Пишет то, что есть: особенности пяти шедевров эдуарда мане

Зрелость и последние годы

С 1877 года возрастает интерес художника к портретам, появляются натюрморты. Шаг за шагом растёт его авторитет, критики всё чаще отзываются благосклонно и даже восторженно, работы выставляются в салонах, появляются награды. Но при жизни художнику не довелось стать безоговорочно общепризнанным мастером, в славе и деньгах от своего творчества он никогда не купался – лишь с 1890-х картины мастера стали приобретать коллекционеры для частных собраний и активисты для музеев.

Проблемы со здоровьем начались в конце 1879 года. Болезнь влияла на координацию движений и мешала писать, а затем и двигаться, с каждым годом становилось хуже. 30 апреля 1883 года Эдуарда Мане не стало.

Биография Эдуарда Мане

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Самые известные картины Мане

Сегодня полотна Эдуарда Мане завидные экспонаты музеев и частных коллекций.

Трудно выделить краткий список наиболее знаменитых полотен, слишком многие достойны и носят признаки зарождающегося импрессионизма:

  • «Музыка в саду Тюильри» (1862);
  • «Завтрак на траве» (1863);
  • «Олимпия» (1863);
  • «Железная дорога» (1872-73);
  • «Аржантей» (1874);
  • «Кабачок» (1878-79);
  • «Сад в Бельвю» (1880);
  • «Букет цветов» (1882);
  • «Гвоздика и клематис в хрустальной вазе» (1882).

Только вот пожил мало и не успел насладиться славой и положением триумфатора, лишь за год до смерти получив право выставляться вне конкурса.

«Олимпия» – смелый шаг Мане

Картина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане – яркий, но тихий бунт

Балкон. 1868 г.

Эдуард Мане. Балкон. 1868 г. Музей д’Орсе, Париж

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

Влечение к живописи

Да, науки Эдуарду были скучны и неинтересны, взрослым могло показаться, что он ленив и не очень умён. Но с некоторых пор кое-что было способно преображать его до неузнаваемости. Это была живопись. Открытие произошло в один счастливый день, когда дядя мальчика, Эдмон Фурнье, повёл его в Лувр. С тех пор Эдуард потерял покой, он полюбил эти походы по музеям и ждал их. Удивительно, но уроки рисования никак не интересовали Мане – академичное преподавание с юных лет претило ему, без конца копировать бюсты и статуи было нестерпимо нудно. Эдуарда куда больше увлекали фигуры и портреты одноклассников, живые и эмоциональные.

Дядя поддержал племянника в стремлении к живописи, записал его на курс лекций, оплатил их, ведь отец по-прежнему и слышать не хотел и представить не мог, что сын свяжет свою жизнь не с юриспруденцией или другим серьёзным делом. Эдуард должен был уверить родных, прежде всего отца, что его увлечение не пустой звук. Только продемонстрировав очевидные доказательства таланта, можно будет надеяться на благосклонность и спокойное продолжение учёбы на выбранном пути. Как же это сделать?

Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Происхождение

Родился 23 января 1832 года в Париже в известной и уважаемой в столичном обществе семье. Отец Огюст Мане возглавлял департамент Министерства юстиции, мать Эжени-Дезире Фурнье из дипломатической семьи, вращающейся в высших кругах – крестил её самолично король Карл XIII. Эдуард был старшим сыном и с самого детства на него возлагались определённые надежды. В 1839 году он был определён в пансион, куда ходил на занятия очень неохотно. Отец, видя безразличие сына к наукам, приходил в отчаянье

В попытках достучаться до подростка и внушить важность образования, отправляет его в коллеж «на полный пансион» на период 1844-1848 годы, где Эдуард учился также еле-еле, оставшись даже один раз на второй год

Путешествия

По традиции, сложившейся среди начинающих художников, Мане путешествовал по Европе с целью ознакомления и изучения работ старых мастеров. Несколько раз был в музеях Голландии и, конечно, Италии, где попал под обаяние мастерства художников эпохи Возрождения. Венеция и Флоренция открыли перед молодым Мане свои сокровищницы, особенно поразил его Веласкес (1599-1660), испанский живописец, также бывавший в Италии и творивший здесь. Возможно, именно его полотна с жанровыми сценами на кухнях и в трактирах запали в душу ищущему Мане и стали фундаментом в формировании импрессионизма как нового угла отражения действительности в художественном искусстве.

Задержавшись в Италии дольше всего, Мане объездил знаменитые европейские музеи, много копировал, делал наброски, анализировал свои стремления и убедился окончательно, что должен иметь свой путь.

Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Трения с системой и педагогом

Но Кутюр был представителем академической живописи и приверженцем классико-романтической её направленности, господство её во Франции в тот период было незыблемо. Салон выставлял только работы на античные и библейские темы, лишь рыцари и нимфы в парадных позах имели право стать героями картин. Быть натурщиком означало принять исключительно эффектную позу, как никогда не выглядят в повседневной жизни. Мане не понимал этого позёрства, он стремился к естеству и был горячо убеждён, что красота именно в нём.

Когда учителя не было в мастерской, дерзкий ученик просил натурщика посидеть одетым в обычной позе, просто расслабившись. Ни натурщикам, ни наставнику это «неуважение» не нравилось – идеализация натуры и её приукрашивание за долгие годы закостенели в живописи. В результате неоднократных конфликтов с учителем молодой художник решил, что такие занятия ему не нужны. Но отец всё-таки имел некоторое влияние на сына, он убедил его извиниться перед Кутюром и продолжить занятия.

Путешествия

По традиции, сложившейся среди начинающих художников, Мане путешествовал по Европе с целью ознакомления и изучения работ старых мастеров. Несколько раз был в музеях Голландии и, конечно, Италии, где попал под обаяние мастерства художников эпохи Возрождения. Венеция и Флоренция открыли перед молодым Мане свои сокровищницы, особенно поразил его Веласкес (1599-1660), испанский живописец, также бывавший в Италии и творивший здесь. Возможно, именно его полотна с жанровыми сценами на кухнях и в трактирах запали в душу ищущему Мане и стали фундаментом в формировании импрессионизма как нового угла отражения действительности в художественном искусстве.

Задержавшись в Италии дольше всего, Мане объездил знаменитые европейские музеи, много копировал, делал наброски, анализировал свои стремления и убедился окончательно, что должен иметь свой путь.

Олимпия. 1863 г.

“Олимпия” Эдуарда Мане – одна из самых известных работ художника. Сейчас все знают, что это шедевр. А когда-то в неё плевали посетители выставки. Когда-то критики предостерегали слабонервных и беременных от её просмотра. А модель, которая позировала для Мане, заслужила репутацию доступной женщины. Хотя таковой не являлась.

О картине читайте более подробно в статье “Почему Олимпия Мане была осмеяна его современниками”

Также о самых интересных картинах Мане читайте в статьях:

“Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи?”

Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”

“Дружба Эдуарда Мане с Дега и две порванные картины”

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900%2C610&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1894 size-full» title=»Эдуард Мане. 5 картин художника с колумбовской кровью»Олимпия»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?resize=900%2C610″ alt=»Эдуард Мане. 5 картин художника с колумбовской кровью» width=»900″ height=»610″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Коллекция → Эдуард Мане → Кабачок

Происхождение

С 1900 — собрание М.А. Морозова (приобретено для него Дюран-Рюэлем с распродажи Тавернье у Жоржа Пти, Париж); с 1903 — собрание М.К. Морозовой; с 1910 — собрание ГТ (дар М.К. Морозовой); с 1925 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.

Инв. ГМНЗИ: 570

Считается, что замысел этой картины, созданной предположительно в 1878 году, возник у Мане под влиянием романа Эмиля Золя «Западня». Живописец пользуется новаторскими художественными приемами, одновременно вступая в диалог с искусством старых мастеров. Автор обращается к традиционному сюжету — сцене в кабачке. Но вместо тщательно проработанных деталей антуража он укрупняет композицию, максимально приближая ее к первому плану. Считается, что художник изобразил уличное кафе у заставы Клиши в Париже. При изображении главного героя Мане пользуется своим любимым приемом — фиксирует характерное движение и позу модели, не прорабатывая черты лица. Выбирая один из самых анекдотичных сюжетов европейской живописи, Мане намеренно отказывается от забавных мизансцен в пользу цельного живописного решения и общего эстетического эффекта. Лишь одна деталь композиции старательно прорисована художником — прозрачный стакан на переднем плане. В поздний период Мане в своих композиция внимательно относился к элементам натюрморта.«Кабачок» из-за ошибки, допущенной в одной из первых публикаций, долгое время считался приобретением Сергея Щукина, которое позже попало к Михаилу Морозову. Теперь документально подтверждено, что произведение было куплено через маршана Поля Дюран-Рюэля за 4800 франков (с его комиссионными — 5040) непосредственно по заказу Морозова на распродаже Тавернье в 1900 году.

Эдуард Мане (Edouard Manet)1832, Париж — 1883, Париж

Знаменитый французский живописец и график, предшественник и вдохновитель импрессионистов и одновременно их современник и товарищ, оказавший влияние на последующую модернистскую живопись.

Музей нового западного искусства. Все права защищены. Использование материалов регламентируется соглашением.

Источник статьи: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/manet_e/the_bar.php

Описание картины:

Находясь у истоков импрессионизма, Эдуард Мане, однако, не примкнул к этому движению, хотя его не оставили равнодушным колористические искания Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Полотно «Кабачок» примыкает к серии работ художника на «ресторанную» тему. Картина написана в свободной живописной манере с подчеркнутой эскизностью, благодаря чему ее часто принимали за подготовительный этюд для большой композиции, оставшейся неосуществленной. Произведение представляет сцену в обычном парижском кафе, как бы моментально схваченную внимательным и острым взглядом мастера. В композиции доминируют массивная фигура курильщика и наклонившаяся в его сторону через стол, отяжелевшая от вина поденщица в белой блузе и белом чепце. Интерьер кафе передан обобщенно, свободным мазком, вспышки светлых пятен усиливают оптический эффект глубины пространства.

Источник статьи: http://muzei-mira.com/kartini_francii/606-kabachok-eduard-mane.html

23 января исполняется 190 лет со дня рождения одного из первых художникв-импрессионистов.

Источник фото: Эдуард Мане, 1878

Эдуарда Мане называли революционером в искусстве. Но он, похоже, считал себя (и в искусстве, и в жизни) реалистом. Нередко он говорил: «Я пишу то, что есть, а не то, чего нет!».

Его работы действительно очень «земные» — художник изображал лишь то, что можно видеть и осязать. Но при каких обстоятельствах рождались творения Мане? Кто вдохновлял его? Чем руководствовался он при выборе цветовой гаммы нового творения? Ответы на подобные вопросы известны только самому Эдуарду Мане, но почему бы не попробовать составить историю возникновения его картин, исходя из общедоступных сведений о них?

«Бар в Фоли-Бержер» (1863).

«Бар в «Фоли Бержер»

Источник фото: Эдуард Мане, 1863, Институт искусства Курто, Courtauld Gallery, London, UK

Создавая эту картину, автор, видимо, решил показать нам зазеркальный мир, мир отражений и преломляющегося света.

Если вглядеться в женщину, изображённую на полотне, внимательнее, можно заметить, что её «передний план» и вид, показанный через отражение в зеркале, не соответствуют друг другу (в зеркале мужчина). Каждый волен трактовать этот приём так, как ему угодно: оптическая иллюзия; двуличность изображённого человека; игра, которую затеял с нами мир отражений. — в искусстве не существует правильных и неправильных трактовок чего-либо.

Религиозные сюжеты

  • Монах в профиль , 1853–1857, красный мел на бумаге , 34,2 × 22  см , Национальная библиотека Франции;
  • Святой Бернар, стоящий на коленях с книгой , по мотивам картины «Распятие Фра Анджелико» , Флоренция , монастырь Сан-Марко, 1857 г., черный карандаш и графит 28,8 × 21,2  см , Музей Орсе, Париж;
  • Два колен религиозного Saint John Galbert и Сент — Питер мученик , после Распятия на Фре Анджелика , Флоренция , монастырь Сан — Марко, 1857, черный карандаш и графит 28,8 × 21,2  см , Musée d’Orsay;
  • Этюд для фигуры Христа (Le Christ Jardinier) , 1856 г., красный мел на кремовой бумаге с водяным знаком, 1856 г., 34 × 23,8  см , частное собрание;
  • Le Christ Mort aux Anges (Le Christ aux Anges) , графит, акварель, гуашь, перо, тушь, 1864 г., 32,4 × 27  см .

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.

Коллекция → Эдуард Мане → Кабачок

Происхождение

С 1900 — собрание М.А. Морозова (приобретено для него Дюран-Рюэлем с распродажи Тавернье у Жоржа Пти, Париж); с 1903 — собрание М.К. Морозовой; с 1910 — собрание ГТ (дар М.К. Морозовой); с 1925 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.

Инв. ГМНЗИ: 570

Считается, что замысел этой картины, созданной предположительно в 1878 году, возник у Мане под влиянием романа Эмиля Золя «Западня». Живописец пользуется новаторскими художественными приемами, одновременно вступая в диалог с искусством старых мастеров. Автор обращается к традиционному сюжету — сцене в кабачке. Но вместо тщательно проработанных деталей антуража он укрупняет композицию, максимально приближая ее к первому плану. Считается, что художник изобразил уличное кафе у заставы Клиши в Париже. При изображении главного героя Мане пользуется своим любимым приемом — фиксирует характерное движение и позу модели, не прорабатывая черты лица. Выбирая один из самых анекдотичных сюжетов европейской живописи, Мане намеренно отказывается от забавных мизансцен в пользу цельного живописного решения и общего эстетического эффекта. Лишь одна деталь композиции старательно прорисована художником — прозрачный стакан на переднем плане. В поздний период Мане в своих композиция внимательно относился к элементам натюрморта.«Кабачок» из-за ошибки, допущенной в одной из первых публикаций, долгое время считался приобретением Сергея Щукина, которое позже попало к Михаилу Морозову. Теперь документально подтверждено, что произведение было куплено через маршана Поля Дюран-Рюэля за 4800 франков (с его комиссионными — 5040) непосредственно по заказу Морозова на распродаже Тавернье в 1900 году.

Эдуард Мане (Edouard Manet)1832, Париж — 1883, Париж

Знаменитый французский живописец и график, предшественник и вдохновитель импрессионистов и одновременно их современник и товарищ, оказавший влияние на последующую модернистскую живопись.

Музей нового западного искусства. Все права защищены. Использование материалов регламентируется соглашением.

Источник статьи: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/manet_e/the_bar.php

Индивидуальность наказуема

После закрытия Салона сразу начиналась подготовка к следующему – творческая жизнь художников всегда была направлена на соискание славы и признания через показ на официальной авторитетной выставке. Только так можно было добиться желаемого, вместе с популярностью получая выгодные контракты. Но молодым художникам было очень трудно пробиться к зрителю – Салон в 1862 году прошёл без Мане, хотя материала он уже написал достаточно. В 1863 году та же участь. Не допущенных к выставке и возмущённых этим фактом художников было много. Информация об этом дошла до императора Наполеона III, который распорядился поддержать молодые дарования альтернативным показом их работ. Так появился Салон отверженных, который стал регулярной выставкой картин, не сумевших покорить жюри официального Салона.

В 1863 году Мане с надеждой на успех показывает «Завтрак на траве», где добропорядочные буржуа свободно общаются на природе с обнажёнными девицами. Публика высмеяла полотно, критика злобствовала, но тем не менее именно возле него собиралась самая большая толпа. Да, не такой славы хотел художник. Но как найти взаимопонимание со зрителем и не потерять себя? Как убедить обывателей, что обнажённое женское тело прекрасно и допустимо не только в картинах с героинями богинями?

В 1865 году Мане, выждав некоторое время, нерешительно, но всё-таки выставил в Салоне «Олимпию», в итоге заклеймённую не готовой ещё к подобному публикой. Чиновники и критики загнобили художника так, что он запер своё произведение на долгие годы в мастерской, а сам уехал от злых языков в Испанию. Он очень страдал от непонимания публикой и в работах признанных мастеров искал и находил опору для своего таланта и оправдание собственных эстетических пристрастий. Индивидуальность, смелость и действительная свобода художника – предпосылки шедевров.

Описание картины:

Находясь у истоков импрессионизма, Эдуард Мане, однако, не примкнул к этому движению, хотя его не оставили равнодушным колористические искания Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Полотно «Кабачок» примыкает к серии работ художника на «ресторанную» тему. Картина написана в свободной живописной манере с подчеркнутой эскизностью, благодаря чему ее часто принимали за подготовительный этюд для большой композиции, оставшейся неосуществленной. Произведение представляет сцену в обычном парижском кафе, как бы моментально схваченную внимательным и острым взглядом мастера. В композиции доминируют массивная фигура курильщика и наклонившаяся в его сторону через стол, отяжелевшая от вина поденщица в белой блузе и белом чепце. Интерьер кафе передан обобщенно, свободным мазком, вспышки светлых пятен усиливают оптический эффект глубины пространства.

Источник статьи: http://muzei-mira.com/kartini_francii/606-kabachok-eduard-mane.html

Олимпия. 1863 г.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: