Картина «крещение христа»

Картина «крещение христа»

Описание картины Андреа Верроккьо «Крещение Христа»

Произведение было написано примерно в 1472–1475 годах. Андреа Верроккьо специализируясь, в первую очередь, на скульптуре, выполнял заказы по живописи с большими перерывами. “Крещение Христа” ему долгое время завершить не удавалось, поэтому он поручил закончить работу одному из своих учеников – так Леонардо да Винчи стал соавтором Верроккьо.

Ангел и две фигуры, занимающие место по центру, были изображены Андреа: в них отслеживается характерная для него сухая манера, жилистость и “пластмассовость” тел. Леонардо написал второго ангела, находящегося левее, при этом использовал масленые краски, а не темпера, как его наставник. Масло сохнет гораздо большее время и ложится плавным слоем, позволяя передать светотени, немного затуманить образы.

Вследствие этого и зародилась общеизвестная леонардовская методика. Он изобразил некоторую часть фона, отталкиваясь от разработанных им ранее зарисовок долины реки Арно. Верроккьо результат более, чем обрадовал и впечатлил: творение юного ученика стала настолько выдающейся, что ее использовали для срисовывания ангелов.

Нужно обратить внимание на то, что произведение отличается цветовой гаммой и разнообразием оттенков: это очень нетипично для картин религиозной тематики. Авторы вкладывают в работу элементы символизма – в этом можно убедиться, рассматривая задний план

Ощущается влияние традиций средневековой живописи.

Движения персонажей скованны, будто бы они существуют только в двух измерениях. Лица лишены индивидуальности, это говорит о том, что фигура – это больше образ, чем человек. Пейзаж не имеет перспективы, больше напоминая иконопись, чем живопись. На фоне всех остальных героев тело ангела слева выделяется своей естественностью и легкостью.

За счет того, что картина написала двумя великими художниками, сильно отличающимися стилистикой написания, работа выглядит уникально и сильно отличается от аналогичных картин того времени.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций. Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

иконы и фрески / Православие.Ru

Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

Роспись северо-западного свода собора Сретенского монастыря 1707 г.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа

В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» — поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).

Подготовила Светлана Липатова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: