Художник михаил васильевич нестеров (1862

Михаил Нестеров по праву считается одним из лучших мастеров пейзажной живописи

С карандашом в руке

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».

В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.

Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».

До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».

Родители Михаила Нестерова

До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.

В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.

Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.

Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».

Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».

В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.

Василий Григорьевич Перов. Автопортрет

В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.

В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.

Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.

В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».

Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.

Нестеров, Михаил. Все картины художника

РУССКИЙ БОГ

1

Капли ягод – капли крови,

И босым идёт Христос.

Вот пшеницы поле, кровли

Ветхой деревеньки. Бос.

А леса вокруг синеют.

Жаль, церковники всегда

Исказить слова умеют –

В этом данности беда.

Красных капель шаровидный

Вид – их тяжесть или свет…

Низкой жизнью и постыдной

Мы живём. Варьянтов нет.

И – неназванного нету:

Не записаны слова,

Что их разнесло по свету,

Очевидные едва?

Очевиднейшие – мощью,

Сокровенной глубиной.

Полем ли проходит, рощей –

Иисус всегда с тобой.

Колокольни дальний очерк,

Зелень трав, густых весьма.

А величье звёздной ночи?

А роскошная зима?

Слово стало плотью, ибо

Слово сотворило мир.

Вероятно, делать выбор

Должен ты во всякий миг.

2

Пантократор смотрит на Христа

Во плоти живого.

Что такое русское тоска?

Может быть, неверье в слово?

Полем шествует Христос,

Стены вдалеке белеют.

Монастырь весьма велик.

Дни его аскезой веют.

И по озеру Христос

Пред монастырём проходит.

И не видят и не верят

Христиане…или вроде?

3

Края одежды зацепились за куст,

Капли крови на веточке тут остались.

И припал к этим каплям нищий.

И струились воздухом милосердье и жалость…

4

Снега. По ним

Бог в хитоне.

От костров дым.

Но то не –

Важно – Христос

Идёт по Руси,

Непризнан и бос –

Юрод, все кричат, юрод.

Но держится земля ещё на оси.

5

Пляшут рьяно. Пируют и скачут.

Для них молитвы ничего не значат.

Они не заметят идущего полем Христа.

В озере бы не заметили и кита.

Подорожник расцвёл. Иван-чай завял.

Монастырь богат, поскольку не мал.

И если Христос войдёт к ним, он помешает им,

Нарушит их сладкого бытия режим.

6

Обнажённый нерв горит, Христос,

Сердце обнажённое стенает.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

В ссоре вновь удельные князья,

Духовенство вновь плетёт интриги.

Позабыты книги. Ибо книги

О духовном, наша же стезя

Матерьяльна, мы грешны, Христос.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

И Россия чёрным отливает.

7

Мальчишки строят снежные –

Воюют тоже – крепости.

Дни праздно-безмятежные

Иль праздник – род нелепости?

Горят кресты, и главы

Церковные горят.

Но без Христовой славы.

Христос идёт. Глядят.

Глядят, не веря – это ли

Христос? У нас кипит

Жизнь матерьяльно, съехали

К такой. Один лишь быт.

Христос идёт. Весеннее,

Духовное – долой!

Кричим, и о спасении

Не мыслим, и мучения

Твои что нам, родной?

Популярные сочинения

  • Мир в семье — сочинение рассуждение Какие люди являются самыми близкими? Конечно, это, прежде всего, семья. Семьи могут быть разными: большими, состоящими из родителей, бабушек и дедушек, множества братьев и сестер, теть и дядь
  • Сочинение по картине Портрет А.В. Касьянова Серова (9 класс) В. А. Серова по праву можно назвать одним из лучших русских художников, ведь его талант невозможно не оценить. Он искал вдохновение в обыденности и уже сложившихся привычках русского народа
  • Сочинение Когда друг становится врагом? К сожалению, многие люди, хоть раз в жизни, сталкивались с предательством и потерей близкого человека. Очень обидно, когда предательство исходит от хорошего друга. После него сложно вернуть доверие и уважение, а значит дружба пропадает.

После революции

После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.

Учёба

Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.

В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова.

Петербургская академия разочаровала молодого художника, который в 1882 г. вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет угасающего наставника.

В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин).

В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 80-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе. Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник-живописец.

Биография Михаила Нестерова

Творчество Нестерова

Работы художника

Картины Михаила Нестерова

Библиография

Биография Михаила Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.

Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Творчество Нестерова

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.

Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др.

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.

Работы художника

  • Соловки
  • Святая Русь
  • Видение отроку Варфоломею
  • Под Благовест
  • Старец – раб Божий
  • Девушки на берегу
  • Молчание
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
  • За приворотным зельем
  • Портрет Виктора Васнецова
  • Портрет скульптора Веры Мухиной
  • Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)
  • На горах
  • Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария
  • Моление о Чаше
  • Всадники
  • На Руси
  • Скит
  • Весна. Абрамцево
  • Родина Аксакова
  • Два лада
  • Троица ветхозаветная

Библиография

  • Алексеев С. В. Зримая истина. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — ISBN 5-7654-2517-8 ; 5-94849-207-9
  • Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. — М.—Л., 1949.
  • Ионина Н. А. Сто великих картин. — М.: Вече, 2000. — ISBN 5-7838-0579-3

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org

Михаил Нестеров: картины художника

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

«Великий постриг» (1898)

Появлению этой работы предшествовало событие, которое художник с грустью называл «молниеносной любовью». Летом 1897 года на Кавказе он познакомился с одной молодой певицей. Вскоре Нестеров представил свою возлюбленную как будущую жену семейству Н. А. Ярошенко. Спустя несколько месяцев из Тифлиса он получил письмо, в котором молодая девушка призналась ему в том, что не может составить его счастье.

Это полотно могло бы стать кульминацией своеобразного «романа в картинках», где роль главной героини играла бы русская женщина, напоминающая по складу своей души Катерину из произведения А. Н. Островского «Гроза». В виде цикла «роман в картинках» не удался, так как картины, входящие в его состав («За Волгой», «На горах», «В скиту», «Зима в монастыре»), не обладали равными художественными достоинствами.

Определенно в «Великом постриге» читается и завязка, и печальный финал романа.

Перед нами настоящее «бабье царство». Отсутствие мужчин подчеркивает полное отречение героинь от мирских радостей и страстей.

За высокими стенами скита жизнь идет по строгому распорядку. Во взглядах и жестах женщин угадывается смирение и обреченность. Молодые послушницы никого не замечают, отречение от мира для них болезненно. О неуверенном решении принять постриг говорят дрожащие руки, которые их не слушаются.

Слева растет хрупкая сосенка, напоминающая елочку из картины «Пустынник».

Сергий Радонежский

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.

Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:

Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: