1.3 АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
Воспоминания о художнике разноречивы. Его ученик по Суриковскому институту Николай Ерышев писал: «А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства… основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни <…> Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли».
Иные интонации звучат в воспоминаниях искусствоведа Андрея Чегодаева: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике».
В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то абсолютного совершенства. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Дейнека действительно был большим мастером. Даже в работах 1940—1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор.
С 1924 года, будучи по своей основной, полученной во Вхутемасе профессии, полиграфистом, Дейнека работал штатным художником в журнале «Безбожник у станка», позже сотрудничал с журналами «Красная нива», «Прожектор», «30 дней», «Смена», «Даешь». Как отмечает автор фундаментальной монографии о Дейнеке Владимир Сысоев, «именно в журнальной графике определяются стилевые особенности формы, которые лягут в основу его художественной системы, укоренятся в целостной природе его мастерства»
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В 1924 году художник съездил в Донбасс. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры… Большие, почти сплошь черные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, четкими силуэтами на белом фоне холста. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени»
Александр Александрович Дейнека Раздолье: Описание произведения
Бегущие девушки напоминают о довоенных картинах Дейнеки: спортивное сильное тело всегда было одной из его любимых тем. Но отличия существенны – в изображении гораздо меньше плакатности, схематичности, художник щедрее накладывает цвет. Кстати, есть забавная история о том, почему Дейнека в юности не любил использовать пастозное письмо. Во время обучения в Харьковском художественном училище он как-то истратил все свои сбережения на покупку дорогого набора красок. На занятии писали натурщика, и Дейнека старался экономно наносить краску тонким слоем. Профессор Александр Любимов сделал ему замечание, что нельзя писать натуру жидко, взял палитру и, выдавив драгоценные краски, стал размашисто прописывать и фигуру, и фон. Дописать этюд Дейнека не смог, некоторые цвета оказались израсходованы полностью. Но у обласканного советской властью художника, наверное, проблем с красками больше не было. Мазок его по сравнению с ранними произведениями становится более густым, цвет – насыщенным.Высокие ель и береза слева и островки елей с правой стороны «вытягивают» картину, задают вертикальную ось, иначе композиция получилась бы слишком «распластанной» вширь. Сами девушки не столь схематичны, какими были, к примеру, его Текстильщицы, они более индивидуализированы, впрочем, с сохранением особой интонации Дейнеки, удивительно светло умеющего представить образ «счастливого советского человека».
Дейнека – мастер изображения движения, в картине «Раздолье» это проявлено в полной мере. Композиция удивительно ритмична, а группа бегущих девушек показана так, что зритель ощущает этот бег. На переднем плане две фигуры, они написаны наиболее крупно, взгляд останавливается в первую очередь на этих девушках. За ними – три бегуньи, еще четырех мы видим вдали.
Дейнека любил изображать крепких, здоровых, спортивных молодых людей. Эти девушки прошли войну, вернее, на войну пришлась их юность. Возможно, кто-то из них не дождался отца, брата, жениха. Вместо прогулок под луной они самоотверженно работали на заводах и фабриках. В послевоенное время их, вероятнее всего, снова ждет каторжный труд, да и богатство им особо не светит. Но здесь, на полотне Дейнеки, они радуются и наслаждаются мирным простором родной земли, весной, солнцем, своей молодостью и самой жизнью.
1.4 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
Картина «Солнечный день» была написана в 1933 году. На картине изображен вид из окна на деревню в осенних тонах . На ней можно увидеть открытое окно со стоящим на ней керамическим горшком с сухими осенними цветами, и светло синей шторой откинутой на левые бок, и отходящую от этого дома в сторону двух этажных домиков, по дорожке идет молодая девушка в красном платье с нежно розоватой накидкой на одно плечо.
Дейнека рисовал на холсте маслом. Можно заметить фактуру холста густые мазки красок, притирки по сухому, царапанье по невысохшим слоям, чистый грунт, следы жесткой кисти скорее всего использовали для написания своего пейзажа щетину 8 и 10, матовость поверхности. Все эти техники можно заметить на всех картинах Дейнека, хоть он особо и не рисовал пейзажи, а больше спорт и обнажённых людей, но все же есть три декоративных пейзажи, ярко проявилось особое искусство контрастов, присущее художнику. В диапазон восприятия мира у Дейнеки довольно широк. В совокупности тематики художник создал объемную «картину мира». В начале 1930-х годов он отказывается от силуэтного изображения и переходит к сухой, словно процарапанной черенком кисти живописи, посредством которой передает свои лирические переживания(«Сухие листья», «Сельский пейзаж с коровами», «Солнечный день», «Ночной пейзаж», все — 1933).Цветовая гамма скупая, темная, не звучная, более графичная, нежели живописная. Обретают черты образного понятия: нежности, лирики, любви, жизненности. сухая трава прописана с большой точностью и эмоциональностью, переданной энергичным, изгибистым рисунком. Такая пластика свидетельствует о новом подходе к образному строению. Овладевшая художником идея ищет выход не в натурном изображении, а в некоем сопряжении отобранных элементов натуры с целью преобразования реальности в мир картины, лишь напоминающий реальность, ибо художник использует натурный импульс для создания образа настроения, пластически новационного. .Две другие картины хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Они похожи сюжетом, техникой написания, колоритом. В пейзажах любит просторы, высокие небеса, ясный далекий горизонт как и в картине «Солнечный день» в ней художник показал небо, и возможно последний дом на горизонте . Эта картина очень похожа на картину ОСЕННИЙ БУКЕТ ИЗ СЕРИИ «СУХИЕ ЛИСТЬЯ» Лирический Дейнека – одно из открытий уже XXI века. Он очень точен в передаче своеобразия природы, городской действительности; хорошо чувствует специфику национальной жизни. Такая пластика свидетельствует о новом подходе к образному строению. Овладевшая художником идея ищет выход не в натурном изображении, а в некоем сопряжении отобранных элементов натуры с целью преобразования реальности в мир картины, лишь напоминающий реальность, ибо художник использует натурный импульс для создания образа настроения, пластически нотационного.
Вывод 1 главы :Можно сказать что картины Александр Дейнека , довольно неплохие но не все , по моему мнению пейзажи получилось лучше всех . Там больше чувствуется жизнь, эмоции, и эстетика сельской жизни и домов 1930-x годах.
Ответы
Автор ответа: Настюшка21G
1
Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»Жаркое солнечное лето, радость молодости, буйство красок – все это запечатлел Александр Александрович Дейнека в этой картине. На ней он изобразил группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания. Картина выглядит очень Admin / 16.04.2018 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнеки «На стройке новых цехов»Картина «На стройке новых цехов» создавалась в эпоху экономического подъема и индустриализации страны Советов. Александр Дейнека был увлечен идеей быстрого развития государства, поэтому со всем жаром и энергией он стремился передать свои Admin / 29.12.2017 / Дейнека АлександрОписание мозаики Александра Дейнека «Хорошее утро»Панно «Хорошее утро» выполнено в характерной для монументального искусства мозаичной технике. Его считают одним из ярких образцов соцреализма в этом жанре. Полотно удивительно точно отражает эпоху. В центре внимания группа молодых юношей, Admin / 07.10.2017 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Текстильщицы»Советский живописец Александр Дейнека мог развивать свой талант в лоне мексиканских муралистов или американских социальных реалистов. Однако он считал их сильно мелкими для своих произведений. Он хотел трудиться в Советском Союзе, в Admin / 15.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Сгоревшая деревня»Дейнека Александр Александрович достаточно проникновенно передал глубокое страдание. «Сгоревшая деревня» идеально передает всю мощь своих эмоций во времена Великой Отечественной войны. Художник в это время не остается в стороне от этих трагических Admin / 12.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Эстафета»В числе советских именитых живописцев Александр Дейнека прославился как автор жизнеутверждающих солнечных картин, посвященным совершенному нравственному и физическому облику человека. Художник писал полотна о спорте, о вечном движении человеческого существа к лучшему. Admin / 20.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Мать»А.А Дейнека написал работу «Мать» в сложное для страны время. Именно в военные годы человек полностью переоценивает жизнь и для него родные люди становятся более важными. Образ матери художник изобразил сурово и Admin / 11.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Окраина Москвы»Военная тематика часто используется художниками. Чаще изображают сцены из сражений и битв. Картина А.А.Дейнека «Окраина Москвы» отображает бытовой сюжет 1941 года, когда немецкие войска стояли возле Москвы, а судьба города могла сложиться Admin / 05.11.2015 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Будущие летчики»Картина создана в 1938 году. Дейнека всерьез увлекался авиацией. Неслучайно несколько его работ посвящено именно этой теме. В 30-е годы живописец часто ездил в Крым. После поездки в Севастополь и появилась его Описание картины Александра Дейнеки «Лыжники» (1950)
Перед нами работа, представляющая собой флорентийскую мозаику, выполненную из мрамора. Ее кусочки очень точно передают мельчайшие оттенки цветов. Благодаря этому картина выглядит целостно и при рассмотрении с расстояния выглядит как единое полотно.
Деревенское раздолье и природные пейзажи на живописных картинах
Ольга Николаевна Одальчук родилась 25 апреля 1961 года в г. Новокузнецк, Россия. В 1982г. закончила Новосибирское художественное училище, отделение живописи.
В своём творчестве она отдаёт преимущество реалистическому стилю живописи. Дипломант Международного конкурса художников «2000 лет под звездой Вифлеема», 1998г. Дипломант 1-го 2006г. 2-го 2007г. Международных арт-фестивалей г. Киев. Дипломант Международного пленэра в Черногории 2009г. Персональные выставки проведены в Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Конституционном Суде Украины, Посольстве Украины в Российской Федерации, г. Карлсруэ в Германии, а также в галереях города Киева, Москвы, Одессы.
Её работы имеют один из высоких рейтингов в своём жанре на аукционах.
http://lols.ru/interesnoe/54944-derevenskoe-razdole-i-prirod…
1.2. Краткий анализ творчества А.А. Дейнека в контексте эпохи.
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.
Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.
В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.
В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.
Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры
В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.
Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.
После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЯ КАРТИНЫ
2.1 Общий колорит
Рис.2.1. Картина Дейнека в геометрической схеме. В геометрической схеме картины основными фигурами для более удобного восприятия это 1 треуголник это задний фон домов , 3 прямоугольника переднего фона горшка с цветами , наличники у окна и штора ,1 квадрат это девушка .
Если рассматривать картину в целом, то первый взгляд падает на горшок , двигаясь по тропинке мы параллейно рассматриваем находящиеся предметы по бокам картины, после чего переходим на задний план, а именнок поле которое закрыто букетом цветов и 4 домам которые идут в одну линию и заканчивается на горизонте неба .
Рассматривая картину, не создаётся ощущение дистанции между зрителем и картиной. Наоборот кажется, что смотрящий на неё человек находится в её пространстве как- будто именно ты сидишь у этого окна и смотришь на эту красоту пейзажа и отходящей то тебя девушки .
Рисунок 2.2 Композиция картины
Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении. Категория колорита тесно связана и является производной от тональности художественного произведения.
Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.
Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются следующие условия:
- одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения.
- обобщающий налет какого-либо цвета.
- «световая вуаль», т.е. все цвета одинаково насыщены.
Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее
то есть цвета самого предмета, как правило, чистого, несмешанного, соотносящегося в нашем представлении с определенной окраской, например, голубое небо, зеленая трава, синее море.
- Цвет и художественный образ.
Колорит данной картина Дайнека выдержан в тепло осенних тонах и холодных :по бокам и ваза в холодных тонах а в середине картины болие теплей ,по этому на ней так приятно смотреть. У этой картины есть базовые цвета из цветового круга , это чёрные ,синий , рыжий ,красный и жёлтый.
В чёрном цвете Дейнек изобразил часть кувшина частично цветов и окна с частичкой красного . Штору художник сделал синим а траву и ручку горшка сделал рыжо – жёлтой .При этом там есть контраст форм: горшочек, и собственно букет приобрел объем на плоском фоне окна . Контраст улицы и помещения.
Главною роль в этом пейзаже по яркому цвету фигурирует горшок с осеннеми цветами , такое ощущение как- будто эта картина с девушкой,
а букет просто поставили рядом .
В этом художественном произведении можно выделить пять основных и главных цветов. (рис. 2.1)
(рис2.2) Основные цвета картины.
Рисунок 2.3 Тональная организация
В чём же заключается особенность тональной организации данной картины. Слово «тон» у каждого художника употребляется в качестве света, чтобы понять, как художник использовал законы тона и что бы нам самим разобраться в тональной организации картины, мы можем представить картину «Солнечный день» в ахроматическом виде.
Если представить в черно- белом соотношении то белого будет больше. Если рассматривать в процентах по 100 бальной шкале, то 65 % белого, 35 % черного .Белым цветом показаны почва и трава , также светлые части домов м неба .А черным цветом кувшин с цветами ,дома которые в тени и шторы .
Картина «Солнечные день» в чёрно-белом варианте (рис.2.3)
Картина «Солнечный день» в сером варианте (рис. 2.3)
Если же рассматривать данную картину в отношении оттенков серого, то взяв за основу 100 процентную систему, черный -10%, темно серый -5%, серый -30% ,светло серый -30% , белый -5% .В моем понимание этой картины , темно серый с белым в одном количестве, как и серый со светло серым . По моему мнению в серых тонах эта картина выглядит теплей и нижней , она сосем приобретает другой вид чем в красках .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение могу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и сложная работа. Но очень интересная и познавательная для меня, так как входе работы можно узнать и понять, как делаются те или иные детали. К примеру, копирование картин известным нам художников, техники. Блaгодаря всему тому, что я сделала, я научилась различать техники написaнию в пейзаже и технику рассмотрения картины. Делать анализ картины и различать символики в картине. А так же научилась рассматривать картину в ахроматическом виде, вычислять колличество серых тонов, так же понимать наличие черных и белых цветов. Я так же изучала материалы по моему автору. Рассмотрела его технику работы в конкретной эпохе. Его переживания по написанию тоже давали мне некий эффект в копировании картины
Я подчерпнула для себя большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение могу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и сложная работа. Но очень интересная и познавательная для меня, так как входе работы можно узнать и понять, как делаются те или иные детали. К примеру, копирование картин известным нам художников, техники. Блaгодаря всему тому, что я сделала, я научилась различать техники написaнию в пейзаже и технику рассмотрения картины. Делать анализ картины и различать символики в картине. А так же научилась рассматривать картину в ахроматическом виде, вычислять колличество серых тонов, так же понимать наличие черных и белых цветов. Я так же изучала материалы по моему автору. Рассмотрела его технику работы в конкретной эпохе. Его переживания по написанию тоже давали мне некий эффект в копировании картины
Я подчерпнула для себя большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства
Приложения
Приложение 1.
Копия картины «Солнечные день»
Приложение 2.
рис.1.сетка
Рис.2. копируемая картинка нарисованная в карандаше .
Рисю3.закраска горшка и травы.
Рис.4.закраска домов и нижней части.
Рис.5.Итог
Приложение 3.
Репродукция картины
- Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические основы понятия конфликта в организации)
- Понятие «затраты», «расходы», «издержки» (Расчет стоимости начального капитала и производственных фондов)
- «Система налогового учета»
- Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации)
- Особенности современной финансовой политики РФ
- Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Характеристика предприятия)
- Проектирование реализации операций бизнес-процесса (Аналитическая часть)
- Виды и состав угроз информационной безопасности (Нормативно-правовая база в области информационной безопасности)
- «Баланс и отчетность» (Теоретические особенности бухгалтерского баланса)
- Центр спортивной подготовки как объект управления (на примере БУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Югры»)
- Планирование и контроль в физическом воспитании.(Основные положения планирования физического воспитания)
- Цветопередача и сущность картины А.А. Дейнека «Солнечные день»