Венера, завязывающая глаза купидону (амуру)

Венера, завязывающая глаза купидону (амуру)

Обращение к образу Венеры в творчестве Тициана

Тициан Вечеллио также обращался к образу Венеры.

Одним из таких произведений является картина «Венера, завязывающая глаза Амуру». Написана в 1565 и находится сейчас в коллекции Галереи Боргезе в Риме.

В поздний период творчества Тициан (около 1488-1576) был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его. Художник разделял убеждение неоплатоников, что созерцание красоты возвышает человека. То есть красота имела для него религиозный смысл.

Оттого данная работа, известная под разными названиями, — это не только игра художнической фантазии на темы мифологии: Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад

Внимание привлекают, прежде всего, прекрасные женщины, их лица с классическими чертами, светло-золотистая кожа, шелковистые волосы, мягкие жесты. Венера полна спокойного достоинства, исходящая от нее живая, согревающая все вокруг теплота подчеркнута уткнувшимся в плечо богини любви Амуром — он прильнул к ней, как ребенок к матери

Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало.

Следующая картина — это «Венера Урбинская».Написана в 1538 и находится сейчас в коллекции Галереи Уффици во Флоренции.

В картинах 1530-х годов на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Конкретная, почти жанровая трактовка сюжета, усиливая непосредственную жизненность впечатления, не снижает поэтического обаяния образа прекрасной женщины.

Следующее произведение Тициана, о котором я хочу рассказать — это «Венера и Адонис». Картина написана в 1550-1560х годах и находится сейчас в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе.

Сюжетом для картины, заказанной испанским королем Филиппом II (1527-1598), Тициан выбрал трагическую историю любви Венеры и Адониса.

Тициан называл эту картину поэмой: сюжет взят из мифологии, но поэтически обработан. Он изобразил обнаженную Венеру, вцепившуюся в молодого охотника, который не обращает внимания на ее мольбы и готов отправиться на рассвете на охоту. Купидон спит под деревом, в то время как с солнечными лучами наступает роковой день.

Легенда о Адонисе:

Когда Смирна обманом вынудила своего отца к вступлению в кровосмесительную связь, боги превратили ее в дерево, чтобы защитить от его гнева. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился Адонис. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте, и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры — анемоны (изящные травянистые растения).

И последняя картина, написанная Тицианом с обращением к образу Венеры — это «Венера перед зеркалом». Написана в 1555 и находится сейчас вашингтонской Национальной галерее, а ранее располагалась в Эрмитаже.

Прекрасная полуобнаженная Венера восседает на богатом ложе, на ее роскошное тело слегка наброшена богато расшитая, отороченная мехом накидка. Она невольно приложила руку к груди, словно удивлена той красоте, которую увидела в зеркале, поддерживаемом ее верными спутниками — амурами. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Все это позволяло Тициану добиваться звучности цвета и особой выразительности фактуры живописи.

Творчество

Еще в молодости Тициан начал обращаться в живописи к библейским и мифологическим темам. Наиболее известными полотнами того времени стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком».

Когда в 1510 г. от чумы скончался Джорджоне, Тициан дописал немало незавершенных картин своего приятеля. В последующие годы биографии в его творчестве стали преобладать много женских портретов и мадонн, включая «Женщину с зеркалом», «Цыганскую мадонну» и «Любовь земную и Любовь небесную».

Когда не стало Джорджоне, имевшего репутацию лучшего венецианского художника, пальма первенства перешла к Тициану. Более того, в 1517 г. он удостоился официального титула – 1-го художника Венеции, вследствие чего мастер начал получать приличное жалование.

Женщина перед зеркалом

Тициан тщательно исследовал полотна Рафаэля и Микеланджело. В конечном счете, у него появился собственный стиль. Картины того периода отличались масштабностью, яркостью образов и динамикой. Он нередко выстраивал композиции на холсте по диагонали, создавая ощущение «движения» образов.

В те годы жизни Тициан стал автором многих шедевров, которые по-прежнему были написаны в духе религиозных и мифологических сюжетов: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Андреане» и др. Параллельно с этим он пишет мужские и женские портреты, стремясь как можно точнее изобразить характер портретируемого.

В зрелые годы Тициану покровительствовали короли, высокопоставленные чиновники и представители духовенства. В 1533 г. император Священной Римской империи Карл V Габсбург удостоил его почетного титула графа Палатинского. Позднее художнику удалось достичь еще больших высот в области портретного искусства.

Тициан с поразительной точностью передавал на холсте чувства и характеры своих современников: любовь, высокомерие, подозрительность, предательство, продажность и прочие человеческие пороки и достоинства. Вместе с тем, его кисти принадлежит немало групповых портретов, на которых он смело показывал скрытую сущность персонажей.

Важно отметить, что Тициан самостоятельно создавал для каждого портретируемого свою атмосферу: подбирал позу, ракурс, жесты и т. д

В результате, каждое его полотно представляло собой индивидуальное колористическое решение.

Благодаря этим и другим приемам искусствоведы отмечают на портретах Тициана глубокий психологизм и чувственность. Наилучшими работами того периода биографии художника считаются «Портрет Карла V с собакой», «Кларисса Строцци», «Рануччио Фарнезе», «Красавица», «Кающаяся Магдалина» и др.

Находясь на пике популярности Тициан посетил немало стран, где обзавелся новыми знакомыми. В 1540-е годы у портретиста брали заказы папа Павел III, герцоги, князья и прочие зажиточные люди. Тогда же он стал автором монументальных картин «Коронование терновым венцом» и «Се человек».

Живописец достигает вершин мастерства. Посредством композиционных и колористических решений ему удается изображать на холсте движение, эмоции и передавать всю красоту человеческого тела, созданного по образу Творца.

Кающаяся Мария Магдалина

В 1550-1560 г. Тициан написал ряд известных полотен: «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Девушка с веером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы» и т. д. В это время жизни он создал свой наиболее известный автопортрет, на котором запечатлел себя с кистью в руке.

Основным отличием поздних работ Тициана биографы называют колористический хроматизм

Он уделял большое внимание оттенкам цвета, их смешению, а также мягким или резким переходам. С помощью подобных приемов, ему удавалось по-прежнему максимально точно изображать характеры своих героев

Интересен факт, что к концу биографии Тициан представил новую технику живописи. Мастер выполнял мазки не только кистью, но также шпателем и пальцами. Наиболее знаменитыми картинами того времени являются «Положение во гроб», «Тарквиний и Лукреция», «Святой Себастьян» и «Коронование терновым венцом».

Последним полотном Тициана стала «Пьета» (1575-1576). К сожалению, мастер так и не успел окончить эту работу. Примечательно, что композицию и игру цвета, которые можно увидеть на этой картине, и сегодня ставят в пример живописи «тициановской» эпохи.

Биография Тициана

Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

 Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию.

Библиография

  • Kennedy Ian G. Titian, Tascen, 2007.
  • Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)
  • Cecil Gould, The Sixteenth Century Italian Schools, National Gallery Catalogues, p. 265, London, 1975
  • When Was Titian Born?. Lafrusta.homestead.com (4 November 2002).
  • See references above
  • В. Н. Лазарев.«Тициан» // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , , 

Тициан: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.5/5 — (15 голосов)

Анализ

Картина изображает Венеру, наматывающую ленту на голову Купидона. Женщина с луком смотрит на Купидона с завязанными глазами, тогда как другая с колчаном стрел устремила взгляд на Купидона, наблюдающего за сценой из-за спины Венеры. Фоном является окно с видом на обширный горный пейзаж.

Колорит полотна выдержан в тёплых и мягких тонах, типичных для зрелого периода творчества Тициана, что побудило историка искусства Адольфо Вентури отнести эту работу художника к 1565 году.

После завершения картины её правая сторона была срезана. В верхнем заметна бестелесная рука , которая даёт представление о том, что там было изображение. Рентгенография картины показала, что первоначально в ней предполагалась третья фигура, расположенная между Венерой слева и нимфами справа.

Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне

Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера». Написана в 1508-1510х годах и находится сейчас в картинной галерее Дрездена.

Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от окружающей ее природы. Не случайно она погружена в безмятежный сон. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ прозрачной чистоты.

В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности, идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины.

2. Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио да Кадоре (1488/1490-1576) — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо (1452-1519), Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) — одним из четырех титанов итальянского Возрождения.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени.

Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс (1577-1640) , и Ван-Дейк (1599-1641), и Рембрандт (1606-1669), и Веласкес, и Дали (1904-1989) , французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие.

Из произведений, принадлежащих Тициану, особенно известны:

· «Мадонна с младенцем» (1507 год), Академия Каррара, Бергамо

· «Крещение Христа» (1512 год), капитолийская Пинакотека

· «Флора» (1515 год), Галерея Уффици, Флоренция

· La Bella/ «Красавица» (1536 год), Галерея Палатино Палаццо Питти, Флоренция

· «Портрет Джулио Романо» (1536 год), Museo Civico di Palazzo Te, Палаццо де Те

· «Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы), Пинакотека Брера

· «Даная» (1544-1546 годы); Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.

· «Распятие» (1558 год), церковь Сан-Доменико, Анкона

· «Благовещение» (1564 год), церковь Сан-Сальвадор, Венеция

· «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год), Галерея Боргезе, Рим

История

Существуют разные прочтения этой картины Тициана. Итальянский искусствовед Джованни Баттиста Кавалькаселле идентифицировал её сюжет, как Венеру, завязывающую глаза Купидону (Амуру). Ранее он же предполагал, что художник изобразил «Три Грации». Другой знаток искусства, Лионелло Вентури, утверждал, что тема картины взята из романа древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы», известного также под названием «Золотой осёл».

Эрвин Панофский, историк и теоретик искусства, считал, что это свадебная картина с контрастом: Венера изображена межу Эросом (Купидоном с открытыми глазами) и Анти-Эросом (Купидоном с завязанными глазами), а две нимфы символизируют супружескую привязанность и целомудрие.

Интересную интерпретацию картины дал Эдгард Винд, идентифицировав женскую фигуру с луком как богиню Диану. Он говорил, что сюжет представляет момент посвящения в любовь, олицетворяемую Венерой и выраженную в двух её аспектах – целомудренной любви с открытыми глазами и слепой страсти с завязанными глазами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: