которой главное внимание уделялось классическому академизму

Романтизм — Яркое искусство

ПРОСМОТРЫ: 148

Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов. В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и…

ПРОСМОТРЫ: 157

Наиболее последовательно романтические тенденции проявились у Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847 гг.) при создании картин с сюжетами из жизни русских крестьян. На картинах изображены простые люди, занимающиеся повседневными, привычными делами. Обратившись к изображению крестьянской жизни, мастер показал ее как мир, исполненный гармонии, величия и красоты (картины Гумно, На жатве, Лето, Крестьянская девушка с теленком, Жнецы и…

ПРОСМОТРЫ: 236

В ряду мастеров, творивших на рубеже XVIII—XIX вв., особое место занимает современник Давида — талантливый и яркий испанский живописец и график Франсиско Гойя (1746—1828 гг.). Создавая свои бессмертные картины в эпоху классицизма, этот художник во многом противостоял основоположникам этого направления. На полотнах мастера можно увидеть не только овеянные славой исторические личности, но и простых людей из народа. Во времена Гойи испанцы…

ПРОСМОТРЫ: 527

Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России. Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и…

ПРОСМОТРЫ: 149

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner, Лондон, 1775-1851), художник периода романтизма,  некоторое время интересовался историческими сюжетами, затем обратился к историко-мифологическому пейзажу (Улисс, ослепляющий Полифема, 1829, Национальная галерея, Лондон) и особенно к жанру «чистого» пейзажа (Утренний иней, 1813). В характерно романтических работах зрелого периода свет и цвет размывают контуры, вспыхивая в воздухе богатыми…

ПРОСМОТРЫ: 155

Джон Констебл (John Constable, Ист-Берголт, Суффолк, 1776 — Лондон, 1837) решился писать с натуры, делая эскизы маслом (потом перерабатываемые в мастерской), с деревенскими видами Суффолка. Он стал зачинателем живописи стремительно-легкой, лиричной и описательной, передававшей непосредственно увиденное отрывистыми мазками и отдельными цветовыми пятнами, как бы предвосхищая искусство импрессионистов: например, Воз сена (1821) или еще одна…

ПРОСМОТРЫ: 223

Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую…

ПРОСМОТРЫ: 134

Уильям Блейк (Лондон, 1757—1827) был не только художником, но и поэтом и в своих произведениях воплотил — под воздействием Фюссли — усилившийся в то время интерес к фантастическому миру сновидений и оккультизма: таковы его иллюстрации к библейской Книге Иова и к книге Ночи писателя-предромантика И. Юнга, картина Паломники в Кентербери (1809). Громкую славу принесли ему акварельные иллюстрации к Божественной комедии Данте (Галерея…

ПРОСМОТРЫ: 178

Генрих Фюссли (Цюрих, 1741 — Лондон, 1825), писатель и художник, после изучения теологии провел длительное время в Италии и затем обосновался в Лондоне. Его стиль оказал значительное влияние на многих молодых британских художников, включая Уильяма Блейка. Испытывая интерес к образам ночных кошмаров и фантастическому миру, он стал осуществлять их «перевод» в живопись, носящую беспокойный, визионерский, таинственный характер, такую,…

Картины

Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло, 417*354 см. Лувр, Париж. Во время греческого освободительного восстания в 1822 турками были зверски вырезаны тысячи жителей острова. На переднем плане картины пленные греки прощаются друг с другом перед смертью, вдали видны горы трупов. Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи». После знакомства с работами Джона Констебла художник переписал эту картину в светлых тонах и более живой манере.

Сидящая натурщица, около 1822. Холст, масло, 81*65 см Лувр, Париж. Портрет одной из любимых натурщиц художника свидетельствует о предпочтении, отдаваемом Делакруа классическому искусству, которое наложило неизгладимый отпечаток на ранние и некоторые зрелые произведения художника. Строгая композиция, пластичное изображение обнаженной фигуры, а также колорит напоминают стиль Жака Луи Давида, с которым Делакруа познакомил ученик мэтра Пьер Герен.

Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло, 417*354 см. Лувр, Париж. Во время греческого освободительного восстания в 1822 турками были зверски вырезаны тысячи жителей острова. На переднем плане картины пленные греки прощаются друг с другом перед смертью, вдали видны горы трупов. Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи». После знакомства с работами Джона Констебла художник переписал эту картину в светлых тонах и более живой манере.

Портрет Фридерика Шопена, 1838. Холст, масло, 45*38 см Лувр, Париж На известнейшем портрете Делакруа изображен польский пианист и композитор Фридерик Шопен (1810– 1849). Первоначально был создан двойной портрет — Шопена и его спутницы жизни, писательницы Жорж Санд (1804-1876), но в 1873 он был разделен. Вторая половина находится в Копенгагене. Делакруа создал множество набросков, документально свидетельствующих о постепенной кристаллизации уточнении характерных черт друзей — служителей муз.

Автопортрет, около 1832. Холст, масло, 66*54 см Уффици, Флоренция. Делакруа изобразил себя в позе, полной достоинства. Но выражение лица выдает несоответствие внутреннего Я художника его творческим изысканиям. В завещании он написал, что картина далека от завершения. Однако нервозность и неуверенность образа обусловлены отнюдь не этим; они характерны для творчества Делакруа в то время и обнаруживают его душевное волнение. Долгое время шли споры о датировке картины. В итоге искусствоведы сошлись на том, что художник создал ее в 1832, изобразив себя несколько более молодым, чем он выглядел в свои 34 года.

Смерть Сарданапала, 1827. Холст, масло, 395*495 см. Лувр, Париж.
Согласно легенде, когда город Ниневию осадили враги, последний ассирийский царь Сарданапал сжег себя вместе со своими женами и сокровищами. Возможно, художника вдохновила на создание этого произведения одноименная трагедия английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788–1824). Это первая картина художника с диагональной композицией. Что касается колорита, то он схож с колоритом английских акварелей того времени.

Битва при Тейебуре, 1834–1835. Холст, масло, 53*66,5 см. Лувр, Париж.
Это эскиз картины, которая была написана в 1837 для нового Исторического музея в Версале. Выставленные в нем полотна должны были прославлять величайшие страницы французской истории. Делакруа посвятил красочное полотно победе короля Людовика IX (1226–1270), окруженного преданными ему воинами, у моста близ Тейебура в 1246.

Алжирские женщины в своих покоях, 1834. Холст, масло, 180*229 см. Лувр, Париж.
Во время путешествия по Северной Африке Делакруа сделал множество набросков. Его покорили экзотические красоты этой земли, ее природа и достопримечательности. Крупноформатная картина с мирным бытовым сюжетом — редкость для Делакруа. Он пристально вглядывается в жизнь и быт женщин Востока. Блестяще одаренный колорист, Делакруа нашел золотую середину между натурализмом колорита и требованиями декоративной гармонии. Чередуя теплые и холодные, яркие и приглушенные тона, художник раскрывает характер местных женщин, передает экзотические подробности их быта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: