1.2. Краткий анализ творчества А.А. Дейнека в контексте эпохи.
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.
Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.
В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.
В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.
Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры
В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.
Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.
После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.
Ответы
Автор ответа: Настюшка21G
1
Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»Жаркое солнечное лето, радость молодости, буйство красок – все это запечатлел Александр Александрович Дейнека в этой картине. На ней он изобразил группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания. Картина выглядит очень Admin / 16.04.2018 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнеки «На стройке новых цехов»Картина «На стройке новых цехов» создавалась в эпоху экономического подъема и индустриализации страны Советов. Александр Дейнека был увлечен идеей быстрого развития государства, поэтому со всем жаром и энергией он стремился передать свои Admin / 29.12.2017 / Дейнека АлександрОписание мозаики Александра Дейнека «Хорошее утро»Панно «Хорошее утро» выполнено в характерной для монументального искусства мозаичной технике. Его считают одним из ярких образцов соцреализма в этом жанре. Полотно удивительно точно отражает эпоху. В центре внимания группа молодых юношей, Admin / 07.10.2017 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Текстильщицы»Советский живописец Александр Дейнека мог развивать свой талант в лоне мексиканских муралистов или американских социальных реалистов. Однако он считал их сильно мелкими для своих произведений. Он хотел трудиться в Советском Союзе, в Admin / 15.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Сгоревшая деревня»Дейнека Александр Александрович достаточно проникновенно передал глубокое страдание. «Сгоревшая деревня» идеально передает всю мощь своих эмоций во времена Великой Отечественной войны. Художник в это время не остается в стороне от этих трагических Admin / 12.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Эстафета»В числе советских именитых живописцев Александр Дейнека прославился как автор жизнеутверждающих солнечных картин, посвященным совершенному нравственному и физическому облику человека. Художник писал полотна о спорте, о вечном движении человеческого существа к лучшему. Admin / 20.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Мать»А.А Дейнека написал работу «Мать» в сложное для страны время. Именно в военные годы человек полностью переоценивает жизнь и для него родные люди становятся более важными. Образ матери художник изобразил сурово и Admin / 11.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Окраина Москвы»Военная тематика часто используется художниками. Чаще изображают сцены из сражений и битв. Картина А.А.Дейнека «Окраина Москвы» отображает бытовой сюжет 1941 года, когда немецкие войска стояли возле Москвы, а судьба города могла сложиться Admin / 05.11.2015 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Будущие летчики»Картина создана в 1938 году. Дейнека всерьез увлекался авиацией. Неслучайно несколько его работ посвящено именно этой теме. В 30-е годы живописец часто ездил в Крым. После поездки в Севастополь и появилась его Описание картины Александра Дейнеки «Лыжники» (1950)
Перед нами работа, представляющая собой флорентийскую мозаику, выполненную из мрамора. Ее кусочки очень точно передают мельчайшие оттенки цветов. Благодаря этому картина выглядит целостно и при рассмотрении с расстояния выглядит как единое полотно.
Скульптура, мозаика, батальное полотно
Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя.
Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры
В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах
Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро . Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.
На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников: Андрей Васнецов (внук Виктора Васнецова), Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.
Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.
Перед нами работа, представляющая собой флорентийскую мозаику, выполненную из мрамора. Ее кусочки очень точно передают мельчайшие оттенки цветов. Благодаря этому картина выглядит целостно и при рассмотрении с расстояния выглядит как единое полотно.
Каменная мозаика
Каменная мозаика выполняется из каменных элементов. Они могут быть неправильной разнообразной формы, и тогда эта мозаика более походит на самую сложную из всех древнюю флорентийскую мозаику, которая собиралась из многооттенночной палитры разных пород натурального камня, имитируя произведения станковой живописи.
Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект этой мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. В настоящее время в дизайне интерьера используется редко.
Для мозаики из камня используются туф, известняк, мрамор, гранит, яшма, оникс. Мозаика из натурального камня дороже, но долговечнее, цвет не меняет, однако сохраняет все свойства природного камня.
Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм, также позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.
Смальтовая мозаика
Смальта одновременно непрозрачна и полупрозрачна, что создает эффект внутреннего свечения и глубины. Каждый квадратный элемент немного отличается по цвету и текстуре, так как технология не позволяет унифицировать материал. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Это разнообразие приближает смальтовую поверхность по эстетическим качествам к натуральному материалу. Смальта применяется там же, где и стеклянная мозаика. Но, конечно, выглядит достойнее, гордо демонстрируя свое древнее происхождение и художественно-эстетические достоинства.
Особенности стеклянной мозаики
Стекло, которое берется для изготовления мозаики, проходит специальную обработку (обжигается). Такая технология позволяет придать материалу максимальную прочность и твердость. По окончанию обжига происходит декорирование модулей. Для этого используют только натуральные красители. Поэтому данный материал можно с полной уверенностью назвать экологически безопасным для человеческого здоровья.
Стеклянная мозаика продается как отдельными модулями, так и плитками. Облицовка с использование первого варианта, конечно же, подразумевает кропотливый труд, но при этом имеет много преимуществ. Прежде всего, небольшие размеры модулей позволяют декорировать поверхность сложной геометрической формы (арки, скульптуры, ажурные элементы и др.). Мозаичные плитки представляют собой цельное полотно, которое может принимать полукруглую форму. Материал идеально подходит для отделки колонн, а также поверхностей в ванных комнатах, бассейнах, банях, на кухне. Стоит заметить, что стеклянная мозаика совершенно не боится взаимодействия с разными агрессивными веществами, которые используют для чистки. Ее поверхность даже после мыться кислотой не потеряет своего первоначального вида.
С новаторским подходом
900 крупных изделий Колыванского камнерезного завода хранятся в музеях мира и частных коллекциях. Больше всего шедевров, конечно, в Эрмитаже. Трудно себе представить, как наши деды и прадеды – колыванские мастера вытачивали из твердых пород камня чудесные вазы и шкатулки. Сколько терпения им для этого требовалось! Ведь достаточно одной трещинки – и работу нужно начинать заново. Современные станки позволяют управляться с заказами гораздо быстрее, да и рисков испортить изделие меньше.
О том, как завод хранит историю камнерезного зодчества и приспосабливается к современным условиям рынка, рассказал врио директора Алексей Дорохов.
Когда-то Дорохов работал на камнерезном заводе художником, пробовал себя и в ремесле мастера камнерезно-шлифовального цеха, а теперь этим заводом руководит. Правда, эскизами новых работ продолжает заниматься вместе со своей женой Натальей Дороховой, которая тоже трудится на предприятии художником. Они вместе окончили Новоалтайское художественное училище и приехали на Колывань, очарованные красотой здешних мест.
С легкой руки Натальи Дороховой завод начал изготавливать сложные мозаичные работы, которые ближе к живописи, поскольку художники используют сложные переходы оттенков цвета.
– Когда мы внедрили новшества на завод, рабочие с неохотой восприняли их, поскольку это более кропотливая работа. Раньше стандартное панно состояло из нескольких пластин. Но потом работники привыкли, и теперь мы изготавливаем мозаичные полотна для церквей, социальных и культурных учреждений края. Таких изделий мало в России. Это новый виток в камнерезном искусстве, – рассказал Алексей Дорохов.
Разновидности и характеристики
Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:
- мрамор;
- лазурит;
- малахит;
- агат;
- авантюрин;
- яшма;
- тигровый глаз;
- оникс;
- бирюза;
- халцедон;
- аметист и так далее.
Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:
- фигуры людей, птиц и животных;
- пейзажи;
- цветочные и прочие растительные узоры;
- библейские и фантастические сюжеты.
В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.
Керамическая мозаика
По сути дела, это керамическая плитка квадратной или прямоугольной формы и размером менее 5 х 5 см. Поверхность может быть гладкой, глазурованной, фактурной, с вкраплениями, имитирующей дикий камень, состаренной. Свойства определяют область применения и не отличаются от аналогичных для керамической плитки. Выпускается специальная низкопористая мозаика для бассейнов.
Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину.
Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов.
Становление и развитие стиля в России
Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.
Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.
Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.
В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.
Становление и развитие стиля в России
Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.
Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.
Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.
В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.
Метод изготовления
Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:
- заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
- набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
- финишная отделка — доводка и полирование изделия.
Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру
Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.
Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.
Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.
Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.
При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.
Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.
Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.
- https://lubikamni.ru/obrabotka/florentijskaya-mozaika.html
- https://skolkogramm.ru/info/florentijskaya-mozaika-38-foto-istoriya-proishozhdeniya-i-tehnika-izgotovleniya-izdelij-iz-kamnya-i-czvetnogo-stekla
- https://TrendsDesign.ru/materialy/mozajka/florentijskaya-mozaika-interernye-kartiny-povyshennoj-slozhnosti.html
- https://yaplitka.ru/istoriya-florentiyskoy-mozaiki-ot-sozdaniya-do-nashih-vremen.html
- https://iridamozaika.ru/articles/florentiyskaya-mozaika-ot-istokov-do-nashih-dney
В чем особенность флорентийской мозаики
Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.
Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:
- Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
- Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.
- Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
- Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.
Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.
Экзотические виды мозаики
Встречаются экзотические виды мозаики, придуманные в наше время: перламутровая, металлическая, деревянная, бамбуковая, из кокосового ореха (скорлупа, волокно) и т. п. Это сугубо декоративные материалы.
Особенности реализации мозаики
В продажу любая мозаика поступает:
1) в виде отдельных элементов (россыпью);
2) в виде листов (палетт, матриц) размером около 30 х 30 см, состоящих из 225 плиточек величиной 2 х 2 см каждая;
3) в виде художественных панно (целиком или во фрагментах – при большом общем размере).
Отдельные элементы приобретаются для нестандартных задач по замыслу дизайнера.
Панно, выполненные в технике матричной сборки, собираются из элементов правильной формы при помощи компьютерной программы, которая обрабатывает любое изображение так, что оно разделяется на части соответственно имеющимся на производстве, как на пикселы.
Художественные панно – это произведение мозаичного искусства, Выполняется из колотой или разрезанной вручную мозаики (стекла, смальты, камня, в том числе полудрагоценного) по индивидуальному заказу.
Область применения мозаики уже частично описана, но добавим, что являясь броским декором, кроме пола и стен она может появиться в самых неожиданных местах – на крышах, трубах, фронтонах зданий, на лестницах и пандусах, фонтанах, ландшафтных объектах, скульптуре, садовой мебели, на подоконниках, изголовье кровати, скамьях, креслах. Мозаикой могут быть выложены столешницы.
Сутки советского неба
Одна из самых знаменитых мозаик Дейнеки представляет собой целую серию под названием «Сутки советского неба». Тема — новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях — производстве, спорте, авиации и других сферах. Мозаика должна была украсить плафоны на куполах строящейся станции Московского метрополитена «Маяковская».
В своей книге «Из моей рабочей практики» (1961) Дейнека писал: «Тридцать пять куполов, тридцать пять плафонов. Какое богатство тем рождается в голове. Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема — Сутки страны советов».
- спорт и отдых («Волейбол», «Высота взята» и т. д.);
- труд — работа новых заводов и фабрик, жатва, стройка и т. д.;
- авиация;
- парашютисты;
- красота природы.
Особое внимание автор уделил теме авиации. На изображениях представлены дирижабль, стратостат, а также новейшие модели советских самолетов — бипланы М-15, бомбардировщики ТБ-3, МБР-2 (гидросамолет Бериева), АНТ-25, на котором под руководством В. Чкалова был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Ванкувер через Северный полюс (1937 г.).
В ряду элементов фона — фрагменты архитектуры сталинской эпохи, мачты кораблей, заводские трубы, опоры ЛЭП, флагштоки, скульптуры того времени (в частности, широко растиражированная типовая статуя «Девушка с веслом»). Дважды в эскизах появляется и один из символов страны Советов — Спасская башня, которую уже несколько лет украшала рубиновая звезда вместо имперского орла.
Эскизы овальной формы, созданные на бумаге с помощью гуаши и белил, достигали в длину около 95, а в ширину — почти 70 мм. Воплощением изображений в мозаике из смальты занялись в Ленинграде. Кропотливую и трудоемкую работу в мастерской Академии художеств выполнил известный мозаичист и представитель знаменитой династии художников Владимир Александрович Фролов.
К маю 1938 года все 35 мозаик были готовы и доставлены в Москву, а уже 22 мая, по сообщению газеты «Ударник Метростроя», началась установка панно. Каждое из них монтировалось в отдельный купол-кессон — овальную нишу. При этом каждая из работ была прекрасно освещена — по поясам ниш размещены 16 бра. К сожалению, один из куполов с мозаикой «Знамя СССР» был позднее утрачен из-за возведения в этом месте стальной герметичной двери — гидрозатвора. Остальные панно и сегодня украшают центральный неф станции. «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года. Примечательно, что проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Стеклянная мозаика
Одним из древнейших отделочных материалов является стеклянная мозаика. В древние времена этот материал могли позволить себе только самые обеспеченные представители общества, они украшали живописными панно из кусочков цветного стекла свои дворцы, храмы, фонтаны.
Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов.
Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам: первая – после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС, вторая причина – минимальный размер модуля – 2*2 см. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.
Стекло сегодня самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно, а также химически интактно (неповрежденный, не вовлеченный в какой-либо процесс). Стекло имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Цветовая палитра стекла очень разнообразна. Самая распространенная форма наборных элементов – квадратная. Чипсы (элементы мозаики) бывают трех размеров: 10х10 мм, 20х20 мм, 50х50 мм, толщиной от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем детальнее получится изображение. Стеклянная мозаика применяется для облицовки стен, полов в любых закрытых помещениях с любой влажностью, в том числе кухонь, ванн, бассейнов, а также поверхностей мебели, каминов, фасадов зданий.
На рынке существует огромное разнообразие мозаики на основе стекла:
1) с эффектами драгоценных и полудрагоценных камней (авантюрин, гранат, халцедон);
2) с эффектом перламутра;
5) металлизированная мозаика;
6) искрящаяся стеклянная мозаика;
7) с рисунком на поверхности элементов стеклянной мозаики, нанесенным способом печати;
микс стекло + камень;
9) микс стекло + керамика;
10) микс стекло + керамогранит;
11) микс стекло + дерево;
12) микс керамика + дерево
Самоокупаемость
«Алтайавтодор» помогает заводу заказами и техникой как подведомственной организации, но перед ним все же поставлена задача – научиться зарабатывать самостоятельно. В этом смысле завод преуспел в сегменте ритуальных изделий. Заработали в текущем году на заказах 32 млн рублей.
– Мы делаем сложные проекты с применением мозаики. В Москву отправили часовенку из монолитов. Для полноценной работы нам нужны люди, дополнительные помещения. Есть проблемы и с сырьем. Покупаем черный габрро в Карелии. Сейчас камень подорожал с 3 тыс. до 10 тыс. рублей. Карелия теперь охотнее готовыми изделиями торгует. Подорожали и расходники, и запчасти для камнерезных станков. Пространство завода по современным меркам небольшое. Я видел архивные данные, как в 80-е годы хотели расширить производственные площади. Большие цеха планировали построить вне территории завода. В 90-е проект затормозился. Сейчас камнерезно-шлифовальный цех не выдерживает объемов производства, требует расширения. Да и турпоток к нам идет, бывает, в неделю до 70 тысяч рублей на билетах наторговываем. Дорогу к Колывани сделали – вот народ и поехал. Это нагрузка на цех, где изготавливают флорентийскую мозаику. В следующем году будем расширяться. Трудности преодолимы, – считает руководитель.
Проекты и возможности
Правительство края каждый год выделяет заводу около 20 млн рублей для изготовления мозаик, которые украсят больницы, школы и ДК края. Сейчас в цехе изготавливают информационный арт-объект для музея-заповедника В.М. Шукшина с изображением дома матери Шукшина, школы, библиотеки и т. п. В прошлом году сделали подобный проект для барнаульского музея ГМИЛИКА. Такие стильные арт-объекты в черных тонах мало кто делает. Следующий проект – для парка «Изумрудный» в Барнауле. Там будет арт-объект в виде трех придорожных столбов, стилизованных под старину, поскольку на этом месте проходил Павловский тракт, соединяющий Барнаул и Павловск.
Есть у завода и более крупные проекты. Пять лет назад сделали большой заказ для моста через Барнаулку. Украсили его парапетами, лестничными маршами, изготовили облицовку. Одновременно выполняли большой заказ для Казахстана. Клиент заказал арочные своды, арки из трехметровных цельных блоков, с шарами, капителями. На выставке показывали эскиз проекта, даже в Москве такого аналога не существует.
– В связи с юбилеем Михаила Калашникова реконструировали храм в Курье, а мы украсили его флорентийской мозаикой – трехметровым панно. Два года назад наш земляк, вице-президент Академии искусств Виктор Калинин, сделал эскизы к флорентийской мозаике, используя скифские мотивы, для оформления Художественного музея в Барнауле. Получились сюрреалистические вещи. В ноябре уже будем монтировать. В этом музее нам поручено оформить дворик в стиле XIX века, – рассказал руководитель предприятия.
Кроме того, на заводе изготавливают бордюр и плитку. Новые станки позволили ускорить производство продукции и улучшить ее качество. 500 метров гранитного бордюра изготавливают в цехах за неделю. В этом году уже поставили 12 километров для Барнаула. На Чуйском тракте уложено часть поребрика из гранита, востребован он и в Горно-Алтайске, и в Томске. Искусственный камень для Сибири не подходит – быстро разрушается.
Стеклянная мозаика
Одним из древнейших отделочных материалов является стеклянная мозаика. В древние времена этот материал могли позволить себе только самые обеспеченные представители общества, они украшали живописными панно из кусочков цветного стекла свои дворцы, храмы, фонтаны.
Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов.
Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам: первая – после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС, вторая причина – минимальный размер модуля – 2*2 см. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.
Стекло сегодня самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно, а также химически интактно (неповрежденный, не вовлеченный в какой-либо процесс). Стекло имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Цветовая палитра стекла очень разнообразна. Самая распространенная форма наборных элементов – квадратная. Чипсы (элементы мозаики) бывают трех размеров: 10х10 мм, 20х20 мм, 50х50 мм, толщиной от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем детальнее получится изображение. Стеклянная мозаика применяется для облицовки стен, полов в любых закрытых помещениях с любой влажностью, в том числе кухонь, ванн, бассейнов, а также поверхностей мебели, каминов, фасадов зданий.
На рынке существует огромное разнообразие мозаики на основе стекла:
1) с эффектами драгоценных и полудрагоценных камней (авантюрин, гранат, халцедон);
2) с эффектом перламутра;
5) металлизированная мозаика;
6) искрящаяся стеклянная мозаика;
7) с рисунком на поверхности элементов стеклянной мозаики, нанесенным способом печати;
микс стекло + камень;
9) микс стекло + керамика;
10) микс стекло + керамогранит;
11) микс стекло + дерево;
12) микс керамика + дерево