Закат солнца с деревьями

Почему пейзажи куинджи — не просто природа?

Романтическое «распредмечивание» природы

Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать подобное отчуждение, опредмечивание природы и борьбу романтизма против подобного образа мыслей и способа виденья, давайте обратимся к сказке «Аист-халиф» Вильгельма Гауфа, — а лучше к ее советской экранизации, в которой идея использования природы, ее опредмечивания представлена в высшей степени наглядно. Общий сюжет сказки следующий: халиф получает от злого колдуна волшебный порошок, при помощи которого у него появляется возможность превращаться в зверей

Однако он должен при этом помнить одно важное латинское слово, иначе он не сможет превратиться назад в человека. Это слово — mutabor, с латинского оно так и переводится — «Я превращаюсь»

Это слово халиф забывает после того, как начинает смеяться, видя танцующего аиста, и сам больше не может превратиться в человека, оставаясь в обличье аиста. Что происходит потом, как халифу удается вновь стать человеком? Он встречает заколдованную саламандру (в оригинальном тексте у Гауфа была заколдованная сова), которая показывает ему то место в пустыне, где раз в год злой колдун встречается со своими друзьями.

И тут начинается для нас самое важное. Во время встречи колдун говорит своим друзьям о том, что может превращать людей в животных, на что ему резонно отвечают, что это далеко не новость и много кто умеет так делать

Тогда он говорит о том, что может превращать животных в людей и делать из них слуг. Однако это не совсем люди, это скорее смешение обыденных предметов и частей тел различных животных. Дальше же следует демонстрация самого превращения: появляется крокодил, которого насильно превращают в «человека». Иными словами, подчиняют его воле и желаниям злого колдуна, опредмечивают его. После этого события замок исчезает, а халиф вновь приобретает человеческий облик. Саламандра же превращается в волшебную фею (у Гауфа она просто превратилась в прекрасную принцессу), которая вместо того, чтобы выйти замуж за халифа, как она делает это в оригинале сказки, говорит ему, что она «должна спасти несчастных животных». «Тех, кого он, злой волшебник превратил в своих слуг?» — спрашивает халиф. «Да, вернуть им прежний облик», — отвечает фея.

Вот наглядная иллюстрация идеи романтизма о необходимости распредмечивания природы, необходимости выведения ее из статуса наших слуг и тем самым о необходимости прекращения ее использования в наших собственных целях.

Куинджи в картинах, изображающих лес и природу, близок к идеям романтиков и пытается преодолеть отчуждение природы, которую человек приспособил под свои цели.

Живописец Иван Крамской, увидев на VI выставке передвижников в 1878 году картину «Закат солнца в лесу», писал: «Его “Лес” имеет много сказочного, даже какую-то поэзию…». Сказочное — это и есть непонятное, мир тайны. Эффект непонимания Крамской пытается объяснить тем, что Куинджи подходит к делу с научных позиций, подбирая специальные краски, отвечающие последнему слову науки о цвете. Но, кажется, не столько непонятен стиль самого Куинджи, сколько непривычен для нашего обыденного, рационалистического и утилитарного восприятия сам лес, дух которого передается художником. В этом смысле творчество Куинджи — это сказочный или романтический реализм.

Закат солнца в лесу. Архип Куинджи. 1878 год

Лес на полотнах художника так же, как и настоящий, окружает нас со всех сторон и не дает превратить себя в набор предметов. Подобное непредметное отношение к лесу зафиксировано в самом стиле живописца. Можно сравнить, как написан лес Куинджи и у его современников — например, у Ивана Шишкина, в творчестве которого лес занимает не последнее место. Посмотрите на его картину «Дорожка в лесу» (1880) и полотно Куинджи «Украина» (1879):

Дорожка в лесу. Иван Шишкин. 1880 год

Украина. Архип Куинджи. 1879 год

«Дебри» (1881) Шишкина и «Лес» Куинджи (1890-х годов):

Дебри. Иван Шишкин. 1881 год

Лес. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Шишкин пишет с фотографической точностью, предметы имеют четкие границы, лес зафиксирован в неподвижности. У Куинджи, напротив, нет прорисовки, деревья как бы ускользают от точного схватывания и теряют свои границы.

Примечательно в этой связи воспоминание скульптора Леонида Позена, приводимое в биографии Куинджи Михаила Неведомского: «…Он все время убеждал «товарищей» освободиться от тщательного изображения деталей, от «протокольности», — звал к общему, к подчинению деталей этому общему, к растворению их в нем… Он нападал за мелочность как на живописцев, так и на скульпторов, обрушивался на какие-нибудь «пуговицы» на фигуре Скифа (скульптура Позена), из-за которых терпит ущерб общее впечатление стремительного бега и т. д. …».

Описание картины

С невероятной точностью мастер изображает стремительное движение темных тяжелых туч, сочную зелень луга. Куинджи не пытается вложить в изображение собственное восприятие грозы. Он воспроизводит природное явление как факт. Художник пишет грозу в ее реальном состоянии. Неслучайно небо на картине занимает значительную часть.

Перед зрителями предстает омытый дождем зеленый луг. Вода смыла с травы остатки жары и засухи. Кажется, что зелень, впитав влагу, родилась заново и окрасила мир новыми яркими оттенками зеленого цвета. Картинку природы после грозы оживляет лошадь, которая мирно пасется на лугу.

Темные облака еще полны дождя, но они отступают, чтобы одарить живительной влагой другие места.

На холме изображен небольшой хутор. Белые домики под соломенными крышами нарядны и уютны. Контраст в изображении наполняет полотно легкостью и свежестью. Зрителя не пугают движение огромных туч и сильное напряжение, вызванное бурной стихией, а когда после дождя выглянет солнце, мир наполнится ароматами луговой травы и невероятной легкостью.

Внимание привлекает яркая светлая часть пейзажа. В тонком, едва заметном просвете появляются первые робкие солнечные лучи

Эта синева больше похожа на предчувствие чистого неба. Она просвечивается как легкое сияние.

Глядя на полотно, у зрителя возникает ощущение, что все плохое отступает вместе с тяжелыми тучами, а будущее несет моменты счастья, радости и новые надежды. Вместе с изменением природы приходит и обновление человеческой души и мыслей.

Вода на картине Архипа Куинджи не только разрушает и пугает, но и лечит. Она прекрасна и дарит новую жизнь каждому листику и травинке.

Романтическое «распредмечивание» природы

Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать подобное отчуждение, опредмечивание природы и борьбу романтизма против подобного образа мыслей и способа виденья, давайте обратимся к сказке «Аист-халиф» Вильгельма Гауфа, — а лучше к ее советской экранизации, в которой идея использования природы, ее опредмечивания представлена в высшей степени наглядно.

Общий сюжет сказки следующий: халиф получает от злого колдуна волшебный порошок, при помощи которого у него появляется возможность превращаться в зверей

Однако он должен при этом помнить одно важное латинское слово, иначе он не сможет превратиться назад в человека. Это слово — mutabor, с латинского оно так и переводится — «Я превращаюсь»

Это слово халиф забывает после того, как начинает смеяться, видя танцующего аиста, и сам больше не может превратиться в человека, оставаясь в обличье аиста. Что происходит потом, как халифу удается вновь стать человеком? Он встречает заколдованную саламандру (в оригинальном тексте у Гауфа была заколдованная сова), которая показывает ему то место в пустыне, где раз в год злой колдун встречается со своими друзьями.

И тут начинается для нас самое важное. Во время встречи колдун говорит своим друзьям о том, что может превращать людей в животных, на что ему резонно отвечают, что это далеко не новость и много кто умеет так делать

Тогда он говорит о том, что может превращать животных в людей и делать из них слуг. Однако это не совсем люди, это скорее смешение обыденных предметов и частей тел различных животных. Дальше же следует демонстрация самого превращения: появляется крокодил, которого насильно превращают в «человека». Иными словами, подчиняют его воле и желаниям злого колдуна, опредмечивают его. После этого события замок исчезает, а халиф вновь приобретает человеческий облик. Саламандра же превращается в волшебную фею (у Гауфа она просто превратилась в прекрасную принцессу), которая вместо того, чтобы выйти замуж за халифа, как она делает это в оригинале сказки, говорит ему, что она «должна спасти несчастных животных». «Тех, кого он, злой волшебник превратил в своих слуг?» — спрашивает халиф. «Да, вернуть им прежний облик», — отвечает фея.

Выразительные средства

Как и большинство полотен, Куинджи писал пейзаж с натуры. Благодаря такой манере исполнения картинка природы выглядит реалистично. Точные линии дают возможность подробно описать явление природы. Зритель почти физически ощущает силу и мощь грозы и упругие струи дождя, чувствует свежесть травы на лугу.

Художник строит изображение на контрастах:

  • тяжелые, грозовые тучи и пробивающиеся тонкие лучи солнца;
  • темное небо и яркий просвет над хутором;
  • земля, покрытая яркой зеленью и хмурый небосвод.

Мастер использует несколько ярких и чистых оттенков, которые делают изображение живым и наполняют его движением и светом. Он сочно описывает зелень, передавая оттенки от светлого к темному. Чтобы не нарушать единообразия картины, мастер изображает воду в ручье не пронзительно синей. Она мягкая, фиолетовая. Ее цвет не разрушает общее настроение, а дополняет его.

Картина близка к романтическим произведениям. Сходство подчеркивают такие черты как:

  • сюжет полотна;
  • живописная свобода;
  • фактура исполнения.

Архип Иванович Куинджи стал известен как художник пейзажной живописи и мастер света. Вызывает восторг реалистичность его произведений. Картина «После дождя» еще раз подчеркивает его мастерство. Свои полотна он посвятил природе, полной жизни и движения, которая вдохновляла, волновала и заставляла искать новые сюжеты.

Основной сюжет полотна

На картине Архипа Ивановича Куинджи «После дождя» зритель видит зарисовку обновленной проливным дождем природы. Животворящий ливень только что смыл последние следы жаркого зноя. Вдалеке на холме расположились дома небольшого хутора, на среднем плане — освещенные солнцем сочные заливные зеленые луга с пасущейся лошадью и небольшой ручей, который переходит на передний план. Эта работа написана, несомненно, с натуры. Куинджи не раз был поражен удивительным пейзажем, который возможен только жарким летом в тот удивительный и едва уловимый момент, когда проливной дождь только закончился и первые лучи солнца пробиваются сквозь тяжелые тучи. Это мгновение бывает тяжело поймать даже фотоаппаратом, а художнику удалось потрясающе точно зафиксировать его маслом на холсте.

Он просто устал от суеты

Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:

Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.ШишкинА.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.

Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.

В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.

А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годамиМестонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.

Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.

Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.

В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.

Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа

Маленький талантливый грек

Семья сапожника, в которой 15 января 1842 года появился знаменитый русский живописец Архип Куинджи, была небогата, можно даже сказать, что была она бедна.

Мальчику повезло в том, что родился он в живописном, теплом и солнечном Мариупольском уезде. У этого ребенка слишком рано не стало матери и отца, но он не был брошен на произвол судьбы, его приютили родственники отца.

Они и дали маленькому Куинджи начальное образование, отправив учиться к одному греку, который научил мальчика грамматике греческого языка. Ходил Архип и в местное училище, но учился плохо, так как не науки занимали его мысли, а искусство.

Куинджи в молодые годы

Родственники мальчика были тоже не богаты, как и его родители, поэтому он рано начал работать самостоятельно. Одним из первых мест работы стал луг, где Архип пас гусей. Работал юноша и на стройке, где он учитывал расход кирпича, довелось ему зарабатывать первые деньги, нанявшись к хлеботорговцу.

Считается, что этот самый хлеботорговец по фамилии Аморетти первым заметил талант мальчика в рисовании и посоветовал отправиться учиться к уже известному тогда, Айвазовскому, что Куинджи и сделал с большой охотой.

В 1855 году Архип добрался до Феодосии, где жил тогда художник-маринист. Там его ждало разочарование. Вместо того, чтобы стать учеником Айвазовского, юный талант стал всего лишь помощником, толкущим краски и красящим забор.

Пробыв у Ивана Константиновича около двух месяцев, Куинджи вернулся домой и устроился ретушером у фотографа. Потом молодой человек перебрался в Одессу, а оттуда в Таганрог, всё это время он занимался ретушированием и хотел открыть свою фотостудию.

Несмотря на занятость с 10 утра до 6 вечера, рисовать Архип Иванович не переставал. Всё свободное время он посвящал живописи, вставал очень рано, в 4 часа утра и рисовал до начала рабочего дня.

А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Примечания

  1. [www.museum-online.ru/Realism/Arhip_Ivanovich_Kuinji/Canvas/1541/ Архип Иванович Куинджи — После дождя] (HTML). www.museum-online.ru. Проверено 8 июля 2012. [www.webcitation.org/6BEK0eOZT Архивировано из первоисточника 7 октября 2012].
  2. М. П. Неведомский. [kuinje.ru/life12.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика, Куинджи и ТПХВ (часть 3)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 8 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1MDANYk Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  3. М. П. Неведомский. [kuinje.ru/life13.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика, Куинджи и ТПХВ (часть 4)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 8 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1TXxEd9 Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  4. Владимир Петров. [kuinje.ru/petrov3.php Статья к 150-летию Куинджи] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 8 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1ME7YVU Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  5. [kuinje.ru/kuinji_galleries.php Музеи и художественные галереи, в которых хранятся произведения Куинджи] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 9 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1sIWFlN Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

Куинджи сблизился с Товариществом передвижных выставок и участвовал в некоторых его выставках. Передвижники – это наиболее яркие русские художники-реалисты второй половины XIX века: И. Крамской, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, Н. Ге, В. Поленов, В. и А. Васнецовы, Н. Ярошенко, В. Максимов, В. Суриков, И. Левитан, В. и К. Маковские, В. Серов и др. Задачей организации, принявшей в 1870 году свой Устав, было помочь художникам-реалистам выжить в окружающей, казавшейся изжившей себя, среде академической живописи

Также этим живописцам было важно сделать искусство доступным простым людям, для чего были организованы «передвижные» выставки по разным городам империи. Творческое объединение представляло собой сообщество очень разных художников: были здесь и мастера бытового жанра, портрета, пейзажа, монументального искусства и пр

Всех их объединял интерес к социальной тематике, реализм, психологизм. Но Куинджи, индивидуалисту по жизни, очень скоро стало тесно в рамках программы «передвижников»: ему было неблизко их трагическое мироощущение – в его полотнах всегда было слишком много надежды, света; да и какие-то «закулисные» игры, что часто бывает в конкурирующей артистической среде, были ему чужды. Сам живописец так вспоминал (по записи А. И. Менделеевой) это время сотрудничества и разрыва с «передвижниками»: «Хорошее это было время. Все еще молодые, талантливые, полные веры в себя, в искусство и в будущее, они приняли меня в свою среду. Так продолжалось несколько лет, однообразно с внешней стороны и кипуче-напряженно с внутренней – я ведь формировался тогда, рос, достигал. Крупным для меня событием был мой выход из Товарищества Передвижников. Произошло это таким образом.

Как-то раз на нашей выставке я устраивал и поправлял кое-что сзади моей картины. Вдруг слышу (я был невидим говорившему) М. К. Клодт с целой толпой своих учеников стоит перед моей картиной, читает целую лекцию, беспощадно ее критикует, смеется и советует им так не писать, и все это громко, в присутствии публики. Я вышел к нему, произошла ссора. Я чувствовал себя оскорбленным и считал, что Клодт поступил грубо, не по-товарищески. На ближайшем собрании товарищей я заявил, что не останусь с Клодтом: или он, или я. Видя, что в собрании происходит какая-то заминка, я сказал, что выхожу. Клодт также скоро вышел: разрыв мой с передвижниками был только внешний. Я остался по-прежнему их другом, ходил на все собрания, мои советы выслушивались и часто принимались; все было так, как будто я и не выходил. Сделал все так я сгоряча, не подумав даже, как это отзовется на моих делах; правда, беспомощным я тогда уже не был, знал, что не пропаду и один». Вообще ссора с Клодтом – весьма характерная для Куинджи ситуация. Он был очень добрым, целостным человеком, но вместе с тем страстным, с обострённым чувством справедливости, не выносивший всякой фальши, интриг и подлости. «Архип Иванович был доверчив, привязчив и, конечно, терпел жестокие разочарования, болел сердцем и душой», – вспоминала друга семьи А. И. Менделеева. О его горячем греческом темпераменте ходили грустные анекдоты в артистической среде.

К сожалению, со временем обострились идейные противоречия с передвижниками, во многом связанные с тем, что Куинджи стал преподавателем Академии художеств: некоторые члены восприняли это как предательство их ценностей, их идеи противления всякому академизму. Особенно болезненным оказался разрыв с его близким другом, Николаем Ярошенко, когда тот сказал как-то присутствующему на встрече «передвижников» Куинджи: «Посторонним здесь не место!»

Реакция публики и критиков

В период, к которому относится написание картины, Архип Иванович сотрудничал с передвижниками. По этой причине публика познакомилась с полотном в том же году во время выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Критики высоко оценили мастерство Куинджи в передаче света и цвета, и встретили «После дождя» восторженными отзывами. Илья Репин писал, что эстеты стремились обвинить автора в том, что он берет наиболее резкие моменты состояния природы и что от этого бывает «больно глазам». Но в это же время те же самые эстеты смотрели на его произведения, не отрываясь, — настолько завораживающими были сюжеты и настолько умело художник передавал состояние окружающего мира.

Красивый закат солнца: фото

Каждый из нас хотя бы раз в жизни спешно выхватывал мобильный в неистовом порыве запечатлеть вечернее небо потрясающей красоты. Налюбовавшись изумительными кадрами, хочется поделиться этим великолепием с друзьями, поэтому неудивительно, что самые красивые фото заката становятся изюминкой каждой коллекции и любимой картинкой на рабочем столе.

Фото заката: птицы летят вслед заходящему солнцу.

Заход солнца – особое время, когда белые кошки становятся серыми, коричневые – черными, а черных уже не видно вообще. Одних людей закат пугает, ведь скоро наступит тьма, время торжества темных сил. Другие верят – медленно уходящее за горизонт солнце забирает с собой все заботы минувшего дня, совсем скоро наступит рассвет и новый день, а проблемы уже не будут казаться такими неразрешимыми.

Зато все без исключения фотохудожники обожают вечернюю зарю с ее восхитительно яркими волшебными краскам, каких никогда не бывает на рассвете. Полыхающий красными, оранжевыми, фиолетовыми огнями горизонт сам по себе невероятно прекрасное зрелище и чтобы получить красивый закат солнца на фото можно снимать просто небо, безо всяких композиций.

Ну а для создания настоящих шедевров конечно надо отправляться на природу и надеяться, что погода не испортится. Кстати, в старину по заходу солнца определяли погоду на следующий день. К дождю и ненастью солнце должно сесть в тучу, а ярко-красный закат на чистом небе предвещает ясный, ветреный день. Красное зарево с северной от заката стороны – ждать холодных рос и даже заморозков, а золотистый, спокойный закат наверняка к хорошей погоде.

Однако настоящего фотографа волнуют буйные яркие краски и неважно, какая погода будет завтра, главное – успеть запечатлеть красивый закат солнца сегодня. Очень колоритно на фоне багровеющего неба смотрятся верхушки вековых деревьев и вершины величественных гор

Река, исчезающая вдали уходит за горизонт вместе с последними лучами заходящего солнца, а если снимать закат на фоне большого озера, кажется, что дневное светило погружается прямо в его чистые воды. Морской закат – явление непередаваемой красоты, а одинокий парусник, силуэт птицы или человека придают снимку особое очарование.

Космонавтам орбитальных станций особенно повезло, ведь они могут наблюдать заходы солнца из первого ряда и в самом невероятном ракурсе. Но и тем, кто находится на земле иногда выпадает возможность вдруг заметить восхитительную игру красок и огней в вечернем небе. Главное – всегда иметь под рукой телефон с камерой и вполне вероятно удастся запечатлеть для истории закат исключительной красоты. А чтобы знать, к чему стремиться, можно полюбоваться красивыми фото заката, мастерски созданными профессиональными фотохудожниками.

Источник

Архип Куинджи

Это была колоритная фигура и внешне, и внутренне. Он был коренастым, крепким человеком. Ходил вразвалку, расправив плечи и выставив грудь вперед. Красивое лицо с высоким лбом и правильными чертами украшали пышные волосы.

Будучи очень состоятельным человеком, поскольку его произведения очень ценились и стоили дорого, Архип Иванович на себя и семью тратил просто копейки. А вот ученикам помогал.

Было у него еще увлечение – птицы. Обычные городские синички, галки, воробьи, вороны. Он их ежедневно подкармливал в одно и то же время, и они слетались к нему со всего города. А больных он лечил. Абсолютно непримиримый во всем, что касалось искусства, с пернатыми друзьями Архип Иванович становился совсем другим человеком.

Бег с препятствиями

Художник вёл очень замкнутый образ жизни, хотя  многим постоянно помогал делом и словом. Он не оставил после себя воспоминаний и дневников, потому что даже с бумагой не делился личным и сокровенным. О его биографии сохранилось мало сведений. Но из того немногого, известного биографам, можно составить впечатление, что путь Куинджи, как и многих выдающихся людей, напоминал бег с препятствиями уже с раннего детства. Всю жизнь ему приходилось преодолевать то нищету, то неверие в себя, то обесценивание его таланта, то зависть и грязные сплетни, интриги, его окружающие после заслуженно обретённого успеха.

Мальчику, влюблённому в живопись, рекомендовали показать свои работы И. К. Айвазовскому. Известный маринист помогал многим молодым художникам, организовал художественную школу в Феодосии для юных талантов, ходатайствовал в Петербурге о начинающих живописцах. Но в застенчивом подростке, с надеждой пришедшем к нему пешком из мариупольских степей, таланта не разглядел. Хотя мнения биографов расходятся: одни утверждают, что сам феодосийский мастер отверг юного Куинджи, показавшего ему свои этюды и наброски, и предложил ему лишь красить свой забор и смешивать краски, не пуская даже в мастерскую и предложив ночлег на 2-3 летних месяца прямо на улице, под навесом; другие, опираясь на якобы записанные А. И. Менделеевой воспоминания самого художника, говорят, что «несовпадение» произошло как раз с учениками Айвазовского, а Ивана Константиновича в тот момент в городе не оказалось. И есть также третья версия, согласно которой Куинджи всё-таки учился в феодосийской художественной школе, но не выделялся среди других учеников. Однако впоследствии Куинджи всё же называли учеником Айвазовского за преемственность тематики, любовь к широким просторам, водной стихии, романтизацию природы и пр.

Молодой Куинджи занялся ретушью в салонах фотографии Мариуполя, Одессы, Таганрога. Даже мечтал открыть свою студию фотографии, но так и не нашёл базового капитала. Участвовал в  Первой обороне Севастополя в годы Крымской войны, когда на 7-тысячный севастопольский гарнизон обрушился удар более 60-тысячной англо-французской армии.

Парень не оставлял надежды стать художником, потому отважился поехать в Петербург поступать в Академию художеств… и дважды провалил экзамен (интересно, что второй раз его не приняли единственного из всех поступающих). Он остался в Северной Пальмире и подрабатывал вновь ретушером фотографии, зарабатывая копейки и нищенствуя. Как замечает В. Григорян, доход Куинджи в это время составлял 17 рублей, что вдвое меньше заработка знаменитого гоголевского персонажа, бедного разночинца Акакия Акакиевича из «Шинели». «Я нуждался так, что не имел средств купить даже чаю и пил один кипяток без сахара, с черствым хлебом, но никогда, ни разу, я не просил помощи», – позже вспоминал художник. Но и тут Куинджи проявил свой волевой характер и всё же с третьего раза был принят вольнослушателем в Академию в 1868 году, громко заявив о себе работой «Татарская сакля в Крыму». Волна интереснейшей артистической студенческой жизни накрыла молодого Куинджи: он подружился с Репиным, Васнецовым, Макаровым, Буровым, Крамским, Маковским, участвовал в бурных обсуждениях судьбы современной живописи и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: