Дейнека александр александровиччасть 1 (1914-1931)

Истинный спартанец

    Обнажённые на картинах Дейнеки — это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…»

    Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем. На самом деле его картины помогали создавать культ беззаботности, силы и красоты.

    Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года, куда его направил ВМС РККА. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и, конечно, морем. Но Севастополь в работах Дейнеки  прежде всего смотрится как база военного флота и авиации, а не разнеженный солнцем курорт.

Александр Дейнека относится к числу художников признанных публикой, критикой и арт-рынком

    В 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2011». В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи. В 2010-м в Государственной Третьяковской галерее состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.

   Но, самое главное, что в рамках проекта вышли в свет исследования по графике, живописи и монументальным работам  художника. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Их получилось около 300. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

      Самой дорогой работой Александра Дейнеки, проданной на открытых торгах, является «Девушка, завязывающая ленту на голове» (1951). В 2008 году на аукционе «Совком» (Москва) покупатель заплатил за этот почти метровый (99 х 79) эскиз сангиной и углем на бумаге к картине «Купальщица» (1951, ГТГ) 25 млн. руб.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Тираж репродукций картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова превысил тринадцать миллионов»

Наталья Швец

Репродукция картины Александра Дейнеки  «Будущие летчики»

У Дейнеки не было причин противиться переменам

   Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.

    «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал потом Дейнека.   В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные.

     Во время учебы в Курском начальном училище он страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Одновременно  занимался рисованием в студии местных курских художников Михаила Якименко-Забуги, Василия Голикова. Педагоги разглядели в мальчике талант. Именно они посоветовали ехать в Харьковское художественное училище. Мальчик прислушался и в результате  успешно сдаёт экзамены и поступает в класс Михаила Пестрикова. Отец к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

«Оборона Севастополя» считается лучшим произведением, посвящённым войне

    Одной из первых работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожжённых домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Но были и другие не менее значимые творения. Драматические  полотна «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи»…

      Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Увидев на фотографии в немецкой прессе любимый город в руинах и представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается лучшим произведением о Великой Отечественной войне.

Спорт в творчестве художника

      Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Это были молодые художники, объединённые любовью к станковой живописи. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленён ещё с детства. Поэтому в ОСТе он стал одним из главных участников.

    Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. На Первой дискуссионной выставке в 1924 году Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дело в том, что он давно хотел написать картину о любимой игре. Однако многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. И тогда Дейнека решил: раз пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию. Как он потом сказал: «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

  За первой работой последовали и другие картины, посвященные этому виду спорта. Для реалистичности и композиционной точности Дейнека советовался с футболистами. Он называл их «разговаривающими натурщиками». Например, когда художник создавал полотна «Футболист» и «Вратарь», то общался с футболистами братьями Старостиными.

1.2. Краткий анализ творчества А.А. Дейнека в контексте эпохи.

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры

В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.

Дейнеку тянуло к графике

   Художник академической выучки, Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов. Причём, не только из-за творческих предпочтений. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берёг и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Увидев это, профессор Александр Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками. В итоге на один эскиз ушел почти весь набор. Дейнека был расстроен. На новые краски пришлось снова копить целый месяц.

     После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в Курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов… Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу. К тому же, у него не было никаких причин, чтобы противиться переменам.

Ответы

Автор ответа: Настюшка21G

1

Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»Жаркое солнечное лето, радость молодости, буйство красок – все это запечатлел Александр Александрович Дейнека в этой картине. На ней он изобразил группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания. Картина выглядит очень Admin / 16.04.2018 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнеки «На стройке новых цехов»Картина «На стройке новых цехов» создавалась в эпоху экономического подъема и индустриализации страны Советов. Александр Дейнека был увлечен идеей быстрого развития государства, поэтому со всем жаром и энергией он стремился передать свои Admin / 29.12.2017 / Дейнека АлександрОписание мозаики Александра Дейнека «Хорошее утро»Панно «Хорошее утро» выполнено в характерной для монументального искусства мозаичной технике. Его считают одним из ярких образцов соцреализма в этом жанре. Полотно удивительно точно отражает эпоху. В центре внимания группа молодых юношей, Admin / 07.10.2017 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Текстильщицы»Советский живописец Александр Дейнека мог развивать свой талант в лоне мексиканских муралистов или американских социальных реалистов. Однако он считал их сильно мелкими для своих произведений. Он хотел трудиться в Советском Союзе, в Admin / 15.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Сгоревшая деревня»Дейнека Александр Александрович достаточно проникновенно передал глубокое страдание. «Сгоревшая деревня» идеально передает всю мощь своих эмоций во времена Великой Отечественной войны. Художник в это время не остается в стороне от этих трагических Admin / 12.03.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Эстафета»В числе советских именитых живописцев Александр Дейнека прославился как автор жизнеутверждающих солнечных картин, посвященным совершенному нравственному и физическому облику человека. Художник писал полотна о спорте, о вечном движении человеческого существа к лучшему. Admin / 20.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Мать»А.А Дейнека написал работу «Мать» в сложное для страны время. Именно в военные годы человек полностью переоценивает жизнь и для него родные люди становятся более важными. Образ матери художник изобразил сурово и Admin / 11.02.2016 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Окраина Москвы»Военная тематика часто используется художниками. Чаще изображают сцены из сражений и битв. Картина А.А.Дейнека «Окраина Москвы» отображает бытовой сюжет 1941 года, когда немецкие войска стояли возле Москвы, а судьба города могла сложиться Admin / 05.11.2015 / Дейнека АлександрОписание картины Александра Дейнека «Будущие летчики»Картина создана в 1938 году. Дейнека всерьез увлекался авиацией. Неслучайно несколько его работ посвящено именно этой теме. В 30-е годы живописец часто ездил в Крым. После поездки в Севастополь и появилась его Описание картины Александра Дейнеки «Лыжники» (1950)

Перед нами работа, представляющая собой флорентийскую мозаику, выполненную из мрамора. Ее кусочки очень точно передают мельчайшие оттенки цветов. Благодаря этому картина выглядит целостно и при рассмотрении с расстояния выглядит как единое полотно. 

Смелый экспериментатор

    Александр Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста, изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей.

    Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты, работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

     На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», написанные после командировки на Донбасс.

     На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». К юбилейным выставкам, пруроченным к 10-летию Октябрьской революции и Рабоче-крестьянской Красной Арамии Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Наиболее одарённый и ушедший вперёд

    Талант Дейнеки постоянно подпитывался новыми впечатлениями. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 годах. Она была устроена Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам, так что там его восприняли как старого друга. Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперёд в своем художественном развитии».

    Кроме того, Дейнека проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал мастер. Он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам… Все его работы неизменно встречали восторженные отзывы.

Выставку в Академии художеств он не увидел

    В конце 1940-х — начале 1950-х Дейнеку начали критиковать за «формализм» и «схематизм». Художник пытался приспособиться, укротить свой авангардный стиль. Старался писать в духе академического реализма. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета. Однако приёмная комиссия признала его  «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

        Дейнеке, как человеку творческому, в тот период очень сложно. Отдушиной для него стали скульптура и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи.

     С наступлением «оттепели» чиновники немного поменяли свое отношение к художнику. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава. Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было её увидеть. В день открытия он слёг с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.

Со своей задачей Дейнека справился

     По возращении в СССР Дейнека, вдохновленный работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берётся за заказы на плафоны, панно и мозаики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили. власти побоялись, что он там останется. Так что ему пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. С задачей он справился.

   В том же году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещённые в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов. «…Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки»,  — вспоминал он потом.

   В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».  Сейчас уже мало кто знает, её планировали назвать «Донбасской». Поэтому восьмигранные мозаики объединялись одной темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны.

Из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым, удалось сохранить только семь. Они установлены на соседней «Новокузнецкой». Где остальные мозаики — неизвестно…

Работы художника можно увидеть на станциях метро

    Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, «талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов… Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности».

    За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике, монументальном искусстве, скульптуре. Его работы можно увидеть на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Социалистический реализм

    В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение. Он создал около 20 агитационных плакатов. Многие из которых были очень популярны. Периодически Дейнека работал в книжной иллюстрации и оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но в целом «журнально-плакатная работа» Дейнеку порядком утомила. Он всё больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

    Графика отошла на второй план. Однако полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения. Его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

   В первой половине 1930-х впервые заговорили о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод. Ему было подобрано имя — социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, как именно будет выражаться новый стиль. Однако уже было ясно — главное, чтобы это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в её революционном развитии, чтобы достижения социализма были, так сказать, налицо. Впоследствии Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты, но тогда он был в фаворе.

Работы Александра Дейнеки всегда становились ключевыми экспонатами выставки

Удивительно дело, но работы Александра Дейнеки, не блиставшие чистотой стиля, всегда становились ключевыми экспонатами выставок, в том числе и зарубежных. Их высоко отметили на Веницианских биенале. Его изобразительный язык настолько впечатлял, что картины художника, купленные на выставках, сразу оседали в западных собраниях. 

    Картина «Будущие летчики», о которой сейчас пойдёт речь, была написана в 1938 году. В тридцатые годы Дейнека часто ездил в Крым и полотно стало итогом одной из творческих командировок. Надо сказать, что художник очень увлекался авиацией. «Будущие летчики» не единственная работа, посвящённая этой теме. Впервые картина экспонировалась на выставке, посвященной 20-летию Рабоче-Крестьянской армии и Военно-Морского флота в разделе «Авиация». Затем поступила на хранение в Центральный музей им. М.Ф, Фрунзе. В Третьяковскую галерею попала только в 1948 году.

   Сюжет картины не сложен. Три обнаженных подростка наблюдают за гидропланом, появившимся над морем. Мальчики сидят к зрителям спиной. По их позам легко догадаться, что ребята увлечённо следят за полётом. Тот, кто постарше, явно рассказывает о гидропланах, профессии летчика и жестикулирует при этом рукой. Чувствуется, что разговор друзьям интересен. Герои мечтают о будущем.

     На тёмно-синем водном просторе отчётливо выделяются белые гребни невысоких волн. Море удивительно спокойное. На горизонте еле заметен белый корабль. Он будто сливается с голубым небом, на котором плывут прозрачные облака. Справа на картине скала, похожая на нос огромного корабля.

    Вся картина пронизана спокойствием и умиротворённостью.  Вполне вероятно, именно эти подростки в 1941-м будут защищать небо страны от фашистских асов…

Основные довоенные этапы биографии

Родился Александр в Курске в 1899 году в простой семье рабочего-железнодорожника. В детстве мечтал стать конструктором машин, инженером. Закончил Курское железнодорожное училище, очень любил слесарить, изобретать различные технические приспособления.

Два фото: «Севастополь.» 1934 г.(слева); «В мастерской»  1949 г.(справа)

1926 «На стройке новых цехов.» (холст, масло)

Юные годы прошли в увлеченном рисовании. С 1915 по 1917 учится в Харьковском художественном училище. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1920 году поступает в Московскую художественную школу Вхутемаса.

1925 «Перед спуском в шахту.» (холст, масло)

1930 «Парад Красной Армии.» для детской книжки (бумага, акварель, перо)

1929 «Из московских зарисовок.» (бумага, тушь, перо) (слева); 1928 «Изящная жизнь.» рисунок для журнала «Прожектор» (бумага, тушь, перо) (справа)

Поиски новых форм искусства привели к конструктивизму. Новая советская живописная разработка в эпоху тридцатых годов нашла свое отражение в работах Дейнека.

1927 «Текстильщицы.» (холст, масло)

1931 «Женская бригада в совхозе.» Эскиз к картине (бумага, акварель, гуашь)

В 1935 году художник отправляется в большое путешествие по Франции, Испании и Америке. Математическая абстрактность, холодная рациональность небоскребов вызвала в нем полное отторжение. Европа в его работах выглядит намного притягательней и живее.

1935 «Парижанка.» (холст, масло)

1934 «Гидропланы.» (бумага, акварель, темпера)

Очень часто художник, увлекаясь самой композицией, не придавал значения живописному качеству, делая работы монохромными.

1925 Рисунок для Журнала «Безбожник у станка» (бумага, тушь)

1931 «Девочка у окна. Зима.» (бумага,тушь)

1934 «Два класса.» эскиз панно для нового здания Наркомзема (холст, масло)

В 1937 году Дейнека привлекли к оформлению Советского павильона на международной выставке в Париже. В следующем году он создает комплекс мозаик для станции метро «Маяковская». Далее в трудный 1939 год он принимает участие в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Многие свои работы он писал по памяти.

1938 «Ленин на прогулке.» (холст, масло)

1935 «Колхозница на велосипеде.» (холст, масло)

Кубизм и графика в творчества художника

       Наробраз Курска привлёк художника к агитационной работе. Он поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Насмотревшись на модные «измы» во время командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

      Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Потребность продолжать обучение чувствовалась. Поэтому в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию в Высшие художественно-технические мастерские, сокращённо ВХУТЕМАС. Так он оказался на графическом факультете Владимира Фаворского, который считал графическое искусство самым полезным для агитационных целей. Сам же художник мечтал создать такие рисунки, чтобы их потом можно было бы издавать тысячными тиражами.

В своём творчестве художник ушёл далеко от сатиры

      С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка». Чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. За это время им были созданы сотни рисунков. Многие из них послужили основой для будущих картин.

     Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Специфика работы в периодических изданиях заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: