Ранний период творчества
Сотрудничество с массовыми журналами, начатое еще во время учебы в училище, стало одним из направлений творчества Дейнеки двадцатых годов. Широко известным стал графический цикл «Донбасс», опубликованный в 1924 г. в журнале «У станка» и посвященный теме промышленного возрождения и трудового подвига советских людей. Другой темой журнальных работ художника становится сатира, направленная против религиозных и буржуазных пережитков — «Сам батюшка пожаловал», «Святые прозорливцы», «Тоска по изящной жизни».
В эти годы вместе с сокурсниками Дейнека организует художественные объединения «Группа трех» и «Общество станковистов» (ОСТ), задачей которых становится изображение «примет XX столетия» — индустриализации, мирной советской жизни, физической культуры и массового спорта. В 1924 г. на знаменитой «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» было выставлено первое монументальное полотно молодого художника «Футбол».
Кроме станковой живописи, в этот период Дейнека занимается плакатным творчеством, иллюстрирует детские книги и журналы, работает над созданием театральных костюмов и декораций.
Одной из наиболее значительных и любимых самим автором работ 20-х годов стал патетическое полотно «Оборона Петрограда», изображающее уходящие на фронт шеренги петроградских рабочих.
Мог ли в царской России великий полководец заказать посуду с изображением своих битв?
Конечно, мог, но чаще за него это делали цари. Моду на военную посуду ввёл Александр I. Он заказал Императорскому фарфоровому заводу сервиз в честь своего народа, который победил в Отечественной войне 1812 года. За работу отвечал управляющий заводом граф Дмитрий Гурьев, поэтому сервиз назвали «Гурьевским». На посуде были изображены крестьяне в разные моменты их жизни, позже искусствоведы назовут сервиз одой народу-победителю.
Императорский фарфоровый завод отреагировал на патриотический запрос в «верхах» и продолжил тему Отечественной войны 1812 года в серии «военных тарелок» с солдатами и офицерами в мундирах всех родов войск. В это же время появились и отдельные чашки для коронованных особ с полководцами. На посуде изображались герои недавних сражений: фельдмаршал Михаил Кутузов, генерал-фельдмаршал Пётр Витгенштейн, генералы Пётр Багратион и Александр Сеславин, атаман Матвей Платов, партизан полковник Денис Давыдов и многие другие.
Главные детали всей «военной» серии этого периода — точность и историческая достоверность в мельчайших элементах униформы, все знаки отличия выписаны максимально чётко. И в этом заслуга батальных литографов, именно на их работы опирались фарфоровые мастера. Боевые мотивы присутствовали не только на центральной части посуды, но и переходили на орнамент: на бортиках красовались двуглавые орлы и предметы воинской амуниции и снаряжения. Росписями занимались лучшие художники, а правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I.
Интересно, что для обеда «военные» тарелки в то время не использовались: ими украшали стены дворцов и иногда отправляли в подарок иностранным монархам.
При Николае I стали популярными «военные» тарелки с кавказскими мотивами: в 1841 году вышла серия «Чины Кавказского сапёрного батальона Кавказского корпуса» с росписью Фёдора Даладугина, в 1843 году — серия «Штаб-офицер 23-й батареи, обер-офицер 24-й леёкой батареи и рядовые 3-го резервного кавалерийского корпуса 3-й конно-артилерийской дивизии» с росписью Фёдора Артемьева. Воины здесь изображены на фоне гор, что придает серии романтичность.
«Военную» галерею продолжил и Николай II. В непростой для завода период после поражения на Всемирной выставке в Париже он заказал мастерам тарелки с изображениями военных в форме времён Александра III.
Также при царствовании Романовых (начиная с Александра II и до конца правления Николая II) в ходу были «военные» чарки. В 1874 году, когда праздновалось столетие лейб-гвардии Гусарского полка, придворному ювелиру Александру Любавину поручили изготовить как для офицеров, так и для императора серию небольших серебряных чарок для полковых посиделок. Каждая чарка в миниатюре повторяла форменный кивер лейб-гвардии Гусарского полка.
В исторической описи дворца сохранилась заметка и об одной из чарок Николая II: «Золотая чарка 56 пробы, в ручке золотая монета в 10 рублей, монета 1899 г., заключённая в венке. На дне надпись: „В память смотров 1906 года, подавать только на полковых праздниках для пития здравиц войска“. 1 мая 1906 г.».
Спорт в творчестве художника
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Это были молодые художники, объединённые любовью к станковой живописи. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленён ещё с детства. Поэтому в ОСТе он стал одним из главных участников.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. На Первой дискуссионной выставке в 1924 году Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дело в том, что он давно хотел написать картину о любимой игре. Однако многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. И тогда Дейнека решил: раз пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию. Как он потом сказал: «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
За первой работой последовали и другие картины, посвященные этому виду спорта. Для реалистичности и композиционной точности Дейнека советовался с футболистами. Он называл их «разговаривающими натурщиками». Например, когда художник создавал полотна «Футболист» и «Вратарь», то общался с футболистами братьями Старостиными.
Выставку в Академии художеств он не увидел
В конце 1940-х — начале 1950-х Дейнеку начали критиковать за «формализм» и «схематизм». Художник пытался приспособиться, укротить свой авангардный стиль. Старался писать в духе академического реализма. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета. Однако приёмная комиссия признала его «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Дейнеке, как человеку творческому, в тот период очень сложно. Отдушиной для него стали скульптура и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи.
С наступлением «оттепели» чиновники немного поменяли свое отношение к художнику. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава. Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было её увидеть. В день открытия он слёг с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.
А патриотичные игрушки в Древней Руси были?
Одной из самых качественных и патриотичных игрушек была Дымковская. Изначально она задумывалась совсем не для детей, а для праздничных гуляний взрослых. По легенде, в 1418 году, за много веков до появления игрушки, у стен города Хлыново-Вятки встретились два дружественных войска, но в темноте не узнали друг друга и убили своих же соратников. «Своя своих не познаша», — позже прокомментирует летописец. После этой трагедии местные из села Дымково каждую годовщину справляли тризну. Постепенно похоронная тематика из события выветрилась, и оно превратилось в весенний праздник «Свистунья» или «Свистопляска». В этот день женщины лепили из глины разные свистульки и расписывали их.
Однодневными праздничными свистульками будущие дымковские шедевры пробыли недолго: мастера оценили спрос на позитивные глиняные поделки и начали их продавать и как игрушки. В 1856 году этим производством уже занимались 59 семей, которые ежегодно изготавливали около 100 тысяч изделий. Те продавались не только в Вятке, но и в Москве.
Всадник на одноглавом или двуглавом коне — любимый герой дымковцев. Этот военный похож и на сказочного героя, и на обычного солдата одновременно.
Конь и герой слиты в одну фигуру, их единство подчёркивают и одинаково выписанные глаза. При этом дымковские звери никогда не бывают однородным по цвету: чаще всего туловище коня украшено разноцветными «яблоками-кругами», а на груди иногда встречается солнце.
Все дымковские всадники выглядят очень празднично из-за особой технологии. Мастера сначала покрывали изделия ослепительно белым слоем мела, разведенного на молоке, а затем на этой побелке сухими анилиновыми красками (их растирали на яйце и разводили уксусом или квасом) выписывали узоры, при этом использовали не меньше четырёх цветов. Самыми популярными были синий, красный, оранжевый, жёлтый, малиновый, голубой, изумрудный и зелёный.
Всадников в Дымковской слободе выпускают и сегодня. Правда, с конём везёт не всем: офицерам его выдают, а вот мужчинам попроще предлагают оседлать лишь гуся.
Жители Кировской области настолько ценят свои промыслы, что летом 2017 года расписали дымковскими узорами уличные люки. А ещё в Кирове в дымковском стиле оформлены несколько привокзальных домов.
Социалистический реализм
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение. Он создал около 20 агитационных плакатов. Многие из которых были очень популярны. Периодически Дейнека работал в книжной иллюстрации и оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но в целом «журнально-плакатная работа» Дейнеку порядком утомила. Он всё больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Графика отошла на второй план. Однако полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения. Его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
В первой половине 1930-х впервые заговорили о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод. Ему было подобрано имя — социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, как именно будет выражаться новый стиль. Однако уже было ясно — главное, чтобы это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в её революционном развитии, чтобы достижения социализма были, так сказать, налицо. Впоследствии Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты, но тогда он был в фаворе.
Военная тематика в играх: увлекательный мир виртуальных сражений
Современные игры часто включают в себя элементы военной тематики. Это может быть как классический шутер, где игроки сражаются друг с другом в разных условиях, так и стратегия, где нужно управлять армией и разрабатывать тактику боевых действий.
В реалии война является ужасным событием, которое приносит страдания миллионам людей. Однако виртуальные сражения предлагают игрокам возможность ощутить адреналин и эмоции, которые возникают в тяжелых ситуациях. Кроме того, игры с военным сюжетом могут быть полезны для развития таких качеств, как логическое мышление, умение быстро принимать решения и оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
Игры с военной тематикой также могут помочь ознакомиться с историческими событиями и конфликтами, которые имели место в разные периоды времени. Например, к таким играм относятся особенно популярные «Call of Duty» и «Battlefield», которые посвящены событиям Второй мировой войны. Таким образом, игры могут послужить не только источником развлечения, но и важным источником знаний.
В целом, военная тематика в играх имеет свои преимущества и недостатки, но важно понимать, что это всего лишь виртуальный мир, который ни в коем случае не должен стать примером для реальных действий. Все же игры со военным сюжетом могут принести много удовольствия и позволить пережить необычный опыт
- Увлекательный мир виртуальных сражений.
- Развитие тактики и логического мышления.
- Исторический контекст исторических конфликтов.
- Предоставление эмоций, которые возникают в тяжелых ситуациях.
- Виртуальный мир важен и не должен стать примером для реальных действий.
Роль военной тематики в кинематографе
Военная тематика является одной из наиболее популярных тем в кинематографе. Это связано с тем, что мирные времена не предоставляют такого же уровня драматизма и эмоционального заряда, как военные конфликты. Фильмы, посвященные Второй мировой войне, Вьетнамской войне, Гражданской войне в США и другим конфликтам, показывают не только боевые действия, но и драму переживаний и человеческих потерь.
Однако, роль военной тематики в кинематографе не ограничивается только созданием развлекательного контента для зрителей. Фильмы о войнах помогают сохранять память о тех событиях и людях, которые могли бы остаться забытыми. Кроме того, такие фильмы часто становятся основой для исследований, позволяющих лучше понять историю и принимать правильные решения настоящего и будущего.
Наконец, фильмы о войне не только учат нас уважению к прошлому, но и дают возможность лучше понимать настоящее и будущее
В череде конфликтов, идущих по всему миру, фильмы о войне показывают, насколько важно сохранять мир и стабильность и делать все возможное, чтобы избежать жестоких столкновений, которые разрушают мирную жизнь
Фильмы о войне – это целый жанр, который не ограничивается сюжетом и насыщенностью событий. Картины о военных конфликтах показывают, как меняется мир и как влияют действия людей на его состояние.
Фильмы о войне демонстрируют различные подходы к трактовке событий — некоторые призывают к героизму, а другие к диалогу и миру.
Военная тематика в кинематографе – это не просто мода или развлечение
Это способ показать важность сохранения мира и необходимость уважения к людям, которые боролись за его сохранение.
Выдающиеся фильмы о войне | Год | Режиссер |
---|---|---|
Спасти рядового Райана | 1998 | Стивен Спилберг |
Планета Война | 2005 | Стивен Спилберг |
Тонкая красная линия | 1998 | Терренс Малик |
Наиболее одарённый и ушедший вперёд
Талант Дейнеки постоянно подпитывался новыми впечатлениями. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 годах. Она была устроена Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам, так что там его восприняли как старого друга. Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперёд в своем художественном развитии».
Кроме того, Дейнека проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал мастер. Он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам… Все его работы неизменно встречали восторженные отзывы.
Детство и юность
Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.
Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище.
После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.
В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.
Лубки и игрушки — это про детей, а взрослым — только батальная живопись на полотнах?
Для взрослых любителей битв в Палехе создают знаменитые на весь мир живописные лаковые миниатюры на шкатулках. Мир мог никогда не узнать об этом искусстве, если бы не художник Иван Иванович Голиков. До революции он занимался росписью церквей и монастырей, а когда вера в Бога и иконопись фактически приравнялись к преступлениям, переключился на театральные декорации и неожиданно создал первую лаковую миниатюру на шкатулке из папье-маше.
Голикова в Палехе называли мастером коней, битв и троек. Его сказочные лошади с хрупкими ногами сверкают всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» обгоняют будущие сюжеты фантастов. В миниатюрах художника сражения происходят не столько на мечах и копьях, сколько в эмоциях, в столкновении цветов, где тёмное — это мрак и безвременье, светлое — жизнь и сила, а огненные всплески киновари (ярко-красная краска) и охры (жёлто-коричневая краска) — борьба и победа.
Иван Голиков, «Слово о полку Игореве»
Мастер использовал традиционную для древнерусской иконописи цветовую гамму: на темном фоне сочетал оттенки красного, жёлтого и зелёного. Сюжет всегда обрамлялся изысканным орнаментом из сусального золота или серебра.
Иван Голиков иллюстрировал «Слово о полку Игореве». На нём было всё оформление книги: от переплёта до ручной переписи произведения. Для издания художник создал 10 цветных миниатюр: «Боян, Игорь и Ярославна»; «Встреча Игоря с Всеволодом»; «Затмение солнца»; «Поход»; «Битва»; «Пленение Игоря»; «Святослав рассказывает боярам о своём сне»; «„Злато слово“ Святослава»; «Плач Ярославны»; «Бегство Игоря из плена». Голиков сумел перевести яркие метафоры поэтического слова в символический язык живописи: так синий цвет связан со злом и тревогой (синие молнии разрезают тучи в утро битвы на Каяле, синее вино с ядом видит во сне Святослав, синей мглой закрылся князь-оборотень Всеслав, синяя мгла окутывает воинов), красный — с радостью и победой, это цвет жизни и символ Земли (красные щиты у русских полков, конь князя «горит», как факел).
В период Великой Отечественной войны в творчестве палехских мастеров встретились социалистический реализм и иконописные традиции. Советским воинам художники приписывали черты богатырей, а врагов изображали в образе чертей из сцен «Страшного суда».
Война на миниатюрах Палеха — это поединок двух миров, где на переднем плане горящие бомбардировщики и разбегающиеся люди, а чуть далее — безмятежный, будто сошедший с древних икон, деревенский пейзаж.
Портсигар «Повесть о настоящем человеке» Анны Котухиной — одна из самых известных палехских миниатюр военного периода. Он был выпущен за год до публикации знаменитого романа Бориса Полевого: художница узнала о подвиге Алексея Маресьева (в повести —Мересьева) из газет. Анна Котухина изобразила эпизод, когда местные жители посреди сосновой вырубки находят героя, проползшего 18 суток по лесу с искалеченными ногами.
Солдаты палехских мастеров в сценах боя выглядят спокойными, их лица напоминают иконные лики бесплотных ангелов. Сцены боя перекликаются и со сказочными сюжетами: так языки пламени от горящих танков, соприкасаясь с деревьями, напоминают перья той же палехской жар-птицы, а причудливо изогнувщиеся сосны и ели похожи на чащу у дома Бабы-яги.
Сегодня в Палехе отошли от батальных сцен, и воинские мотивы встречаются лишь в миниатюрах с Георгием Победоносцем. В них просматривается как традиционная символика цветов (сам святой изображен в огненно-победных красках, олицетворяющий зло змий — в чёрных), так и другие палехские особенности — тонкий и плавный рисунок на тёмном фоне, изящные пропорции, золотая штриховка и отсутствие лишних деталей. Миниатюры также обрамляются орнаментом из творёного золота.
Послевоенный период
В послевоенный период Дейнека возвращается к привычному жанру изображения трудовых будней, спорта и физического совершенства. Перечень его живописных шедевров дополняют полотна «На Донбассе», «Выходной день», «На юге», «У моря. Рыбачки», «В Севастополе», его мозаиками украшаются фойе МГУ и Кремлевского Дворца Съездов.
Александр Александрович передает свой богатый опыт новому поколению художников в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте, является членом Академии художеств СССР.
Заслуги А. Дейнеки перед Родиной были не раз отмечены орденами и медалями, в 1963 г. ему было присвоено звание Народного художника СССР, а в 1969 г. высокое звание Героя Социалистического Труда.
Александр Александрович Дейнека скончался в Москве 12 июня 1969 г., спустя всего несколько дней после своего семидесятилетнего юбилея.
Сегодня работы великого мастера можно увидеть в собраниях крупнейших российских музеев — Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства, а также на родине художника в Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.
Кубизм и графика в творчества художника
Наробраз Курска привлёк художника к агитационной работе. Он поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Насмотревшись на модные «измы» во время командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Потребность продолжать обучение чувствовалась. Поэтому в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию в Высшие художественно-технические мастерские, сокращённо ВХУТЕМАС. Так он оказался на графическом факультете Владимира Фаворского, который считал графическое искусство самым полезным для агитационных целей. Сам же художник мечтал создать такие рисунки, чтобы их потом можно было бы издавать тысячными тиражами.
↑ Краткая биография
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его семья не была богатой, отец работал железнодорожником. Тем не менее он смог получить неплохое образование для своего времени.
В периоде с 1915 по 1917 учился в художественном училище в Харькове. Во время революции начинает активную художественную деятельность. Работает фотографом, занимается педагогикой и народным образованием.
Во время наступления белой армии принимает участие в боях за Курск. С 1919-1920 служит в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. В конце революции отправляется в Москву, где получает высшее художественное образование.
В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. С этого момента он приминает активное участие в художественных организациях, рисует множество своих знаменитых картин.
А.Дайнека. картина Оборона Петрограда фото
Период Сталинских репрессий никак не влияет на художника. Во время Великой Отечественной Войны создает агитационные плакаты для поддержания боевого духа в трудный для советской армии 1942 год. После войны продолжает свою художественную деятельность, входит в Академию художеств СССР. Больше внимания уделяет педагогике.
Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.