Исторический роман

Легенда

Самому Мейерхольду сфабриковали дело, обвиняя его в шпионаже и троцкизме. 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы ему было зачитано обвинительное заключение и объявлен приговор: смертная казнь. Уже на следующий день, 2 февраля, Мейерхольда расстреляли.

Тело режиссёра было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища. Недавно на этом месте была установлена мемориальная плита.

В 1955 году Верховным судом СССР Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Однако дело Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх до сих пор засекречено.

Есть легенда, согласно которой Мейерхольд остался в живых и в годы Великой Отечественной войны руководил лагерным театром в ГУЛАГе, но узнать правда ли это не представляется возможным.

Изменение традиций

Разработанная Всеволодом Мейерхольдом биомеханика – не просто одна из наиважнейших систем подготовки актера, которая появилась в начале ХХ века и нашла свое развитие в творчестве многочисленных продолжателей и учеников. По своей природе биомеханика В. Мейерхольда – это сложный и интригующий творческий процесс, который стоит интерпретировать в более широком аспекте. В двуедином пространстве смысловой составляющей подготовки актера словно присутствуют несколько ипостасей. Одна из них заинтересована в точном механическом функционировании человеческого тела – рациональном и предсказуемом. Другая компонента словно пытается раздвинуть природные рамки, повысить планку развития, достичь идеала.

Сама революционность метода, известного как биомеханика Мейерхольда, состоит в том, что ее создатель считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными сторонами – актером и зрителем.

Работы художника

  • Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 × 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва)
  • Букет цветов в белой вазе. (1908, холст, масло, 73 × 60)
  • Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909, холст)
  • Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ)
  • Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911, холст, масло)
  • Пиво и Вобла. (1912)
  • Гладиолусы. (1912)
  • Автопортрет. (1912)
  • Палитра и краски. (1912)
  • Сухие краски (1912, ГТГ)
  • Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи)
  • Агава (1916, ГТГ)
  • Верстак (1917, в собрании семьи)
  • Натюрморт. (1918, холст, масло. 122 × 129)
  • Автопортрет с женой. (1923, ГТГ)
  • Миша, сходи за пивом! (1923)
  • Новгород. Антоний Римлянин, (1925)
  • Портрет О. В. Кончаловской, (1925, ГТГ)
  • Возвращение с ярмарки, (1926, ГРМ)
  • Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских)
  • Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.)
  • Петергоф (1931, Частное собрание. Москва)
  • Сирень в корзине (1933, ГТГ)
  • Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ)
  • А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ)
  • Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей)
  • Автопортрет, (1943, ГТГ)
  • Портрет Героя Советского Союза летчика А. Б. Юмашева. (1941, ГРМ)
  • Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—1943, холст, масло)
  • Полотёр, (1946, ГТГ)
  • Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ)
  • С покоса (после 1932)
  • Глухари,
  • Подсвечник и груши,
  • Клубника,
  • Яблоки,
  • Битая дичь.
  • Портрет народной артистки РСФСР А. О. Степановой
  • Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 × 72,5)
  • Окно поэта

Биография Петра Кончаловского

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.

Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…

В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна

Актер нового типа

Требования к актерам выдвигались жесткие. Они должны были объединить на сцене драматическую игру и китайскую оперу, хореографию и эквилибристику, гимнастику и клоунаду. Вот такие задачи ставил Мейерхольд. Биомеханика кратко и в сжатые сроки позволяла добиваться необходимого эффекта. Благодаря ей каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств. Всеволод Эмильевич считал, что театр не терпит неподвижности, всегда торопится и признает только современность. И театральный актер должен не бездумно идти в ногу со временем, а обязан искать и экспериментировать.

Мейерхольд (1874-1940): краткая биография

Невозможно понять предпосылки возникновения метода, не познакомившись с жизнью его создателя. Он родился в обрусевшей католической семье. Получил образование в Московском театрально-музыкальном училище (класс В. И. Немировича-Данченко). Работал в МХТ, а позднее организовал театральную труппу в Херсоне.

С 1905 года работал в Москве. Как режиссер был приглашен К. С. Станиславским (Театр-студия на Поварской), а позднее В. Ф. Комиссаржевской (Драматический театр). В этот период Мейерхольд поставил целый ряд спектаклей в условно-символичной манере – характеры персонажей не прорабатывались, а сюжет передавался условно.

В начале 20-х годов сформировалась новая авторская концепция, которую стал энергично продвигать Мейерхольд – биомеханика. Упражнения, использовавшиеся в ходе репетиций, позволяли добиться слаженной, четкой работы группы артистов. В основе метода было не взаимодействие личностей, а состояние целого общества. Он искал воплощение идеала коллективизма. Высказанные законы конструктивизма и биомеханики отрицали движение от внутреннего мира к визуальному отображению. Мейерхольд полагал, что внешние факторы играют решающую роль, и через них необходимо доносить до зрителя переживания и внутренний мир героев. Натренированный актер-универсал, владеющий ритмикой и идеально управляющий своим телом – вот что было необходимо режиссеру для воплощения его замыслов. Над претворением своей идеи в жизнь режиссер работал до последних дней.

В июне 1939 года В. Э. Мейерхольд был арестован НКВД по ложному обвинению. Под пытками он признался в антисоветской деятельности, но в дальнейшем смог отречься от своих показаний. Приговор был вынесен 1 февраля 1940 года. Приведен в исполнение на следующий день. В 1955 году Всеволод Эмильевич был реабилитирован (посмертно).

Студия биомеханики

Попытки режиссера Мейерхольда найти подходящее помещение для занятий по собственной системе были отражены даже в карикатурах тех лет. На одной из них четверорукий Мейерхольд хватается за все здания, до которых может дотянуться. Это были и Александринский театр, и Суворинский, и киноателье, в котором он хотел создать свою мастерскую. В результате помещение было найдено и вошло в историю театра как Студия на Бородинской.

В учебную программу входили занятия боксом, фехтованием, гимнастикой, классическим и современными танцами, пением, дикцией, жонглированием. Дополнительно к этому преподавалась история театра, экономика и биология. С учетом разнообразия изучаемых предметов можно смело утверждать, что биомеханика Мейерхольда – это полноценная система обучения актера.

Последние новости

28 июля 2023

Книги «Ленфильма» в фонде библиотеки СПбГИКиТ

Бо­лее 400 книг по ис­то­рии и те­ории ки­но, те­ат­ра, изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва, му­зыки, на­род­ной куль­ту­ры; за­меча­тель­ные аль­бо­мы, пос­вя­щен­ные из­вест­ным му­зе­ям и зна­мени­тым ху­дож­ни­кам; тру­ды клас­си­ков ре­жис­су­ры, сце­нарии ки­нофиль­мов раз­ных стран и мно­го дру­гой ли­тера­туры по про­филь­ным нап­равле­ни­ям обу­чения по­пол­ни­ли фонд на­шей биб­ли­оте­ки. Эти кни­ги пе­реда­ла в дар СПбГИ­КиТ ки­нос­ту­дия «Лен­фильм».

30 июня 2023

Летний режим работы

С 1 июля по 31 ав­густа биб­ли­оте­ка отк­ры­та для чи­тате­лей:
по­недель­ник — пят­ни­ца с 10:00 до 16:00 ча­сов;
суб­бо­та, воск­ре­сенье —  вы­ход­ные дни.
Биб­ли­оте­ка ра­бота­ет толь­ко в кор­пу­се № 1 (ул. Прав­ды, д.13)
Круг­ло­суточ­но в дос­ту­пе ос­та­ют­ся:
— элект­рон­ный ка­талог биб­ли­оте­ки;
— элект­рон­но-биб­ли­отеч­ные сис­те­мы.
 

29 июня 2023

Фестиваль уличного кино

8 июля в Санкт-Пе­тер­бурге прой­дет Фес­ти­валь улич­но­го ки­но.
Та­кой фес­ти­валь про­водит­ся с 2014 го­да. На отк­ры­тых пло­щад­ках раз­ных го­родов Рос­сии про­ходит еже­год­ный смотр луч­ших рос­сий­ских ко­рот­ко­мет­ра­жек. По тра­диции в каж­дом го­роде зри­тели го­лосу­ют за луч­шие ра­боты све­том фо­нари­ков и те­лефо­нов. Ор­га­низа­торы фес­ти­валя за­меря­ют уро­вень све­та на каж­дой пло­щад­ке и к сен­тябрю оп­ре­деля­ют по-нас­то­яще­му на­род­но­го по­беди­теля.

20 июня 2023

Презентация книги «Петербург-Петроград-Ленинград»

Фонд биб­ли­оте­ки по­пол­нился но­вой по­лез­ной кни­гой! Её пе­редал в дар инс­ти­туту Гос­филь­мо­фонд РФ, а при­вез из Моск­вы пре­пода­ватель ка­фед­ры дра­матур­гии и ки­нове­дения Дмит­рий Ва­лерь­евич Ба­киров.

16 июня 2023

Публикационная активность СПбГИКиТ. Итоги учебного года

Под­во­дя ито­ги за­кан­чи­ва­юще­гося учеб­но­го го­да, пуб­ли­ку­ем по­каза­тели пуб­ли­каци­он­ной ак­тивнос­ти СПбГИ­КиТ в ин­фогра­фике, предс­тав­ленные на плат­форме На­уч­ной элект­рон­ной биб­ли­оте­ки eLIBRARY, а так­же на­уко­мет­ри­чес­кий рей­тинг ав­то­ров-сот­рудни­ков СПбГИ­КиТ, ра­ботав­ших в инс­ти­туте в 2022/2023 го­ду.

12 июня 2023

12 июня — День России

Позд­рав­ля­ем с ДНЕМ РОС­СИИ!
12 июня в Рос­сий­ской Фе­дера­ции еже­год­но от­ме­ча­ет­ся го­сударс­твен­ный празд­ник — День Рос­сии. Это один из са­мых мо­лодых празд­ни­ков в стра­не, он свя­зан с при­няти­ем Дек­ла­рации о го­сударс­твен­ном су­вере­ните­те Рос­сии.
 

Все новости

Живопись и творчество

Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.

Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса

В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.

В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.

Портрет семьи кисти Петра Кончаловского

В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.

В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».

Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»

Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».

После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.

Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.

Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.

Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»

Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.

Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

Злополучная «Дама с камелиями»

    Как говорилось выше, портрет Мейерхольда был написан в 1938 году, как раз после того как на сцене его театра прошел злополучный спектакль по произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Главную женскую роль играла Зинаида Райх — жена и муза режиссёра, блестящая актриса, бессменная прима всех его постановок, бывшая супруга поэта Сергея Есенина.

    Почему «Дама с камелиями» злополучная? Да потому, что спектакль не понравился Иосифу Сталину, побывавшему на премьере. Критики тут же начали писать разгромные статьи и обвинять режиссёра в эстетстве и буржуазности.

     Ну а Зинаида Райх не нашла ничего лучшего, чем написать письмо лично Сталину, в котором называет его «грузином, ничего не понимающего в русском искусстве». Описывать реакцию получателя нет смысла…

    Есть версия, что Карабаса-Барабаса из «Золотого ключика» Алексей Толстой писал именно с Мейерхольда, который в своём театре управлял актёрами, как марионетками. А бегство кукол от Карабаса-Барабаса ничто иное, как отражение конфликтов режиссёра с актёрами из-за высоких нагрузок и создавшейся на сцене тяжёлой рабочей атмосферы, в чём  немалую роль также сыграла Зинаида Райх.

Портрет Мейерхольда

По всей видимости, желая подчеркнуть конфликт своей модели с действительностью, при написании портрета Пётр Кончаловский использовал сложное композиционное решение. Сама картина, как утверждают искусствоведы, написана на стыке реализма, экспрессионизма и фовизма, есть также элементы неопримитивизма.

Создаётся впечатление — художник изобразил человека, который думает о создании своего нового произведения, отдыхающего вместе со своей собакой на софе на фоне яркого ковра. И грёзы его воплощаются в цветные узоры на ковре.

Но стоит присмотреться, понимаешь — режиссер отстранён от окружающего мира, им овладела апатия. А этот цветастый ковёр несколько аллегорично показывает, насколько человек запутался и не знает, как ему жить дальше.

Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:

Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.

Горькая участь гения

    8 января 1938 года авангардный театр согласно приказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» закрыли. Документ был опубликован в газете «Правда». Какое-то время режиссёр по приглашению Константина Станиславского работал у него в театре. Но когда тот умер, остался не у дел…

    20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире в Сокольниках произвели обыск. Зинаида Райх яростно протестовала и выкрикивала проклятия в адрес сотрудников НКВД.

   Стоит ли удивляться тому, что вскоре, а точнее 15 июля, актрису жестоко убили в собственной постели. Неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. Её детям от Сергея Есенина — Татьяне и Константину было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток.

Социальные аспекты

Влияние биомеханики на артистическое становление и рост возможностей актера огромно. Но этим не ограничивается ее потенциал. Возможно, что система имеет не только художественную ценность. Хотя сам Мейерхольд никогда не выпускал из поля зрения театральных резонов, но полагал, что потенциал биомеханики гораздо обширнее. Для того чтобы понять это точку зрения, необходимо рассмотреть, что такое биомеханика Мейерхольда, в историческом контексте.

Система создана в результате экспериментов режиссера с традиционными театральными жанрами: комедия dell’arte или японский театр кабуки. Но одновременно с этим методика создавалась в период, когда Мейерхольд полностью поддерживал коммунистические идеи. Он хотел средствами театрального искусства передать не только восприятие мира художником. Классовая борьба, социальные проблемы, создание нового человеческого типа – этими вопросами занимался Мейерхольд. Биомеханика кратко и концентрированно отражала революционные идеи своего времени – совместное хозяйствование, коллективный труд и другие. Но при этом она не переставала быть гениальной в художественном смысле, прекрасным физическим тренингом и театральным методом.

По следам марионеток

Большое влияние на творчество Мейерхольда оказали труды немецкого драматурга и писателя Генриха фон Клейста (1777-1811), в особенности его эссе, посвященное театру марионеток. Автор считал, что человеческие возможности не существуют самостоятельно, но управляются высшими силами. Все люди в его понимании были лишь марионеточными существами, подчиненными Богу. Разрыв этой связи мог бы привести к освобождению человека и возврату его в состояние полной первобытной гармонии. Хотя автор допускал, что такое событие могло бы породить и невообразимый хаос. Биомеханика Мейерхольда в значительной мере опирается на суждения, высказанные Клейстом.

Режиссер сумел сформировать систему подготовки, в которой актер мог бы достичь совершенства, дисциплинировал свое тело. Быть одновременно творцом и материалом для воплощения, контролировать и быть контролируемым в своей пластике – вот задача, которую ставит перед собой театральная биомеханика Мейерхольда.

Студия биомеханики

Попытки режиссера Мейерхольда найти подходящее помещение для занятий по собственной системе были отражены даже в карикатурах тех лет. На одной из них четверорукий Мейерхольд хватается за все здания, до которых может дотянуться. Это были и Александринский театр, и Суворинский, и киноателье, в котором он хотел создать свою мастерскую. В результате помещение было найдено и вошло в историю театра как Студия на Бородинской.

В учебную программу входили занятия боксом, фехтованием, гимнастикой, классическим и современными танцами, пением, дикцией, жонглированием. Дополнительно к этому преподавалась история театра, экономика и биология. С учетом разнообразия изучаемых предметов можно смело утверждать, что биомеханика Мейерхольда – это полноценная система обучения актера.

Мейерхольд (1874-1940): краткая биография

Невозможно понять предпосылки возникновения метода, не познакомившись с жизнью его создателя. Он родился в обрусевшей католической семье. Получил образование в Московском театрально-музыкальном училище (класс В. И. Немировича-Данченко). Работал в МХТ, а позднее организовал театральную труппу в Херсоне.

С 1905 года работал в Москве. Как режиссер был приглашен К. С. Станиславским (Театр-студия на Поварской), а позднее В. Ф. Комиссаржевской (Драматический театр). В этот период Мейерхольд поставил целый ряд спектаклей в условно-символичной манере – характеры персонажей не прорабатывались, а сюжет передавался условно.

В начале 20-х годов сформировалась новая авторская концепция, которую стал энергично продвигать Мейерхольд – биомеханика. Упражнения, использовавшиеся в ходе репетиций, позволяли добиться слаженной, четкой работы группы артистов. В основе метода было не взаимодействие личностей, а состояние целого общества. Он искал воплощение идеала коллективизма. Высказанные законы конструктивизма и биомеханики отрицали движение от внутреннего мира к визуальному отображению. Мейерхольд полагал, что внешние факторы играют решающую роль, и через них необходимо доносить до зрителя переживания и внутренний мир героев. Натренированный актер-универсал, владеющий ритмикой и идеально управляющий своим телом – вот что было необходимо режиссеру для воплощения его замыслов. Над претворением своей идеи в жизнь режиссер работал до последних дней.

В июне 1939 года В. Э. Мейерхольд был арестован НКВД по ложному обвинению. Под пытками он признался в антисоветской деятельности, но в дальнейшем смог отречься от своих показаний. Приговор был вынесен 1 февраля 1940 года. Приведен в исполнение на следующий день. В 1955 году Всеволод Эмильевич был реабилитирован (посмертно).

Творчество Кончаловского

Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.

Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»). При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека. Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).

В его живописи прочно утверждается мотив любви к жизни. В 20-е годы в его работах появляется тонкость цветовых переходов, контрастов («Зеленая рюмка», «Миша, пойди за пивом»).

Поездка на Кавказ, предпринятая художником в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству Лермонтова («Пятигорск. Дом Лермонтова», «Казбек», «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза»).

Работу над картинами Кончаловский сочетал с работой в театральном оформлении и иллюстрации. Он принимал участие в оформлении оперы «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна.

Также художник активно занимался преподаванием. С 1918 года он работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, а с 1926 года стал преподавателем во ВХУТИНе. В 1946 году Кончаловский получил звание народного художника РСФСР, а годом позже стал действительным членом Академии художеств СССР.

Актер нового типа

Требования к актерам выдвигались жесткие. Они должны были объединить на сцене драматическую игру и китайскую оперу, хореографию и эквилибристику, гимнастику и клоунаду. Вот такие задачи ставил Мейерхольд. Биомеханика кратко и в сжатые сроки позволяла добиваться необходимого эффекта. Благодаря ей каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств. Всеволод Эмильевич считал, что театр не терпит неподвижности, всегда торопится и признает только современность. И театральный актер должен не бездумно идти в ногу со временем, а обязан искать и экспериментировать.

Детство и начало художественного пути

Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).

Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.

Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.

Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.

Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы – Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку . Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и .

«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.

Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.

По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.

В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.

К вождю не допустили

    Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского, в чём большая заслуга первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Именно он помогал Петру Петровичу свободно творить и остаться «чистым» живописцем.

   Впрочем, художник и сам старался держаться как можно дальше от политики и не вступать с ней в конфронтацию. Удивительно, но Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали. По легенде, он сказал, что будучи реалистом может писать только с натуры, а по фото, к сожалению, не обучен… Естественно, допускать к настоящему «вождю всех народов» художника не стали.

    И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

В поисках себя

Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.

Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

Личная жизнь: семья и дети

Биография Петра Петровича настолько интересна, что хочется отдельно остановиться на рассказе о его семье.

Благодаря деятельности своего отца в качестве издателя, уже с ранних годов Петр был близко знаком со знаменитыми отечественными мастерами – Суриковым, Врубелем, Коровиным, Левитаном, Репиным, Серовым.

Петр Петрович женился на дочери одного из живописцев — . У них было двое детей — сын Миша и дочь Наташа. Отношения между супругами были нежными: он звал жену Лёлечкой, а она его – Дадочкой. Оба родителя горячо любили своих детей и уделяли их воспитанию много времени. Супруга занималась домом, обучала детей языкам и музыке. Она была основной моделью, главной музой и судьей для Петра Петровича. Каждая картина неизменно должна была получить оценку супруги.

Вторым мужем дочери, Натальи Кончаловской, стал начинающий писатель и драматург, Сергей Михалков. От этого брака у них родилось два сына. Оба они выросли и стали известными российскими режиссерами: старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков.

В 1932 году как дачу Кончаловский приобрел дом в Буграх (в Калужской области). Здесь семья проводила большую часть времени, встречались с детьми и внуками. На этой даче были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты.

И здесь же Петр Петрович закончил свой жизненный путь в возрасте 79 лет, 2 февраля 1956 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2017 году в Москве открылся музей-мастерская. Он находится по адресу Большая Садовая улице, дом 10. Там семья Кончаловских жила с 1912 года.

Картины:

  • Наташа на стуле, 1910 год;
  • Любитель боя быков, 1910 год;
  • Крым. Алупка, 1916 год;
  • Автопортрет с женой, 1923 год;
  • Новгород. Возвращение с ярмарки, 1926 год;
  • Девушка под зонтиком, 1929 год;
  • Сирень в корзине (“Героическая”), 1933 год;
  • Автопортрет, 1943 год;
  • Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда, 1938 год;
  • Пушкин в Михайловском, 1940 год;
  • Лермонтов на Кавказе, 1940 год;
  • А. Н. Толстой в гостях у художника, 1941 год;
  • Натюрморт. Красный поднос и рябина, 1947 год.

Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского

Биография австрийского художника и графика Эгона Шиле

Николай Крымов – природа вне времени

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: