Римский период
В 1605 году брат Рубенса, ученик гуманиста Липсиуса, получил должность библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании своего брата, летом 1607 года Рубенс был приглашен на Ривьеру для написания портретов генуэзской знати. Там он познакомился с Якопо Серра, генуэзским банкиром, который ссужал деньги Папе Римскому. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на иконостас для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В это же время он работал над жизнеописанием для монастыря Ораторского ордена в Фермо.
Появление заказных работ в Риме, который в то время был Меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу порвать связи с провинциальным двором Мадонны. (Хронические задержки с выплатой зарплаты также сыграли свою роль). В октябре 1608 года он получил письмо от своего брата из Антверпена, в котором сообщалось, что его мать умирает. Он побежал на север, но не нашел ее живой.
«Негры» у художников появились раньше, чем у писателей
Участие в политической жизни требовало всё больше времени, количество заказов росло, а среди картин в работе много огромных полотен с большим количество персонажей. Что же делать? Был найден гениальный выход, которым все остались довольны: и ученики, которые принимали участие в творческом процессе и приобретали бесценные навыки, и заказчик, который в срок получал шедевр. Много лет спустя претензии возникли у искусствоведов и экспертов аукционных домов при атрибуции. Как определить границу между работой Рубенса и его учеников?
Одни картины, выходящие из мастерской, принадлежали кисти самого художника, другие создавались под его руководством, а для написания третьих он привлекал своих учеников в зависимости от того, что у них лучше получается. И кто-то рисовал животных, а кто-то — пейзаж, интерьер или одежду.
Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)
Такая школа многим шла на пользу. Набив руку, они сами становились мастерами. Учениками и помощниками Рубенса в разное время сбыли Якоб Йорданс, Ян Брейгель Старший, Антонис ван Дейк, Франс Снайдерс и другие знаменитые художники.
Франс Снейдерс, Натюрморт с устрицами и куропатками. (Международный институт антиквариата)
Увеличение спроса на художественные произведения, когда их стали приобретать не только высшие слои общества, но и «средний класс», привело к тому, что такие мастерские стали тиражироваться и даже выкристаллизовался определенный алгоритм, по которому создавали полотна. Глава мастерской сам делал эскиз и утверждал его у заказчика, а затем давал задания ученикам-подмастерьям. Только в самом конце он проходился по почти готовой работе рукой мастера. Питер Рубенс в своей мастерской довёл эту систему до совершенства. Он никогда не скрывал того, что работать ему помогали подмастерья. Себя он называл «учёным художником» — pictus doctus, а главным считал «замысел и воображение» — idea и invetnzione.
После смерти Рубенса самым знаменитым художником Антверпена стал Якоб Йорданс
Творчество Йорданса от Рубенса отличает то, что он в меньшей степени был под влиянием итальянских мастеров. Например, он не поехал учиться в Италию. При этом, как и многие его современники, он испытывал влияние великого новатора Караваджо и унаследовал его бунтарский дух. Не случайно некоторые его картины оказывались в центре скандала и облагались штрафами.
Якоб /Жак/ Йорданс «Мелеагр и Аталанта». (Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Ещё одно отличие — на своих картинах Йорданс изображал простых горожан и даже крестьян чаще, чем королей и античных героев. Как и у Рубенса, у него появилась мастерская, учеником которой стал его сын Якоб Йорданс Младший.
Влияние фламандского барокко
Рубенс показал, как писать свободные и эмоциональные картины. В этой части узнаем, что Ренуар, Буше и Делакруа взяли от Рубенса.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
1. Рубенс. Снятие с креста, 1617
2. Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа, 1618
3. Николя Пуссен. Танец под музыку времени, 1634
4. Николя Пуссен. Бегство в Египет, 1657
Поговорим о влиянии Рубенса и фламандского барокко на всю живопись. Для этого разберемся — что нового придумали фламандские художники?
В европейской живописи 17 века было два подхода — работа цветом и работа линией. Первый подход развивал Рубенс, второй — классицист-француз Николя Пуссен. У обоих были свои последователи.
Цвет. Для Рубенса лепка формы цветом важнее точности рисунка. Этот подход к живописному изображению он подсмотрел у Тициана и других художников венецианского Возрождения. Картины, построенные по такому принципу, кажутся более свободными и эмоциональными.
️ Линия. Для Пуссена главное в картине — линия, которая все структурирует и создает форму. Это высшее проявление рациональности.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Урок по фламандскому барокко подходит к концу. Пора закрепить знания.
Предлагаем поиграть в угадайку и попробовать найти Рубенса среди двух картин на одинаковый сюжет.
Сюжет: Сусанна и старцы
Сюжет: Адам и Ева
Сюжет: Венера и Адонис
1. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1735
2. Франсуа Буше. Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1756
3. Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала, 1827
4. Эжен Делакруа. Охота на львов в Марокко, 1854
5. Ренуар. Купальщица, поправляющая волосы, 1893
6. Ренуар. Отдыхающие женщины, 1893
Подход Рубенса к цвету вдохновлял художников других эпох и стилей: художника эпохи рококо Франсуа Буше, романтика Эжена Делакруа и импрессиониста Огюста Ренуара. И это только несколько примеров.
Франсуа Буше. Легкомысленное рококо заменило пышное вычурное барокко, многому у него научившись. На Буше повлияла манера Рубенса: работа с цветом, технические приемы, подход к написанию обнаженной натуры.
Эжен Делакруа. Представитель романтизма перенял у Рубенса отношение к цвету как самодостаточному инструменту живописи.
Огюст Ренуар. Для импрессионистов цвет был на первом месте. Ренуара сравнивали с Рубенсом, а сам он очень ценил фламандского живописца. Они действительно похожи: торжеством цвета, любовью к обнаженной натуре и жизнерадостностью.
Рамы картин эпохи барокко
1. Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина, 1620
2. Рубенс. Портрет Шарля де Лонгваля, 1621
Мы изучили фламандское барокко. Давайте еще раз пройдемся по главным моментам.
Фландрия осталась под властью католической Испании, а в культурном плане на нее сильно влияло итальянское искусство.
Питер Пауль Рубенс — основоположник фламандского барокко.
Он писал парадные и семейные портреты, картины на исторические и религиозные сюжеты — и воспевал полноту жизни, ее контрасты.
Якоб Йорданс — автор бытовых сцен, был близок к народной культуре.
Франс Снейдерс — мастер монументального, аллегорического натюрморта.
Антонис Ван Дейк — фламандский портретист, прославился в Англии и создал целую школу английского парадного портрета.
Свободная живопись Рубенса и его отношение к цвету повлияли не только на современников, но и на художников других эпох: Франсуа Буше, Эжена Делакруа, Огюста Ренуара.
Завершаем урок подборкой картин Рубенса из собрания ГМИИ им. Пушкина:
1. Вакханалия, 1615
2. Женский портрет, 1615–1620
3. Апофеоз инфанты Изабеллы, 1624
4. Тайная вечеря, 1631
5. Голова Силена, 1605–1606
6. Образ Мадонны, несомый ангелами, 1608
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
Обладая благородной внешностью банкира и изысканными манерами дипломата, Рубенс обычно изображал на своих картинах обнаженных женщин со сладострастными фигурами.
Рубенс никогда не был приверженцем тщательности. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать свои силы в чем-то другом — в политике. В течение многих лет после утверждения себя в качестве художника Рубенс использовал свою профессию как прикрытие и много работал как дипломат, часто участвуя в мирных переговорах от имени Испанских Нидерландов, своей родной страны.
Свои навыки общения художник приобрел в качестве придворного слуги графини де Лален, которая любила жестокие розыгрыши и игры для своих придворных.
Масштабы поместья, в котором Рубенс жил в расцвете своих творческих сил, были настолько велики, что после его смерти потребовалось целых пять лет, чтобы составить опись имущества.
Во время пребывания в Италии художник был популярен среди итальянских актрис и часто заводил с ними романы. Кроме того, в этот период он часто пользовался услугами проституток.
Любимой моделью Рубенса была его 16-летняя жена, на которой он женился в возрасте 53 лет. На большинстве картин великого художника изображено ее обнаженное тело.
Несмотря на свои радикальные картины, Рубенс был любящим отцом для всех своих детей, которых, кстати, у него было восемь.
Несмотря на трудное и несчастливое детство, художник сумел достичь больших высот и добиться признания. Он был посвящен в рыцари, а также был хорошим другом Марии Медичи и Папы Павла V.
Описание картины Питера Рубенса «Адам и Ева»
Картина Питера Пауля Рубенса «Адам и Ева» написана на библейский сюжет. Данная работа является практически полной копией произведения Тициана.
У художников тех времен, также, как и у современных, было много причин для копирования картин. Но Питер Пауль Рубенс, безусловно, делал это не ради денег. Он считал себя учеником Тициана и всячески старался подражать стилю мастера. Поэтому данная работа, можно сказать, является обучающим материалом для Рубенса.
Но мастер зарождающегося барокко не захотел полностью копировать картину, видны некоторые нововведения, самостоятельные идеи мастера. Например, у Рубенса мы видим: слева, на дереве сидит большой красноперый попугай. Видимо, эта деталь должна больше переносить зрителя в райский сад, где свободно парят экзотические птицы. Мужская фигура полностью обнажена. На картине Рубенса мы видим, что мужчину не прикрывает ни одежда, ни традиционный фиговый лист. Еву художник изобразил также обнаженной, однако ее бедра маскирует небольшая ветвь персикового дерева. Грудь женщины полностью оголена. Обнаженное изображение мужской и женской фигуры говорит о том, что в Эдеме не нужно было прятаться, стесняться – люди не знали стыда.
Позади Евы и Адама расположены три дерева. Прямо за Евой – персиковое; за Адамом – фиговое. Между ними расположен ствол большого, могучего дерева. Листьев практически не видно, однако на ветвях висят сочные красные яблоки. Совсем скоро невинная, непорочная жизнь Адама и Евы в Райском саду будет закончена. Из-за ствола дерева выглядывает ангел. У него пухлые ручки и щечки, кудрявые волосы. Однако вместо ног у него два змеиных туловища. Змей в обличии ангела дает Еве большое яблоко. Девушка протянула руку к ангелу и берет обманчивый плод. Адам пытается остановить Еву от ошибки.
Сладострастный однолюб
Это была любовь с первого взгляда. Свадьба не была отложена надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, который больше не хочет возвращаться в Италию и теперь обязательно останется в Антверпене. Ей 31 год, пишет страстные обнаженные красавицы, томные изгибы спин, золотистые волосы, молочная сияющая кожа, как будто его студию и спальню посещают самые красивые женщины всех стран и классов, делясь самыми сокровенными секретами своих прелестей. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении 17 лет их совместной жизни вплоть до ее смерти.
То ли дипломатическая работа помогла ему преодолеть горе и ожить, то ли Рубенс снискал Божью милость мощными картинами, принесшими ему славу, но четыре года спустя он снова влюбится. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества — и он женится в середине Великого поста. Хелене Фурман всего 16 лет, и взволнованный Антверпен шепчется о невероятно красивой жене обожаемого художника (1, 2, 3).
Когда 10 лет спустя Хелена, беременная пятым ребенком, стоит у постели умирающего Рубенса, к художнику вызывают священника. Его сопровождают три тысячи жителей Антверпена, которые признаются в любви к живому, веселому, счастливому и удачливому художнику.
Автор.
По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брандт, соседке и родственнице жены его брата. Рубенс на «Автопортрете с Изабеллой Брандт», своей добрачной работе, изображен со своей молодой женой — молодые люди влюблены и счастливы.
С 1611 по 1616 год Рубенс построил роскошный особняк с большим садом, который сразу же стал самым великолепным дворцом в городе и служил резиденцией, галереей и мастерской великого художника. Он вел обычную жизнь: Церковь по утрам, затем уроки живописи, совмещенные с прослушиванием Плутарха или Сенеки (они читали ему) и диктовкой писем, скромная диета, верховая езда и периодические деловые визиты. Художник ненавидел обжорство, пьянство и азартные игры — это было просто пустой тратой времени и здоровья.
У художника был небольшой круг избранных друзей, которые были близки ему в смысле общественных деятелей и государства (мэр, заместитель мэра, ученые). Его отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительными. После его смерти в 1611 году он нашел моральную поддержку прежде всего у своей жены.
Родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, родившаяся в 1611 году, умерла в возрасте 12 лет. Его отец возлагал большие надежды на Альберта (1617-1657), а затем на своего второго сына Николаса (1618-1655), но живопись была страстью только для самого Питера Пауля; второй Рубенс не интересовался искусством. После 17 лет счастья Изабелла умерла.
Именно работа спасла Рубенса от отчаяния. Четыре года спустя знаменитый художник, рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества снова встретил любовь. Хелен Фауэрман, красивой девушке 53-летнего художника, было всего 16 лет. От этого брака родилось пятеро детей. Рубенс не дожил до пятого — он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 славных, счастливых и благополучных года, оставив потомкам великолепное и обширное художественное наследие.
Антонис Ван Дейк
Антонис Ван Дейк родился в 1599 г. в семье антверпенского коммерсанта. Учился он у малоизвестного живописца ван Балена, но уже в девятнадцатилетнем возрасте поступил в мастерскую Рубенса. Через год молодой художник стал членом антверпенской гильдии живописцев. Рубенс оценил талант Ван Дейка и сделал его своим помощником в создании некоторых заказов.
Под влиянием Рубенса выполнены ранние работы Ван Дейка — «Пьяный силен», «Св. Иероним», но их образы не отличаются полнокровностью и значительностью рубенсовских персонажей.
Замечательное мастерство Ван Дейка проявилось в портретном жанре, где он был поистине виртуозом. Художнику заказывали свои портреты не только представители фламандской знати, но и аристократы других европейских стран. Ван Дейк создал в этом жанре собственный стиль, выразив в парадном портрете свой идеал человеческой личности. Люди на его портретах не приукрашены, но приподняты над действительностью. Художника интересует духовная красота человека, которую он стремится передать в своих произведениях.
Портреты Ван Дейка, созданные в ранний период творчества, изображают знатных антверпенских горожан, членов их семей («Семейный портрет», между 1618 и 1620). Писал мастер и своих современников-художников с женами и детьми.
В 1620 г. Ван Дейк уехал в Англию, а затем в Италию. Поселившись в Генуе, он становится самым популярным портретистом у городской знати. Он пишет (нередко в полный рост) старых итальянских аристократов, нарядных дам и кавалеров на фоне богатых драпировок или величественных дворцов.
В 1627 г. художник вернулся в Антверпен. В эти годы П. П. Рубенс находился за границей, в дипломатической командировке, поэтому Ван Дейк занял место первого художника Фландрии.
Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Ок. 1623 г.
В 1630 г. его назначают придворным живописцем эрцгерцога. Он создает множество картин мифологического содержания, а также алтарных композиций для церквей. И конечно же, не оставляет Ван Дейк и портретного жанра. Он пишет фламандских купцов, вельмож, военачальников, церковнослужителей, ученых, врачей, юристов, художников. Портреты отличаются большой реалистичностью, живописец точно передает индивидуальные черты своих моделей. Одна из лучших его работ — портрет светской красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 и 1632).
В 1632 г. Ван Дейк уехал в Англию, где стал придворным живописцем короля Карла I. Здесь он получил золотую рыцарскую цепь и дворянский титул. Женившись на представительнице древнего, но обедневшего аристократического рода, художник получает доступ в высшее английское общество. Он выполняет портреты короля и членов его семьи, знатные вельможи выстраиваются в очередь, чтобы позировать знаменитому портретисту.
Поначалу Ван Дейк по-прежнему создавал выразительные и духовно утонченные образы. Таковы его портреты Филиппа Уортона (1632), Мери Расвен (ок. 1640). Одним из лучших произведений этого периода стал луврский портрет Карла I (ок. 1635).
Не справляясь с наплывом заказов, Ван Дейк начинает писать более идеализированные и менее качественные в художественном отношении картины.
За один день он выполняет сразу несколько портретов: за час создается эскиз с модели, а остальную работу (особенно изображение рук и одежды) делают его помощники-ученики. Обычно на втором сеансе портрет и заканчивался.
Умер Ван Дейк в 1641 г. в Лондоне. Многие английские портретисты не раз обращались к творчеству фламандского художника. Его типу парадного идеализированного портрета подражали многие живописцы Западной Европы XVII-XVIII вв.
Что хотел сказать автор
В картине «Вакханалия» Рубенс постарался передать протест на моральные запреты, которые в те времена активно вводились. Творец отобразил бога вина, который побуждает человечество расслабиться до беспамятства, перестать думать об обыденных делах, стать опьяненным и безумным. Можно сказать, что Рубенс призывал людей потерять рассудок, почувствовать себя счастливыми.
Тема вакханалии оказала мощное давление на многих художников того времени. Одним из них стал и Рубенс, который первым отобразил тему в своей картине «Вакханалия». Большинство аристократов наслаждались такими шедеврами и завистливо кусали губы, любуясь праздным гулянием, разнузданностью и отказом от морали.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
- Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
- Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
- Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
- Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585—1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.
При написании этой статьи были использованы материалы из следующих источников: muzei-mira.com, ru.wikipedia.org, artariya.ru, rybens.ru
Начало начал
В начале рассказа об этом художнике мы хотели бы упомянуть интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, организовавшего революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил и о которой забыл на время своей активной политической деятельности. Анна Саксонская родила принцу четверых детей, но их положение было шатким. Как они могли обеспечить хорошую жизнь себе и своим детям, если ее муж потерпит неудачу в политической игре? В конце концов, Анна не была самой красивой невестой до замужества, но она была самой богатой, и теперь ее состояние находилось в руках ее мужа.
Было очевидно, что Уильям польстился на приданое невесты, чтобы на эти деньги совершить революцию. Анна Саксонская хотела забрать у принца Оранского хотя бы часть своего состояния, чтобы иметь, говоря современным языком, подушку безопасности. Именно здесь в дело вступает семья Рубенса, в частности его отец.
Ян Рубенс был адвокатом и был приглашен Анной, чтобы консультировать ее по вопросам, касающимся ее имущества. Как отмечали современники, Ян был известен не только как хороший профессионал, но и как симпатичный мужчина. Это вызвало подозрение, что адвокат искал у Анны Саксонской не просто совета. Также выяснилось, что Анна, которая долгое время не видела своего мужа, неожиданно забеременела. Естественно, подозрение сразу же пало на Яна Рубенса, который был заключен в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского не была незамужней дамой, но и адвокат был женат.
Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, три сына и дочь, не хотела отказываться от помощи мужа. Она попросила о помиловании своего мужа, как и адвокат, отвечавший за его арест, поскольку ему грозила смертная казнь. После некоторого времени, проведенного в тюрьме, Ян Рубенс спас свою жизнь, но был отправлен в изгнание. В этой ссылке Ян стал отцом более позднего художника Петра Павла. Однако остается неясным, была ли у адвоката и принцессы любовная связь.
Возможно, все это было лишь частью политической игры, которую вел герцог Оранский, которому нужно было сохранить деньги своей жены для себя. Вскоре появилась семья Рубенс, которой пришлось заплатить большой залог за свою свободу. После смерти мужа мать Питера Пауля Рубенса смогла вернуться в свой родной город Антверпен, куда она приехала вместе с детьми.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.
Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.
В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.