«Брак в Кане Галилейской», Паоло Веронезе, 6,7 x 10 м
Экспонат находится в Лувре. Сюжетом картины послужило событие из Евангелие. Веронезе написал ее в 1562–1563 годах по заказу бенедиктинцев монастырской церкви Сан-Джорджо Маджоре (Венеция).
«Брак в Кане Галилейской» – это свободная интерпретация библейского сюжета. Это и роскошные архитектурные декорации, которых не могло быть в галилейской деревушке, и люди, изображенные в костюмах разных эпох. Паоло совсем не смущало такое несоответствие. Главное, что его заботило – это красота.
Во время Наполеоновских войн картина была вывезена из Италии во Францию. По сей день организация, защищающая культурное наследие Италии, пытается добиться возврата полотна на родину. Сделать это вряд ли удастся, юридически картина принадлежит Франции.
История картины[ | ]
Перевозка во Францию
Во время Наполеоновских войн Венеция захвачена французскими войсками. 16 мая 1797 года Франция подписывает мирное соглашение с Венецией, согласно которому город обязуется выплатить 3 миллиона турских ливров наличными, ещё столько же оборудованием для военно-морского флота, а также передать Французской республике три линейных корабля, два фрегата, 20 картин и 500 манускриптов на выбор французского генералитета. Для выполнения последнего пункта соглашения французское командование отправляет в Венецию трёх членов Комиссии по делам Наук и Искусств: Жан-Симона Бартелеми, Jacques-Pierre Tinet и Клода Луи Бертолле, которые отобрали в конечном итоге 18 картин — в том числе и «Брак в Кане Галилейской», — а также 2 статуи.
Картину разложили на площади перед собором Сан-Джорджо Маджоре, скрутили в цилиндрический рулон большого диаметра, перекладывая листами белой бумаги после каждого поворота. Полученный свёрток обернули тканью и стянули обёрнутой вокруг него двойной спиралью лентой, таким образом, чтобы никакое внутреннее движение картины не было возможным. Свёрток поместили в обитый для непроницаемости медью сундук.
26 сентября 1797 года упакованную таким образом картину погрузили на фрегат Sensible. 28 января 1798 года фрегат прибыл в Тулон. К тому времени корабельные крысы уже прогрызли оборачивавшую картину ткань, поэтому картина была немедленно выгружена на землю, а затем перегружена на речной корабль La Créole, поднявшийся вверх по течению Роны до Лиона, затем по Соне и через центральный канал привезший груз в Шалон-сюр-Сон. Далее более лёгкие корабли каналами перевезли картину на Сену, и 16 июля шедевр Веронезе прибыл в Париж. Ещё 10 дней понадобилось для организации перевозки картины в Лувр, куда она прибыла 27 июля 1798 года, как часть триумфального «Конвоя Наук и искусств» (фр. Convoi des Sciences et des Arts).
Реставрация 1798—1799 годов
С 8 ноября 1798 года «Брак в Кане Галилейской» впервые выставляется в Квадратном салоне Лувра (фр. Salon carré du Louvre). Немедленно встаёт вопрос сохранности картины: полотно, состоящее из нескольких сшитых между собой полос холста, нуждается в консолидации; сама картина также должна быть очищена и реставрирована.
28 ноября 1798 года консерваторы Лувра принимают решение распороть средний горизонтальный шов картины, проходящий на уровне балюстрады, разделив таким образом холст картины на две части. Каждая часть затем была отдельно натянута на свой подрамник. Эта операция завершилась 19 июня 1799 года. С июля по декабрь 1799 года проходит чистка и реставрация картины.
30 мая 1801 года картина снова выставляется в Квадратном салоне Лувра. Холст остаётся разделённым на две половины, стык между ними замаскирован специальной тональной мастикой. Мастика оказалась достаточно хрупкой — в 1802 и в 1806 годах её приходится полностью переделывать.
Переговоры 1815 года о возврате картины Австрии
«Брак в Кане Галилейской» практически постоянно висит в Квадратном салоне до самого конца Империи — картину временно снимают со стены лишь в 1810 году, когда Квадратный салон Лувра переделывают в часовню для венчания Наполеона с Марией-Луизой.
Сразу же после падения Империи Австрия, в чью империю входит в то время Венеция, предъявляет свои права на картину и требует её возвращения. Переговоры от Франции ведёт Жак Лавалле, генеральный секретарь администрации французских музеев, 2 октября 1815 года ему удаётся подписать с Австрией соглашение, согласно которому картина остаётся в Лувре — в обмен на картину «Le repas chez Simon» Шарля Лебрена (в настоящее время находится в венецианской Академии).
Эвакуации картины
Во время войны 1870 года картину — снова в свёрнутом виде — эвакуируют из Парижа в Брест. 3 сентября 1870 года она прибывает в Арсенал Бреста, но уже в сентябре 1871 года картину возвращают в Лувр.
Во время Первой мировой войны картину не эвакуируют — это единственная картина, оставшаяся висеть в Квадратном салоне во время войны.
Непосредственно перед Второй мировой войны коллекцию Лувра эвакуируют. 28 августа 1939 года «Свадьбу в Кане Галилейской» вывозят из Лувра. Сначала картину помещают в замок Шамбор, затем в замок Лувиньи. В июне 1940 года картину перевозят в аббатство Лок-Дьё, в сентябре 1940 года — в Музей Энгра. В ноябре 1942 года картина возвращается в Лувр.
После Второй мировой войны
В феврале 1948 года холст картины снова натягивают на подрамник, и начиная с 1949 года «Свадьба в Кане Галилейской» выставляется в Зале семи каминов Лувра. В 1951 году картину перевозят в Зал законодательного собрания, где она и находится до сих пор, прямо напротив Джоконды Леонардо да Винчи.
В 1989—1992 годах картина снова была реставрирована.
5.
«Явление Христа народу», Александр Иванов, 5,4 x 7,5 м
Картина находится в Третьяковской галерее. На данный момент она там самая большая. Специально для этого полотна был построен отдельный зал.
Александр Андреевич писал «Явление Христа народу» 20 лет. В 1858 году после смерти художника ее купил Александр II.
Эта картина – бессмертный шедевр. На ней запечатлено событие из Евангелия. Иоанн Предтечи крестит людей на берегу реки Иордан. Вдруг все они замечают, что к ним приближается сам Иисус. Художник использует интересный метод – содержание картины раскрывается через реакцию людей на явление Христа.
ДЖОРДАНО, ЛУКА, прозванный ФА ПРЕСТО
БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ
1660
холст, масло
101 х 383 см
Инв.: 139
Холст полотняного плетения, дублирован. Реставрационные заделки, особенно на фоне; потемневший лак.
Евангельский сюжет (Ин. 2:1-11) повествует о первом чуде Христа, совершенном Им на брачном пиру в Кане Галилейской, где Он превратил воду в вино. Церковь рассматривает это событие как первое божественное проявление чудодейственной силы Христа.
В музей поступила как работа школы Джордано. Этого мнения придерживался и Лазарев, о чем можно судить по его заметкам на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ (начало 1970-х).
Композиция восходит к полотну, подписному и датированному 1660 годом, местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Картина появилась на антикварном рынке во Франции; ранее она находилась в собрании Кройгер, а в феврале 1934 года фигурировала на распродаже коллекции Буковски в Стокгольме (Ferrari, Scavizzi 1992, р. 2б1, № А71, fig. 147). По сравнению с ней московское полотно обрезано по сторонам. Другие варианты находятся в Музее Каподимонте в Неаполе и Пинакотеке в Виченце. Общее решение композиции во многом навеяно впечатлениями, полученными художником от знакомства с венецианской живописью, в частности, с работами Паоло Веронезе. Необычный горизонтальный формат, по-видимому, определялся условиями заказа, то есть характером расположения картины в архитектурном пространстве. Использованный художником принцип построения позволяет предположить, что она размещалась в дворцовом интерьере на большой высоте.
Манера письма и уровень живописного исполнения свидетельствуют о возможном участии в работе членов мастерской художника.
Дата 1660 на картине, ранее находившейся в собрании Кройгер, может служить основанием и для датировки московской картины.
Происхождение: до 1914 собр. Л.К.Зубалова, Москва; 1917 дар его сына, Л.Л.Зубалова, в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Список дара Зубалова 1917, № 3 (Джордано).
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 29.
Литература: Путеводитель ГМИИ 1938, с. 109 (здесь и далее — Джордано); Кат. ГМИИ 1957, с. 51; Кат. ГМИИ 1961, с. 73; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 107; Виппер 1966, с. 131; Ferrari, Scavizzi 1966, II, p. 358; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 83; Кат. ГМИИ 1986, с. 72, ил. 103; Markova 1991, р. 143-144, fig. 81; Маркова 1992, с. 296-297 ил.; Ferrari, Scavizzi 1992, p. 261 (как вариант картины, ранее находившейся в собр. Кройгер); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 132; Кат. ГМИИ 1995, с. 154 ил., (Мастерская Джордано); Guidebook 2000, р. 130; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 228; Guidebook 2000, р. 230.
Где находится и как добраться
Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.
До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:
- по ветке 1 нужно доехать до станции Louvre Rivoli;
- на пересечении веток 1 и 7 выйти на станции Palais Royal/Musee du Louvre.
Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:
- Попасть в музей можно через торговый центр Карузель (Carrousel du Louvre) по подземному переходу. Там находится Перевернутая пирамида, а рядом с ней — вход в Лувр. Здесь почти нет очередей.
- В торговый центр Карузель можно перейти из сада Тюильри, там рядом с аркой расположены подземные входы к Перевернутой пирамиде.
- В правое крыло здания можно войти через Львиные врата.
- Вход в левое крыло открыт со стороны улицы Риволи.
В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.
Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.
Мне нравится1Не нравится
Медиатека
Описание произведения.
Картина Веронезе была написана маслом по холсту около 1562 года для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре, что в Венеции, Италия. Она имеет колоссальные размеры 6,6 х 9,9 м. Сейчас картина экспонируется в Лувре, вывезенная во Францию Наполеоном Бонапартом. В 2010 году организация по защите культурного наследия Венеции обратилась к первой леди Франции, Карле Бруни, с просьбой оказать воздействие на Лувр и вернуть картину.
Это монументальное полотно занимало стену во всю ее ширину. Оно создавало ощущения продолжения зала, будто портала, за которым небо.В нижней ее части бесчисленное количество персонажей пируют за огромным столом, на фоне поразительного архитектурного обрамления. На полотне 133 фигуры. Также, как и все венецианские художники, Веронезе располагал самыми драгоценными и лучшими пигментами, полученными прямо с Востока (лазурит, что давал ультрамариновый цвет; киноварь для алого и др.), поэтому нашему взору предстает превосходная красочная палитра.
Символическое значение чуда
Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой
», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.
Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.
Евангельское повествование
Брак в Кане Галилейской (Паоло Веронезе, 1562—1563 гг.)
Брак в Кане Галилейской (Дуччо, Маэста, фрагмент)
Описание данного чуда сделано только евангелистом Иоанном:
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11) |
Пирамида Лувра
Новый этап реконструкции начался по инициативе президента Ф. Миттерана. Архитектор Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду в Наполеоновском дворике в 1989 г. Это сооружение является точной копией пирамиды Хеопса. Стекло для конструкции было изготовлено по специальному рецепту, благодаря чему пирамида излучает свет. Композиция состоит из большой центральной и трех маленьких пирамид. Между постройками находятся бассейн и фонтан.
Билетная касса в пирамиде Лувра.
Сегодня стеклянная пирамида Лувра играет роль входа в музей. В ней располагаются билетная касса, доски объявлений, службы музея и гардероб.
Символическое значение чуда[ | ]
Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой
», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.
Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.
7.
«Брак в Кане Галилейской», Паоло Веронезе, 6,7 x 10 м
Экспонат находится в Лувре. Сюжетом картины послужило событие из Евангелие. Веронезе написал ее в 1562–1563 годах по заказу бенедиктинцев монастырской церкви Сан-Джорджо Маджоре (Венеция).
«Брак в Кане Галилейской» – это свободная интерпретация библейского сюжета. Это и роскошные архитектурные декорации, которых не могло быть в галилейской деревушке, и люди, изображенные в костюмах разных эпох. Паоло совсем не смущало такое несоответствие. Главное, что его заботило – это красота.
Во время Наполеоновских войн картина была вывезена из Италии во Францию. По сей день организация, защищающая культурное наследие Италии, пытается добиться возврата полотна на родину. Сделать это вряд ли удастся, юридически картина принадлежит Франции.
Лувр (Париж, Франция)
Самый знаменитый музей мира и одна из самых больших сокровищниц культурного наследия. Наиболее известные экспонаты Лувра — две загадочные девушки — картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и скульптура «Венера Милосская». В крыле Ришельё располагаются зал Рубенса, галерея Ренессанса и галерея голландцев, где можно увидеть полотна Рембрандта. «Мона Лиза» находится в Итальянском зале в крыле Денон и защищена пуленепробиваемым стеклом. Над главной лестницей Лувра возвышается еще одна из его визитных карточек — «Ника Самофракийская».
Впечатляет и древнеегипетская коллекция, занимающая целых два этажа. Лувр огромен, поэтому заранее спланируйте, что именно вы хотите непременно увидеть. По вторникам музей закрыт, зато по средам и пятницам работает до 21:45, и вечером посетителей намного меньше, а вот в первое воскресенье месяца, когда вход бесплатный, придется потолкаться. График работы и стоимость билетов уточняйте на сайте www.louvre.fr. Кстати, билеты стоит покупать онлайн, а попасть в музей проще не через главный вход, в который устремляются все туристы, а через подземный торговый центр Carrousel du Louvre прямо со станции Palais-Royal — Musee du Louvre.
2.
«Среди волн», Иван Айвазовский, 2,8 х 4,3 м
Картина была создана в 1898 году в рекордно короткие сроки – всего 10 дней. Учитывая, что на тот момент Ивану Константиновичу было 80 лет, это фантастически быстро. Идея пришла к нему неожиданно, он просто решил нарисовать большую картину на морскую тематику. Это самое любимое его «детище». Айвазовский завещал «Среди волн» своему любимому городу – Феодосии. Она до сих пор находится там, в картинной галерее.
На полотне нет ничего, кроме бушующей стихии. Для создания штормового моря использовалась широкая гамма красок. Переливчатые светлые, глубокие и насыщенные тона. Айвазовскому удалось сделать невозможное – изобразить воду так, что она кажется подвижной, живой.
Символическое значение чуда[ | ]
Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой
», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.
Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.
Главные шедевры Лувра (Фото)
Фотогалерея картин и экспонатов Лувра
1 of 17
Брак в Кане Галилейской
Брак в Кане Галилейской
Плот «Медузы»
Плот «Медузы»
Картина Свобода на баррикадах
Картина Свобода на баррикадах
Картина Мона Лиза в Лувре
Картина Мона Лиза в Лувре
Картина Коронация Наполеона
Картина Коронация Наполеона
Большая одалиска
Большая одалиска
Женщина перед зеркалом
Женщина перед зеркалом
Людовик XIV
Людовик XIV
Картина Шулер с бубновым тузом
Картина Шулер с бубновым тузом
Саркофаг муз
Саркофаг муз
Рабы Микеланджело
Рабы Микеланджело
Портрет художника с чертополохом
Портрет художника с чертополохом
Похищение Сабинянок Пуссен
Похищение Сабинянок Пуссен
Лошадь Марли
Лошадь Марли
Венера Милосская
Венера Милосская
Ника Самофракийская
Ника Самофракийская
Крылатые ассирийские быки
Крылатые ассирийские быки
Главные шедевры Лувра, обязательные к просмотру
У каждого о французской столице свое впечатление, основанное на выборе достопримечательностей, ресторанах и месте временного жилища. Но какой бы она не показалась вам, сложно поспорить с фактом, что ее архитектура, искусство и история оставляют неизгладимое впечатление. И даже если вы не фанат походов по вернисажам, музей Лувр в Париже должен быть в плане каждого туриста.
Можно не подниматься на Эйфелеву башню, не гулять кладбищами, не побывать в Диснейленде, но если не увидеть шедевры Лувра, значит лишить себя значительной доли впечатлений.
Находится бывший королевский дворец в 1-м округе на правобережье Сены на улице Риволи. Чтобы попасть туда бесплатно, приходите в первое воскресение каждого месяца или в ежегодную «ночь музеев». Свободный вход также для молодежи до 18-и лет. В остальное время покупайте билет за 15 евро или запишитесь на экскурсию.
Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
С 1589 г., когда на престол взошел Генрих IV, Лувр начал превращаться в роскошный дворец французских королей. Квадратный внутренний дворик расширился. В 1594 г. здание Лувра соединили с дворцом Тюильри. Большая галерея длиной 210 м соединила два дворца. Над ней работали архитекторы Луи Метезо и Жак Андруэ. На нижнем этаже располагались мастерские и торговые лавки, а при кардинале Ришелье — монетный двор и типография. В XVII в. это место стало пристанищем вольных ремесленников.
Так выглядел Лувр 100 лет назад.
Украшение Лувра активно продолжалось в эпоху правления Людовика XIII. Над Большой галереей работал художник Никола Пуссен. Архитектор Жак Лемерсье построил в Лувре павильон с часами и молельню. Он предложил расширить территорию дворца, но воплотить эту идею удалось лишь спустя много лет при Людовике XIV.
Король-Солнце поручил работу над дворцом архитектору Луи Лево. За годы своего труда (1655-1670) мастер увеличил королевский дворец в 4 раза. Живописец Романелли расписал фресками Зал Сезонов и кабинет Анны Австрийской. Художник Шарль Лебрен собственноручно расписывал и украшал залы Аполлоновой галереи. Архитектор Клод Перро построил восточный фасад дворца и колоннаду Лувра. Первый этаж колоннады с аркой посередине держит на себе высокий второй этаж, украшенный парными колоннами в античном коринфском стиле.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1,7 x 2,8 м
Этот шедевр хранится в галерее Уффици во Флоренции. Работу над полотном Боттичелли начал в 1482 году, закончил в 1486. «Рождение Венеры» стало первой большой картиной эпохи Возрождения, посвященной античной мифологии.
Главная героиня полотна стоит в раковине. Она символизирует женственность и любовь. Ее поза в точности копирует знаменитую древнеримскую статую. Боттичелли был образованным человеком и понимал, что этот прием по достоинству оценят знатоки.
Также на картине изображен Зефир (западный ветер) вместе со своей супругой и богиня весны.
Картина дарит зрителям чувство спокойствия, уравновешенности, гармонии. Изящность, утонченность, лаконичность – основные характеристики полотна.
9.
«Путешествие человечества», Саша Джафри, 50 x 30 м
Картина написана нашим современником. Саша Джафри – британский художник. «Путешествие человечества» он написал в 2021 году. Размеры картины сопоставимы с площадью двух футбольных полей.
Работа над полотном велась в отеле Дубая на протяжении семи месяцев. При создании его Саша использовал рисунки детей из 140 стран мира.
Картина была создана с благими целями. Джафри собирался разделить ее на 70 частей и реализовать их на аукционах. Деньги он собирался пожертвовать детскому фонду. В итоге картину не стали разрезать, ее приобрел Андре Абдун. Он отдал за нее 62 миллиона долларов.
Три линейных корабля и двадцать картин
Паоло Веронезе большую часть жизни трудился в Венеции, создавая картины для богатейших и знатнейших жителей города. Сюжеты его работ мало чем отличались от сюжетов, к которым обращались его более именитые коллеги. Библейские мотивы, портреты заказчиков и их родственников и порой что-то из современной истории. Так, кисти Веронезе, жившего во второй половине 16 века, принадлежит картина, посвящённая битве при Лепанто — крупнейшему сражению той эпохи. Писал венецианский мастер даже и «Тайную вечерю», из-за чего едва не угодил на костёр инквизиции.
«Брак в Кане Галилейской» художнику заказал бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Картина, рассказывающая о том, как Иисус Христос превратил воду в вино, должна была украшать трапезную. Заказ был выполнен, и следующие двести лет «Брак» провёл в трапезной. Висел бы он там, быть может, и поныне, кабы не Жан-Симон Бартельми — куда менее известный, чем Веронезе, художник.
Паоло Веронезе. Автопортрет, 1558−1563 годы. («Дилетант»)
В конце 18 века Венеция была захвачена Францией и по мирному договору (по сути, это был акт капитуляции) обязалась выплатить огромную контрибуцию, а также передать Франции три линейных корабля и 20 картин. Да-да, во Франции всегда ценили искусство, особенно итальянское. И, разумеется, Французская Республика не могла позволить венецианцам самим отбирать картины. В город прибыла комиссия, возглавляемая Бартельми, и художник лично отобрал 20 картин, среди которых был и «Брак в Кане Галилейской» кисти Паоло Веронезе
Бартельми как тонкий знаток истории и искусства обратил внимание на то, что среди гостей Веронезе изобразил знаменитых исторических деятелей своего времени. Если присмотреться к «Браку», то можно увидеть, например, английскую королеву Марию Кровавую или даже турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Смена приоритетов от унылой серости к пышному убранству
В период царствования Франциска I Лувр официально получил статус королевской резиденции. С тех пор его облик и внутреннее убранство становились более роскошными. Архитектор Пьер Леско работал над перестройкой здания Лувра, планировал построить изящные павильоны с колоннами и статуями вместо тяжелых каменных башен. Он сделал внутренний дворик в форме квадрата. С трех сторон дворик окружали бы дворцовые стены, а четвертая оставалась бы открытой. Одним из вариантов было строительство небольшой аркады на четвертой стороне дворика.
Далеко не все планы и проекты Пьеру Леско удалось воплотить в жизнь. Он работал над зданием в течение 32 лет до своей смерти в 1578 г., но успел построить только западное крыло дворца и часть южного. В честь архитектора западное крыло Лувра получило название «крыло Леско».
6.
«Воззвание Минина к нижегородцам», Константин Маковский, 7 x 6 м
Картина хранится в Нижегородском художественном музее. Самое крупное станковое полотно в нашей стране. Маковский написал его в 1896 году.
В основе картины события времен Смуты. Кузьма Минин призывает народ сделать пожертвование и оказать помощь в освобождении страны от поляков.
История создания «Воззвание Минина к нижегородцам» довольно интересна. Маковского настолько поразила картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», что он решил сотворить не менее значимый шедевр. Он добился высокого результата, и сейчас полотно имеет серьезную культурную значимость.
Веронезе
Брак в Кане (1562-63), Лувр, Париж
Жанр портрета в венецианском обществе XVI в. ценился очень высоко — выше, чем какой-либо другой. Члены знатнейших фамилий, влиятельные политические деятели стремились заказать свой портрет лучшим художникам (а в них Венеция не испытывала недостатка). Портрет, написанный известным мастером, был своего рода знаком, подтверждавшим социальное положение заказчика. Для позирования надевались самые дорогие одежды, выбирались самые величественные позы — портретируемый хотел остаться в памяти потомков во всей своей силе и славе. Множество портретов виднейших людей своего времени создал Тициан. Его кисти принадлежат портреты императора Карла V и папы Павла III. Глубоким реализмом отличается тициановский «Портрет Пьетро Аретино». Это не столько парадный, сколько психологический портрет зрелого, умудренного опытом мужа. Такое же (если не большее) распространение, как «одиночные портреты», получили в ту эпоху портреты, вкрапляемые художником в композицию картины. К такому приему живописцы прибегали обычно, работая над монументальными полотнами для монастырей и церквей. Подобные полотна обыкновенно имели несколько заказчиков, с которых мастер и писал персонажей своей картины. Например, свой «Брак в Кане» Веронезе «населил» (вероятно, по просьбе заказчиков) многими видными деятелями своего времени.
«Брак в Кане» — одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе. Полотно написано для трапезной бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре. Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино. Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, — о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе. Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей. Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, — Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д ‘Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина — супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ
(Ин. 2:1–11)
В двух часах ходьбы от Назарета, где жила дева Мария, среди невысоких холмов Галилеи расположен небольшой городок Кана. Там, в скромной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое чудо. Он претворил воду в вино.
Об этом событии рассказывает Ап. Иоанн: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: «вина нет у них».
По иудейскому обычаю совершения брака, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидали их все приглашенные гости. Согласно Талмуду, самым существенным моментом еврейского бракосочетания являлось «Семь Благословений», из которых первым было благословение вина. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты, ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все входили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом провозглашались «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетавшийся в первый раз в этот день видел ее. Это означало, что брак совершился, после чего пир продолжался.
Возможно, что на браке в Кане Галилейской не хватило вина как раз в тот ответственный момент, когда произносились «Благословения». А нехватило вина потому, что в связи с приходом на брак Иисуса, гостей явилось больше чем ожидали и распорядитель пира этого не предусмотрел. Если это было так, то понятно, что Матерь Иисуса могла чувствовать себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Своему Сыну: «вина нет у них». Но Он сказал ей: – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако, Святая Дева почувствовала, что Сын не оставит без помощи бедных людей и семейная радость их не будет омрачена. И Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте».
Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И наполнили их до верха, И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся, – вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».
Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и всех гостей, – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», – говорит Евангелист, – «и явил Славу Свою, и уверовали в Него ученики Его».
Здесь, в описанном Евангелистом Иоанном чуде, проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях обычной семейной жизни. Но!! то же время Господь Своим присутствием на брачном пире освятил и благословил брачную семейную жизнь человека, дав ей опору для радости и духовного веселия. Явленная на браке, слава Христова
укрепила еще не окрепшую веру в Него Его учеников.
Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного Таинства Брака. После этого чтения, священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви».
Вообще же, «первое чудо» – в Кане полно глубокой символики. Здесь, в Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия, а на Тайной Вечери, в конце Своего служения, Он претворил вино в кровь свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их (а после, – всех верующих в Него) членами Своего Пречистого Тела и участниками пира небесного в Царствии Божием. Отсюда, христианский брак приобретает особенно высокое значение, как нерасторжимое и благословенное единство мужа и жены во Христе, как в плане земном так и в плане духовном.
«Ночной дозор», Рембрандт, 3,6 x 4,4 м
Экспонат находится в художественном музее Амстердама «Рейксмюсеум». Там для него выделен отдельный зал. Рембрандт написал картину в 1642 году. На тот момент она была самой известной и самой большой в голландской живописи.
Изображение воинственное – люди с оружием. Зритель не знает, куда они отправляются, на войну или на парад. Личности не вымышлены, все они существовали на самом деле.
«Ночной дозор» — групповой портрет, который лица, близкие к искусству, считают странным. Дело в том, что здесь нарушены все требования, предъявляемые к портретному жанру. А так как картина писалась на заказ, покупатель Рембрандта остался недоволен.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу